Судья Мучкинов М.Н. Дело № 33а-515/2020
Дело №2а-1120/2020
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Элиста 11 августа 2020 г.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе: председательствующего Лиджеевой Л.Л.,
судей Кутлановой Л.М. и Панасенко Г.В.,
при секретаре Чимидовой Я.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя административного истца Балашовой Ж.В. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 12 мая 2020 г. по административному делу по иску региональной общественной организации «Союз ветеранов следствия Республики Калмыкия» к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Республики Калмыкия о признании незаконным бездействия и возложении обязанности исключить из реестра общественных организаций.
Заслушав доклад председательствующего, возражения представителя административного ответчика Ботаева Б.Б. против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Региональная общественная организация «Союз ветеранов следствия Республики Калмыкия» (далее – РОО, общественная организация) обратилась в суд, с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на следующее.
Региональная общественная организация «Союз ветеранов следствия Республики Калмыкия» зарегистрирована в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Республики Калмыкия (далее – Управление Минюста РФ по РК, Управление, административный ответчик) с 27 марта 2015 г. Организация финансово-хозяйственную деятельность не вела, членские взносы не уплачивались, работники в штате организации не состояли, в контролирующие органы предоставлялись «нулевые» отчеты. 19 июля 2019 г. было проведено собрание, на котором принято решение о ликвидации РОО «Союз ветеранов следствия Республики Калмыкия» как юридического лица. В этот же день протокол собрания и отчёт формы № Р.15001 (уведомление о ликвидации юридического лица) отправлены на сайт Управления Минюста РФ по РК. Поскольку финансово-хозяйственная деятельность не велась, имущества и средств у организации не было, расчётов с бюджетом, работниками и банками не было, то ликвидационная комиссия не создавалась, объявление в газету о прекращении деятельности некоммерческой организации не давалось. Административный ответчик в течение семи месяцев не уведомил о том, какое решение принято по заявлению от 19 июля 2019 г.
В феврале 2020 г. из налоговой инспекции поступило извещение № *** о том, что 26 марта 2020 г. за не предоставление налоговой отчетности будет рассматриваться вопрос о привлечении к административной ответственности.
Таким образом, в результате бездействия Управления Минюста РФ по РК создана ситуация, повлекшая возможное привлечение к административной ответственности. Ежеквартальные и годовые отчеты не предоставлялись в компетентные органы, поскольку РОО полагала, что принято решение об исключении организации из реестра.
Просила суд признать незаконным бездействие административного ответчика в период с 19 июля 2019 г. по настоящее время. Возложить на Управление Минюста РФ по РК обязанность исключить из реестра общественных организаций региональную общественную организацию «Союз ветеранов следствия Республики Калмыкия» с 19 июля 2019 г., а также взыскать с административного ответчика государственную пошлину в размере 2 000 рублей.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 12 мая 2020 г. в удовлетворении требований РОО «Союз ветеранов следствия Республики Калмыкия» отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца ФИО1 просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении требований общественной организации. Считает, что административный ответчик подошел к разрешению заявления о ликвидации РОО «Союз ветеранов следствия Республики Калмыкия» формально, судом необоснованно приняты доводы административного ответчика. Факт бездействия административного ответчика выражается в отсутствии ответа на поданные 19 июля 2019 г. административным истцом протокол и отчет.
В возражениях на апелляционную жалобу и.о. начальника Управления Министерства юстиции по Республике Калмыкия ФИО2 просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца ФИО1 без удовлетворения.
В судебное заседание судебной коллегии представитель РОО «Союз ветеранов следствия Республики Калмыкия» не явился, в телефонограмме представитель административного истца ФИО1 просила вновь отложить слушание дела в связи с нахождением ее на самоизоляции по возрасту из-за карантина, установленного в связи с коронавирусной инфекцией.
В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя административного истца, поскольку для административного истца - юридического лица, не исключается возможность представления его интересов иным представителем с надлежаще оформленными полномочиями, и установление карантина не может быть признано в качестве уважительной причины невозможности участия в судебном заседании представителя юридического лица. 30 июля 2020 г. рассмотрение административного дела уже откладывалось по просьбе ФИО1, но меры к направлению в суд другого лица, представляющего интересы РОО, не были предприняты.
Проверив материалы дела в полном объеме, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав возражения представителя административного ответчика ФИО3, судебная коллегия находит решение суда оставлению без изменений.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении административных исковых требований, исходил из того, что отсутствуют основания для признания бездействия административного ответчика незаконным, поскольку совокупность условий несоответствия оспариваемого бездействия требованиям закона и нарушения этим бездействием прав и свобод административного истца в рассматриваемом случае не имелось, самим административным истцом не были соблюдены требования к оформлению документов, а также процедура ликвидации при подаче уведомления о ликвидации.
