ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-111/2023 от 18.12.2023 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Судья Домникова М.В. Дело № 33а-10829/2023

(№ 2а-111/2023)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Симферополь 18 декабря 2023 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе

председательствующего Мостовенко Н.Р.,

судей Тимофеевой А.А. и Агина В.В.,

при секретаре Погосян А.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело

по административному исковому заявлению Велиуллаевой Джемили Риезаевны к администрации г. Симферополя, Комиссии для подготовки заключения о возможности признания постройки, возведенной самовольно до 18 марта 2014 года, объектом индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым о признании незаконным решения, возложении обязанности совершить определенные действия

по апелляционной жалобе Велиуллаевой Джемили Риезаевны на решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 23 августа 2023 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Мостовенко Н.Р., судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым

установила:

Велиуллаева Д.Р. обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным решение Комиссии для подготовке заключения о возможности признания постройки, возведенной до 18 марта 2014 года, объектом индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования городской округ Симферополь выраженное в письме № В-211/9659 от 27 июля 2022 года, в части отказа в выдаче ей заключения в отношении самовольной постройки о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес>, обязать повторно рассмотреть её заявление.

Административное исковое заявление мотивировано тем, что 31 мая 2018 года она обратилась в администрацию г. Симферополя с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства в границах населенного пункта с расположенной на нем постройкой, возведенной самовольно до 18 марта 2014 года и выдаче заключения о возможности признания их объектами индивидуального жилищного строительства, приложив документы предусмотренные пунктом 4 Порядка утверждённого Постановлением Совета министров Республики Крым от 12 мая 2015 года № 252. Письмом от 27 июля 2022 года за № В-211/9659 администрация г. Симферополя уведомила заявителя, что заявление от 31 мая 2018 года было рассмотрено на Заседании комиссии для подготовки заключения о возможности признания постройки, возведенной самовольно до 18 марта 2014 года, объектом индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования городской округ г. Симферополя Республики Крым. По итогам заседания принято решение об отказе в выдаче заключения в отношении самовольной постройки о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства, в связи с несоответствием условиям Порядка предоставления земельного участка гражданам, на котором расположена постройка, возведенная самовольно до 18 марта 2014 года, и выдачи заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 12 мая 2015 года № 252. Считает, что указанное решение принято административным ответчиком в нарушение порядка и требований, утвержденных Постановлением Совета министров Республики Крым от 12 мая 2015 года № 252.

Решением Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 23 августа 2023 года в удовлетворении административного искового заявления Велиуллаевой Д.Р. отказано.

Не согласившись с судебным актом, Велиуллаевой Д.Р. подана апелляционная жалоба, в которой указано на несогласие с выводами суда первой инстанции и нарушения норм материального и процессуального права.

В судебное заседание лица, участвующие в деле не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены заблаговременно.

На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым, приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в полном объёме.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что 31 мая 2018 года Велиуллаева Д.Р. обратилась с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта с расположенной на нем постройкой, возведенной самовольно до 18 марта 2014 года, и выдаче заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства, просил предоставить в аренду земельный участок, для индивидуального жилищного строительства, с расположенной на нем самовольной постройкой, возведенной до 18 марта 2014 года, и выдаче заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства на основании статьи 22 Закона от 15 января 2015 года № 66-ЗРК/2015.

Указанное заявление зарегистрировано за № В-226/9377.

28 июля 2021 года Комиссией рассмотрены заявления граждан о предоставлении земельного участка с расположенной на нём самовольной постройкой и выдачей заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства.

Согласно пп. 1 п. 1 протокола Комиссии решено отказать Велиуллаевой Д.Р. в выдаче заключения о возможности признания постройки, возведенной до 18 марта 2014 года, объектом индивидуального жилищного строительства, ввиду несоответствия самовольной постройки условиям, указанным в пункте 15 Порядка, а именно согласно сведениям публичной кадастровой карты, а также картографическим материалам спутниковых снимков, отображавших поверхность земли, строение, расположенное на земельном участке возведено после 18 марта 2014 года, а также не соответствия самовольной постройки условиям, указанным в подпункте 1 пункта 15 Порядка.

