ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1089/2021 от 25.03.2022 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Судья 1 инстанции: ФИО4

Номер дела суда 1 инстанции: 2а-1089/2021 Дело №33а-1927/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 марта 2022 года г. Симферополь

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе

председательствующего судьи – Тимофеевой А.А.,

судей – Мостовенко Н.Р., Тимошенко Е.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания – Кильо М.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Казнодия Игоря Витальевича к Администрации города Феодосии Республики Крым, МКУ «Управление муниципального контроля Администрации города Феодосии Республики Крым», заинтересованные лица – МКУ «Управление градостроительства, архитектуры и рекламы Администрации города Феодосии Республики Крым», МКУ «Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Феодосии Республики Крым», комиссия по рассмотрению вопросов включения в Схему размещения НТО на территории МОГО Феодосия в лице Алексеенко Максима Валерьевича, о признании незаконным постановления в части, признании незаконным предписания, восстановлении срока и признании незаконным постановления, понуждении внести изменения в постановления,

по апелляционной жалобе главы Администрации города Феодосии Республики Крым ФИО3 на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, которым административный иск удовлетворен.

Заслушав доклад судьи Тимофеевой А.А., объяснения административного истца Казнодия И.В., его представителя ФИО8, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия,

установила:

Казнодий И.В. обратился в Феодосийский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнений, просит признать незаконными и отменить решение Комиссии по рассмотрению вопросов включения (исключения) в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Феодосия от ДД.ММ.ГГГГ протокол , восстановив объект в схеме, в отношении объекта (металлической конструкции) площадью <данные изъяты> кв.м. на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>; признать незаконным и отменить предписание МКУ Управление муниципального контроля от ДД.ММ.ГГГГ в отношении вышеуказанного объекта; признать незаконным и отменить постановление Администрации г. Феодосии Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление Администрации г.Феодосии Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схем размещения нестационарных объектов на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым» в части касающейся пункта 1.1 приложения 1 исключения места 1 схемы 3 раздела 3 – павильон по индивидуальному архитектурному типу площадью <данные изъяты> кв.м., период размещения круглогодичный <адрес>

Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ между Феодосийским городским советом и ФИО18. был заключен договор аренды земли, согласно которого арендодатель передает, а арендатор принимает в срочное платное пользование земельный участок площадью <данные изъяты>, расположенный в <адрес>, сроком до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ указанный договор был перезаключен в рамках российского правового поля под , согласно которого в пользование передан земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый , цель предоставления строительство торгового комплекса, разрешенный вид использования - магазины. Договором о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка Буркальцев С.С. передал свои права новому арендатору ФИО17 договор был удостоверен нотариально, прошел регистрацию в Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.

Между ФИО16. и Казнодием И.В. также был заключен договор о передаче прав и обязанностей по договору аренды на указанный земельный участок, который был ДД.ММ.ГГГГ удостоверен нотариально, прошел государственную регистрацию. Предыдущий арендатор земельного участка - ФИО11, на основании имевшегося у него договора аренды обратился в ДД.ММ.ГГГГ году в Администрацию города Феодосии Республики Крым и получил Генеральный план застройки земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ для строительства капитального объекта. Вместе с тем, реализовывать его не стал, решив установить на земельном участке некапитальное строение, о чем уведомил Администрацию г.Феодосии Республики Крым. На основании уведомления протоколом Комиссии по рассмотрению вопросов включения в схему размещения нестационарных торговых объектов (далее НТО) на территории г.Феодосии от ДД.ММ.ГГГГ, в Схему включено место для размещения павильона по реализации продовольственных и непродовольственных товаров.

ФИО15. сделал топографическую съемку, получил все необходимые согласования, после чего передал земельный участок по договору Казнодию И.В., который и провел строительные работы на земельном участке и построил некапитальное здание магазина. Однако приступить к его использованию как частный предприниматель он не успел. В ДД.ММ.ГГГГ из свободного доступа ему стало известно, что протоколом Комиссии по рассмотрению вопросов включения в схему размещения НТО от ДД.ММ.ГГГГ объект (металлическая конструкция) площадью <данные изъяты> кв.м. исключен из схемы размещения НТО на основании служебной записки МКУ Управление муниципального контроля. В качестве обоснования указано, что согласно градостроительного плана размер площади застройки на данном земельном участке <данные изъяты>.м..

