ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-106/2021 от 02.08.2021 Тамбовского областного суда (Тамбовская область)

Дело № 33-1756/2021

Судья: Тришин С.К. (Дело № 2а-106/2021,

УИД 68RS0021-01-2020-001899-92)

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

2 августа 2021 года г.Тамбов

Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:

председательствующего судьи Рязанцевой Л.В.,

судей Сорокиной С.Л. и Рожковой Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Самарцевой Э.М., помощником судьи Ермаковой Л.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Башнина Вадима Сергеевича к Тамбовскому областному государственному казенному учреждению «Центр занятости населения № 3», Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Рассказово Тамбовской области (межрайонное) о признании решения об отказе в увеличении продолжительности периода выплаты пособия по безработице незаконным, обязании восстановить выплату пособия по безработице, о включении периодов в страховой стаж и внесении сведений о страховом стаже в индивидуальный лицевой счет,

по апелляционной жалобе Башнина Вадима Сергеевича на решение Рассказовского районного суда Тамбовской области от 25 января 2021 г.

Заслушав доклад судьи Сорокиной С.Л., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

С *** Башнину В.С., *** года рождения, присвоена категория «***».

Приказом ТОГКУ «Центр занятости населения № 3» от *** Башнин В.С., *** года рождения, признан безработным и ему назначено пособие по безработице с 16.08.2019; установлен период выплаты пособия по безработице 12 месяцев.

Приказом ТОГКУ «Центр занятости населения № 3» от 12.08.2020 Башнину В.С., в соответствии с Временными правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, утвержденными постановлением Правительства РФ от 08.04.2020 № 460, увеличена продолжительность периода выплаты пособия по безработице на 6 недель, с *** по ***.

С 01.10.2020 выплата пособия по безработице Башнину В.С. прекращена.

15.12.2020 Башнин В.С. обратился в суд с административным иском к ТОГКУ «Центр занятости населения № 3», УПФР в г.Рассказово Тамбовской области (межрайонное) о признании незаконным решение об отказе в увеличении продолжительности периода выплаты пособия по безработице с 01.10.2020, возложении обязанности увеличить продолжительность периода выплаты пособия по безработице с 01.10.2020 с учетом стажа, указанного в сведениях от 07.12.2020 и восстановить выплату пособия по безработице с 01.10.2020, возложении обязанности исчислить продолжительность стажа для уточнения периода выплаты пособия по безработице, указав в обоснование заявленных требований, что с *** зарегистрирован в качестве безработного гражданина предпенсионного возраста в ТОГКУ «Центр занятости населения № 3» с выплатой пособия по безработице. Период выплаты пособия по безработице, установленный на 12 месяцев, был продлен по 30.09.2020 с сохранением выплат. Для подтверждения права на увеличение продолжительности периода выплаты пособия он получил в Пенсионном фонде сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица по форме СЗИ-ИЛС от 22.07.2020, согласно которым его страховой стаж составил менее 25 лет. Согласно справкам УПФР в г.Рассказово Тамбовской области (межрайонное) по форме № *** от 19.06.2019 и от 11.09.2020, его страховой стаж составляет 28 лет 7 месяцев 27 дней и 36 лет 5 месяцев 5 дней, соответственно. Исходя из разности данных о стаже, ТОГКУ «Центр занятости населения № 3» должно было сделать вывод о недостоверности сведений, и запросить достоверные сведения в пенсионном органе. Кроме того, УПФР в г.Рассказово Тамбовской области (межрайонное) при назначении пенсии по инвалидности в *** году установило его страховой стаж 28 лет 7 месяцев 27 дней, однако эти сведения о действительном страховом стаже в соответствующий лицевой счет включены не были, в связи с чем, 22.07.2020 ему были выданы не соответствующие действительности сведения по форме СЗИ-ИЛС. Периоды обучения в техникуме и периоды участия в боевых действиях не учтены при подсчете стажа, тогда как в соответствии с п.4 ст.30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» период учебы должен быть учтен в стаже в календарном порядке, а в соответствии со ст.94 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 подлежат зачету период военной службы по призыву в двойном размере и период военной службы в период боевых действий в тройном размере.

С учетом уточненных исковых требований от 14.01.2021, Башнин В.С. просил признать незаконными действия ТОГКУ «Центр занятости населения № 3» по возложению только на него обязанности предоставить сведения по форме СЗИ-ИЛС и в отказе в принятии трудовой книжки, справок УПФР в г.Рассказово Тамбовской области (межрайонное) по форме № *** от 19.06.2019 и от 11.09.2020; признать незаконным бездействие по исполнению требований абз. 3 ст.17 Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.02.2019 № 116н о запросе сведений о наличии страхового стажа, подтверждающего право на увеличение продолжительности периода выплаты пособия по безработице, в рамках межведомственного обмена в территориальном органе Пенсионного фонда РФ; обязать ТОГКУ «Центр занятости населения № 3» увеличить продолжительность периода выплаты пособия по безработице с 01.10.2020.

