Судья: Пименова Е.В. адм. дело № 33а-8344/2021 (2а-1115/2021) А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 27 июля 2021 г. г. Самара Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе: председательствующего Лазаревой М.А., судей Ромадановой И.А., Ефремовой Л.Н., при секретаре Кленкиной А.А., рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Главного управления МЧС России по Самарской области на решение Железнодорожного районного суда г. Самары от 23 апреля 2021 года по административному делу № 2а-1115/21 по административному исковому заявлению ОО ЦРВВС СО «Яхт-клуб «Крылья Советов» к Нижне-волжскому бассейновому водному управлению ФАВР в лице Отдела водных ресурсов по Самарской области, с участием заинтересованного лица ГУ МЧС России по Самарской области о признании незаконным отказа в предоставлении водного объекта в пользование. Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Ромадановой И.А., пояснения представителя административного истца Клименко О.А. возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, представителя заинтересованного лица ГУ МЧС России по Самарской области Зуева В.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия установила: ОО ЦРВВС СО «Яхт-клуб «Крылья Советов» обратилось в суд с иском к Нижне-Волжскому БВУ в лице Отдела водных ресурсов по Самарской области, заинтересованным лицам: Главному управлению МЧС России по Самарской области о признании незаконным отказа в предоставлении водного объекта в пользование указав, что административный истец обратился в отдел водных ресурсов по Самарской области с заявлением о предоставлении водного объекта в пользование на основании Правил подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, утвержденных Постановлением Правительства РФ №230. Отделом водных ресурсов отказано в предоставлении водного объекта в пользование на основании письма от 21.10.2020 года №КЛ-12/3560. В данном отказе Отдела водных ресурсов по Самарской области указано, что ОО ЦРВВС СО «Яхт-клуб «Крылья Советов» отказано в предоставлении водного объекта в пользование, в связи с отказом в согласовании условий водопользования ГУ МЧС России по Самарской области. Административный истец считает данное решение незаконным, поскольку административным ответчиком была нарушена процедура рассмотрения его заявления, так как Правилами ПП РФ № 230 не предусмотрено направление уполномоченным органом условий водопользования на согласования в государственные органы. Порядок рассмотрения заявления о предоставлении водного объекта в пользование определен Административным регламентом, которым и обязан следовать уполномоченный орган. Административным регламентом установлен исчерпывающий перечень органов, при отказе в согласовании которых возможна выдача мотивированного отказа в предоставлении водного объекта в пользование со ссылкой на отказ этого государственного органа, в рассматриваемом ГУ МЧС Росси по Самарской области в этот перечень не включено. Отделом водных ресурсов по Самарской области была нарушена процедура рассматривания заявления, т.к. действующим законодательством не предусмотрено направления проекта условий водопользования по заявленным истцом целям в ГУ МЧС России по Самарской области, а данный государственный орган в свою очередь не уполномочен рассматривать и согласовывать проект использования акватории водного объекта для заявленной цели в соответствии с требованиями, установленными Административным регламентом ФАВР № 225. Иного алгоритма действий уполномоченного органа в рассматриваемом случае действующим законодательством не предусмотрено. В рассматриваемом случае в Административном регламенте определен порядок направлений на согласование проектов водопользования. Ни одной нормой действующего законодательства не предусмотрено рассмотрение и согласование проекта использования акватории водного объекта для заявленной цели ГУ МЧС России по Самарской области. Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил признать незаконным решение Отдела водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского бассейнового водного Управления Федерального агентства водных ресурсов от 21.10.2020 № КЛ-12/3560 об отказе в предоставлении водного объекта в пользование. Обязать Нижне-Волжское бассейновое водное Управление Федерального агентства водных ресурсов в лице Отдела водных ресурсов по Самарской области провести открытый аукцион на право заключения договора водопользования на использование участка акватории Саратовского водохранилища, площадью 0,0056 кв.км, расположенного в границах: <адрес> для размещения плавучих объектов, путем публикации извещения о проведении открытого аукциона в сети «Интернет» по адресу: www.torgi.gov.ru в течение пяти рабочих дней после вступления решения суда в законную силу. Решением Железнодорожного районного суда г. Самары от 23 апреля 2021 года административные исковые требования ОО ЦРВВС СО «Яхт-клуб «Крылья Советов» удовлетворены (л.д. 182-191). В апелляционной жалобе представитель заинтересованного лица Главного управления МЧС России по Самарской области ФИО1 просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме (л.