ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-112/2023 от 17.07.2023 Тюменского областного суда (Тюменская область)

г. Тюмень

Судебная коллегия по административным делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего

Колосковой С.Е.,

судей

Галяутдиновой Е.Р., Ревякина А.В.,

при секретаре

Семенец Е.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам Администрации Банниковского сельского поселения Абатского муниципального района, Администрации Болдыревского сельского поселения Абатского муниципального района, Администрации Коневского сельского поселения Абатского муниципального района, Администрации Ленинского сельского поселения Абатского муниципального района, Администрации Майского сельского поселения Абатского муниципального района, Администрации Назаровского сельского поселения Абатского муниципального района на решение Абатского районного суда Тюменской области от 11 мая 2023 года, которым постановлено:«Административные иски прокурора Тюменской межрайонной природоохранной прокуратуры в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Администрации Банниковского сельского поселения Абатского муниципального района, Администрации Болдыревского сельского поселения Абатского муниципального района, Администрации Коневского сельского поселения Абатского муниципального района, Администрации Ленинского сельского поселения Абатского муниципального района, Администрации Майского сельского поселения Абатского муниципального района, Администрации Назаровского сельского поселения Абатского муниципального района удовлетворить.Признать незаконным бездействие Администрации Банниковского сельского поселения Абатского муниципального района, Администрации Болдыревского сельского поселения Абатского муниципального района, Администрации Коневского сельского поселения Абатского муниципального района, Администрации Ленинского сельского поселения Абатского муниципального района, Администрации Майского сельского поселения Абатского муниципального района, Администрации Назаровского сельского поселения Абатского муниципального района, выразившееся в непринятии мер по инвентаризации объектов благоустройства Банниковского сельского поселения Абатского муниципального района, Болдыревского сельского поселения Абатского муниципального района, Коневского сельского поселения Абатского муниципального района, Ленинского сельского поселения Абатского муниципального района, Майского сельского поселения Абатского муниципального района, Назаровского сельского поселения Абатского муниципального района.В течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обязать провести: Администрацию Ленинского сельского поселения Абатского муниципального района Тюменской области инвентаризацию объектов благоустройства Ленинского сельского поселения Абатского муниципального района Тюменской области, Администрацию Болдыревского сельского поселения Абатского муниципального района Тюменской области инвентаризацию объектов благоустройства Болдыревского сельского поселения Абатского муниципального района Тюменской области, Администрацию Майского сельского поселения Абатского муниципального района Тюменской области инвентаризацию объектов благоустройства Майского сельского поселения Абатского муниципального района Тюменской области, Администрацию Назаровского сельского поселения Абатского муниципального района Тюменской области инвентаризацию объектов благоустройства Назаровского сельского поселения Абатского муниципального района Тюменской области, Администрацию Банниковского сельского поселения Абатского муниципального района Тюменской области инвентаризацию объектов благоустройства Банниковского сельского поселения Абатского муниципального района Тюменской области, Администрацию Коневского сельского поселения Абатского муниципального района Тюменской области инвентаризацию объектов благоустройства Коневского сельского поселения Абатского муниципального района Тюменской области.Обязать Администрацию Ленинского сельского поселения Абатского муниципального района Тюменской области, Администрацию Болдыревского сельского поселения Абатского муниципального района Тюменской области, Администрацию Майского сельского поселения Абатского муниципального района Тюменской области, Администрацию Назаровского сельского поселения Абатского муниципального района Тюменской области, Администрацию Банниковского сельского поселения Абатского муниципального района Тюменской области, Администрацию Коневского сельского поселения Абатского муниципального района Тюменской области сообщить в суд и прокурору Тюменской межрайонной природоохранной прокуратуры об исполнении решения суда».Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Галяутдиновой Е.Р., объяснения представителя Администрации Банниковского сельского поселения Абатского муниципального района, Администрации Болдыревского сельского поселения Абатского муниципального района, Администрации Коневского сельского поселения Абатского муниципального района, Администрации Ленинского сельского поселения Абатского муниципального района, Администрации Майского сельского поселения Абатского муниципального района, Администрации Назаровского сельского поселения Абатского муниципального района, Абатского муниципального района Тюменской области Болдырева Р.