ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-11-326/2020-33А-1825 от 14.10.2020 Новгородского областного суда (Новгородская область)

Судья – Новикова Н.В. Дело № 2а-11-326/2020-33а-1825

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 октября 2020 года Великий Новгород

Судебная коллегия по административным делам Новгородского областного суда в составе:

председательствующего Алещенковой И.А.,

судей Павловой Е.Б., Макаровой Л.В.,

при секретаре Л.,

с участием представителя прокуратуры Новгородской области Смирновой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Макаровой Л.В. административное дело по апелляционной жалобе Администрации Окуловского муниципального района Новгородской области на решение Окуловского районного суда Новгородской области от 14 июля 2020 года, принятое по административному исковому заявлению прокурора Окуловского района Новгородской области, предъявленному в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Администрации Окуловского муниципального района Новгородской области о признании бездействия незаконным и обязании совершить действия по содержанию объектов культурного наследия,

установила:

Прокурор Окуловского района Новгородской области обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Администрации Окуловского муниципального района Новгородской области (далее – Администрация района) о признании незаконным бездействия по сохранению и содержанию объектов культурного наследия «Усадьба Герцога Лихтенбергского» (Усадьба А.Д. Громова): дома прислуги усадьбы герцога Лихтенбергского, площадью 63,4 кв. м, с кадастровым номером <...>; хозяйственного двора усадьбы Лихтенбергского, площадью 826,9 кв.м, с кадастровым номером <...>; хозяйственного двора, площадью 60,8 кв. м, с кадастровым номером <...>; дома усадебного, площадью 322,8 кв.м, с кадастровым номером <...>, расположенных по адресу: <...>, бездействия по сохранению здания, относящегося к объектам культурного наследия «Усадьба Герцога Лихтенбергского»: дома садовника, расположенного по адресу <...>.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Окуловского района Новгородской области проведена проверка соблюдения законодательства в области охраны объектов культурного наследия и общих принципов организации местного самоуправления, в ходе которой выявлено неудовлетворительное состояние вышеуказанных объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности. Бездействие Администрации района, выразившееся в непринятии мер по сохранению и содержанию вышеуказанных объектов культурного наследия, не соответствует подпункту 1 пункта 1 статьи 9.3, статьям 47.2, 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 73-ФЗ), пункту 19.3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) и нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц.

В качестве способа восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов прокурор Окуловского района просил обязать в срок до 1 марта 2021 года на объектах культурного наследия «Усадьба Герцога Лихтенбергского» (Усадьба А.Д. Громова):

- установить табличку с информационной надписью на дом прислуги усадьбы герцога Лихтенбергского, площадью 63, 4 кв. м, с кадастровым номером <...>, расположенный по адресу: <...>; обратиться в Инспекцию государственной охраны культурного наследия Новгородской области (далее – Инспекция) с целью получения задания на разработку проектной документации на проведение работ по сохранению и содержанию объекта культурного наследия; разработать и согласовать с Инспекцией проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия; провести работы по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с разработанной и согласованной проектной документацией;

- установить табличку с информационной надписью на хозяйственный двор усадьбы Лихтенбергского, площадью 826, 9 кв.м, с кадастровым номером <...>, расположенный по адресу: <...>; освободить помещения и территорию объекта от дикорастущих деревьев и кустарников; обратиться в Инспекцию с целью получения задания на разработку проектной документации на проведение работ по сохранению и содержанию объекта культурного наследия; разработать и согласовать с Инспекцией проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия; провести работы по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с разработанной и согласованной проектной документацией;

- установить табличку с информационной надписью на хозяйственный двор, площадью 60,8 кв.м, с кадастровым номером <...>, расположенный по адресу: <...>; освободить помещения и территорию объекта от дикорастущих деревьев и кустарников; обратиться в Инспекцию с целью получения задания на разработку проектной документации на проведение работ по сохранению и содержанию объекта культурного наследия; разработать и согласовать с Инспекцией проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия; провести работы по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с разработанной и согласованной проектной документацией;

