ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1070/2022 от 27.06.2022 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Судья 1 инстанции: ФИО5

Номер дела суда 1 инстанции: 2а-1070/2022 Дело №33а-5202/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 июня 2022 года г. Симферополь

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе

председательствующего судьи – Тимофеевой А.А.,

судей – Павловского Е.Г., Агина В.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания – Кильо М.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Дикого Алексея Олеговича к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, заместителю министра имущественных и земельных отношений Республики Крым Заиченко Анатолию Анатольевичу, заинтересованные лица – Прокуратура Республики Крым, Администрация Пятихатского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым, о признании незаконным бездействия, ответа, возложении обязанности совершить определенные действия,

по апелляционной жалобе представителя Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым ФИО2 на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, которым административное исковое заявление удовлетворено частично.

Заслушав доклад судьи Тимофеевой А.А., объяснения представителя административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым ФИО8, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя административного истца Дикого А.О. – ФИО9, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия,

установила:

Дикий А.О. обратился в Центральный районный суд г.Симферополя Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, выразившиеся в отсутствии решения о предоставлении земельного участка с кадастровым номером в аренду без торгов Дикому А.О.; признать ответ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ незаконным; обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым в течении месяца с момента вступления в законную силу решения суда подготовить и направить в адрес административного истца подписанный проект договора аренды земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером .

Требования мотивированы тем, что распоряжением Красногвардейской райгосадминистрации в АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ истцу было разрешено производство работ по разработке проекта землеустройства по отводу земельного участка общей площадью до <данные изъяты> га из земель запаса Пятихатского сельского совета в долгосрочную аренду сроком на 49 лет. В порядке завершения оформления прав в соответствии с положениями статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», положениями Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, административный истец обратился к административному ответчику с заявлениями от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду без торгов, однако на указанные заявления ответы не поступили. За защитой своих прав административный истец обратился в Прокуратуру Республики Крым и ответом от ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что заявления истца о предоставлении земельного участка в аренду не рассмотрены, в заключении договора аренды неправомерно отказано.

После этого истец получил отказ ответчика от ДД.ММ.ГГГГ о заключении договора аренды на том основании, что не были предоставлены документы, подтверждающие регистрацию истца в качестве индивидуального предпринимателя-главы крестьянско-фермерского хозяйства. Вместе с тем, по мнению административного истца, ответ от ДД.ММ.ГГГГ не является решением об отказе в предоставлении земельного участка, поскольку не содержит оснований, предусмотренных действующим законодательством, для отказа в предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав. Кроме того, административным истцом указано на то, что с ДД.ММ.ГГГГ был изменен механизм регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства и с указанной даты отдельная регистрации индивидуального предпринимателя - главы крестьянско-фермерского хозяйства не предполагается. Все вышеуказанное является препятствием для реализации принадлежащего заявителю на основании закона права завершения оформления прав на земельный участок.

Решением Центрального районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление удовлетворено частично. Признан незаконным отказ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, оформленный письмом от ДД.ММ.ГГГГ, в предоставлении Дикому А.О. в аренду земельного участка в порядке завершения оформления прав; признано незаконным бездействие Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, выразившееся в не рассмотрении заявления административного истца от ДД.ММ.ГГГГ (рег. от ДД.ММ.ГГГГ) и несвоевременном рассмотрении заявления административного истца от ДД.ММ.ГГГГ (рег. от ДД.ММ.ГГГГ); возложена обязанность на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым рассмотреть в установленном законом порядке заявления административного истца по предоставлению в аренду земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом установленных в ходе рассмотрения данного административного дела обстоятельств; возложена обязанность на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить суду и Дикому А.О. об исполнении решения суда; взысканы с Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым в пользу Дикого А.О. судебные издержки по уплате государственной пошлины в <данные изъяты> руб..

Не согласившись с указанным решением, представитель Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым ФИО2 обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления отказать.

В апелляционной жалобе апеллянт ссылается на то, что оснований для предоставления в аренду административному истцу земельного участка в порядке завершения оформления прав не имелось. Кроме того, Диким А.О. пропущен срок на обращение с настоящим административным иском в суд, доказательств уважительности причин пропуска срока исковой давности истцом не представлены.