С., просившего об удовлетворении апелляционных жалоб, представителя Тюменской межрайонной природоохранной прокуратуры Новикова Д.Г., полагавшего апелляционные жалобы не подлежащими удовлетворению, судебная коллегия у с т а н о в и л а:Тюменский межрайонный природоохранный прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административными исками к Администрации Банниковского сельского поселения Абатского муниципального района, Администрации Болдыревского сельского поселения Абатского муниципального района, Администрации Коневского сельского поселения Абатского муниципального района, Администрации Ленинского сельского поселения Абатского муниципального района, Администрации Майского сельского поселения Абатского муниципального района, Администрации Назаровского сельского поселения Абатского муниципального района о признании незаконными бездействия, выразившегося в непринятии мер по инвентаризации объектов благоустройства соответственно Банниковского сельского поселения Абатского муниципального района, Болдыревского сельского поселения Абатского муниципального района, Коневского сельского поселения Абатского муниципального района, Ленинского сельского поселения Абатского муниципального района, Майского сельского поселения Абатского муниципального района, Назаровского сельского поселения Абатского муниципального района, возложении обязанности устранить допущенное бездействие. Требования мотивированы тем, что Тюменской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере благоустройства населенных пунктов, в ходе которой выявлено нарушение требований положений ст.ст. 4, 61 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст. 2, п. 19 ч.1, ч.3 ст. 14, п.5 ч.2 ст. 45.1 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Общих рекомендаций к процессу инвентаризации территории поселений, городских округов в целях формирования муниципальных программ формирования современной городской среды на 2018-2022 г.г., утвержденные приказом Минстроя России (далее – Общие рекомендации к процессу инвентаризации), в частности мероприятия по инвентаризации всех объектов благоустройства указанных сельских поселений не проведены, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении обязанностей по благоустройству территории, не позволяет в полном объеме определить полный перечень всех объектов благоустройства муниципального образования, а также запланировать мероприятия по их содержанию и модернизации с учетом целесообразного и эффективного расходования бюджетных средств. Указанное бездействие ведет к бесконтрольному состоянию объектов благоустройства, в том числе зеленых насаждений, что может привести к ухудшению экологической обстановки на территории муниципальных образований, нарушает право на благоприятную окружающую среду, а также может повлечь вред жизни и здоровью неопределенного круга лиц. Определением суда от <.......> административные дела по указанным административным искам Тюменского межрайонного природоохранного прокурора к Администрации Банниковского сельского поселения Абатского муниципального района, Администрации Болдыревского сельского поселения Абатского муниципального района, Администрации Коневского сельского поселения Абатского муниципального района, Администрации Ленинского сельского поселения Абатского муниципального района, Администрации Майского сельского поселения Абатского муниципального района, Администрации Назаровского сельского поселения Абатского муниципального района об оспаривании бездействия объединены в одно производство (л.д. 70 т. 1). В ходе производства по делу в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация Абатского муниципального района Тюменской области. В судебном заседании суда первой инстанции представитель Тюменской межрайонной природоохранной прокуратуры Новиков Д.Г. просил об удовлетворении административных исков по изложенным в них основаниям.Представитель административных ответчиков и заинтересованного лица Администрации Абатского муниципального района Тюменской области Беленко С.А., действующая на основании доверенностей от 03.04.2023 (л.д. 69, 122, 166, 217 т.1, л.д. 18, 67 т.2), в судебном заседании суда первой инстанции возражала против удовлетворения административного искового заявления по основаниям, указанным в возражениях. Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласны административные ответчики Администрация Банниковского сельского поселения Абатского муниципального района, Администрация Болдыревского сельского поселения Абатского муниципального района, Администрация Коневского сельского поселения Абатского муниципального района, Администрация Ленинского сельского поселения Абатского муниципального района, Администрация Майского сельского поселения Абатского муниципального района, Администрация Назаровского сельского поселения Абатского муниципального района, в апелляционных жалобах которых изложена просьба об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требованиях прокурора. Ссылаясь на положения п. 19 ч.1 ст. 14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Общих рекомендаций к процессу инвентаризации, считают, что незаконного бездействия со стороны административных ответчиков не допущено, поскольку формирование объектов благоустройства, проведение инвентаризации объектов благоустройства сельских поселений носит рекомендательный характер и обязательным для исполнения не является. Общие рекомендации к процессу инвентаризации не являются нормативно-правовым актом, поэтому не могут устанавливать безусловные обязанности указанным в них участникам правоотношений. Кроме того, обращают внимание, что администрациями сельских поселений приняты и действуют правила благоустройства территории сельских поселений, ежегодно утверждается и исполняется программа профилактики правонарушений в области благоустройства, осуществляются мероприятия по муниципальному контролю в сфере благоустройства территорий сельских поселений, на территории Абатского муниципального района Тюменской области 20.02.2023 утвержден порядок инвентаризации дворовых и общественных территорий. Полагают, что целью проведения инвентаризации объектов благоустройства сельских поселений является формирование муниципальной программы и бюджета, получение субсидии на реализацию муниципальных программ, участие в которых является правом муниципалитетов. В возражениях Тюменского межрайонного природоохранного прокурора на апелляционные жалобы административных ответчиков содержится просьба об оставлении решения суда первой инстанции без изменения, апелляционных жалоб – без удовлетворения. Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту также – КАС РФ) в полном объёме, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, судебная коллегия приходит к следующему.Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.Пунктом 36 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий. Элементы благоустройства - декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории (п. 38 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Согласно п. 19 ч. 1 и ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) организация благоустройства территории поселения в соответствии с правилами благоустройства отнесена к вопросам местного значения сельского поселения. Правила благоустройства территории муниципального образования регулируют вопросы, в том числе организации озеленения территории муниципального образования, включая порядок создания, содержания, восстановления и охраны расположенных в границах населенных пунктов газонов, цветников и иных территорий, занятых травянистыми растениями (п.5 ч.2 ст. 45.1 Федерального закона № 131-ФЗ).В соответствии со ст. 34 Бюджетного кодекса РФ бюджетные расходы должны осуществляться по принципу эффективности использования бюджетных средств, то есть, направлены на достижение наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).В указанных целях в Российской Федерации реализуется федеральный проект «Формирование комфортной городской среды», утвержденный протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту «Жилье и городская среда» от 21.12.2018 № 3, одним из показателей которого является количество реализованных мероприятий по благоустройству, предусмотренные муниципальными программами формирования современной городской среды.Механизм достижения эффективного расходования бюджетных средств на содержание объектов благоустройства муниципалитетов для всех муниципалитетов в Российской Федерации содержится в приказе Минстроя России от 18.03.2019 №162/пр «Об утверждении методических рекомендаций по подготовке, государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды в рамках реализации федерального проекта «Формирование комфортной городской среды», а также в Общих рекомендациях к процессу инвентаризации.В соответствии с п. 1.1 Общих рекомендаций к процессу инвентаризации установлена обязанность органов местного самоуправления произвести инвентаризацию всех дворовых, общественных территорий индивидуальных жилых домов и земельных участков, предоставленных для их размещения (включая объекты блокированной застройки), муниципального образования, объектов недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства) и земельных участков, находящихся в собственности (пользовании) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые подлежат благоустройству не позднее 2020 года за счет средств указанных лиц, вне зависимости от участия в программе благоустройства муниципального образования.Согласно п. 1.4 Общих рекомендаций к процессу инвентаризации установлено, что основными целями инвентаризации является оценка текущего состояния сферы благоустройства в муниципальных образованиях субъекта Российской Федерации, в том числе формирования перечня дворовых и общественных территорий, объектов недвижимого имущества и земельных, участков, уровня благоустройства индивидуальных жилых домов и земельных участков, предоставленных для их размещения, оценки их состояния, выявление территории требующих благоустройства, составление паспортов благоустройства объектов. В соответствии с п. 5.2, 5.3 Приказа Минстроя России от 18.03.2019 № 162/пр «Об утверждении методических рекомендаций по подготовке государственных программ субъектов Российской муниципальных программ формирования современной городской среды на 2018-2022 г.