Судья Шалекешов А.Х. дело № 2а-1103/2020
№ 33а-3613/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Астрахань 25 ноября 2020 г.
Судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Стёпина А.Б.,
судей областного суда Лавровой С.Е., Берстневой Н.Н.,
при помощнике судьи Тутариновой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лавровой С.Е. административное дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Батаевский сельсовет» на решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 14 сентября 2020 г. по административному иску администрации муниципального образования «Батаевский сельсовет» об оспаривании постановления администрации муниципального образования «Ахтубинский район» от 31 октября 2019 г. № 759 «Об установлении публичного сервитута»,
установила:
администрация муниципального образования «Батаевский сельсовет» обратилась в суд с административным иском, указав, что постановлением администрации муниципального образования «Ахтубинский район» от 31 октября 2019 г. № 759 «Об установлении публичного сервитута» на основании заявления ПАО «МРСКА Юга» установлен публичный сервитут в целях размещения объектов электросетевого хозяйства, их неотъемлемых технологических частей принадлежащих ПАО «МРСКА Юга»на территории муниципального образования «Батаевский сельсовет» с установленными адресами: Астраханская область, село Батаевка по ул. Рождественская, Заречная, Школьная Набережная, сроком на 49 лет.
Ходатайство об установлении публичного сервитута от 11 сентября 2019 г. не соответствует требованиям статьи 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, что являлось основанием для отказа в предоставлении публичного сервитут (ст. 39.44 Земельного кодекса Российской Федерации). Администрацией муниципального образования «Ахтубинский район» данный факт не проверялся, что является основанием для признания постановления от 31 октября 2019 г. № 759 недействующим, по причине несоответствия его нормативному акту, имеющему большую юридическую силу.
Административным истцом в адрес муниципального образования «Ахтубинский район» 4 ноября 2019 г. направлено возражение о предоставлении публичного сервитута на территории с. Батаевка Ахтубинского района Астраханской области в силу части 5 статьи 39.39 Земельного кодекса Российской Федерации, запрещающего установление публичного сервитута на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства. Однако, именно эти участки предоставлены для публичного сервитута, исключения предусмотренные частью 5 статьи 39.39 Земельного кодекса Российской Федерации в данном случае не действуют, так как на предоставляемых земельных участках отсутствуют объекты для технологического присоединения зданий, сооружений, расположенных в границах планировочной структуры, на указанных земельных участках, к сетям инженерно-технического обеспечения. Отсутствует план какой-либо реконструкции и переноса инженерных сооружений. Электрические сети, введенные в эксплуатацию в 2008 году, не пересекают ни одного из перечисленных земельных участков и не имеют препятствий для их эксплуатации и предотвращению аварийных ситуаций.
Поскольку оспариваемое постановление нарушает права неопределенного круга лиц села Батаевка, так как вводит необоснованные ограничения для правообладателей земельных участков, выделяемых под индивидуальное жилищное строительство, ведение садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства и противоречит статьям 23, 39.37, 39.39, 39.41 Земельного кодекса Российской Федерации, административный истец просил суд признать постановления администрации муниципального образования «Ахтубинский район» от 31 октября 2019 г. № 759 недействующим с момента его издания.
Решением Ахтубинского районного суда Астраханской области от 14 сентября 2020 г. в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Батаевский сельсовет» ставится вопрос об отмене решения суда и вынесении нового решения ввиду неверного определения фактических обстоятельств дела, нарушения норм материального и процессуального права.
Представитель администрации муниципального образования «Ахтубинский район» в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Заслушав докладчика, объяснения представителя администрации муниципального образования «Батаевский сельсовет» Франчука А.Д., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ПАО «Россети Юг» Бурмаса В.В., возражавшего против удовлетворения жалобы, заключение прокурора Дюйсембеевой Э.М., полагавшей решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с частями 1-3 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса. Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут). Публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются.
Согласно пункту 8 части 4 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут может устанавливаться, в том числе, для использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса.
Частью 1 статьи 39.37 указанного Кодекса закреплено, что в порядке, предусмотренном настоящей главой, публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель для размещения объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд.
Согласно части 1 статьи 39.39 Земельного кодекса Российской Федерации, публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.38 настоящего Кодекса, на основании ходатайства об установлении публичного сервитута.
В силу части 5 статьи 39.41 Земельного кодекса Российской Федерации к ходатайству об установлении публичного сервитута прилагаются: подготовленные в форме электронного документа сведения о границах публичного сервитута, включающие графическое описание местоположения границ публичного сервитута и перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости, копии документов, подтверждающих право на инженерное сооружение, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута для реконструкции или эксплуатации указанного сооружения, при условии, что такое право не зарегистрировано, документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с ходатайством об установлении публичного сервитута обращается представитель заявителя.