В судебном заседании представитель административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым ФИО8 просил апелляционную жалобу удовлетворить по доводам, изложенным в ней, решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска отказать в полном объеме.

Представитель административного истца Дикого А.О. – ФИО9 просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Другие участники в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и в надлежащей форме.

Судебная коллегия, с учетом положений части 6 статьи 226, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещённого административного истца, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.

Выслушав явившихся участников процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, распоряжением Красногвардейской районной государственной администрации в АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ Дикому А.О. дано разрешение на производство работ по разработке проекта землеустройства по отводу земельных участков, общей площадью до <данные изъяты> га, из земель запаса Пятихатского сельского совета, в долгосрочную аренду сроком на <данные изъяты> лет, для ведения фермерского хозяйства.

В целях завершения оформления прав на вышеуказанный земельный участок Дикий А.О. обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым с заявлениями от ДД.ММ.ГГГГ (рег. от ДД.ММ.ГГГГ) и от ДД.ММ.ГГГГ (рег. от ДД.ММ.ГГГГ) о предоставлении земельного участка на праве аренды сроком на 49 лет. К заявлениям административным истцом были приложены идентичные документы: копия документа, удостоверяющего личность гражданина; копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя; копия решения органа местного самоуправления, дающего право на завершение оформления прав на земельный участок.

Испрашиваемый административным истцом земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., находящейся по адресу: <адрес>, из земель запаса Пятихатского сельского совета, ДД.ММ.ГГГГ постановлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера , правообладателем земельного участка является Республика Крым. Указанные сведения подтверждаются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно представленным в материалы дела документам, ДД.ММ.ГГГГ административному истцу Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым за подписью заместителя министра ФИО10 был дан ответ за исх., в котором изложено решение об отказе в заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером в порядке завершения оформления прав для ведения фермерского хозяйства в связи с тем, что не были представлены документы, подтверждающие регистрацию Дикого А.О. в качестве индивидуального предпринимателя главы крестьянско-фермерского хозяйства.

Частично удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции исходил из того, что административным истцом заявление о предоставлении земельного участка было подано и зарегистрировано административным ответчиком ДД.ММ.ГГГГ, при этом рассмотрено заявление ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем усматривается бездействие со стороны Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, выразившееся в нарушении срока рассмотрения заявления, установленного пунктом 13 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, а также пунктом 2.4 Административного регламента.

Кроме того, ответ не содержит указание на норму закона, иного нормативного правового акта, в соответствии с которым Дикому А.О. было отказано в предоставлении земельного участка.

Также, материалы дела не содержат допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих факт рассмотрения административным ответчиком заявления административного истца от ДД.ММ.ГГГГ (рег. от ДД.ММ.ГГГГ), что также указывает на признаки незаконного бездействия со стороны Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым.

С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается в силу следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федеральный конституционный закон от ДД.ММ.ГГГГ-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в состав Российской Федерации новых субъекты - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Закон -ФКЗ) до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

В соответствии со статьей 3 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.

В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Положение), Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, проводящим государственную политику и осуществляющим функции по нормативному правовому регулированию, контролю в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом, которое находится в его ведении, а также координирующим в установленных случаях деятельность в этой сфере исполнительных органов государственной власти Республики Крым.

Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым в пределах своей компетенции и в соответствии с функциями осуществляет следующие полномочия: управление, владение и распоряжение имуществом, находящимся в собственности Республики Крым, в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Республики Крым (пункт 4.2); осуществляет, в установленном порядке и в пределах полномочий, передачу имущества, находящегося в собственности Республики Крым, в федеральную и муниципальную собственность, принятие в государственную собственность Республики Крым федерального и муниципального имущества, а также осуществляет в установленном порядке действия по приёму-передаче имущества в процессе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Республики Крым и органами местного самоуправления (пункт 4.3).

Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым при осуществлении своей деятельности руководствуется Положением о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями и дополнениями (далее – Положение)).

Пунктами 2.5, 2.7. Положения предусмотрено, что к основным задачам Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым относится защита имущественных прав и интересов Республики Крым в соответствии с законодательством, а также осуществление в пределах компетенции Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым контроля за использованием и сохранностью имущества и земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Крым.

Кроме того, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым осуществляет функции по управлению в пределах компетенции землями государственной собственности Республики Крым.