Башнин В.С. также просил признать незаконным бездействие УПФР в г.Рассказово Тамбовской области (межрайонное) по внесению сведений о страховом стаже по состоянию на 22.07.2009 в его индивидуальный лицевой счет; обязать зачесть в страховой стаж период учебы в *** строительном техникуме с 01.09.1975 по 27.02.1979 продолжительностью 3 года 5 месяцев 27 дней, периоды военной службы по призыву с *** по *** и участия в боевых действиях продолжительностью 6 лет 3 месяца 14 дней дополнительно к периоду военной службы с 18.11.1979 по 22.04.1985; обязать УПФР в г.Рассказово Тамбовской области (межрайонное) внести сведения о его страховом стаже в индивидуальный лицевой счет продолжительностью 48 лет 2 месяца 18 дней по состоянию на 31.12.2019.

Решением Рассказовского районного суда Тамбовской области от 25 января 2021 г. в удовлетворении административных исковых требований Башнину В.С. отказано.

В апелляционной жалобе Башнин В.С. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение. Полагает, что решение вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, поскольку по состоянию на 01.01.2020 его страховой стаж по данным Пенсионного фонда составляет не менее 36 лет 5 месяцев 5 дней, что дает ему право на увеличение продолжительности периода выплаты пособия по безработице минимум на 24 недели. Считает, что ТОГКУ «Центр занятости населения № 3» в нарушение постановления Правительства РФ от 07.09.2012 № 891 «О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы» обязал его представить до окончания периода выплаты пособия по безработице сведения Пенсионного фонда о наличии у него страхового стажа и только по форме СЗИ-ИЛС, содержащей недостоверные сведения о его стаже. При наличии у него справок пенсионного органа по форме № *** от 19.06.2019 и от 11.09.2020, трудовых книжек, не принятых во внимание Учреждением, имея в распоряжении справку по форме СЗИ-ИЛС с недостоверными сведения о его стаже, ТОГКУ «Центр занятости населения № 3» обязано было принять меры для уточнения его страхового стажа. В пенсионном органе до 23.11.2009 имелись все необходимые документы для исчисления страхового стажа. Пенсионный орган допустил бездействие, не внеся в лицевой счет сведения, представленные застрахованным лицом. Периоды обучения в *** строительном техникуме, военной службы по призыву и участия в боевых действиях отсутствуют в справке СЗИ-ИЛС, что привело к принятию неправильного решения.

В дополнениях к апелляционной жалобе от 01.04.2021 Башнин В.С. указал, что Центр нарушил требования федерального законодательства о занятости, обязав его представить сведения о наличии трудового стажа, обратиться в территориальный орган ПФР за данными сведениями, представить сведения только по форме СЗИ-ИЛС, отказавшись принять справки по форме № *** и трудовую книжку, не запросив данные сведения в территориальном органе ПФР. Пенсионный орган допустил бездействие, не внеся в лицевой счет данные о стаже, представленные им, как застрахованным лицом, еще в *** году.

В дополнениях к апелляционной жалобе от 21.06.2021 Башнин В.С. указал, что в 2009 году пенсионный орган на основании сведений, представленных им для назначения пенсии, исчислил его трудовой стаж продолжительностью 28 лет 7 месяцев 27 дней, следовательно, только этот стаж должен храниться в информационных ресурсах ПФР. О необходимости обращения с заявлением о корректировке сведений и внесении уточнений в индивидуальный лицевой счет ему пенсионным органом не разъяснялось. Кроме того, корректировка страхового стажа в сторону увеличения по его заявлению от 03.11.2020 не произведена. В 2009 году пенсионным органом при подсчете страхового стажа не учтены период учебы в *** строительном техникуме с 01.09.1975 по 27.02.1979, не применено льготное исчисление периодов службы по призыву и участия в боевых действиях в Республике *** в период военной службы с рядах Советской Армии с *** по ***. В связи с чем, продолжительность страхового стажа в *** году, когда ему назначалась пенсия по инвалидности, должна быть 38 лет 4 месяца 23 дня; именно этот страховой стаж пенсионный орган обязан был внести в лицевой счет, этот страховой стаж должен был храниться в информационных ресурсах ПФР, представляющих собой электронный документ - ИЛС, и отразиться в справке СЗИ-ИЛС. Поскольку его страховой стаж в период с 01.01.2009 по 31.12.2019 увеличился на 9 лет 9 месяцев 6 дней, то его страховой стаж в информационных ресурсах ПФР, представляющих собой электронный документ - ИЛС, по состоянию на 31.12.2019 должен иметь продолжительность 48 лет 1 месяц 29 дней. Именно такие сведения о наличии и продолжительности страхового стажа пенсионный орган обязан был представить ему или Центру занятости до окончания периода выплаты пособия по безработице. Центр занятости обязан был увеличить продолжительность периода выплаты пособия по безработице на 46 недель.