д. 195-197). В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица ГУ МЧС России по Самарской области ФИО2 доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме. Представитель административного истца ОО ЦРВВС СО «Яхт-клуб «Крылья Советов» (по доверенности) ФИО3 в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражала против доводов апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения. Учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. Проверив материалы дела, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу. В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Согласно пункту 14 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов (водопользование) - использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц. Право пользования поверхностными водными объектами или их частями приобретается физическими лицами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным этим Кодексом и другими федеральными законами (часть 1 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации). В соответствии со статьей 16 Водного кодекса Российской Федерации договор водопользования заключается по результатам аукциона, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи (ч.1). Договор водопользования заключается без проведения аукциона в случае приобретения права пользования в целях, предусмотренных пунктом 1 или 3 части 2 статьи 11 настоящего Кодекса, а также в случаях, установленных статьями 15, 47, 49 и 50 настоящего Кодекса (ч.2). Порядок подготовки и заключения договора водопользования, форма примерного договора водопользования, порядок организации и проведения аукциона на право заключения договора водопользования утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 16 Водного кодекса Российской Федерации). В соответствии с п. 4 Правил проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 г. №230, организатором аукциона является: Федеральное агентство водных ресурсов или его территориальные органы - в отношении находящихся в федеральной собственности водоемов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, а также морей или их отдельных частей. Согласно п. 7 названных Правил организатор аукциона принимает решение о проведении аукциона, в котором указываются предмет аукциона, дата, время и место проведения аукциона, информация о том, что аукцион является открытым, требования к участнику аукциона, начальная цена предмета аукциона, размер задатка и размер "шага аукциона". В соответствии с п. 16 названных Правил организатор аукциона не позднее 15 дней до окончания срока подачи заявок вправе отказаться от проведения аукциона и в течение 2 дней обязан известить заявивших об участии в аукционе о своем отказе от проведения аукциона. Приказом Минприроды России от 22.05.2014 г. N 225 утвержден Административный регламент Федерального агентства водных ресурсов по предоставлению государственной услуги по предоставлению водных объектов в пользование на основании договора водопользования, в том числе заключенного по результатам аукциона, по оформлению перехода прав и обязанностей по договорам водопользования. Согласно п. 70 Административного регламента при определении условий использования водного объекта по согласованию с заинтересованными исполнительными органами государственной власти: разрабатывается проект условий использования водного объекта; при заключении договора водопользования в отношении нескольких водозаборов, объектов водопользования - условий использования водного объекта по каждому из них; определяются условия использования водного объекта по согласованию со следующими федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами) по вопросам, отнесенным к их компетенции: 1) с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в случае использования водного объекта для целей, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 настоящего Регламента; 2) с Федеральным агентством по рыболовству - в случае использования водного объекта рыбохозяйственного значения; 3) с Федеральным агентством морского и речного транспорта - в случае использования водного объекта в акватории морского и речного порта, а также в пределах внутренних водных путей Российской Федерации. Согласно п. 39 Административного регламента основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются: 1) документы представлены с нарушением требований, установленных Правилами подготовки и заключения договора водопользования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2008 г. N 165; 2) получен отказ федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов), указанных в пункте 70 настоящего Регламента, в согласовании условий водопользования; 3) право пользования частью водного объекта, указанной в заявлении, предоставлено другому лицу, либо водный объект, указанный в заявлении, предоставлен в обособленное водопользование; 4) использование водного объекта в заявленных целях запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2008 года N 165 утверждены Правила подготовки и заключения договоров водопользования. Правила подготовки и заключения договора определяют порядок подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе. Согласно п. 24 Правил также изложены причины отказа в предоставлении водного объекта в пользование направляется заявителю и указаны следующие случаи: документы представлены с нарушением требований, установленных настоящими Правилами; получен отказ федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов), указанных в подпункте "б" пункта 22 настоящих Правил, в согласовании условий водопользования; право пользования частью водного объекта, указанной в заявлении, предоставлено другому лицу, либо водный объект, указанный в заявлении, предоставлен в обособленное водопользование; использование водного объекта в заявленных целях запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с п. 25 тех же Правил подготовка договора водопользования и формирование его условий осуществляются с учетом особенностей предоставляемого в пользование водного объекта, его режима, ограничений и запретов, установленных в отношении использования водного объекта, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации, а также с учетом схем комплексного использования и охраны водных объектов и документов территориального планирования, предоставленных заявителем предложений по условиям договора водопользования и в соответствии с требованиями Правил. Из материалов дела следует, что 25.08.2020 г. в Отдел водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского БВУ обратился ОО ЦРВВС СО «Яхт-клуб «Крылья Советов» с заявлением о предоставлении в пользование водного объекта: Саратовское водохранилище, расположенное в <адрес>, площадью 0,0056 кв м, для размещения плавучих объектов(дебаркадеров) (л.