- установить табличку с информационной надписью на дом усадебный, площадью 322,8 кв.м, с кадастровым номером <...>, расположенный по адресу: <...>; освободить помещения и территорию объекта от бытового мусора, дикорастущих деревьев и кустарников; обратиться в Инспекцию с целью получения задания на разработку проектной документации на проведение работ по сохранению и содержанию объекта культурного наследия; разработать и согласовать с Инспекцией проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия; провести работы по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с разработанной и согласованной проектной документацией;

- обязать в срок до 1 декабря 2020 года обратиться в межмуниципальный отдел по Крестецкому и Окуловскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области с заявлением о принятии на учет объекта недвижимого имущества – «Дом садовника», расположенного по адресу: <...>, в качестве бесхозяйного недвижимого имущества в соответствии с Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10 декабря 2015 года № 931.

Судом первой инстанции к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Е., Е., Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области (далее – Управление Росреестра по Новгородской области), Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской и Новгородской областях, Администрация Турбинного сельского поселения Окуловского муниципального района Новгородской области (далее – Администрация Турбинного поселения), О., С., С., С., С., Я., П., К.

Решением Окуловского районного суда Новгородской области от 14 июля 2020 года административное исковое заявление прокурора Окуловского района удовлетворено частично и постановлено:

признать бездействие Администрации района по сохранению и содержанию объектов культурного наследия «Усадьба Герцога Лихтенбергского» (Усадьба А.Д. Громова): дом прислуги усадьбы герцога Лихтенбергского, площадью 63,4 кв. м, кадастровый номер <...>; хозяйственный двор усадьбы Лихтенбергского, площадью 826,9 кв.м, кадастровый номер <...>; хозяйственный двор, площадью 60,8 кв. м, кадастровый номер <...>; дом усадебный, площадью 322,8 кв.м, кадастровый номер <...>, расположенные по адресу: <...>, незаконным, не соответствующим пункту 1 части 1 статьи 9.3, статьям 47.2, 47.3 Федерального закона № 73-Ф3, нарушающим интересы неопределенного круга лиц;

признать бездействие Администрации района по сохранению здания, относящегося к объектам культурного наследия «Усадьба Герцога Лихтенбергского»: дом садовника, расположенный по адресу <...>, незаконным, не соответствующим пункту 1 части 1 статьи 9.3, статье 47.2 Федерального закона № 73-Ф3, пункту 19.3 части 1 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ, части 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), нарушающим интересы неопределенного круга лиц;

обязать Администрацию района в срок до 1 августа 2021 года на объектах культурного наследия «Усадьба Герцога Лихтенбергского» (Усадьба А.Д. Громова):

- дом прислуги усадьбы герцога Лихтенбергского, площадью 63, 4 кв. м, кадастровый номер <...>, расположенный по адресу: <...>: установить табличку с информационной надписью; обратиться в Инспекцию с целью получения задания на разработку проектной документации на проведение работ по сохранению и содержанию объекта культурного наследия; разработать и согласовать с Инспекцией проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия; провести работы по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с разработанной и согласованной проектной документацией;

- хозяйственный двор усадьбы Лихтенбергского, площадью 826, 9 кв.м, кадастровый номер <...>, расположенный по адресу: <...>: установить табличку с информационной надписью; обратиться в Инспекцию с целью получения задания на разработку проектной документации на проведение работ по сохранению и содержанию объекта культурного наследия; разработать и согласовать с Инспекцией проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия; провести работы по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с разработанной и согласованной проектной документацией;

- хозяйственный двор, площадью 60,8 кв.м, кадастровый номер <...>, расположенный по адресу: <...>: установить табличку с информационной надписью; обратиться в Инспекцию с целью получения задания на разработку проектной документации на проведение работ по сохранению и содержанию объекта культурного наследия; разработать и согласовать с Инспекцией проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия; провести работы по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с разработанной и согласованной проектной документацией;