С указанными действиями по исключению объекта - магазина из Схемы размещения НТО (далее – Схема) истец не согласен, поскольку указанный объект является некапитальным, тогда как соблюдение обязательных градостроительных и строительных норм и правил в соответствии с ГПЗУ предусмотрено для объектов капитального строительства, каковым не является построенный им магазин на арендованном земельном участке.

ДД.ММ.ГГГГ по почте Казнодием И.В. было получено Предписание об устранении нарушений, составленное МКУ Управление муниципального контроля Администрации г.Феодосии Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого предписано привести муниципальную территорию в первоначальное положение (демонтировать объект) или привести в соответствие с параметрами размещения объекта, предусмотренными Градостроительным кодексом Российской Федерации в течение 14 дней с момента получения данного требования, которое не соответствует закону и подлежит отмене, что послужило основанием для обращения с настоящим административным иском в суд.

Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление удовлетворено. Признан незаконным и отменен пункт 21 Приложения к протоколу решения комиссии по рассмотрению вопросов включения (исключения) в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Феодосии от ДД.ММ.ГГГГ, восстановив объект, расположенный по адресу <адрес> схеме; отменено Предписание МКУ Управление муниципального контроля Администрации г. Феодосии от ДД.ММ.ГГГГ в отношении объекта (металлической конструкции) площадью 30 кв.м., на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый , расположенного <адрес> Б; признано незаконным и отменено Постановление от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление Администрации г. Феодосии от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схем размещения нестационарных объектов на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым» в части касающейся п. 1.1 приложения 1 об исключении места 1 схемы 3 раздела 3 - павильон по индивидуальному архитектурному типу площадью <данные изъяты> кв.м., период размещения круглогодичный <адрес> Б; по вступлении решения Феодосийского городского суда по административному делу № в законную силу отменены меры обеспечения иска, принятые определением Феодосийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ года в виде запрета Администрации города Феодосии, МКУ Управление муниципального контроля Администрации города Феодосии на снос (демонтаж) объекта (металлической конструкции) площадью 30 кв.м. на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый , расположенного по адресу: <адрес> Б.

Не согласившись с указанным решением, глава Администрации города Феодосии Республики Крым Бовтуненко С.Н. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления отказать, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда первой инстанции.

Глава Администрации города Феодосии Республики Крым в своей апелляционной жалобе ссылается на то, что договор аренды был заключен с ФИО19., а разрешение на согласование было получено ФИО20 вместе с тем ни ФИО14Г. не привлечены к участию в деле.

Кроме того, суд первой инстанции пришел к неверному выводу о том, что спорный объект является некапитальным, доказательства, подтверждающие данное обстоятельство, в материалах дела отсутствуют.

Также, апеллянт в своей жалобе ссылается на то, что мотивировочная и резолютивная части решения судом противоречат друг другу.

В судебном заседании административный истец Казнодий И.В., его представитель ФИО8 просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Другие участники процесса в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и в надлежащей форме.

Судебная коллегия, с учетом положений части 6 статьи 226, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещенных лиц, участвующих в деле, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.

Выслушав явившихся участников процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о снятии настоящего дела с апелляционного рассмотрения по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ДД.ММ.ГГГГ между Феодосийским городским советом и ФИО9 был заключен договор аренды земли, согласно которого арендодатель передает, а арендатор принимает в срочное платное пользование земельный участок площадью <данные изъяты> га, расположенный в <адрес>, сроком до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ указанный договор был перезаключен в рамках российского правового поля под , согласно которого в пользование передан земельный участок площадью 50 кв.м., кадастровый , цель предоставления строительство торгового комплекса, разрешенный вид использования - магазины.

По договору о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГФИО9 передал свои права новому арендатору ФИО11. Договор был удостоверен нотариально, прошел регистрацию в Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.

ФИО11 на основании имевшегося у него договора аренды обратился в ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию города Феодосии и получил Генеральный план застройки земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ для строительства капитального объекта. Однако решил установить на земельном участке некапитальное строение, о чем уведомил Администрацию г.Феодосии Республики Крым.

На основании уведомления протоколом комиссии по рассмотрению вопросов включения в схему размещения нестационарных объектов на территории г.Феодосии от ДД.ММ.ГГГГ в Схему включено место для размещения павильона по реализации продовольственных и непродовольственных товаров.

ФИО11 сделал топографическую съемку, получил все необходимые согласования на нестационарный торговый объект.