УПФР в г.Рассказово Тамбовской области (межрайонное) 04.03.2021 и 10.06.2021 поданы возражения на апелляционную жалобу Башнина В.С., в которых Управление просит решение Рассказовского районного суда Тамбовской области от 25 января 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Башнина В.С. - без удовлетворения. Управление также указало, что с *** Башнин В.С. является получателем пенсии по инвалидности, назначенной в соответствии со ст.8 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При установлении пенсии Управлением был учтен страховой стаж Башнина В.С. по состоянию на 31.12.2008 продолжительностью 28 лет 7 месяцев 27 дней; периоды работы и иной деятельности, включенные при назначении пенсии в страховой стаж Башнина В.С., и их продолжительность указаны в справке, выданной Управлением 19.06.2019. Исчисление страхового стажа осуществлялось на основании представленных при подаче заявления о назначении пенсии документов (за периоды до регистрации в качестве застрахованного лица), а также на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета Башнина В.С. за периоды после регистрации Башнина В.С. в качестве застрахованного лица (***). На момент назначения Башнину В.С. пенсии по инвалидности сведения индивидуального (персонифицированного) учета Башнина В.С. содержали сведения о его работе, начиная с ***. Индивидуальный лицевой счет - это электронный документ, содержащий предусмотренные Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» сведения о зарегистрированном лице, хранящиеся в информационных ресурсах ПФР. Содержащиеся в индивидуальном лицевом счете сведения уточняются и дополняются; по общим правилам сведения о застрахованных лицах представляются страхователями; при этом граждане, имеющие право на зачет в страховой стаж иных периодов в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», вправе обращаться в органы ПФР для включения этих периодов в индивидуальный лицевой счет. В сведениях о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица Башнина В.С. по форме СЗИ-ИЛС от 22.07.2020 имелись данные о стаже Башнина В.С. за период с 01.01.1998 по 31.12.2019, продолжительностью 19 лет 10 месяцев 9 дней. Сведений о периодах работы и (или) иной деятельности, а также иных периодах, предусмотренных ст.ст.11, 12 Федерального закона «О страховых пенсиях», до регистрации Башнина В.С. в системе обязательного пенсионного страхования форма СЗИ-ИЛС не содержала ввиду того, что указанные сведения в Пенсионный фонд не представлялись. После обращения Башнина В.С. 03.11.2020 с заявлением о корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет, решением Управления от 02.12.2020 была произведена корректировка сведений индивидуального (персонифицированного) учета Башнина В.С. в части периодов его работы и (или) иной деятельности до регистрации в системе обязательного пенсионного страхования. Сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица Башнина В.С. по форме СЗИ-ИЛС от 07.12.2020 содержат данные о периодах его работы и (или) иной деятельности, а также иных периодах, предусмотренных ст.ст.11, 12 Федерального закона «О страховых пенсиях», с 10.04.1979 по 31.12.2019, продолжительность которых составляет 38 лет 3 месяца 11 дней. Сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица Башнина В.С. по форме СЗИ-ИЛС не содержат данных о периоде учебы в *** строительном техникуме с 01.09.1975 по 28.02.1979 в связи с тем, что периоды обучения не предусмотрены ст.ст.11, 12 Федерального закона «О страховых пенсиях» и могут быть включены в общий трудовой стаж только в целях определения расчетного размера трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица по его выбору в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Сведения индивидуального лицевого счета застрахованного лица Башнина В.С. отражают продолжительность периодов работы, иных периодов в календарном исчислении; льготный порядок исчисления страхового стажа предусмотрен пенсионным законодательством в целях определения права на страховую пенсию и в целях определения расчетного размера трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица по его выбору в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

12 апреля 2021 г. судебной коллегией по административным делам Тамбовского областного суда вынесено определение о переходе к рассмотрению апелляционной жалобы Башнина Вадима Сергеевича на решение Рассказовского районного суда Тамбовской области от 25 января 2021 г. по административному делу по административному исковому заявлению Башнина Вадима Сергеевича к Тамбовскому областному государственному казенному учреждению «Центр занятости населения №3», Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Рассказово Тамбовской области (межрайонное) об оспаривании действий, бездействия, о включении спорных периодов в страховой стаж, по правилам гражданского судопроизводства. Данное административное дело передано для рассмотрения в судебную коллегию по гражданским делам Тамбовского областного суда.

Проверив материалы дела, выслушав истца Башнина В.С., поддержавшего жалобу, представителей ответчиков ТОГКУ «Центр занятости населения № 3», по доверенности Акулову О.В., УПФР в г.Рассказово Тамбовской области (межрайонное), по доверенностям Николаева А.Е., Тарнопольскую Е.С., участие которой в судебном заседании обеспечено посредством видеоконференц-связи, возражавших против удовлетворения жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также ГПК РФ), основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие основания для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, исходя из изученных материалов дела, имеются.

Гарантируя каждому право на судебную защиту его прав и свобод, статья 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации непосредственно не устанавливает какой-либо определенный порядок реализации данного права и не предполагает возможность выбора гражданином по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральными законами, в том числе Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.

Таким образом, заинтересованные лица вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса лишь в установленном порядке, что не может рассматриваться как нарушение права на судебную защиту; закрепленные законодателем требования - при обеспечении каждому возможности обратиться в суд - обязательны для заявителя.

Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.

15.12.2020 Башнин В.С. обратился в суд с административным иском к ТОГКУ «Центр занятости населения № 3», УПФР в г.Рассказово Тамбовской области (межрайонное) о признании незаконным решение об отказе в увеличении продолжительности периода выплаты пособия по безработице, возложении обязанности увеличить продолжительность периода выплаты пособия по безработице и восстановить выплату пособия по безработице, возложении обязанности исчислить продолжительность стажа для уточнения периода выплаты пособия по безработице.