Письмом администрации г. Симферополя от 27 июля 2022 года № В-211/9659 Велиуллаевой Д.Р. сообщено о принятом Комиссией решении.

Не согласившись с указанным решением Велиуллаева Д.Р. обратилась в суд.

Судом первой инстанции по делу проведены судебная строительно - техническая экспертиза и дополнительная судебная строительно - техническая экспертиза.

Разрешая настоящий спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, выводы судебной строительно-технической экспертизы и дополнительной судебной строительно - технической экспертизы, пришел к выводу, что ответчиком было правомерно отказано истцу в выдаче заключения о возможности признания возведенной ею до 18 марта 2014 года постройки объектом индивидуального жилищного строительства, ввиду отсутствия совокупности соответствующих условий, установленных пунктом 15 Порядка № 252 от 12 мая 2015 года.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается на основании следующего.

Согласно статье 1 Закона Республики Крым № 66-ЗРК/2015, предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.

Статьей 22 Закона Республики Крым от 15 января 2015 г. № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» определены особенности предоставления земельных участков гражданам с расположенными на них постройками, возведенными самовольно до 18.03.2014 года.

Согласно части 1 статьи 22 Закона № 66-ЗРК/2015 гражданин вправе приобрести земельный участок в собственность при наличии нижеперечисленных условий: земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности и не предоставлен иным лицам; на земельном участке имеется объект капитального строительства, возведенный гражданином до 18 марта 2014 года; имеется заключение органа местного самоуправления о возможности использования самовольной постройки в качестве объекта индивидуального жилищного строительства; объект капитального строительства учтен исполнительными органами государственной власти Республики Крым или органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым; на данном земельном участке в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и градостроительного зонирования допускается возведение жилого дома или жилого строения.

Правом на бесплатное получение в собственность земельного участка в соответствии с настоящей статьей обладают граждане Российской Федерации, указанные в статье 4 настоящего Закона, в случае если соответствующий объект капитального строительства учтен исполнительными органами государственной власти Республики Крым или органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым в порядке, установленном Советом министров Республики Крым.

В соответствии с частью 4 статьи 22 Закона № 66-ЗРК/2015 порядок предоставления земельных участков в соответствии с настоящей статьей, а также порядок выдачи заключения о возможности использования самовольной постройки в качестве объекта индивидуального жилищного строительства определяются нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.

Постановлением Совета министров Республики Крым от 12 мая 2015 г. № 252 утвержден Порядок предоставления земельного участка гражданам, на котором расположена постройка, возведенная самовольно до 18 марта 2014 г., и выдачи заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства (далее - Порядок), согласно п. 2 которого предоставление земельного участка гражданину и выдача заключения о возможности признания самовольной постройки объектом индивидуального жилищного строительства (далее - Заключение) осуществляются органом местного самоуправления городского округа, городского или сельского поселения (далее уполномоченный орган).

Согласно п. п. 3, 4 Порядка гражданин с целью предоставления ему земельного участка в собственность или аренду подает в уполномоченный орган заявление о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта с расположенной на нем самовольной постройкой и выдаче Заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства (далее - Заявление) по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку.

В силу п. п. 13 - 15 Порядка предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании Заключения.

Заключение выдается на основании решения комиссии, образованной уполномоченным органом, в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами.

Заключение выдается при условии, что самовольная постройка может быть использована для постоянного проживания без значительного объема дополнительных строительных работ, а также при совокупном выполнении следующих условий: самовольная постройка имеет прочный фундамент, завершено строительство стен, перегородок и перекрытий, крыши и отсутствуют нарушения строительных правил, которые могут повлечь за собой непроизвольное разрушение данной постройки; самовольная постройка имеет не более трех этажей и ее общая площадь составляет не более 300 кв. м; самовольная постройка не расположена на земельном участке, находящемся в пользовании юридических или физических лиц; самовольная постройка не находится в границах зон размещения (планируемого размещения) объектов федерального, регионального или местного значения, предусмотренных утвержденными документами территориального планирования либо документацией по планировке территорий, а в случае их отсутствия - месторасположение земельного участка не противоречит документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утвержденной до 21 марта 2014 года; самовольная постройка учтена уполномоченным органом городского округа, городского поселения или муниципального района или учтена в материалах инвентаризации объектов капитального строительства, расположенных в пределах самовольно занятых массивов Республики Крым, проведенной исполнительными органами государственной власти Республики Крым; самовольная постройка расположена за пределами стометровой зоны от береговой линии Черного и Азовского морей; размещение самовольной постройки не противоречит правовому режиму охранных зон водных объектов, установленному в соответствии с требованиями Водного кодекса Российской Федерации.

