ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1074/20 от 21.10.2020 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело № 33а-6025/2020

В суде первой инстанции дело № 2а-1074/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего Коноплевой И.А.,

судей: Герасимовой О.В., Карбовского С.Р.,

при секретаре Цой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 21 октября 2020 года в городе Хабаровске административное дело по административному исковому заявлению Хабаровского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга осужденных к ФКУ ИК-12 УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России о возложении обязанности устранить выявленные нарушения требований санитарного законодательства,

по апелляционным жалобам представителя административного ответчика ФКУ ИК-12 УФСИН России по Хабаровскому краю ФИО1, представителя административного ответчика ФСИН России ФИО2 на решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 22 мая 2020 года,

заслушав доклад судьи Карбовского С.Р., пояснения прокурора отдела прокуратуры Хабаровского края Серга Ю.В., представителя административного ответчика ФКУ ИК-12 УФСИН России по Хабаровскому краю ФИО1, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Хабаровский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга осужденных к ФКУ ИК-12 УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России о возложении обязанности устранить выявленные нарушения требований санитарного законодательства, указав на не проведение административным ответчиком ремонтных работ в зданиях исправительного учреждения.

Решением Хабаровского районного суда Хабаровского края от 22 мая 2020 года административные требования удовлетворены.

На ФКУ ИК-12 УФСИН России по Хабаровскому краю возложена обязанность в срок до 31 декабря 2020 года устранить нарушения прав и законных интересов осужденных, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы в указанном учреждении, в виде выявленных нарушений требований санитарного законодательства, а именно: провести ремонт кровель крыш зданий общежитий №№ 1-3; стен и потолка помещений швейной фабрики. В случае недостаточности у ФКУ ИК-12 УФСИН России по Хабаровскому краю денежных средств для выполнения обязанности по ремонту кровли крыши зданий общежитий, возложить обязанность на ФСИН России в срок до 30 ноября 2020 года выделить исправительному учреждению необходимые денежные средства.

В апелляционной жалобе представитель административного ответчика ФКУ ИК-12 УФСИН России по Хабаровскому краю ФИО1 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных требований, поскольку прокурор не имел правовых оснований на обращение в суд с данными исковыми требованиями, так как прокурор не наделен специальными полномочиями и познаниями на осуществление надзора в сфере являющейся предметом судебного разбирательства. Указывает, что экспертное заключение не составлялось, техническое обследование зданий не проводилось, специалисты к участию в проверке не привлекались. Полагает ошибочными выводы суда о том, что в деятельности учреждения имелись просчеты и недостатки, создающие угрозу причинения вреда жизни и здоровью осужденных. Считает, что удовлетворение иска влечет за собой нецелевое использование бюджетных средств.

Представитель административного ответчика ФСИН России ФИО2 в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных требований, поскольку прокурор не имел правовых оснований на обращение в суд с данными исковыми требованиями, так как прокурор не наделен специальными полномочиями и познаниями на осуществление надзора в сфере являющейся предметом судебного разбирательства. Указывает, что экспертное заключение не составлялось, техническое обследование зданий не проводилось, специалисты к участию в проверке не привлекались. Полагает, что действия прокурора являются вмешательством в бюджетный процесс и административно-хозяйственную деятельность государственного органа. Сообщает, что подготовка к проведению ремонтных работ ведется, подготовлена и проведена закупка на капитальный ремонт кровли зданий общежитий №№ 1, 2, капитальный ремонт кровли здания общежития № 3 учтен в программе капитального ремонта объектов УИС на 2020 год, проведен ремонт кровли швейной фабрики, стены подготавливаются к покраске, в связи с чем судебное решение является нецелосообразным.

В письменных возражениях административный истец Хабаровский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях просит апелляционные жалобы ФКУ ИК-12 УФСИН России по Хабаровскому краю и ФСИН России оставить без удовлетворения, а решение суда первой инстанции без изменения, поскольку позиция суда является верной, надлежащим образом мотивированной и обоснованной.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика ФКУ ИК-12 УФСИН России по Хабаровскому краю ФИО1 апелляционную жалобу поддержала по доводам и основаниям в ней изложенным.