Решением Рассказовского районного суда Тамбовской области от 25 января 2021 г. в удовлетворении административных исковых требований Башнину В.С. отказано. При этом, как следует из решения, суд руководствовался нормами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Судебная коллегия по административным делам Тамбовского областного суда, передавая данное административное дело для рассмотрения в судебную коллегию по гражданским делам Тамбовского областного суда, в определении от 12 апреля 2021 г. указала, что, несмотря на то, что Башнин В.С. заявил требования в порядке административного судопроизводства, однако, исходя из их содержания - защита нарушенного права, связанного с реализацией социальных прав, то заявленные требования подлежали рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, а не в порядке Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Правильное определение судами вида судопроизводства, в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (подача заявления в порядке административного судопроизводства или гражданского судопроизводства).

Таким образом, вид судопроизводства (административное или гражданское) определяет суд.

В данном случае неправильное определение вида судопроизводства следует признать существенным нарушением процессуальных требований, способным повлечь принятие неправильного решения, поскольку вопреки предписаниям статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд в ходе разбирательства по настоящему делу, не создал условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства.

В соответствии со ст.3 Закона РФ от 19.04.1991 № 1031-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон о занятости населения), безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Согласно ст.31 Закона о занятости населения, пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом (п.1).

Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным (п.2).

В соответствии со ст.34.2 Закона о занятости населения, период выплаты пособия по безработице гражданам предпенсионного возраста, признанным в установленном порядке безработными, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы (за исключением граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, граждан, уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также граждан, направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия), не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 месяцев (п.1).

Период выплаты пособия по безработице гражданам предпенсионного возраста, указанным в пункте 1 настоящей статьи, имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно либо имеющим указанный страховой стаж и необходимый стаж работы на соответствующих видах работ, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности. При этом в страховой стаж включаются периоды работы и иной деятельности и засчитываются иные периоды, установленные статьями 11 и 12 указанного Федерального закона. Правила продления сроков выплаты пособия по безработице устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п.2).

Приказом Минтруда России от 22.02.2019 № 116н, зарегистрированным в Минюсте России 29.07.2019 № 55424, утверждены Правила, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам, согласно приложению (далее - Правила).

Согласно п.2 Правил, являющихся приложением к приказу Минтруда России от 22.02.2019 № 116н, социальные выплаты безработным гражданам и выдача предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам осуществляется работниками государственных учреждений службы занятости населения в соответствии со статьями 29 - 36 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".

Социальные выплаты безработным гражданам осуществляются центрами занятости населения в виде пособия по безработице, которое назначается гражданам с первого дня признания их безработными (п.4, п.6 Правил).

Решение работника центра занятости населения о назначении, размерах и сроках выплаты пособия по безработице оформляется в виде приказа о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным и назначении, размерах и сроках выплаты пособия по безработице, который оформляется на бланке личного дела получателя государственных услуг в области содействия занятости населения. Факт ознакомления гражданина с приказом о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным и назначении, размерах и сроках выплаты пособия по безработице подтверждается его личной подписью (п.9, 10 Правил).

Основанием принятия работником центра занятости населения решения об увеличении продолжительности периода выплаты пособия по безработице гражданам предпенсионного возраста является наличие страхового стажа, превышающего страховой стаж продолжительностью 25 лет для мужчин, не достигших возраста 65 лет, и 20 лет для женщин, не достигших возраста 60 лет, либо указанный страховой стаж и необходимый стаж работы на соответствующих видах работ, дающие безработному гражданину право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, предусмотренной статьями 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Продолжительность периода выплаты пособия по безработице увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности (п.15 Правил).

Согласно пункту 17 Правил, наличие страхового стажа, указанного в пункте 15 настоящих Правил, подтверждается до истечения 12-месячного периода выплаты пособия сведениями территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации, представленными гражданами, либо полученными органами службы занятости в электронной форме с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия.

Сведения о наличии страхового стажа, подтверждающего право на увеличение продолжительности периода выплаты пособия по безработице, могут быть предоставлены безработным гражданином по форме СЗИ-ИЛС "Сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица", утвержденной приказом Минтруда России от 9 января 2019 г. N 2н "Об утверждении формы сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица", по результатам предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по информированию застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов в системе обязательного пенсионного страхования на основании Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по информированию застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов в системе обязательного пенсионного страхования согласно федеральным законам "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации", утвержденного приказом Минтруда России от 16 января 2017 г. N 38н.

При отсутствии предоставленных безработным гражданином сведений, подтверждающих право на увеличение продолжительности периода выплаты пособия по безработице, на основании пункта 4 статьи 15 Закона о занятости населения указанные сведения запрашиваются органами службы занятости по безработице в рамках межведомственного обмена в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации.

Решение работника центра занятости населения об увеличении продолжительности периода выплаты пособия по безработице оформляется в виде приказа об увеличении продолжительности периода выплаты пособия по безработице, размере и сроках выплаты пособия (п.18 Правил).

Судом установлено и следует из материалов дела, что Башнин В.С. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования в качестве застрахованного лица ***.