ФИО11 передал земельный участок Казнодий И.В. (физическое лицо) по договору о передаче прав и обязанностей по договору аренды на указанный земельный участок, ДД.ММ.ГГГГ Договор удостоверен нотариально, прошел государственную регистрацию.

Протоколом комиссии по рассмотрению вопросов включения в схему размещения НТО от ДД.ММ.ГГГГ объект (металлическая конструкция) площадью <данные изъяты> кв.м. исключен из схемы размещения НТО на основании служебной записки ТКУ Управление муниципального контроля.

В качестве обоснования в пункте 21 протокола указано, что согласно градостроительного плана размер площади застройки на данном земельном участке должен составлять <данные изъяты> кв.м..

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией г. Феодосии Республики Крым вынесено постановление «О внесении изменений в постановление Администрации г.Феодосии от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схем размещения нестационарных объектов на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым», в пункте 1.1 приложения 1 исключено место 1 схема 3 раздел 3 павильон по индивидуальному архитектурному типу площадью <данные изъяты>.м., период размещения круглогодичный <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ в адрес административного истца вынесено Предписание об устранении нарушений, составленное МКУ Управление муниципального контроля от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого истец нарушил Правила благоустройства г. Феодосии и у него отсутствуют документы, подтверждающие законное основание на размещение данного объекта. Предписано привести муниципальную территорию в первоначальное положение (демонтировать объект) или привести в соответствие с параметрами размещения объекта, предусмотренными Градостроительным кодексом Российской федерации в течение 14 дней с момента получения данного требования. В противном случае он будет привлечен к административной ответственности, объект будет демонтирован.

Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции исходил из того, что магазин, расположенный по адресу: <адрес> является некапитальным, тогда как соблюдение обязательных градостроительных и строительных норм и правил в соответствии с ГПЗУ предусмотрено для объектов капитального строительства, каковым не является спорный объект, доказательств противного суду не предоставлено. В связи с чем незаконным признается пункт 21 Приложения к протоколу заседания комиссии по рассмотрению вопросов включения (исключения) в схему размещения НТО от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения НТО, расположенного по адресу: <адрес>, и как следствие подлежит отмене Предписание от ДД.ММ.ГГГГ и Постановление Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части, касающейся пункта 1.1 приложения 1.

С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не соглашается в силу следующего.

Частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрены основания для отмены решения суда в апелляционном порядке.

Такие основания имеются.

Согласно статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, одной из задач административного судопроизводства, в частности, является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

В силу части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №131-ФЗ).

Согласно статье 17.1 Федерального закона №131-ФЗ, органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации,

Принципы организации местного самоуправления в Республике Крым, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом №131-ФЗ, Конституцией Республики Крым определяет Закон Республики Крым от 21 августа 2014 года №54-ЗРК "Об основах местного самоуправления в Республике Крым".

Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации определяются Федеральным законом от 28 декабря 2009 года №381-ФЗ, который также регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности (часть 1 и 3 статьи 1 Федерального закона от 28 декабря 2009 года №381-ФЗ).

Частью 2 статьи 1 Федерального закона от 28 декабря 2009 года №381-ФЗ установлено, что целями настоящего Федерального закона являются: обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации путем установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности; развитие торговой деятельности в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров; обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность (далее - хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность), юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи (далее - хозяйствующие субъекты, осуществляющие поставки товаров), баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения; разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности.

Государственное регулирование торговой деятельности осуществляется посредством государственного контроля (надзора), муниципального контроля в этой области (часть 1 пункт 4 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2009 года №381-ФЗ).

Частью 1 статьи 6 Федерального закона от 28 декабря 2009 года №381-ФЗ установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности осуществляют разработку и принятие законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности.

Органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли (часть 2 статьи 6 Федерального закона от 28 декабря 2009 года №381-ФЗ).

Статьёй 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года №381-ФЗ предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.

Порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов в стационарном торговом объекте, в ином здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности, устанавливается собственником стационарного торгового объекта, иного здания, строения, сооружения или земельного участка с учетом требований, определенных законодательством Российской Федерации.

