Судья Ланин А.Н. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
6 июля 2021 года город Ханты-Мансийск
Судебная коллегия по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:
председательствующего судьи Симоновича В.Г.,
судей Волкова А.Е., Степановой М.Г.,
при секретаре Калининой Д.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску (ФИО)12 к администрации Березовского района (далее – Администрация) об оспаривании решения о снятии с учета на бесплатное приобретение земельного участка,
по апелляционной жалобе Расылкановой Н.Р. на решение Березовского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 31 марта 2021 года, которым в удовлетворении административного иска отказано.
Заслушав доклад судьи Симоновича В.Г., объяснение представителя административного истца Суина И.Н., поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Расылканова Н.Р. обратилась в суд с вышеуказанным административным иском с требованиями признать незаконным решение о снятии ее с учета в качестве граждан, желающих бесплатно приобрести земельный участок для индивидуального жилищного строительства, и обязать Администрацию предоставить бесплатно земельный участок для указанных целей. Свои требования мотивирует тем, что является матерью четверых несовершеннолетних детей. В (дата) году она поставлена на учет граждан для бесплатного приобретения земельного участка для индивидуального жилищного строительства. В 2018 году она вступила с брак с иностранным гражданином Нуралиевым М.К. В сентябре 2020 года ее уведомили о снятии с указанного учета из-за того, что супруг не является гражданином Российской Федерации. Считает это решение незаконным, поскольку за 3 года с момента постановки на учет до вступления в брак административный ответчик не исполнил обязанность по предоставлению ей земельного участка во внеочередном порядке.
Судом постановлено вышеуказанное решение, которое Расылканова Н.Р., полагая незаконным и необоснованным, в апелляционной жалобе просит отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить административные исковые требования в полном объеме. Утверждает, что данный спор должен быть рассмотрен в порядке гражданского судопроизводства. Кроме того, суд не проверил и не дал правовую оценку ее доводам об обязанности органа местного самоуправления предоставить ей участок во внеочередном порядке.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель административного ответчика ссылается на несостоятельность ее доводов, просит решение суда оставить без изменения.
В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие административного истца Расылкановой Н.Р., представителя Администрации, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, явка которых не является обязательной и не признана судом обязательной.
В силу части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Исследовав материалы дела в полном объеме по правилам части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, обсудив их, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено судом и следует из материалов административного дела, Расылканова Н.Р. является матерью несовершеннолетних (ФИО)13., (дата) года рождения, (ФИО)14., (дата) года рождения, (ФИО)15, (дата) года рождения, Нуралиевой М.М., 12 февраля 2020 года рождения.
На основании заявления от (дата) Расылканова Н.Р. с членами семьи – (ФИО)16., (ФИО)17., (ФИО)18 поставлена на учет в качестве граждан, желающих бесплатно приобрести земельный участок для индивидуального жилищного строительства, в соответствии со статьей 6.2 Закона ХМАО от 3 мая 2000 года № 26-оз «О регулировании отдельных земельных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».
(дата) между Расылкановой Н.Р. и гражданином <данные изъяты>(ФИО)19 заключен брак.
(дата) в связи с очередностью принятия граждан на учет Расылкановой Н.Р. предложено обратиться в Администрацию с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: (адрес), кадастровый номер (номер), площадью <данные изъяты> кв.м.
(дата) Расылканова Н.Р. с составом семьи: муж Н.М.К.., сын Н.Э.М. сын Н.Э.М. сын Н.А.М. дочь Н.М.М. обратилась в Администрацию с заявлением о бесплатном предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: (адрес), кадастровый номер (номер), площадью <данные изъяты> кв.м.
2 сентября 2020 года Расылканова Н.Р. снята с учета в качестве граждан, желающих бесплатно приобрести земельный участок для индивидуального жилищного строительства, в соответствии с подпунктом «г» пункта 21 статьи 6.2 Закона ХМАО от 3 мая 2000 года № 26-оз «О регулировании отдельных земельных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» из-за отсутствия гражданства Российской Федерации у его супруга.
Разрешая требования по существу и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Закона ХМАО – Югры от 6 июля 2005 № 57-оз «О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», Закона ХМАО от 3 мая 2000 года № 26-оз «О регулировании отдельных земельных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», пришел к выводу об утрате Расылкановой Н.Р. и членов ее семьи права на бесплатное приобретение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, а также о пропуске административным истцом срока обращения в суд.
С указанными выводами судебная коллегия соглашается.
Подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено бесплатное предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, на основании решения уполномоченного органа в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с указанной нормой органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре принят Закон от 6 июля 2005 года № 57-оз «О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (далее – Закон ХМАО о жилищных отношениях), статьей 7.4 которого регулируются вопросы обеспечения граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, земельными участками для строительства индивидуальных жилых домов.
На основании пункта 1 статьи 7.4 Закона ХМАО о жилищных отношениях имеющие трех и более детей граждане Российской Федерации, прожившие на территории автономного округа не менее пяти лет, не являющиеся собственниками земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, или членами семьи собственника земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, имеют право однократно бесплатно приобрести земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства без торгов в соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 3 мая 2000 года № 26-оз «О регулировании отдельных земельных отношений в Ханты- Мансийском автономном округе – Югре» (далее - Закон ХМАО о земельных отношениях).