Согласно пунктов 4.2, 4.48, 4.72 Положения Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым в пределах своей компетенции и в соответствии с функциями: осуществляет управление, владение и распоряжение имуществом, находящимся в собственности Республики Крым, в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Республики Крым; осуществляет от имени Республики Крым управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Республики Крым, в порядке, установленном нормативными правовыми актами Республики Крым. Также, принимает решения о предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым, в собственность или пользование физическим или юридическим лицам, в случаях и порядке, установленных Советом министров Республики Крым.

Согласно части 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной собственности, предоставляются на основании, в том числе, решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или постоянное (бессрочное) пользование.

Возвращая заявление административного истца, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым указывало, что в соответствии с пунктом 5 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от ДД.ММ.ГГГГ №51-ФЗ, граждане вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя. Вместе с тем, административным истцом не представлены документы, подтверждающие регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя главы крестьянско-фермерского хозяйства, в связи с чем заключить договор аренды не представляется возможным.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее - Закон №38-ЗРК) завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года, в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.

Согласно части 6 статьи 13 Закона №38-ЗРК основаниями для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, являются: наличие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением подпунктов 20 и 21 указанной статьи; несоответствие месторасположения объекта недвижимого имущества документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утвержденной до 21 марта 2014 года, в случае отсутствия утвержденных документов территориального планирования либо градостроительного зонирования, либо документации по планировке территории; наличие заключения органа местного самоуправления или исполнительного органа государственной власти Республики Крым в сфере регистрации и кадастрового учета, подтверждающего принятие решения об утверждении документации по землеустройству в отношении земельного участка, образование которого предусмотрено решением о разрешении на разработку документации, о предоставлении земельного участка на соответствующем праве, выдачу государственного акта на право собственности на земельный участок или заключение договора аренды земельного участка, а также регистрацию права на земельный участок за физическим или юридическим лицом в Государственной регистрационной службе или в Едином государственном реестре недвижимости.

Постановлением Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014 года №313 утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее – Порядок), который устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", на основании документов, указанных в статьях 3 и 13 Закона № 38-ЗРК (пункт 1 Порядка).

В соответствии с пунктом 6 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым следует, что заявление о предоставлении земельного участка должно содержать:

1) фамилию, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);

2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

3) кадастровый номер испрашиваемого земельного участка (при наличии);

4) основание предоставления земельного участка из числа оснований, предусмотренных статьями 3 или 13 Закона;

5) вид права, по которому заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка указанному заявителю допускается по нескольким видам прав;

6) цель использования земельного участка;

7) реквизиты документа, подтверждающего право на приобретение земельного участка в порядке переоформления или завершения оформления прав;

8) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории или проекта организации и застройки территории, в границах которой расположен земельный участок (в случае если земельный участок расположен в границах территории садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества) (при наличии);

9) площадь испрашиваемого земельного участка;

10) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.

Пунктом 8 Порядка предусмотрено, что в течение трех рабочих дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 6 настоящего Порядка, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 7 настоящего Порядка. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.

Пунктом 9 Порядка определена процедура согласования предоставления земельного участка посредством направления межведомственных запросов в исполнительные органы государственной власти Республики Крым и органы местного самоуправления, предприятия, организации государственной и муниципальной формы собственности с целью установления отсутствия препятствий для предоставления земельного участка.

В силу пункта 12 Порядка основаниями для отказа в предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, являются основания, указанные в части шестой статьи 13 Закона.

В случае отсутствия оснований для отказа в предоставлении земельного участка и получения положительных заключений от органов, указанных в пункте 9 настоящего Порядка, уполномоченный орган в срок не более пяти рабочих дней со дня получения последнего заключения обеспечивает подачу в исполнительный орган государственной власти Республики Крым в сфере регистрации и кадастрового учета заявления и документов, необходимых для государственного кадастрового учета земельного участка (если кадастровый учет такого земельного участка ранее не был осуществлен) и (или) государственной регистрации права собственности Республики Крым или муниципального образования по месту расположения земельного участка (пункт 12.1 Порядка).