Согласно правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2015 года №225-О, осуществление местной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения должно обеспечивать реализацию интересов местного сообщества при решении вопросов местного значения, развитие муниципального образования, в том числе расширение сферы услуг, и не может носить произвольный характер. Положение части 6 статьи 10 Закона №381-ФЗ направлено на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, сокращения сферы торговых услуг. При этом реализация законоположения должна основываться на вытекающем из Конституции Российской Федерации требовании согласованного осуществления конституционных ценностей, включая ценности, связанные с гарантированием свободы экономической деятельности и поддержкой конкуренции (статья 8, часть 1), с одной стороны, и признанием и гарантированием самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий (статья 12) - с другой. Органы местного самоуправления не лишены возможности решать вопросы размещения нестационарных торговых объектов в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства, с тем, чтобы при изменении места ведения бизнеса сам бизнес сохранялся.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 17 указанного федерального закона, органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Частью 4 статьи 19 Федерального закона от 28 декабря 2009 года №381-ФЗ предусмотрено, что утвержденные нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов не могут служить основанием для пересмотра размещения стационарных торговых объектов, нестационарных торговых объектов, строительство или реконструкция которых начаты либо завершены до утверждения указанных нормативов.

В свою очередь, основы государственной политики регулирования торговой деятельности на территории Республики Крым определены Законом Республики Крым от 5 мая 2015 года №92-ЗРК/2015 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Республике Крым», который регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности.

Постановлением Совета министров Республики Крым от 23 августа 2016 года №402 утвержден Порядок размещения и функционирования нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований в Республике Крым» (далее – Порядок №402).

В соответствии с положениями Порядка №402 нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком, вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

Согласно пункту 1 раздела II Порядка №402, размещение НТО (за исключением разносной торговли) на земельных участках, находящихся в государственной собственности Республики Крым или муниципальной собственности (далее - соответственно государственная и муниципальная собственность), осуществляется в соответствии со Схемой, с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий, сохранения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, обеспечения наиболее полного удовлетворения потребительского спроса.

Технические требования к размещению НТО утверждаются органами местного самоуправления (пункт 3 раздела II Порядка №402).

Утверждение требований к размещению и внесение в них изменений не могут повлечь пересмотр мест размещения уже функционирующих НТО, установленных на законных основаниях (пункт 4 раздела II Порядка №402).

Хозяйствующие субъекты, желающие осуществлять торговую деятельность через НТО, подают заявки на включение выбранных ими мест размещения в Схему исходя из Требований к размещению (пункт 5 раздела II Порядка).

НТО размещаются на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на основании договора на размещение НТО, приложениями к которому являются эскиз фасада НТО в цвете в масштабе 1:50, а также схема размещения НТО с привязкой к местности в масштабе 1:500 (в случае установления обязанности ее предоставления органом местного самоуправления) (пункт 6 раздела II Порядка).

Размещение НТО на территории муниципальных образований не должно мешать пешеходному движению, нарушать противопожарные требования, условия инсоляции территории и помещений, рядом с которыми они расположены, ухудшать визуальное восприятие среды населенного пункта, благоустройство территории и застройки (пункт 7 раздела II Порядка).

Органы местного самоуправления, определенные в соответствии с уставом муниципального образования, с целью социально-экономического развития территорий, развития торгового предпринимательства и повышения обеспеченности территорий торговыми объектами, в том числе по результатам мониторинга состояния развития торговли, с учетом Требований к размещению, принимают решение о внесении изменений в Схему. Вопросы о необходимости внесения изменений в Схему рассматриваются органами местного самоуправления, определенными в соответствии с уставом муниципального образования, не менее одного раза в квартал (пункт 9 раздела II Порядка).

Основаниями для внесения изменений в Схему являются: новая застройка районов, микрорайонов, иных территорий населенных пунктов муниципальных образований, иных элементов, повлекшая изменение нормативов минимальной обеспеченности населения площадью стационарных и/или нестационарных торговых объектов; прекращение, перепрофилирование деятельности стационарных торговых объектов, повлекшее снижение обеспеченности населения площадью стационарных торговых объектов до уровня ниже установленного норматива минимальной обеспеченности населения площадью стационарных торговых объектов; наличие запросов относительно внесения изменений в Схему для размещения НТО от хозяйствующих субъектов, организаций АПК, жителей муниципальных образований; строительство, ремонт или реконструкция объектов систем электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения и территорий общего пользования; предложения органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования Республики Крым (пункт 10 раздела II Порядка).