Как указано в статье 39.45 Земельного кодекса Российской Федерации, публичный сервитут устанавливается на срок, указанный в ходатайстве об установлении публичного сервитута, с учетом положений пункта 7 статьи 23 настоящего Кодекса и следующих ограничений: от десяти до сорока девяти лет в случае установления публичного сервитута в целях, предусмотренных подпунктами 1, 3 и 4 статьи 39.37 настоящего Кодекса.
Установлено, что 17 сентября 2019 г. в администрацию муниципального образования «Ахтубинский район» из ПАО «МРСК Юга» (в настоящее время ПАО «Россети Юг») поступило ходатайство об установлении публичного сервитута сроком 49 лет в целях размещения объектов электросетевого хозяйства их технологических частей на территории МО «Батаевский сельсовет».
В соответствии с частью 5 статьи 39.41 Земельного кодекса Российской Федерации к ходатайству прилагались: описание местоположения границ и иные характеристики объекта, схема расположения публичного сервитута, инвентарная карточка учёта объекта, план приватизации от 1992 года, доверенность, письмо Минэкономразвития России.
25 сентября 2019 г. в 38-ом номере газеты «Ахтубинская правда» управлением имущественных и земельных отношений муниципального образования «Ахтубинский район» в соответствии со статьей 39.42 Земельного кодекса Российской Федерации размещена информация о возможном установлении публичного сервитута в целях размещения объектов электросетевого хозяйства, их неотъемлемых технологических частей (инженерных сооружений) сроком на 49 лет по ходатайству ПАО «МРСК Юга» в отношении земельных участков в с. Батаевка. В данной информации перечислены все кадастровые номера и адреса затрагиваемых земельных участков, сведения для земельных участков, не зарегистрированных в ЕГРН, указан адрес для ознакомления с ходатайством.
23 октября 2019 г. из администрации муниципального образования «Ахтубинский район» главе администрации муниципального образования «Батаевский сельсовет» направлено сообщение о необходимости разместить на официальном сайте и информационном щите муниципального образования «Батаевский сельсовет» извещения об установлении публичного сервитута.
Глава администрации муниципального образования «Село Батаевка» Франчук А.Д. отказал администрации муниципального образования «Ахтубинский район» в опубликовании указанной информации на официальном сайте и информационном щите муниципального образования «Батаевский сельсовет», представив свои возражения.
Постановлением администрации муниципального образования «Ахтубинский район» от 31 октября 2019 г. № 759 «Об установлении публичного сервитута», на основании заявления и в интересах ПАО «МРСК Юга», установлен публичный сервитут в целях размещения объектов электросетевого хозяйства, их неотъемлемых технологических частей принадлежащих ПАО «МРСК Юга» на территории муниципального образования «Батаевский сельсовет», с установленными адресами Астраханская область, село Батаевка, по улицам Рождественская, Заречная, Школьная, Набережная.
04 ноября 2019 г. и 02 декабря 2019 г. после принятия оспариваемого постановления глава муниципального образования «Батаевский сельсовет» направил главе муниципального образования «Ахтубинский район» обращение с несогласием по вопросу установления публичного сервитута на территории муниципального образования «Батаевский сельсовет» с обоснованием своей позиции и с предположением проведения публичных слушаний.
06 ноября 2019 г. администрацией МО «Ахтубинский район» в адрес всех владельцев земельных участков направлено постановление от 31 октября 2019 г. № 759 «Об установлении публичного сервитута».
В материалах административного дела не содержится обращений граждан, чьи права затрагиваются публичным сервитутом, к главе муниципального образования «Батаевский сельсовет», либо в администрацию муниципального образования «Ахтубинский район» с требованиями об устранении нарушений их прав, после получения копий указанного постановления.
Суд первой инстанции, дав оценку доказательствам по делу, пришел к выводу, что административным ответчиком надлежаще исполнена обязанность по уведомлению всех заинтересованных лиц о возможном установлении публичного сервитута.
Согласно части 5 статьи 39.39 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается установление публичного сервитута в целях, указанных в подпунктах 1 и 2 статьи 39.37 настоящего Кодекса, в отношении земельных участков, предоставленных или принадлежащих гражданам и предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства, за исключением случаев, если это требуется для: 1) подключения (технологического присоединения) зданий, сооружений, расположенных в границах элемента планировочной структуры, в границах которого находятся такие земельные участки, к сетям инженерно-технического обеспечения; 2) эксплуатации, реконструкции существующих инженерных сооружений; 3) размещения инженерных сооружений, которые переносятся с земельных участков, изымаемых для государственных или муниципальных нужд.