С *** Башнин В.С. является получателем пенсии по инвалидности, назначенной в соответствии со ст.8 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

При назначении пенсии по инвалидности УПФР в г.Рассказово Тамбовской области (межрайонное) был учтен страховой стаж Башнина В.С. по состоянию на *** продолжительностью 28 лет 7 месяцев 27 дней.

С 01.01.2019 Башнину В.С., *** года рождения, присвоена категория «***», под которым в соответствии с п.10 ст.10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" понимается предшествующий назначению пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации возрастной период продолжительностью до пяти лет.

Приказом ТОГКУ «Центр занятости населения № 3» от 26.08.2019 Башнин В.С. признан безработным и ему назначено пособие по безработице с 16.08.2019; установлен период выплаты пособия по безработице 12 месяцев по 15.08.2020.

27.07.2020 Башнин В.С., проинформированный о необходимости предоставления в центр занятости населения справки по форме СЗИ-ИЛС, представил в ТОГКУ «Центр занятости населения № 3» Сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица форма СЗИ-ИЛС от 22.07.2020, оценив которые, ТОГКУ «Центр занятости населения № 3» пришло к выводу о том, что продолжительность страхового стажа Башнина В.С. составила 19 лет 10 месяцев 9 дней.

Приказом ТОГКУ «Центр занятости населения № 3» от 12.08.2020 Башнину В.С., в соответствии с Временными правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, утвержденными постановлением Правительства РФ от 08.04.2020 № 460, увеличена продолжительность периода выплаты пособия по безработице на 6 недель, с 16.08.2020 по 30.09.2020.

С 01.10.2020 выплата пособия по безработице Башнину В.С. прекращена.

03.11.2020 Башнин В.С. обратился в УПФР в г.Рассказово Тамбовской области (межрайонное) с заявлением о корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет, рассмотрев которое Управление решением от 02.12.2020 произвело корректировку сведений индивидуального (персонифицированного) учета Башнина В.С. в части периодов его работы и (или) иной деятельности до регистрации в системе обязательного пенсионного страхования.

Представленные Башниным В.С. Сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица форма СЗИ-ИЛС от 07.12.2020, согласно которым продолжительность страхового стажа составила 38 лет 3 месяца 11 дней, ТОГКУ «Центр занятости населения № 3» приняты не были, поскольку решение об увеличении продолжительности периода выплаты пособия по безработице принимается только в период его получения.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований Башнина В.С., суд первой инстанции, руководствуясь нормами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Правилами, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам, утвержденными приказом Минтруда России от 22.02.2019 № 116н, Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», Федеральным законом «О страховых пенсиях», исходил из того, что в форме СЗИ-ИЛС от 22.07.2020 отражен страховой стаж истца менее 25 лет, что не дает ему право на увеличение продолжительности периода выплаты пособия по безработице, а в связи с тем, что решение об увеличении продолжительности периода выплаты пособия по безработице принимается только в период его получения, форма СЗИ-ИЛС от 07.12.2020 не была принята Центром занятости; с заявлением о корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет Башнин В.С. обратился в пенсионный орган только 03.11.2020, оснований для корректировки сведений индивидуального лицевого счета по состоянию на *** у пенсионного органа не имелось, поскольку Башнин В.С. с какими-либо заявлениями о корректировке сведений не обращался; Башнин В.С. с целью реализации своих прав имел реальную возможность до окончания периода выплаты пособия по безработице обратиться в Пенсионный фонд с заявлением о корректировке сведений индивидуального учета, а в период после регистрации его в системе обязательного пенсионного страхования имел право осуществлять контроль за исполнением работодателями требований пенсионного законодательства Российской Федерации. В связи с чем, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции не может согласиться.

Согласно ст.11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В статье 12 Федерального закона «О страховых пенсиях» перечислены иные периоды, которые засчитываются в страховой стаж; перечень данных периодов является исчерпывающим, включает период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…», и не включает период обучения.

В силу ст.13 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», исчисление страхового стажа производится в календарном порядке.

В соответствии с ч.1, ч.2 ст.14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Аналогичные положения содержались в статьях 10, 11, 12, 13 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», по нормам которого истцу назначалась пенсия по инвалидности в *** году.

В соответствии с п.1 ст.6 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее также Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ), на территории Российской Федерации на каждого гражданина Российской Федерации, а также на каждого иностранного гражданина и каждое лицо без гражданства, постоянно или временно проживающих (пребывающих) на территории Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет, имеющий постоянный страховой номер.

Индивидуальный лицевой счет - электронный документ, содержащий предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения о зарегистрированном лице, хранящиеся в информационных ресурсах Пенсионного фонда Российской Федерации (ст.1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ).

Общая часть индивидуального лицевого счета - составная часть индивидуального лицевого счета, в которой отражаются страховой номер индивидуального лицевого счета, сведения о зарегистрированном лице, сведения о периодах работы и (или) другой деятельности, об иных периодах, засчитываемых в страховой стаж в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", о заработке (доходе) и начисленных и уплаченных страховых взносах, направляемых на финансирование страховой пенсии, о пенсионных правах застрахованного лица и об установлении страховой пенсии, о дате регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета, о закрытии индивидуального лицевого счета и иные сведения в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Содержащиеся в индивидуальном лицевом счете сведения уточняются и дополняются (п.6 ст.6 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ).