Внесение изменений в Схему в части исключения мест размещения НТО не может повлечь за собой прекращение права на размещение НТО до предоставления компенсационного места, если иное не вытекает из договора на размещение НТО или если хозяйствующий субъект отказался от всех компенсационных мест, предложенных органом местного самоуправления, и не внес предложений относительно компенсационного места в соответствии с пунктом 13 настоящего Порядка (пункт 11 раздела II Порядка).

Об исключении места размещения НТО из Схемы хозяйствующий субъект уведомляется не менее чем за 6 месяцев с предложением подобрать компенсационные места в соответствии с Требованиями к размещению НТО, но не ранее шести месяцев после проведения конкурса, за исключением необходимости переноса НТО в случае необходимости ликвидации аварийных ситуаций. Порядок предоставления компенсационных мест определяется администрациями органов местного самоуправления (пункт 12 раздела II Порядка).

Компенсационные места субъекты торговли подбирают самостоятельно исходя из Требований к размещению НТО. Органы местного самоуправления также обязаны предложить субъекту торговли альтернативные варианты (пункт 13 раздела II Порядка).

Договоры и иные документы, оформленные на прежнее место размещения НТО, переоформляются органом местного самоуправления на компенсационное место в течение десяти рабочих дней со дня принятия решения о выделении компенсационного места (пункт 14 раздела II Порядка).

В соответствии с пунктом 20 раздела II Порядка передача или уступка прав по договору с уполномоченным органом местного самоуправления на размещение НТО, размещенного в соответствии с этим договором, не допускаются.

Для оформления договора на размещение НТО заказчик обращается в орган местного самоуправления с заявлением относительно оформления договора на размещение НТО с указанием вида деятельности, номера места размещения НТО в Схеме, к которому прилагает: заверенные хозяйствующим субъектом копии свидетельства о регистрации, свидетельства о постановке на налоговый учет; устава (для юридических лиц); схему размещения НТО с привязкой к местности в масштабе 1:500 (в случае если органом местного самоуправления прямо предусмотрено ее предоставление, в связи с невозможностью определения точного места размещения НТО на местности по данным Схемы); эскиз фасадов НТО в цвете в масштабе 1:50. При оформлении договора на размещение НТО запрещается требовать от заказчика дополнительные документы и получения им дополнительных согласований (пункт 1 раздела VI Порядка).

Постановлением Администрации г.Феодосии Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок размещения и функционирования нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым (далее – Порядок ).

Настоящий Порядок разработан в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №135-ФЗ «О защите конкуренции», Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК «Об основах местного самоуправления в Республике Крым», Методическими рекомендациями по совершенствованию правового регулирования нестационарной и развозной торговли на уровне субъектов Российской Федерации Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ЕВ-5999/08, постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым», Приказом Министерства промышленной политики Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка размещения и функционирования нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований в Республике Крым», постановлением Администрации города Феодосии Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов (оказания услуг) на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым» (пункт 1.1 Порядка ).

В соответствии с пунктом 1.2 Порядка определены:

- правила размещения и функционирования нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым;

- общие требования к осуществлению развозной и разносной торговли на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым;

- особенности внесения изменений и дополнений в Схему размещения нестационарных торговых объектов (оказания услуг) на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым;

- правила занятия новых мест размещения нестационарных торговых объектов без проведения конкурентных процедур, приоритетные специализации и виды торговой деятельности на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым;

- полномочия структурных подразделений Администрации <адрес> Республики Крым при размещении нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым.

Пунктом 2.1 Порядка предусмотрено, что Размещение НТО (за исключением разносной торговли) на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым осуществляется в соответствии со Схемой размещения нестационарных торговых объектов (оказания услуг), утвержденной постановлением Администрации <адрес> Республики Крым (далее – Администрация), с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий, сохранения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, обеспечения наиболее полного удовлетворения потребительского спроса.

В соответствии с пунктом 2.4 Порядка основанием для размещения НТО на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, является Договор на размещение НТО (далее - Договор), заключенный между Администрацией (ее территориальным органом) и хозяйствующим субъектом. К Договору прилагаются эскиз фасада НТО в цвете (фотография объекта) и схематический план размещения НТО на местности, отклонение от которого при установке НТО не допускается. На каждое место размещения НТО заключается отдельный Договор.

Согласно пункта 3.5 Порядка предусмотрены основания для внесения изменений в схему.