Из пункта 13 Порядка следует, что в срок не более чем 60 календарных дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, при отсутствии оснований, предусмотренных частью шестой статьи 13 Закона, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

1) принятие решения о предоставлении земельного участка (в случае если допустимо бесплатное предоставление земельного участка, а также в случае предоставления земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование);

2) подготовку и подписание со своей стороны договора купли-продажи земельного участка (в случае если осуществляется продажа земельного участка), договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, соглашения об установлении сервитута (при приобретении соответствующего права);

3)изготовление копии представленного подлинника правоустанавливающего (подтверждающего) документа на земельный участок, проставление печати о погашении данного документа и возвращение его заявителю;

4) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных частью шестой статьи 13 Закона.

Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ утвержден административный регламент «Об утверждении административного регламента по предоставлению государственной услуги "Завершение оформления права аренды на земельные участки, начатого до ДД.ММ.ГГГГ" (действующий на момент вынесения оспариваемого письма) (далее – Административный регламент).

Административный регламент по предоставлению государственной услуги "Завершение оформления права аренды на земельные участки, начатого до ДД.ММ.ГГГГ" (далее - государственная услуга) определяет сроки и последовательность действий (административных процедур), взаимодействие Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым (далее - Минимущество) с физическими или юридическими лицами, а также межведомственное взаимодействие при предоставлении государственной услуги (пункт 1.1 Административного регламента).

В соответствии с пунктом 2.3 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги является:

- заключение договора аренды земельного участка;

- предоставление мотивированного отказа в заключение договора аренды земельного участка (далее - отказ).

Учитывая пункт 2.3 Административного регламента, оспариваемый ответ по сути своей является отказом в заключении договора аренды земельного участка.

С ДД.ММ.ГГГГ административный истец был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, основным видом экономической деятельности согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей являлся: выращивание зерновых (кроме риса), зернобобовых культур и семян масличных культур (ОКВЭД 01.11).

Из материалов дела следует, что, в ответе Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу было отказано в предоставлении земельного участка на том основании, что им не были представлены документы, подтверждающие регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя главы крестьянско - фермерского хозяйства. При рассмотрении дела суд первой инстанции верно пришел к выводу о том, что указанный ответ не содержит указание на норму закона, иного нормативно-правого акта, в соответствии с которым Дикому А.О. было отказано в предоставлении земельного участка.

Кроме того, на момент рассмотрения заявления административного истца, согласно приказу ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» отдельная форма для регистрации индивидуального предпринимателя главы крестьянско-фермерского хозяйства не предусмотрена.

Относительно заявленных требований о бездействии Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым суд первой инстанции верно установил, что ответ на заявление административного истца от ДД.ММ.ГГГГ вынесен административным ответчиком ДД.ММ.ГГГГ, то есть с пропуском срока, предусмотренного пунктом 13 Порядка, а ответ на заявление от ДД.ММ.ГГГГ вообще не представлен.

Требования административного истца о понуждении подготовки и подписания проекта договора аренды земельного участка, как верно указал суд первой инстанции, не подлежат удовлетворению, поскольку в соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Одновременно статьей 12 Конституции Российской Федерации установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления в пределах своих полномочий, в связи с чем органы самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга.

По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Такая совокупность по указанному делу установлена.

Довод апелляционной жалобы о пропуске административным истцом срока на обращение с настоящим административным иском в суд, судебной коллегией отклоняется как не состоятельный, поскольку административным истцом приведены причины уважительности пропуска срока на подачу настоящего административного иска. Кроме того, как установлено судом первой инстанции нарушение прав административного истца возникло вследствие длительного бездействия со стороны административного ответчика, в связи с чем, принимая во внимание положения статей 45, 46 и 52 Конституции Российской Федерации, гарантирующих право каждого на свободный доступ к правосудию, судом первой инстанции восстановлен срок на подачу настоящего административного иска.

Иные доводы апелляционной жалобы являлись предметом рассмотрения судом первой инстанции и отклонены в связи с необоснованностью, что отражено в мотивировочной части решения. Каких-либо новых доводов апелляционная жалоба не содержат, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильность принятого по делу решения.

Таким образом, судебная коллегия находит выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными в точном соответствии с нормами материального права, регулирующего возникшие правоотношения. Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену решения, при разрешении дела судом не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Центрального районного суда г.Симферополя Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым ФИО2 – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий судья: А.А. Тимофеева

Судьи: Е.Г. Павлоский

В.В. Агин