По общим правилам в соответствии со ст.8 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями.

В соответствии со ст.12 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, граждане, имеющие право на зачет в страховой стаж иных периодов в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», могут обращаться в органы Пенсионного фонда Российской Федерации для включения этих периодов в индивидуальный лицевой счет.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о зарегистрированных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст.8.1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ).

Приказом Минтруда России от 9 января 2019 г. N 2н "Об утверждении формы сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица" (зарегистрировано в Минюсте России 5 марта 2019 г. N 53957) утверждена форма СЗИ-ИЛС "Сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица".

В соответствии со ст.14 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, зарегистрированное (застрахованное) лицо имеет право получать бесплатно в органах Пенсионного фонда Российской Федерации, а также через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по своему обращению способом, указанным им при обращении, сведения, содержащиеся в его индивидуальном лицевом счете (указанные сведения могут быть направлены ему в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Пенсионным фондом Российской Федерации, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, а также иным способом, в том числе почтовым отправлением); в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации или в налоговые органы в соответствии с их компетенцией, либо в суд.

При этом в соответствии со ст.16 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны обеспечивать своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведений, представленных налоговыми органами и страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, органами, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, зарегистрированными лицами, а также надежное хранение этих сведений; осуществлять контроль за правильностью представления страхователями, органами, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным; предоставлять бесплатно зарегистрированному лицу по его обращению сведения о состоянии его индивидуального лицевого счета, частей индивидуального лицевого счета, включая информацию о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений, о сумме средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета или на пенсионном счете накопительной пенсии зарегистрированного лица, включая информацию о сумме дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений, не подлежащего передаче в случае удовлетворения заявления зарегистрированного лица о досрочном переходе, или сумме убытка, не подлежащего гарантийному восполнению в случае удовлетворения заявления зарегистрированного лица о досрочном переходе, а также раздела "Сведения о трудовой деятельности" по формам, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, при личном обращении зарегистрированного лица в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации или в форме электронного документа, порядок оформления которого устанавливается Правительством Российской Федерации, с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг; разъяснять зарегистрированным лицам и страхователям их права и обязанности.

Из материалов дела следует, что в сведениях о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица Башнина В.С. по форме СЗИ-ИЛС от 22.07.2020 имелись данные о стаже Башнина В.С. за период с *** по ***, продолжительностью 19 лет 10 месяцев 9 дней.

Между тем, при назначении пенсии УПФР в г.Рассказово Тамбовской области (межрайонное) был учтен страховой стаж Башнина В.С. по состоянию на 31.12.2008 продолжительностью 28 лет 7 месяцев 27 дней.

В связи с чем, доводы Башнина В.С. о том, что указанный стаж должен храниться в информационных ресурсах ПФР, по мнению судебной коллегии, обоснованны.

Из пояснений представителя ответчика, УПФР в г.Рассказово Тамбовской области (межрайонное), по доверенности Николаева А.Е., в суде апелляционной инстанции следует, что сведений о периодах работы и (или) иной деятельности, а также иных периодах, предусмотренных ст.ст.11, 12 Федерального закона «О страховых пенсиях», до регистрации Башнина В.С. в системе обязательного пенсионного страхования форма СЗИ-ИЛС не содержала ввиду того, что указанные сведения в Пенсионный фонд не представлялись.

Порядок осуществления корректировки был установлен Постановлением Правления ПФР от 14 декабря 2005 г. N 246п "Об утверждении Порядка корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета и уточнения индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц в части трудового (страхового) стажа, приобретенного до 1 января 2002 года, территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации", утратившим силу в связи с утверждением Постановлением Правления ПФР № 519н от 15.10.2019 Порядка осуществления корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет.

При этом корректировка территориальным органом ПФР сведений персонифицированного учета и уточнение индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц осуществляется в случаях обращения застрахованного лица по вопросу уточнения сведений о трудовом (страховом) стаже, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете, в том числе в связи с непредставлением страхователем исходных данных о трудовом (страховом) стаже в случае ликвидации или прекращения деятельности по другим причинам, изменением пенсионного законодательства в отношении периода до 1 января 2002 г. (п.4 Порядка от 14 декабря 2005 г. N 246п).

Аналогичный заявительный порядок корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета определен Постановлением Правления ПФР № 519н от 15.10.2019.

Согласно данному Порядку, корректировке подлежат сведения индивидуального (персонифицированного) учета только в отношении трудового (страхового) стажа и сведений о заработке за период с даты открытия индивидуального лицевого счета застрахованного лица до 1 января 2002 г., ранее представленных страхователями и внесенных в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц. Проведение корректировки иных сведений действующим законодательством не предусмотрено. При отсутствии возможности внесения изменений в ИЛС со стороны работодателя (ликвидация), территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по заявлению застрахованного лица, при документальном подтверждении факта принимает меры для изменения данных застрахованного лица, содержащихся в индивидуальном лицевом счете в системе индивидуального персонифицированного учета, в порядке, установленном Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", а также Инструкцией от 21 декабря 2016 г. N 766н "Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", утвержденной приказом Минтруда России.