Обращаясь с административным иском в суд, а также при рассмотрении дела в суде административный истец и его представитель указывают, что истец имеет право на размещение НТО без заключения договора на основании п. 8.1 Порядка , поскольку НТО размещено на земельном участке, которым он пользуется на основании договора аренды земельного участка. Вместе с тем пунктом 8.1 Порядка предусмотрено, что хозяйствующие субъекты, заключившие договоры аренды земельных участков, договоры об установлении сервитута с целью размещения НТО до вступления в силу Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», сроки действия которых не истекли, как арендаторы, обладатели сервитутов соответственно, надлежащим образом исполняющие свои обязанности по договору, имеют право на размещение (включение в Схему) НТО на месте и площадью, указанные в договоре аренды, договоре об установлении сервитута, без проведения Аукциона сроком на 10 лет.

Хозяйствующие субъекты, получившие государственные акты на право постоянного пользования с целью размещения НТО до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», имеют право на размещение (включение в Схему) НТО на месте и площадью, указанные в государственном акте на право постоянного пользования, без проведения Аукциона сроком на 10 лет.

Согласно пунктов 8.2, 8.3 Порядка хозяйствующие субъекты, заключившие договоры аренды земельных участков, договоры об установлении сервитута с целью размещения НТО до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», срок действия которых истек, имеют право на заключение договора на размещение НТО на общих основаниях путем проведения конкурентных процедур.

Основанием для размещения НТО является Договор на размещение НТО, заключенный с хозяйствующим субъектом на основании Порядка с учетом пункта 8.1.

Обращаясь в суд, административный истец указывает на нарушение своих прав, поскольку НТО размещалось им за свои средства и он им пользуется на законных основаниях. Вместе с тем в материалах дела не имеется, а также не представлен сторонами при рассмотрении дела в суде договор аренды земельного участка, заключенный до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ, срок действия которого не истек, и в котором указано на размещение НТО.

Казнодий И.В. не обращался в Администрацию г.Феодосии Республики Крым с уведомлением и не подавал заявку о размещении НТО. Какие-либо договора на размещение НТО на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> не заключались, что следует из представленного ответа Администрации города Феодосии Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ на запрос суда.

В соответствии с договором о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ между ФИО11 (арендатор) и Казнодием И.В. (новый арендатор) арендатор передает новому арендатору все свои права и обязанности по договору аренды свободного от застройки земельного участка.

Из представленных документов следует, что действия, направленные на размещение НТО были осуществлены иным лицом, Договора на размещение НТО, что является основанием для размещения НТО, у административного истца не имеется, в связи с чем оснований полагать, что оспариваемыми действиями Администрации города Феодосии Республики Крым нарушены его права, не имеется.

Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации, процессуальное законодательство, конкретизирующее положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения (определения от 28 января 2016 года № 109-О, от 26 мая 2016 года № 1145-О, от 25 мая 2017 года № 999-О и др.).

В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Вместе с тем, указанной совокупности судебной коллегией не установлено.

Относительно требований о признании незаконным и отмене предписания от ДД.ММ.ГГГГ года судебная коллегия полагает необходимым указать на следующее.

В соответствий со статьей 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации, и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

Исходя из положения статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Частью 3 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №131-Ф3) предусмотрено, что полномочия органов местного самоуправления, установленные настоящей статьей, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных образований самостоятельно. Подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается.

Согласно пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ осуществление муниципального земельного контроля в границах муниципального, городского округа отнесено к числу вопросов местного значения городского округа. Муниципальный земельный контроль проводится в соответствии со статьей 72 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно положениям пунктов 1, 2, 3 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации, муниципальный земельный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с положением, утверждаемым представительным органом муниципального образования.

Предметом муниципального земельного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами обязательных требований земельного законодательства в отношении объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная ответственность. Полномочия по осуществлению муниципального земельного контроля в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе осуществляются органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации - городов федерального значения в качестве полномочий по осуществлению вида регионального государственного контроля. Законами этих субъектов Российской Федерации осуществление муниципального земельного контроля может быть отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.

Постановлением Совета министров Республики Крым от 7 июля 2015 года №375 утверждено Положение о порядке осуществления муниципального земельного контроля (далее - Положение №375) (действующий в редакции на момент возникновения спорных правоотношений, утратил силу с 1 января 2022 года).