Комиссия по результатам рассмотрения Заявления и проведения проверки на соответствие самовольной постройки условиям, указанным в пункте 15 настоящего Порядка, принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче уполномоченным органом Заключения.

В соответствии с пунктом 15 Порядка предоставления земельного участка гражданам, на котором расположена постройка, возведенная самовольно до 18 марта 2014 года, и выдачи заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 12 мая 2015 года № 252, заключение выдается при условии, что самовольная постройка может быть использована для постоянного проживания без значительного объема дополнительных строительных работ, а также при совокупном выполнении следующих условий: 1) самовольная постройка имеет прочный фундамент, завершено строительство стен, перегородок и перекрытий, крыши и отсутствуют нарушения строительных правил, которые могут повлечь за собой непроизвольное разрушение данной постройки; 2) самовольная постройка имеет не более трех этажей и ее общая площадь составляет не более 300 кв. м; 3) самовольная постройка не расположена на земельном участке, находящемся в пользовании юридических или физических лиц; 4) самовольная постройка не находится в границах зон размещения (планируемого размещения) объектов федерального, регионального или местного значения, предусмотренных утвержденными документами территориального планирования либо документацией по планировке территорий, а в случае их отсутствия - месторасположение земельного участка не противоречит документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утвержденной до 21 марта 2014 года; 5) самовольная постройка учтена уполномоченным органом или учтена в материалах инвентаризации объектов капитального строительства, расположенных в пределах самовольно занятых массивов Республики Крым, проведенной исполнительными органами государственной власти Республики Крым; 6) самовольная постройка расположена за пределами стометровой зоны от береговой линии Черного и Азовского морей; 7) размещение самовольной постройки не противоречит правовому режиму охранных зон водных объектов, установленному в соответствии с требованиями Водного кодекса Российской Федерации.

Постановлением Администрации г. Симферополя от 28 июня 2017 года № 2046 утверждено Положение и состав комиссии для подготовки заключения о возможности признания постройки, возведенной самовольно до 18 марта 2014 года, объектом индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.

Согласно п. 1.4 Положения, положительное Заключение подготавливается при условии, что самовольная постройка может быть использована для постоянного проживания без значительного объема дополнительных строительных работ, а также при совокупном выполнении следующих условий: 1) самовольная постройка имеет прочный фундамент, завершено строительство стен, перегородок и перекрытий, крыши и отсутствуют нарушения строительных правил, которые могут повлечь за собой непроизвольное разрушение данной постройки; 2) самовольная постройка имеет не более трех этажей и ее общая площадь составляет не более 300 кв. м; 3) самовольная постройка не расположена на земельном участке, находящемся в пользовании юридических и физических лиц; 4) самовольная постройка не находится в границах зон размещения (планируемого размещения) объектов федерального, регионального или местного значения, предусмотренных утвержденными документами территориального планирования либо документацией по планировке, а в случае их отсутствия - месторасположение земельного участка не противоречит документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым до 21 марта 2014 года; 5) самовольная постройка учтена уполномоченным органом или учтена в материалах инвентаризации объектов капитального строительства, расположенных в пределах самовольно занятых массивов города Симферополя, проведенной исполнительными органами государственной власти Республики Крым; 6) самовольная постройка расположена за пределами стометровой зоны от береговой линии Черного и Азовского морей; 7) размещение самовольной постройки не противоречит правовому режиму охранных зон водных объектов, установленному в соответствии с требованиями Водного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 3 Положения предусмотрено, что Комиссия для решения возложенных на нее задач: принимает решение о выдаче или отказе в выдаче Заключения; в случае отсутствия оснований для возврата заявления гражданина о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым с расположенной на нем самовольной постройкой и выдаче заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства (далее - Заявление) по форме в соответствии с приложением 1 к Порядку предоставления земельного участка с расположенной на нем постройкой, возведенной самовольно до 18 марта 2014 года, и выдачи заключения о возможности признания ее объектом Республики Крым.