Ходатайство об установлении публичного сервитута заявлено заинтересованным лицом в целях эксплуатации (обслуживания) линии электропередач ВЛ- 0,4 кВ КТП-203 ф. 13 Рождественка.
Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26 декабря 1994 г. № 359 указано, что объектом, выступающим как сооружение, является каждое отдельное сооружение со всеми устройствами, составляющими с ним единое целое. К сооружениям также относятся: законченные функциональные устройства для передачи энергии и информации, такие как линии электропередач, теплоцентрали, трубопроводы различного назначения, радиорелейные линии, кабельные линии связи, специализированные сооружения систем связи, а также ряд аналогичных объектов со всеми сопутствующими комплексами инженерных сооружений.
Поскольку линии электропередач относятся к числу инженерных сооружений, ходатайство ПАО «МРСК Юга» содержало все необходимые сведения, предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о не соответствии обстоятельствам дела доводов административного истца о нарушении ходатайством заинтересованного лица об установлении публичного сервитута положений части 5 статьи 39.39 Земельного кодекса Российской Федерации, оснований для оставления ходатайства без рассмотрения по существу не имелось.
Районный суд, дав оценку доказательствам по делу, установив, что публичный сервитут установлен на основании статьи 39.39 Земельного кодекса Российской Федерации решением уполномоченного органа местного самоуправления, в полном соответствии с положениями статей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации (для размещения объектов электросетевого хозяйства), части 5 статьи 39.39 Земельного кодекса Российской Федерации (для эксплуатации существующих инженерных сооружений). Срок, на который был установлен публичный сервитут, полностью соответствует статье 39.45 Земельного кодекса Российской Федерации. Доказательств нарушенного права населения села не представлено. Ввиду наличия реестровой ошибки в определении местоположения границ земельных участков, которые отличаются от фактического местоположения, фактически перечисленные земельные участки не обременены публичным сервитутом объекта ВЛ - 0,4 кВ КТП-203 ф. 13 ПС Рождественка, а проведение общественных слушаний для установления публичного сервитута законом не предусмотрена. Пришел к выводу, что принятое администрацией муниципального образования «Ахтубинский район» постановление соответствует требованиям закона, не выходит за рамки имеющихся у нее полномочий, не нарушает прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе, жителей с. Батаевка Ахтубинского района Астраханской области, административное исковое заявление удовлетворению не подлежит.
Выводы суда первой инстанции судебная коллегия считает правомерными и соответствующим обстоятельствам дела.
Согласно статье 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации под заинтересованным лицом понимается лицо, права и обязанности которого могут быть затронуты при разрешении административного дела. Заинтересованные лица могут быть привлечены к участию в административном деле также по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по инициативе суда.
Учитывая, что оспариваемым постановлением администрации муниципального образования «Ахтубинский район» публичный сервитут установлен в интересах ПАО «МРСКА Юга», доводы апелляционной жалобы о том, что порядком рассмотрения дел по оспариванию нормативно-правового акта, однако судом в качестве заинтересованного лица привлечено ПАО «Россети Юг» (ПАО «МРСКА Юга»), ходатайство об его исключении оставлено без удовлетворения, не могут являться основанием для отмены решения суда.
В силу части 3 статьи 39.39 Земельного кодекса Российской Федерации установление публичного сервитута допускается только при условии обоснования необходимости его установления в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 39.41 настоящего Кодекса.
Доводы апелляционной жалобы о том, что административным ответчиком нарушена процедура принятия оспариваемого акта ввиду отсутствия обоснования необходимости установления публичного сервитута, не могут быть признаны состоятельными, поскольку указанное обоснование содержится в пункте 7 ходатайства об установлении публичного сервитута. Учитывая, что объект электросетевого хозяйства является действующим и реконструкция его не требуется, необходимости предоставления документов поименованных в пунктах 1-6 части 2 и пункте 2 части 3 статьи 39.41 Земельного Кодекса Российской Федерации не имелось.
Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на положения Постановления Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. № 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» не влекут отмену решения суда, поскольку публичный сервитут установлен в также в отношении земельный участков, находящихся в частной собственности.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции, не опровергают выводов судебного решения.
Разрешая спор, районный суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, установленные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, районным судом допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда,
определила:
решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 14 сентября 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Батаевский сельсовет» - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции (г. Краснодар) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через суд, принявший решение.