- дом усадебный, площадью 322,8 кв.м, кадастровый номер <...>, расположенный по адресу: <...>: установить табличку с информационной надписью; обратиться в Инспекцию с целью получения задания на разработку проектной документации на проведение работ по сохранению и содержанию объекта культурного наследия; разработать и согласовать с Инспекцией проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия; провести работы по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с разработанной и согласованной проектной документацией;

обязать в срок до 1 декабря 2020 года обратиться в межмуниципальный отдел по Крестецкому и Окуловскому районам Управления Росреестра по Новгородской области с заявлением о принятии на учет объекта недвижимого имущества – «Дом садовника», расположенного по адресу: <...>, в качестве бесхозяйного недвижимого имущества в соответствии с Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10 декабря 2015 года № 931;

в остальной части в удовлетворении административных исковых требований отказать.

В апелляционной жалобе Администрация района, ссылаясь на неправильное определение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, просит решение суда об удовлетворении заявленных требований в части признания незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по сохранению и содержанию объектов культурного наследия: дома прислуги, площадью 63,4 кв. м, с кадастровым номером <...>; хозяйственного двора, площадью 60,8 кв. м, с кадастровым номером <...>, и обязании совершить в отношении указанных объектов определенные действия, отменить, принять по делу в этой части новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что судом первой инстанции сделан несоответствующий обстоятельствам дела вывод о том, что объект недвижимости – дом прислуги, расположенный у дороги, и хозяйственный двор, площадью 60, 8 кв. м, находящийся в собственности муниципального образования, является одним и тем же объектом, поскольку согласно техническим паспортам на данные объекты недвижимости техническое описание принятого в муниципальную собственность объекта – хозяйственного двора, площадью 60, 8 кв. м, отличается от дома для прислуги, в котором проживает С., по расположению дверей, окон, внешних контуров здания с внешнего вида. Выданная Главой Администрации Турбинного сельского поселения справка о присвоении адреса хозяйственному двору, площадью 60, 8 кв. м, совпадающая с адресом места жительства С., не является относимым и допустимым доказательством, поскольку выдача подобных справок законодательством не предусмотрена, присвоение объекту адреса осуществляется путем издания правового акта, который в деле отсутствует. Между тем, доводы Администрации района о явном существенном различии в техническом описании этих двух объектов недвижимости судом необоснованно не приняты во внимание. Кроме того, дом прислуги у дороги, в котором проживает С., не является муниципальной собственностью, в реестре объектов культурного наследия и на учете в Инспекции как отдельный объект культурного наследия не состоит, различия в адресах объясняются тем, что в реестр объектов культурного наследия внесены сведения из неофициального источника об адресах недвижимости. При указанных обстоятельствах оснований для возложения на Администрацию района обязанности установить на вышеназванных объектах культурного наследия таблички с информационной надписью, обратиться в Инспекцию с целью получения задания на разработку проектной документации на проведение работ по сохранению и содержанию этих объектов культурного наследия, разработать и согласовать с Инспекцией проектную документацию на проведение работ по сохранению указанных объектов культурного наследия, провести работы по сохранению этих объектов культурного наследия в соответствии с разработанной и согласованной проектной документацией у суда не имелось.

В письменных возражениях относительно апелляционной жалобы прокурор Окуловского района, ссылаясь на несостоятельность ее доводов, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители Администрации района, Инспекции, Управления Росреестра по Новгородской области, Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской и Новгородской областях, Администрации Турбинного сельского поселения, Е., Е., С., С., С., С., Я., О., П., К. не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия в соответствии с частью 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно нее, заслушав объяснения представителя прокуратуры Новгородской области Смирновой М.В., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены либо изменения решения суда первой инстанции не находит исходя из следующего.

В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно части 4 статьи 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ предусмотрено, что суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на территории <...>, входящей в состав Турбинного сельского поселения Окуловского муниципального района Новгородской области, расположены объекты культурного наследия регионального значения ансамбль – «Усадьба А.Д. Громова», в исторических справках поименованная также как «Усадьба герцога Лейхтенбергского», усадьба «Горы», в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) поименованная как «Усадьба герцога Лихтенбергского».

В Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на основании приказов Министерства культуры Российской Федерации от 26 апреля 2017 года и 28 апреля 2017 года зарегистрированы следующие объекты культурного наследия регионального значения, расположенные по адресу <...>: ансамбль «Усадьба А.Д. Громова», дом усадебный (д. <...>), дом для прислуги (д. <...>), дом садовника (д. <...>), двор скотный.

В реестре муниципального имущества муниципального образования «Окуловский муниципальный район» числятся следующие объекты: дом для прислуги, площадью 63,4 кв.м, с кадастровым номером <...>; хозяйственный двор, площадью 60,8 кв.м, с кадастровым номером <...>; хозяйственный двор, площадью 826,9 кв.м, с кадастровым номером <...>; дом усадебный, площадью 322,8 кв.м, с кадастровым номером <...>.

Постановлением Администрации Новгородской области от 23 января 1997 года № 21 дом усадебный, дом для прислуги, дом садовника, двор скотный Усадьбы А.Д. Громова отнесены к памятникам истории и культуры местного значения.

Правоотношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, регулируются Федеральным законом № 73-ФЗ, статьей 6 которого предусмотрено, что под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.

В силу статьи 33 Федерального закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий (пункт 1).

Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в том числе, организацию исследований, необходимых для исполнения полномочий федерального органа охраны объектов культурного наследия, регионального органа охраны объектов культурного наследия, муниципального органа охраны объектов культурного наследия; согласование проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия; осуществление в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, мер по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в ходе проведения изыскательских, проектных, строительных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ; установку на объектах культурного наследия информационных надписей и обозначений; выдачу в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия; иные мероприятия государственной охраны объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, проведение которых отнесено настоящим Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации к полномочиям соответствующих органов охраны объектов культурного наследия (пункт 2).

Пунктом 1 статьи 40 названного закона предусмотрено, что сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

В соответствии с пунктом 9 статьи 16.1 Федерального закона № 73-ФЗ собственник или иной законный владелец выявленного объекта культурного наследия обязан выполнять определенные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона требования к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия.

Согласно пункту 1 статьи 27 того же Федерального закона на объектах культурного наследия, включенных в реестр, должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия (далее - информационные надписи и обозначения). Надписи выполняются на русском языке - государственном языке Российской Федерации и на государственных языках республик - субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 47.2 названного закона требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер. В отношении выявленного объекта культурного наследия устанавливаются требования к сохранению объекта культурного наследия, не включающие требования к реставрации объекта культурного наследия (пункт 1).

Состав (перечень) видов работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, сроки (периодичность) проведения таких работ определяются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 7 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия на основании составленного соответствующим органом охраны объектов культурного наследия акта технического состояния объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия с учетом вида данного объекта культурного наследия, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования объекта культурного наследия (пункт 2)

Собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия обязан организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 45 настоящего Федерального закона (подпункт 3 пункта 3).

Требования к содержанию и использованию объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, регламентированы статьей 47.3 названного закона.

Согласно пункту 1 статьи 45 данного закона работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 45 Федерального закона № 73-ФЗ выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются региональным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 9.3 того же Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований.

В соответствии с пунктом 19.3 части 1 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относятся сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности муниципального района, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории муниципального района.

Согласно пункту 22 статьи 9 Устава Окуловского муниципального района к вопросам местного значения Окуловского муниципального района относятся сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности Окуловского муниципального района, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории Окуловского муниципального района.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Окуловского района Новгородской области проведена проверка исполнения Администрацией Окуловского района требований Федерального закона № 131-ФЗ и Федерального закона № 73-ФЗ в части содержания объекта культурного наследия «Усадьба герцога Лихтенбергского», в ходе которой установлено неудовлетворительное состояние данного объекта, отсутствие на фасаде зданий информационных надписей об объекте культурного наследия, наличие на территории объекта множественных свалок бытового мусора, молодой поросли, кустарников.