Такие выводы суда первой инстанции являются правильными, оснований для отмены решения суда не имеется.
Положения ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов.
Согласно ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу п. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при ликвидации регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 08 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее Федеральный закон № 129-ФЗ) и иными нормативно-правовыми актами.
В соответствии с ч. 2 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
На основании ст. 20 Федерального закона № 129-ФЗ сообщение учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, осуществляется в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица путем направления уполномоченным ими или им лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, в регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица с приложением такого решения в письменной форме. Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или внесение в единый государственный реестр юридических лиц записей в связи с реорганизацией юридических лиц, участником которой является юридическое лицо, находящееся в процессе ликвидации. Опубликование сведений о принятии решения о ликвидации юридического лица может быть осуществлено только после представления сообщения об этом в регистрирующий орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Как следует из материалов дела, 27 марта 2015 г. некоммерческая организация Региональная общественная организация «Союз ветеранов следствия Республики Калмыкия» зарегистрирована в Едином государственном реестре юридических лиц.
19 июля 2019 г. на заседании отчетно-выборного собрания общественной организации «Союз ветеранов следствия Республики Калмыкия» принято решение о ликвидации организации как юридического лица.
19 июля 2019 г. представитель региональной общественной организации «Союз ветеранов следствия Республики Калмыкия» ФИО1 на личном приёме обратилась к начальнику Управления Министерства юстиции РФ по РК с вопросом о порядке ликвидации РОО. По указанию начальника Управления, ФИО1 был разъяснен порядок ликвидации организации, специалистами Управления дана консультация по вопросу осуществления ликвидации РОО.
В этот же день 19 июля 2019 г. посредством направления на электронную почту административного ответчика из Следственного управления СК России по Республике Калмыкия поступило письмо, состоящее из следующих вложений: уведомления о ликвидации юридического лица по форме №Р15001 и протокола отчетно-выборного собрания общественной организации «Союз ветеранов следствия Республики Калмыкия». Оба вложения представлены в незаверенных надлежащим образом копиях.
Предметом обжалования по настоящему делу является бездействие административного ответчика Управления Министерства юстиции по Республики Калмыкия, выразившееся в не рассмотрении уведомления о ликвидации РОО «Союз ветеранов следствия Республики Калмыкия» из реестра общественных организаций.
В п. 1 ст. 20 Федерального закона № 129-ФЗ установлено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.
Согласно п. 4 ст. 22 Федерального закона № 129-ФЗ представление документов для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 9 настоящего Федерального закона.
Частью 1 (абзац первый) ст. 9 Федерального закона № 129-ФЗ определено, что документы могут быть представлены в регистрирующий орган документы могут быть направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения, представлены непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр), направлены в соответствии с настоящим пунктом в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.
В абзаце 4 названной статьи указано, что направление документов в регистрирующий орган в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя, осуществляется с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Между тем, в нарушение установленного порядка, документы в регистрирующий орган направлены представителем РОО «Союз ветеранов следствия РК» письмом на электронную почту, вложения к письму не подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью, что не соответствует требованиям статьи 9 Федерального закона № 129-ФЗ.
Таким образом, направленное административным истцом по электронной почте уведомление о ликвидации (по форме № Р15001), без соблюдения процедуры ликвидации, установленной Гражданским кодексом Российской Федерации и в нарушение порядка подачи документов, были приняты Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Калмыкия только в качестве информирования о начале процедуры ликвидации, и обязанности внести в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации у регистрирующего органа не возникло.
Довод апелляционной жалобы о том, что административный ответчик отказал в удовлетворении заявления РОО «Союз ветеранов следствия Республики Калмыкия» по формальным основаниям, является несостоятельным. Действия административного ответчика соответствуют действующему законодательству и порядку, регламентирующему ликвидацию юридического лица.
Подача уведомления о ликвидации юридического лица носит лишь информационный характер для регистрирующего органа, сама по себе никаких правовых последствий для административного ответчика не влечет, также не влекло обязанности административного ответчика предпринимать какие-либо действия (дать ответ, информацию и т.д.) по поступившему уведомлению до совершения административным истцом дальнейших процессуальных действий по процедуре ликвидации.
Правовых доводов, опровергающих выводы суда, в том числе в связи с нарушением судом норм материального и процессуального права, апелляционная жалоба не содержит.
При таких данных оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 308-309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия
о п р е д е л и л а:
решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 12 мая 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца ФИО1 – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции (г. Краснодар) через Элистинский городской суд Республики Калмыкия в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения.
Председательствующий | ФИО4 |
Судьи | ФИО5 |
ФИО6 |