д. 21-22). 21.10.2020 г. отделом водных ресурсов письмом № КЛ-12/35 административному истцу отказано в предоставлении водного объекта для заявленной цели, в связи с тем, что ГУ МЧС России по Самарской области г.о. Самары отказано в согласовании условий водопользования (л.д. 19, 20). Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции, исходил из того, что административным ответчиком нарушена процедура рассмотрения заявления в части направления запроса в ГУ-МЧС России по Самарской области. Вместе с тем указал, что отказ в предоставлении водного объекта в пользование для целей, заявленных административным истцом, не содержит оснований, установленных законом для отказа, а основания, указанные в решение не основаны на законе, соответственно, в нарушение пп. 3, 4 ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации законность принятого решения не доказана. Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции неверными. Согласно пункту 1.1 «Положения об отделе водных ресурсов по Самарской области Нижнее-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов», утвержденного приказом Нежнее-Волжского бассейнового водного управления от 09.07.2014 г. № 110 (далее – Положение), отдел является структурным подразделением (без образования юридического лица) Нижнее-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов на территории Самарской области. В соответствии с пунктом 2 Положения основными функциями отдела являются предоставление в пределах установленной компетенции прав пользования участками водохранилищ, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов РФ и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов РФ, а также ведение государственного водного реестра, в порядке, установлено законодательством РФ. Исполнение возложенных полномочий отдел водных ресурсов по Самарской области осуществляет на основании представленной от Нижнее-Волжского БВУ управление является территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов. Нижнее-Волжского БВУ является структурным подразделением, отдел водных ресурсов по Самарской области не является самостоятельным юридическим лицом. Руководствуясь вышеперечисленными нормами закона, в целях выявления ограничений и запретов, установленных для водного объекта, указанного в заявлении ОО ЦРВВС СО «Яхт-клуб «Крылья Советов», отделом были разработаны условия водопользования и направлены на согласование в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти РФ (их территориальные органы), органы исполнительной власти субъекта РФ и в органы местного самоуправления. Пунктом 67 Регламента N 225 определено, что составной частью административной процедуры, является в том числе: определение условий использования водного объекта по согласованию с заинтересованными исполнительными органами государственной власти. В настоящем деле водный объект испрашивается для целей размещение плавучих объектов для отдыха на воде, отстоя и причаливания судов, административный истец полагает, что отстой судов будет осуществлен за пределами 1,2,и 3 пояса зон санитарной охраны питьевых водозаборов (л.д.26). Как указано в п.6 постановления Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 года №230 подготовка договора водопользования и формирования его условий осуществляется с учетом особенностей предоставляемого в пользование водного объекта в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации, а также с учетом комплексного использования и охраны водных объектов и территориального планирования, если использование акватории водного объекта возможно для целей, указанной в заявлении и предоставление водного объекта в пользование. В силу ст. 71 Административного регламента (утвержденным приказом Минприроды России от 22.05.2014 №225) окончательные условия использование водного объекта формируются с учетом полученных предложений от заинтересованных органов государственной власти, а также с учетом особенностей предоставления в пользование водного объекта, его режима, ограничений и запретов, установленных в отношении использования водного объекта в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации. Постановлением Самаркой Губернской Думы от 28.04.209 года № 1086 в п.2.11. запрещено палвание и нахождение маломерных судов в испрашиваемой части водного объекта. Таким образом, запрос в ГУ-МЧС России по Самарской области отделом водных ресурсов по Самарской области в целях определения возможности использования акватории водного объекта для заявленных целей, направлен правомерно. В соответствии с пунктом 6 Правил подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 N 230 "О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона" подготовка договора водопользования и формирование его условий осуществляются с учетом особенностей предоставляемого в пользование водного объекта и его режима, ограничений и запретов, установленных в отношении использования водного объекта, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации, а также с учетом схем комплексного использования и охраны водных объектов и территориального планирования, если использование акватории водного объекта возможно для цели, указанной в заявлении о предоставлении акватории водного объекта в пользование. ОО ЦРВВС СО «Яхт-клуб «Крылья Советов» обратилось с заявлением о предоставлении акватории водного объекта для размещения плавучих объектов (дебаркадеров) (л.