ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1115/19 от 03.10.2019 Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ)

К О П И Я

дело №33а-2739/2019

первая инстанция № 2а-1115/2019

судья Раенгулов А.Б.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

03 октября 2019 года город Салехард

Судебная коллегия по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи Домрачева И.Г.,

судей коллегии Мочаловой Н.В., Евсевьева С.А.,

при секретаре Егошиной Т.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе главы МО п. Пангоды Яроша И.М. на решение Салехардского городского суда ЯНАО от 24 июня 2019 года, которым постановлено отказать в удовлетворении административного иска администрации МО п. Пангоды к департаменту гражданской защиты и пожарной безопасности ЯНАО о признании незаконным предписания №126 от 16 апреля 2019 года.

Заслушав доклад судьи суда ЯНАО Мочаловой Н.В., представителей департамента гражданской защиты и пожарной безопасности ЯНАО Мальчевского А.Н. и Ардатова Д.Ю., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Администрация МО п. Пангоды обратилась с административным иском к департаменту гражданской защиты и пожарной безопасности ЯНАО (далее Департамент) о признании незаконным и отмене предписания Департамента №126 от 16 апреля 2019 года.

В обоснование иска указано, что 16 апреля 2019 года по результатам плановой документарной проверки в адрес администрации МО п. Пангоды административным ответчиком внесено предписание №126 об устранении нарушений установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, на администрацию п. Пангоды возложена обязанность по обеспечению подготовки в области защиты чрезвычайных ситуаций всех членов комиссии по предупреждению и ликвидации и чрезвычайных ситуаций МО п. Пангоды (далее КЧС). Указанные обязанности возложены незаконно, поскольку законодательно не конкретизирован перечень лиц, для которых обязательна подготовка. Уполномоченные работники администрации п. Пангоды и председатель КЧС администрации прошли соответствующую подготовку в 2018 году. Требования о необходимости проведения подготовки уполномоченных работников муниципального звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций не распространяются на членов КЧС. Постановление администрации от 07 февраля 2017 года № 61 не включает КЧС МО п. Пангоды в состав муниципального звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций ЯНАО. Согласно бюджетному законодательству финансирование подготовки членов КЧС, не являющихся муниципальными служащими или работниками администрации, из средств местного бюджета не относится к расходным обязательством муниципального образования и может быть расценено как нецелевое использование бюджетных средств.

В судебном заседании представители администрации МО п. Пангоды, департамента гражданской защиты и пожарной безопасности ЯНАО и администрации МО Надымский район в судебном заседании участия не принимали.

Судом вынесено решение, резолютивная часть которого указана выше.

С решением суда не согласен глава МО п. Пангоды Ярош И.М., в апелляционной жалобе просил решение суда отменить. В обоснование жалобы указал, что органы местного самоуправления не уполномочены организовать (обеспечить) обучение членов создаваемых коллегиальных органов, являющихся работниками сторонних организаций (в том числе федеральных органов исполнительной власти ЯНАО), и включенных в их состав с согласия самих членов, тем более с отрывом от производства, а равно повлиять на сроки и порядок прохождения такими работниками подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Выполнить оспариваемое предписание возможно только путем исключения из состава Комиссии высококвалифицированных специалистов, без специальных познаний которых утрачивается смысл функционирования данной Комиссии.

В отзыве на апелляционную жалобу представитель МО Надымский район Целовальникова О.В. просила удовлетворить апелляционную жалобу администрации МО п. Пангоды.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель департамента гражданской защиты и пожарной безопасности ЯНАО Ардатов Д.Ю. просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Стороны, непринимавшие участия в судебном заседании суда апелляционной инстанции, надлежаще уведомлены.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей департамента гражданской защиты и пожарной безопасности ЯНАО Мальчевского А.Н. и Ардатова Д.Ю., полагавших решение законным, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно неё в порядке статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела следует, что согласно приказу департамента гражданской защиты и пожарной безопасности ЯНАО № 39 от 27 февраля 2019 года с 20 марта по 16 апреля 2019 года была проведена плановая документарная проверка в отношении администрации МО п. Пангоды.

В ходе указанной проверки было выявлено нарушение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, а именно: не обеспечено в полном объеме дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации или курсовое обучение в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера всех членов комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в муниципальном образовании п. Пангоды - не прошли подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций: заместитель председателя комиссии Сапета Е.В. (в составе КЧС более 1 года), члены комиссии: Дарымов А.В., Завальный С.В., Базалев С.Е., Мухутдинов Д.А., Шемраев А.А., Юсупов Р.Р., Гришина И.Н., Маркевич Ю.В., Марапулец В.И., Морозов В.С., Рощина Т.В., Гильмутдинов Р.Т. (все в составе КЧС более 1 года).

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд указал, что вопреки требованиям законодательства не все члены Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в МО п. Пангоды прошли подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Обеспечение указанной подготовки всех членов комиссии, в том числе финансового обеспечения деятельности органов управления, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в силу положений Федерального закона №68-ФЗ, обязаны обеспечить органы местного самоуправления, в рассматриваемом случае п. Пангоды.

С выводами суда судебная коллегия соглашается в силу следующего.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

В силу требований п. 2 ч. 4.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» координационными органами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются комиссии, образованные для обеспечения согласованности действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности.

Во исполнение указанной выше нормы и Постановления Правительства РФ от 30.12.2003 № «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» издано Постановление Администрации ЯНАО от 11.06.2009 № 310-А, пунктом 6 которого указано, что координационными органами единой системы на муниципальном уровне (в пределах территории муниципальных образований) являются комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов местного самоуправления.

Таким образом, члены комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов местного самоуправления входят в состав органа управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС.

Постановлением Правительства РФ от 04 сентября 2003 года № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» утверждено положение о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно с п.п. «д» п. 2 Положения подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят работники федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, специально уполномоченные решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются - уполномоченные работники).

Приказом МЧС России от 19 января 2004 года № 19 утвержден Перечень уполномоченных работников, проходящих переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях МЧС России, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов РФ и на курсах гражданской обороны муниципальных образований.

Согласно п. 8 указанного Перечня подлежат прохождению переподготовки и повышению квалификации члены комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов местного самоуправления.

Согласно п. 5 Постановления Правительства РФ № 547 для лиц, впервые назначенных на должность, связанную с выполнением обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций, курсовое обучение в области защиты от чрезвычайных ситуаций или получение дополнительного профессионального образования в области защиты от чрезвычайных ситуаций в течение первого года работы является обязательным.

Постановлением администрации МО п. Пангоды №231 от 15 мая 2017 года образована комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в МО п. Пангоды (л.д. 79-80).

Постановлением администрации МО Надымский район № 61 от 07 февраля 2017 года указанная выше комиссия включена в состав муниципального звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций ЯНАО (л.д. 95-104).

Таким образом, создав Комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов МО администрация МО п. Пангоды не выполнила обязанности по обучению уполномоченных работников в области защиты от чрезвычайных ситуаций, тем самым не обеспечила необходимый уровень подготовки всех ее членов, поэтому оспариваемое предписание является законным и обоснованным.

Доводы жалобы о возможном нецелевом использовании бюджетных средств, затраченных на обучение уполномоченных работников, которые являются работниками других организаций, подлежат отклонению, поскольку не имеют правового значения для разрешения заявленного административного иска по существу.

Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции и не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права, по существу сводятся к несогласию с применением судом норм действующего законодательства и оценкой доказательств, основаны на ошибочном толковании норм права, в силу чего такие доводы подлежат отклонению.

Руководствуясь ст. 308-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Салехардского городского суда ЯНАО от 24 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционное представление - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Судья (подпись) Н.В.Мочалова