Несмотря на то, что страхователем в установленный срок не были представлены сведения о застрахованном лице Башнине В.С., в результате чего в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица Башнина В.С. имелись данные о стаже только лишь за период с ***, и сам Башнин В.С. обратился в пенсионный орган с заявлением о корректировке сведений только лишь 03.11.2020, данные обстоятельства, по мнению судебной коллегии, не могут влечь иную продолжительность страхового стажа (19 лет 10 месяцев 9 дней), необходимого для увеличения продолжительности периода выплаты пособия по безработице, на момент возникновения спорных правоотношений (август 2020 года), чем продолжительность страхового стажа 38 лет 3 месяца 11 дней, нашедшую свое отражение в форме СЗИ-ИЛС от 07.12.2020.

Пенсионный орган, учитывая в *** году при назначении пенсии страховой стаж Башнина В.С. по состоянию на *** продолжительностью 28 лет 7 месяцев 27 дней, при отсутствии в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица Башнина В.С. данных о стаже за период до ***, не разъяснил Башнину В.С. о необходимости обращения в пенсионный орган по вопросу уточнения сведений о трудовом (страховом) стаже, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете, в том числе в связи с непредставлением страхователем исходных данных о трудовом (страховом) стаже. Доказательств обратному пенсионным органом не представлено; при этом доводы представителя ответчика УПФР в г.Рассказово Тамбовской области (межрайонное), по доверенности Николаева А.Е., о том, что на пенсионный орган не возложена обязанность разъяснять гражданам о наличии у них права на корректировку сведений индивидуального учета, судебной коллегией отклоняются; в силу ст.16 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, органы ПФР обязаны разъяснять зарегистрированным лицам и страхователям их права и обязанности, в том числе право застрахованного лица обратиться с заявлением об исправлении сведений индивидуального учета.

Сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица Башнина В.С. по форме СЗИ-ИЛС от 07.12.2020 содержат данные о периодах его работы и (или) иной деятельности, а также иных периодах, предусмотренных ст.ст.11, 12 Федерального закона «О страховых пенсиях», с 10.04.1979 по 31.12.2019, продолжительность которых составляет 38 лет 3 месяца 11 дней.

При этом указанные Сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица Башнина В.С. по форме СЗИ-ИЛС не содержат данных о периоде учебы Башнина В.С. в *** строительном техникуме с 01.09.1975 по 28.02.1979, поскольку периоды обучения не предусмотрены ст.ст.11, 12 Федерального закона «О страховых пенсиях» и могут быть включены в общий трудовой стаж только в целях определения расчетного размера трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица по его выбору в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Также Сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица Башнина В.С. по форме СЗИ-ИЛС от 07.12.2020 отражают продолжительность периодов работы, иных периодов в календарном исчислении, поскольку льготный порядок исчисления страхового стажа предусмотрен пенсионным законодательством в целях определения права на страховую пенсию и в целях определения расчетного размера трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица по его выбору в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В суде апелляционной инстанции Башнин В.С., настаивая на наличии у него по состоянию на 31.12.2019 страхового стажа продолжительностью более 48 лет, что, по его мнению, влечет увеличение продолжительности периода выплаты пособия по безработице с 01.10.2020 на 46 недель, вместе с тем, пояснил, что данный спор касается продолжительности страхового стажа, необходимого не для начисления пенсии, а именно для увеличения продолжительности периода выплаты пособия по безработице.

Принимая во внимание существо спора истца с ответчиками, учитывая положения статей 11, 12, 13 Федерального закона «О страховых пенсиях», а также статьи 34.2 Закона о занятости населения, устанавливающей, что период выплаты пособия по безработице гражданам предпенсионного возраста, имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 лет для мужчин, увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности, в который включаются периоды работы и иной деятельности и засчитываются иные периоды, установленные статьями 11 и 12 указанного Федерального закона, судебная коллегия приходит к выводу о том, что продолжительность периода выплаты пособия по безработице Башнину В.С. с 01.10.2020 должна быть увеличена с учетом наличия у Башнина В.С. страхового стажа продолжительностью 38 лет 3 месяца 11 дней.

При этом судебная коллегия считает несостоятельными доводы истца о наличии для целей увеличения продолжительности периода выплаты пособия по безработице страхового стажа продолжительностью 48 лет 1 месяц 29 дней, и не находит оснований для возложения на пенсионный орган обязанности по зачету в страховой стаж для целей увеличения продолжительности периода выплаты пособия по безработице периода учебы в *** строительном техникуме, периодов военной службы по призыву и участия в боевых действиях в льготном исчислении, а также по внесению сведений о страховом стаже продолжительностью 48 лет 2 месяца 18 дней по состоянию на 31.12.2019 в индивидуальный лицевой счет, равно как для признания незаконным бездействие пенсионного органа, учитывая, что решением УПФР в г.Рассказово Тамбовской области (межрайонное) от 02.12.2020 по заявлению Башнина В.С. от 03.11.2020 произведена корректировка сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Буквальное содержание приведенных выше положений Закона о занятости населения, а также подзаконного акта, устанавливающего порядок назначения пособия и продления срока его выплаты, свидетельствует об обязанности органа занятости разъяснять гражданину о его праве на увеличение продолжительности периода выплаты пособия исходя из его стажа; обязанность органа занятости в порядке информационного взаимодействия самостоятельно получать из пенсионного органа сведения о продолжительности стажа безработного лица при наличии соответствующего заявления. Из материалов дела усматривается, что 27.07.2020 Башнин В.С., проинформированный о необходимости предоставления в центр занятости населения справки по форме СЗИ-ИЛС, представил в ТОГКУ «Центр занятости населения № 3» Сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица форма СЗИ-ИЛС от 22.07.2020, оценив которые, ТОГКУ «Центр занятости населения № 3» пришло к выводу о том, что продолжительность страхового стажа Башнина В.С. составила 19 лет 10 месяцев 9 дней, что не влечет увеличение продолжительности периода выплаты пособия по безработице.