Положение №375 разработано в соответствии со статьей 72 Земельного кодекса Российской Федерации, федеральными законами от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 26 декабря 2008 года N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", от 29 ноября 2014 года N 377-ФЗ "О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года N 1515 "Об утверждении Правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль", Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года N38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" и определяет порядок осуществления муниципального земельного контроля на территории Республики Крым (пункт 1.1. Положения №375).

В соответствии с пунктом 2.1 Положения №375 Муниципальные инспекторы при проведении проверок имеют право:

а) осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований земельного законодательства Российской Федерации, законодательства Республики Крым, а также плановые (рейдовые) осмотры, обследования земельных участков;

б) запрашивать и безвозмездно получать от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацию и документы, необходимые для проведения проверок, в том числе документы о правах на земельные участки и расположенные на них объекты, а также сведения о лицах, использующих земельные участки, в отношении которых проводятся проверки, в части, относящейся к предмету проверки;

в) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии решения органа муниципального земельного контроля о назначении проверки получать доступ на земельные участки, в том числе на занятые объектами обороны и безопасности, а также другими специальными объектами, и осматривать такие земельные участки и объекты (в порядке, установленном для осмотра таких земельных участков и объектов и их посещения) для осуществления муниципального земельного контроля;

г) выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений требований земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки;

д) обращаться в органы внутренних дел за содействием в предотвращении или пресечении действий, препятствующих осуществлению муниципального земельного контроля, а также за содействием в установлении лиц, виновных в нарушениях требований земельного законодательства;

ж) привлекать экспертов и экспертные организации к проведению проверок соблюдения требований земельного законодательства;

е) участвовать по ходатайству органа государственного земельного надзора в мероприятиях по контролю за охраной и использованием земель в соответствии с действующим законодательством.

Согласно пункт 3.1 Положения №375 муниципальный земельный контроль осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления посредством организации и проведения плановых и внеплановых проверок (документарных и (или) выездных) органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, а также плановых (рейдовых) осмотров, обследований земельных участков.

Как установлено выше, схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 2 приведенной статьи).

Согласно пунктам 2.4, 2.5 Порядка размещения и функционирования нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, утвержденного постановлением администрации г. Феодосии Республики Крым от 11 января 2019 года N 112, основанием для размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, является Договор на размещение нестационарных торговых объектов, заключенный между администрацией (ее территориальным органом) и хозяйствующим субъектом. Самовольное размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, запрещается.

В соответствии с пунктом 2 статьи 26 «Правил благоустройства территории муниципального образования городской округ Феодосии Республики Крым» на территории округа Феодосии запрещается размещать нестационарные торговые объекты вне мест, утвержденных схемой размещения нестационарных торговых объектов, а также без договора на размещение нестационарного торгового объекта.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> минут в ходе осмотра территории муниципального образования городского округа Феодосии Республики Крым с целью проведения обследования территории на предмет нарушений действующего законодательства сотрудниками управления муниципального контроля администрации г. Феодосии по адресу: <адрес> установлено, что на земельном участке общей площадью <данные изъяты> кв.м. на бетонном основании возведена металлическая конструкция площадью с обшивкой из гипсокартона и крышей из металлочерепицы.

Поскольку осмотр проводился в рамках муниципального контроля, оспариваемое предписание вынесено уполномоченным органом в рамках действующего законодательства в рамках представленных полномочий, в соответствии с положениями пункта 2 статьи 26, раздела 5, части 2 «Правил благоустройства территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым», требование Казнодия И.В. о признании незаконным и отмене предписания не подлежит удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

Как неоднократно отмечал Конституционный суд Российской Федерации, указанное требование к принимаемому судебному решению направлено на обеспечение принятия судом законного и обоснованного решения и является процессуальной гарантией права на судебную защиту (определения от ДД.ММ.ГГГГ-О и от ДД.ММ.ГГГГ-О).

При этом судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требования закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О судебном решении»).

Указанным требованиям законности и обоснованности решение суда первой инстанции не соответствует, в связи с чем судебная коллегия полагает необходимым отменить решение Феодосийского городского суда Республики Крым, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.

Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Феодосийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ отменить, принять по делу новое решение.

В удовлетворении административного иска Казнодия Игоря Витальевича о признании незаконным постановления в части, признании незаконным предписания, восстановлении срока и признании незаконным постановления, понуждении внести изменения в постановления, отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий судья: А.А. Тимофеева

Судьи: Н.Р. Мостовенко

Е.Г. Тимошенко