При указанных обстоятельствах и приведенных выше положениях правовых норм, учитывая, что нарушение Администрацией района законодательства об охране объектов культурного наследия затрагивает правоотношения в области сохранения, исполнения, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации и нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, суд первой инстанции, не усмотрев оснований для удовлетворения требований о признании незаконным бездействия, выразившегося в не освобождении объектов - хозяйственного двора усадьбы Лихтенбергского, площадью 826, 9 кв.м, с кадастровым номером <...>, хозяйственного двора, площадью 60,8 кв.м, с кадастровым номером <...>, дома усадебного, площадью 322,8 кв.м, с кадастровым номером <...>, и территорий этих объектов от дикорастущих деревьев и кустарников, признал незаконным бездействие Администрации района, выразившееся в неосуществлении контроля за сохранностью объекта культурного наследия, обязав последнюю на объектах культурного наследия «Усадьба Герцога Лихтенбергского» (Усадьба А.Д. Громова) - доме прислуги усадьбы герцога Лихтенбергского, площадью 63, 4 кв. м, кадастровый номер <...>, хозяйственном дворе усадьбы Лихтенбергского, площадью 826, 9 кв.м, кадастровый номер <...>, хозяйственном дворе, площадью 60,8 кв.м, кадастровый номер <...>, доме усадебном, площадью 322,8 кв.м, кадастровый номер <...>, установить таблички с информационной надписью, обратиться в Инспекцию с целью получения задания на разработку проектной документации на проведение работ по сохранению и содержанию указанных объектов культурного наследия, разработать и согласовать с Инспекцией проектную документацию на проведение работ по сохранению этих объектов культурного наследия, провести работы по сохранению данных объектов культурного наследия в соответствии с разработанной и согласованной проектной документацией.

Установив также, что объект культурного наследия регионального значения «Дом садовника», расположенный по адресу: <...>, в реестре муниципального имущества муниципального образования «Турбинное сельское поселение», муниципального образования «Окуловский муниципальный район», субъекта Российской Федерации – Новгородской области не значится, право собственности на данный объект культурного наследия в Едином государственном реестре недвижимости ни за кем не зарегистрировано, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 225 ГК РФ, Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10 декабря 2015 года № 931, обязал Администрацию района, как надлежащего субъекта, обратиться в межмуниципальный отдел по Крестецкому и Окуловскому районам Управления Росреестра по Новгородской области с заявлением о принятии на учет указанного объекта в качестве бесхозяйного недвижимого имущества.

Судебная коллегия, вопреки доводам апелляционной жалобы, соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела.

Выводы суда первой инстанции о наличии оснований для возложения на Администрацию района обязанности установить на объектах культурного наследия - доме прислуги, площадью 63,4 кв. м, с кадастровым номером <...>, хозяйственном дворе, площадью 60,8 кв. м, с кадастровым номером <...>, таблички с информационной надписью, обратиться в Инспекцию с целью получения задания на разработку проектной документации на проведение работ по сохранению и содержанию этих объектов культурного наследия, разработать и согласовать с Инспекцией проектную документацию на проведение работ по сохранению этих объектов культурного наследия, провести работы по сохранению указанных объектов культурного наследия в соответствии с разработанной и согласованной проектной документацией достаточно мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным по делу обстоятельствам, оснований не согласиться с которыми судебная коллегия не находит, в связи с чем доводы апелляционной жалобы Администрации района являются несостоятельными и отмену решения суда в указанной части не влекут.

Доводы апелляционной жалобы Администрации района, по сути, сводятся к иному ошибочному толкованию норм действующего законодательства, что не может служить основанием для отмены или изменения правильного по существу решения.

Таким образом, судебная коллегия находит решение постановленным при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, с учетом доказанности этих обстоятельств, надлежащей оценке представленным доказательствам, при верном применении норм материального права и с соблюдением норм процессуального закона.

Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не установила.

Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Окуловского районного суда Новгородской области от 14 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Окуловского муниципального района Новгородской области – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке путем подачи кассационной жалобы в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Окуловский районный суд Новгородской области в течение шести месяцев со дня его вынесения.

Председательствующий И.А.Алещенкова

Судьи Е.Б.Павлова

Л.В.Макарова