д. 21-22). В пояснительной записке к графическим материалам указано, что на участке акватории водного объекта планируется размещение плавучих объектов (дебаркадеров), которые состоят из конструкций, изготовлены из труб, обшитых досками. Ходовые мостики изготовлены из досок. Крепление плавучих объектов на акватории предусмотрено металлическими тросами к «мертвым якорям» (л.д. 26). Водным кодексом Российской Федерации определены полномочия субъектов Российской Федерации по утруждению правил охраны людей на водных объектов, а также правила пользования водными объектами для плавания маломерными судами. Постановлением Самаркой Губернской Думы от 28.04.2009 года №1086 «О правилах пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Самарской области» изданное в соответствии с требованиями Водного кодекса Российской Федерации, накладывается запрет для движения и нахождение маломерных судов на акватории Самарского речного порта вдоль левого(городского) берега реки Волги от студеного оврага до ухвостья острова Рождественский. Согласно подпункту 19 пункта 18 Правил движения и стоянки судов в Волжском бассейне внутренних водных путей Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 02.08.2018 N 282, на внутренних водных путях Волжского бассейна запрещается движение маломерных, прогулочных и спортивных парусных судов вдоль левого берега Саратовского водохранилища от села Студеный (1721,0 км реки Волги) до истока реки Кривуша (1747,0 км реки Волги). Планируемое место размещение плавучих объектов ОО ЦРВВС СО «Яхт-клуб «Крылья Советов» находится в зоне действия вышеуказанного пункта Приказа. Размещение базы стоянки ОО ЦРВВС СО «Яхт-клуб Крылья Советов» подразумевает под собой причаливание и отстой маломерных судов и спортивных парусных судов (л.д.253). В силу пункта 2.11 Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Самарской области, утвержденными постановлением Самарской Губернской Думы от 28.04.2009 N 1086, запрещается плавание и нахождение маломерных судов всех видов и типов на акватории Самарского речного порта вдоль левого (городского) берега реки Волги от Студеного оврага до ухвостья острова Рождественский и вдоль правого берега реки Самары от устья до железнодорожного моста. Таким образом, при наличии запретов по использованию испрашиваемой акватории водного объекта, предоставление в пользование водного объекта: Саратовское водохранилище, расположенное в <адрес>, не представляется возможным. Кроме того в судебном заседании установлено, что на расстоянии 205 метров ниже по течению от границ заявленной акватории Яхтклуба «Крылья советов» право пользования водными объектами предоставлено «СКК»Приволжский» МО РФ для пользования водного объекта для организации отдыха детей, ветеранов, инвалидов на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование, зарегистрированного в ГВР 04.06.2013 со сроком пользования до 30.04.2033 года. Согласно условиям решение о предоставлении водного объекта в пользовании в границах акватории расположен пляж, предоставленный в пользовании ФКУ «СКК» Приволжский», который состоит на учете в ГИМС МЧС России с 1980 года, таким образом, спорный водный объекта находится на расстоянии менее 1000 метро до пляжа (л.д.245). При таких обстоятельствах, суд первой инстанции разрешил спор без установления всех обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения настоящего административного дела. Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия, давая оценку действиям административного ответчика, приходит к выводу, что оспариваемый отказ не противоречит закону. По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными. В рассматриваемом случае, такая совокупность не установлена. На основании пункта 2 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение. При таких обстоятельствах, судебная коллегия признает выводы суда неправильными, полагая, что они не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям закона, регулирующего спорные правоотношения, что подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств. С учетом изложенного, решение суда подлежит отмене, с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований ОО ЦРВВС СО «Яхт-клуб «Крылья Советов». На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определила: Решение Железнодорожного районного суда г. Самары от 23 апреля 2021 года отменить. В признании отказа в предоставлении водного объекта в пользование от 21.02.2020 года № КЛ-12/3560 незаконным и необоснованным – отказать. В обязании Нижне-Волжское бассейновое водное Управление Федерального агентства водных ресурсов в лице Отдела водных ресурсов по Самарской области провести открытый аукцион на право заключения договора водопользования на использование участка акватории Саратовского водохранилища, площадью 0,0056 кв.км, расположенного в границах: <адрес> для размещения плавучих объектов - отказать. Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции и в Верховный суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу. Председательствующий Судьи |