г.» в целях организации процесса комплексного благоустройства по результатам оценки текущего состояния сферы благоустройства в муниципальных образованиях субъекта Российской Федерации, в том числе оценки состояния дворовых территорий рекомендуется составить итоговый документ, содержащий инвентаризационные данные о территории и расположенных на ней элементах (далее - паспорт благоустройства территории), который позволит оптимизировать как процесс ухода за территорией и ее содержания, так и дальнейшего развития территории (например, осуществить проектирование и строительство детских площадок, размещение мест отдыха, выделение дополнительных мест для парковки).Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции решением Думы Банниковского сельского поселения от 20.01.2022 № 1, решением Думы Болдыревского сельского поселения от 21.01.2022 № 1, решением Думы Коневского сельского поселения от 24.01.2022 № 1, решением Думы Ленинского сельского поселения от 20.01.2022 № 1, решением Думы Майского сельского поселения от 04.02.2022 №1, решением Думы Назаровского сельского поселения от 21.01.2022 № 1 утверждены правила благоустройства названных сельских поселений. Разрешая спор и удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции исходил из того, что административными ответчиками допущено бездействие, выразившееся в непроведении инвентаризации объектов благоустройства Ленинского сельского поселения, Болдыревского сельского поселения, Майского сельского поселения, Назаровского сельского поселения, Банниковского сельского поселения, Коневского сельского поселения, обязанность по проведению которой вытекает из Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Градостроительного кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации, Общих рекомендаций к процессу инвентаризации. Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам по делу и основаны на правильном применении норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения. Вопреки доводам апелляционной жалобы, названными положениями Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Градостроительного кодекса Российской Федерации на муниципальные органы возложена обязанность по благоустройству территории сельского поселения. При этом Общими рекомендациями к процессу инвентаризации объектов благоустройства определен способ реализации полномочий и обязанностей муниципальных органов в области благоустройства территории сельских поселений путем проведения инвентаризации объектов благоустройства с целью оценки текущего состояния территорий благоустройства и выявления объектов, подлежащих благоустройству, вне зависимости от участия в программе благоустройства муниципального образования. Определение перечня объектов благоустройства, отражающего состояние каждого их них, направлено на принятие эффективных решений о выделении денежных средств на содержание тех либо иных объектов, выстраивание последовательности их ремонта на каждый финансовый год. В связи с чем, утверждение правил благоустройства территорий Ленинского сельского поселения, Болдыревского сельского поселения, Майского сельского поселения, Назаровского сельского поселения, Банниковского сельского поселения, Коневского сельских поселений, содержащих лишь правила содержания территорий общего пользования и объектов благоустройства, не свидетельствует о проведении инвентаризации объектов благоустройства. Установив, что полномочия в области благоустройства территории сельских поселений Администрации Абатского муниципального района Тюменской области административными ответчиками не передавались, а также отсутствие данных о проведении инвентаризации объектов благоустройства сельских поселений, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что принятие Администрацией Абатского муниципального района Тюменской области постановления от 20.02.2023 № 7, которым утвержден порядок инвентаризации объектов благоустройства Абатского муниципального района не свидетельствует об отсутствии обязанности у административных ответчиков по проведению инвентаризации объектов благоустройства соответствующих сельских поселений.Таким образом, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных требований прокурора и правомерно постановил решение об их удовлетворении.Доводы апелляционных жалоб по существу сводятся к несогласию административного ответчика с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционные жалобы – не подлежащими удовлетворению.На основании изложенного, руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегияо п р е д е л и л а:Решение Абатского районного суда Тюменской области от 11 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Администраций Ленинского сельского поселения, Болдыревского сельского поселения, Майского сельского поселения, Назаровского сельского поселения, Банниковского сельского поселения, Коневского сельского поселения Абатского муниципального района Тюменской области - без удовлетворения.Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.Председательствующий Судьи коллегии