Прокурор отдела прокуратуры Хабаровского края Серга Ю.В. против удовлетворения апелляционной жалобы возражала.

Административный ответчик ФСИН России в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.

Суд, с учетом положений части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, рассмотрел дело при указанной явке.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Действуя в пределах полномочий, определенных пунктом 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства РФ, административный истец обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ ИК-12 УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России о возложении обязанности устранить выявленные нарушения требований санитарного законодательства.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами административного дела, Хабаровской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проведена проверка соблюдения ФКУ ИК-12 УФСИН России по Хабаровскому краю прав и законных интересов осужденных на санитарно-эпидемиологическую безопасность.

Проведенной 07 октября 2019 года проверкой установлено, что в объектовый состав ФКУ ИК-12 входят здание промышленного производства (швейной фабрики); столовая (литер 8, год постройки: 1977); общежитие № 1 (литер 12, год постройки: 1967), в которой расположены отряды №№2 и 5; общежитие №2 (литер 13, год постройки 1967), в котором располагаются отряды осужденных №№6 и 7; общежитие №3 (литер 18, год постройки 1982), в котором проживают осужденные отрядов №№1 и 8; карантинное отделение (литер 14, 14.1, 14.2, 14.3), год постройки 1954), в котором располагаются отряд №9 и отряд этап/карантина; штрафной изолятор №1 (литер 9, год постройки 1979).

Капитальный ремонт столовой проводился в 2012-2013 годах, капитальный ремонт карантинного отделения - в 2014-2015 годах.

Капитальный ремонт остальных зданий со времени их постройки не проводился.

Помещения жилых секций №№ 3 и 4 отряда № 8, всех жилых секций отряда №1 имеют желто-коричневые следы течи кровли, следы грибковых образований, преимущественно находящихся на потолке секций, реже на стенах. Причиной указанных образований являются повреждения кровли крыши здания, в которых находятся указанные отряды, не обеспечивающих надлежащую гидроизоляцию бетонных и деревянных конструкций.

Проверкой швейной фабрики установлено, что на потолке и стенах швейных цехов, соединительных коридоров фабрики имеются желто-коричневые следы течи кровли, влекущие повсеместное в зоне течи отслоение лакокрасочного и штукатурного слоя стен и потолка, частичное разрушение целостности штукатурного слоя стен, появление налета и грибковых образований (плесени).

Помещения жилых секций №№ 3 и 4 отряда № 8, всех жилых секций отряда №1 имеют желто-коричневые следы течи кровли, следы грибковых образований, преимущественно находящихся на потолке секций, реже на стенах.

Причиной указанных образований являются повреждения кровли крыши здания общежития №3, не обеспечивающие надлежащую гидроизоляцию бетонных и деревянных конструкций. Кровля указанного здания имеет существенные дефекты в виде сквозных отверстий в шифере.

Аналогичные дефекты и нарушение целостности кровли выявлены при осмотре зданий отрядов №№ 2 и 5 (общежитие №1), № 6 и 7 (общежитие №2).

На потолке и стенах помещения лестничного пролета, на потолке комнаты воспитательной работы общежития №1, на потолке лестничного пролета общежития №2, обнаружены пятна и следы потеков желто-коричневого цвета, явившиеся следствием протекания кровли зданий.

Аналогичная проверка проведена 19.03.2020 года в результате которой установлено следующее: В промышленной зоне Учреждения, представленной швейной фабрикой, на потолке и стенах швейных цехов, соединительных коридоров фабрики имеются желто-коричневые следы течи кровли, влекущие повсеместное в зоне течи отслоение лакокрасочного и штукатурного слоя стен и потолка, частичное разрушение целостности штукатурного слоя стен, появление налета и грибковых образований (плесени).