Согласно протокола заседания Комиссии, Велиуллаевой Д.Р. отказано в выдаче Заключения, в связи с тем самовольная постройка не соответствует условиям предъявляемым к самовольной постройки, указанным в п.п.1, пункта 15 Порядка, а именно самовольная постройка имеет прочный фундамент, завершено строительство стен, перегородок и перекрытий, крыши и отсутствуют нарушения строительных правил, которые могут повлечь за собой непроизвольное разрушение данной постройки.

Указанное несоответствие подтверждается выводами эксперта в рамках назначенных судебных строительно-технических экспертиз.

Согласно выводов, изложенных в заключении эксперта № 871-СТЭ-2023 от 22 февраля 2023 года, по результатам проведенной судебной строительно-технической экспертизы наиболее вероятная дата возведения объекта - это дата технической инвентаризации, то есть 20 декабря 2013 г., объект капитального строительства является объектом незавершенного строительства со степенью готовности - 59 %, при сопоставлении фактических данных объекта капитального строительства с требованиями строительных норм и правил, предъявляемым к индивидуальным жилым домам, установлено их не соответствие, в части минимального состава помещений, следовательно, объект капитального строительства строительным нормам и правилам, предъявляемым к индивидуальным жилым домам на дату производства экспертизы - не соответствует, в части минимального состава помещений (т. 1 л.д. 168-207).

Согласно заключения дополнительной судебной строительно-технической экспертизы № 960-СТЭ-2023 от 20 июня 2023 года, объем и стоимость строительных работ, выполненных в отношении объекта, расположенного по адресу: <адрес> составляет 2 118 817 рублей 20 коп., с учетом НДС, в том числе НДС - 353 136 рублей 20 коп., в действующих ценах при выполнении работ подрядным способом; при изучении представленных материалов дела, визуального осмотра и проведенной первичной экспертизы установлено, что объектом экспертизы является объект незавершенного строительства со степенью готовности 59%; при проведении дополнительного осмотра, объект экспертизы находился в том же техническом состоянии, как и при первичном осмотра; определение объема и стоимости работ необходимых для завершения строительства объекта, расположенного по адресу: <адрес>, для постоянного проживания в нем, не представляется возможным. Объем дополнительных строительных работ, необходимых для завершения строительства объекта, составляет - 41 процент. Стоимость объема дополнительных работ составляет - 1 472 398 руб. 39 коп., в том числе НДС 20 % - 245 399 руб. 73 коп. (т. 2 л.д. 29-56).

Заключение комиссии принято в установленном законом порядке и оснований для признания выводов Комиссии недостоверными у суда не имелось.

Довод административного истца о том, что в указанном протоколе комиссии не имеется ссылки на конкретный подпункт пункта 15 Порядка, не говорит о неправомерности принятого комиссией решения, кроме того, административному истцу в направленном в его адрес ответе по результатам рассмотрения ее заключения указано на подпункт 1 пункта 15 Порядка, а именно «Самовольная постройка имеет прочный фундамент, завершено строительство стен, перегородок и пееркрытий, крыши и отсутствует нарушения строительных правил, которые могут повлечь за собой непроизводное разрушение данной постройки».

Указанное усматривается из представленной к заключению эксперта фото таблицы, где постройка имеет вид объекта незавершённого строительства.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что оспариваемое решение об отказе Велиуллаевой Д.Р. в выдаче заключения о возможности признания постройки, возведенной до 18 марта 2014 года, объектом индивидуального жилищного строительства, ввиду несоответствия самовольной постройки условиям Порядка, является правильным.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку собранным по делу доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права.

Предусмотренные статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке, отсутствуют.

При таких данных решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Велиуллаевой Д.Р. не может быть удовлетворена.

Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым

определила:

Решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 23 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Велиуллаевой Джемили Риезаевны – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий Н.Р. Мостовенко

Судьи А.А. Тимофеева

В.В. Агин