Согласно пункту 5 статьи 6 Закона ХМАО о земельных отношениях помимо случаев, установленных законодательством Российской Федерации, однократно бесплатно земельные участки из земель населенных пунктов, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность для строительства индивидуальных жилых домов в размерах, установленных пунктами 3, 3.1 данной статьи, гражданам, отнесенным к категориям, указанным в пункте 1 статьи 7.4 Закона о жилищных отношениях.
Пунктом 6 статьи 6 Закона о земельных отношениях определено, что земельные участки из земель населенных пунктов, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемые гражданам, отнесенным к категориям, указанным в пунктах 1, 2 статьи 7.4 Закона о жилищных отношениях, для строительства индивидуальных жилых домов формируются исполнительными органами государственной власти автономного округа и органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа с учетом требований к обеспеченности инженерной и транспортной инфраструктурой, установленных региональными нормативами в соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О градостроительной деятельности на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры». Финансирование мероприятий по обеспечению земельных участков, предоставляемых гражданам однократно бесплатно для строительства индивидуальных жилых домов, инженерной и транспортной инфраструктурой согласно региональным нормативам осуществляется в том числе на условиях софинансирования в соответствии с муниципальными программами и государственными программами автономного округа.
В силу пункта 3 статьи 7.4 Закона о жилищных отношениях земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства без торгов однократно бесплатно предоставляются гражданам, относящимся к категориям, указанным в пункте 1 названной статьи, в порядке, установленном статьей 6.2 Закона о земельных отношениях.
Пунктом 10 статьи 7.4 Закона ХМАО о жилищных отношениях предусмотрено, что гражданин, относящийся к одной из категорий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, принятый на учет в качестве желающего бесплатно приобрести земельный участок для индивидуального жилищного строительства, заключивший брак с иностранным гражданином или лицом без гражданства после принятия на такой учет, сохраняет право состоять в нем и однократно бесплатно приобрести земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства при условии приобретения гражданства Российской Федерации таким иностранным гражданином или лицом без гражданства до принятия уполномоченным органом, указанным в пункте 1 статьи 6.2 Закона о земельных отношениях, решения о бесплатном предоставлении гражданину, заключившему с ним брак, земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Гражданин, принятый на учет в качестве желающего бесплатно приобрести земельный участок для индивидуального жилищного строительства, снимается с такого учета в соответствии с подпунктом «г» пункта 21 статьи 6.2 Закона о земельных отношениях в случае отсутствия гражданства Российской Федерации у его супруга (супруги) на момент получения согласия гражданина, указанного в абзаце пятом пункта 19 статьи 6.2 данного Закона.
Абзацем пятым пункта 19 статьи 6.2 Закона о земельных отношениях предусмотрено, что решение о предоставлении гражданину земельного участка принимается уполномоченным органом не позднее пяти рабочих дней со дня получения согласия гражданина на получение земельного участка и в течение пяти рабочих дней со дня его принятия направляется по почте заказным письмом с уведомлением о вручении или выдается гражданину под расписку.
Подпунктом «г» пункта 21 статьи 6.2 Закона о земельных отношениях установлено, что гражданин снимается с учета желающих бесплатно приобрести земельные участки для индивидуального жилищного строительства в случаях утраты оснований, дающих гражданину право на бесплатное предоставление земельного участка в соответствии с условиями статьи 7.4 Закона ХМАО о жилищных отношениях.
Таким образом, установив, что требования пункта 10 статьи 7.4 Закона ХМАО о жилищных отношениях не исполнены, поскольку супруг Расылкановой Н.Р. Нуралиев М.К. гражданства Российской Федерации не приобрел, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что административный истец утратила основания, дающие право на бесплатное предоставление земельного участка, в связи с чем уполномоченным органом принято законное и обоснованное решение.
Кроме того, следует согласиться с выводом суда первой инстанции о пропуске Расылкановой Н.Р. срока на обращение в суд.
Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В силу части 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
При этом согласно части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд.
Частью 1 статьи 94 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что право на совершение процессуальных действий погашается с истечением установленного настоящим Кодексом или назначенного судом процессуального срока.
Как следует из искового заявления и признано административным истцом, с оспариваемым решением она ознакомлена в сентябре 2020 года, с административным иском об оспаривании указанного решения обратилась в суд только 2 февраля 2021 года, то есть с пропуском установленного срока.
В силу части 1 статьи 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Доказательств уважительных причин пропуска срока обращения в суд с административным иском Расылкановой Н.Р. не представлено.
При таких обстоятельствах, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, основаны на представленных сторонами доказательствах, решение постановлено при правильном применении норм материального права, существенных нарушений судом норм процессуального права, которые могли бы привести к принятию неправильного решения, судебная коллегия не усматривает, вследствие чего оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Березовского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 31 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий Симонович В.Г.
Судьи Волков А.Е.
Степанова М.Г.