Проверкой по объектам установлено следующее: общежития №№ 1 и 2 имеют повреждения скатной кровли, представленные частичным разрушением целостности шифера, разрушением «конька» кровли; общежитие №3 имеет повреждения плоской кровли, представленные растрескиванием по всей поверхности кровли рубероидного покрытия.

Давая оценку указанным обстоятельствам и удовлетворяя административные требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ФКУ ИК-12 обязано своевременно и в полном объеме принимать меры для приведения объектов Учреждения до уровня, закрепленного правовыми международными и национальными стандартами, а также к выводу о наличии у ФСИН России обязанности по надлежащему финансированию указанных мер, с которыми судебная коллегия соглашается.

В силу статьи 1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами (часть 1). Задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации (часть 2).

Статья 2 Уголовно-исполнительного кодекса РФ определяет, что уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и других федеральных законов (часть 1). Уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации устанавливаются общие положения и принципы исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации; порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных; порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания; порядок участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осужденных; порядок освобождения от наказания; порядок оказания помощи освобождаемым лицам (часть 2).

Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации и практика его применения основываются на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации, являющихся составной частью правовой системы Российской Федерации, в том числе на строгом соблюдении гарантий защиты от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными (часть 1 статьи 3 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).

Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием (статья 8 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).

Согласно статье 10 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний (часть 1). При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом (часть 2).

Федеральные органы государственной власти осуществляют контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания. Порядок осуществления контроля регулируется законодательством Российской Федерации (статья 19 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).

Основы деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы и составляющих единую уголовно-исполнительную систему определяет Закон РФ от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (далее - Закон РФ от 21.07.1993 N 5473-1).

В соответствии со статьей 13 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1, учреждения, исполняющие наказания, обязаны: обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации (пункт 1); обеспечивать охрану здоровья осужденных (пункт 4); осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы (пункт 5).

Конституция Российской Федерации устанавливает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (часть 3 статьи 17) и что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55).

Применительно к лицам, совершившим преступления, ограничения прав и свобод устанавливаются федеральным законом в виде, прежде всего, наказания (статья 43 УК Российской Федерации), при исполнении которого им гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, у ФКУ ИК-12 имелась обязанность по обеспечению прав лиц, отбывающих в учреждении наказание в виде лишения свободы, на безопасные условия содержания, в том числе обязанность по своевременному ремонту помещений учреждения в порядке определенном Инструкцией по технической эксплуатации зданий и сооружений учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной приказом Минюста России от 28.09.2001 N 276, в целях создания для лиц, в них работающих и проживающих, условий, не представляющих угрозы для их жизни и здоровья, которая учреждение своевременно и в полном объеме исполнена не была.

Согласно пункту 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 N 1314, ФСИН России обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации: правопорядок и законность в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах, а также безопасность лиц, находящихся на их территориях; условия содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах (подпункт 1). Осуществляет: материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, предприятий учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы, предприятиям учреждений, исполняющих наказания, а также иным предприятиям, учреждениям и организациям, специально созданным для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, в соответствии с законодательством Российской Федерации; эксплуатацию, техническое обслуживание и охрану имущества уголовно-исполнительной системы, а также необходимые меры по его сохранению и рациональному использованию (подпункт 2).

Также ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций (подпункт 6 пункта 7 указанного Положения).

Таким образом, исходя из положений статьи 123.22 Гражданского кодекса РФ, статьи 158 Бюджетного кодекса РФ, подпункта 6 пункта 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения при недостаточности у него денежных средств несет Российская Федерация в лице ФСИН России.

Выводы суда в решении подробно мотивированы, полностью соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела.

Правовых доводов, влекущих за собой, в силу статьи 310 Кодекса административного судопроизводства РФ, отмену судебного постановления, апелляционная жалоба не содержит.

При изложенных обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 22 мая 2020 года – оставить без изменения, апелляционные жалобы ФКУ ИК-12 УФСИН России по Хабаровскому краю и ФСИН России – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через суд принявший решение.

Председательствующий:

И.А. Коноплева

Судьи:

О.В. Герасимова

С.Р. Карбовский