Сведения о страховом и специальном стаже, величине ИПК (индивидуального пенсионного коэффициента) на первой странице ИЛС служат исключительно для целей информирования застрахованных лиц об их пенсионных правах. У лиц, уже являющихся получателями пенсий, каковым является истец, поскольку с *** года является получателем пенсии по инвалидности, при формировании сведений по форме СЗИ-ИЛС сведения о страховом и специальном стаже, величине ИПК аннулируются, поскольку эти данные уже учтены при исчислении ИПК для расчета размера пенсии. Все сформированные права, в том числе с учетом представленных заявителем документов, преобразуются в размер пенсии.

В разделе 5 Сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица форма СЗИ-ИЛС от 22.07.2020 указано, что Башнину В.С. с применением Федерального закона «О страховых пенсиях» установлена пенсия по инвалидности с ***.

В общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица Башнина В.С. указан стаж 0 лет 0 месяцев 0 дней.

Поскольку в отношении получателей пенсии в Форме сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица отражаются только те данные (стаж, данные о доходах и страховых взносах и т.п.), которые не учтены при произведении последнего пенсионного действия (назначения, перерасчета, индексации пенсии), то, по мнению судебной коллегии, ТОГКУ «Центр занятости населения № 3», которое при решении вопроса об увеличении продолжительности периода выплаты пособия по безработице ориентировалось только на продолжительность стажа застрахованного лица Башнина В.С., указанную в разделе 1 Сведений, необходимо было посредством взаимодействия с пенсионным органом определить продолжительность страхового стажа истца, и в дальнейшем принять решение о прекращении выплаты пособия по безработице либо об увеличении продолжительности периода выплаты пособия по безработице.

Поскольку продолжительность страхового стажа Башнина В.С. на 31.12.2019 составила 38 лет 3 месяца 11 дней, то у истца существовало безусловное право на увеличение периода выплаты пособия по безработице, в связи с чем, на ТОГКУ «Центр занятости населения № 3» следует возложить обязанность увеличить Башнину В.С. с 01.10.2020 продолжительность периода выплаты пособия по безработице с учетом страхового стажа указанной продолжительности.

Требования истца о признании незаконными действия ТОГКУ «Центр занятости населения № 3» по возложению только на него обязанности предоставить сведения по форме СЗИ-ИЛС и в отказе в принятии трудовой книжки, справок УПФР в г.Рассказово Тамбовской области (межрайонное) по форме № 1 от 19.06.2019 и от 11.09.2020, признании незаконным бездействие по исполнению требований абз. 3 ст.17 Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.02.2019 № 116н о запросе сведений о наличии страхового стажа, подтверждающего право на увеличение продолжительности периода выплаты пособия по безработице, в рамках межведомственного обмена в территориальном органе Пенсионного фонда РФ, по мнению судебной коллегии, фактически обосновывают позицию истца по рассматриваемому спору, и не требуют принятия по ним самостоятельного решения.

Доводы представителей ответчиков в суде апелляционной инстанции о законности оспариваемого решения, судебная коллегия признает несостоятельными. При наличии у истца на 15.08.2020 (дата, по которую установлен период выплаты пособия по безработице) страхового стажа значительно больше 25 лет, что, безусловно, влекло увеличение продолжительности периода выплаты пособия по безработице с 01.10.2020, выплата пособия по безработице была прекращена с 01.10.2020, что свидетельствует о нарушении прав истца на социальную выплату безработным гражданам.

В соответствии со ст.328 ГПК РФ, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

На основании изложенного, решение Рассказовского районного суда Тамбовской области от 25 января 2021 г., как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, подлежит отмене с принятием нового решения о возложении на Тамбовское областное государственное казенное учреждение «Центр занятости населения № 3» обязанности увеличить Башнину Вадиму Сергеевичу с 01.10.2020 продолжительность периода выплаты пособия по безработице с учетом страхового стажа 38 лет 3 месяца 11 дней.

Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Рассказовского районного суда Тамбовской области от 25 января 2021 г. отменить и принять по делу новое решение.

Обязать Тамбовское областное государственное казенное учреждение «Центр занятости населения № 3» увеличить Башнину Вадиму Сергеевичу с 01.10.2020 продолжительность периода выплаты пособия по безработице с учетом страхового стажа 38 лет 3 месяца 11 дней.

В удовлетворении остальной части исковых требований и в удовлетворении исковых требований к УПФР в г.Рассказово Тамбовской области (межрайонное) Башнину В.С. отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 12.08.2021.