ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1145/20 от 07.12.2021 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья Луценко Е.Ю. Дело № 33а-1682/2021

Дело № 2а-1145/2020

УИД: 26RS0014-01-2020-002381-67

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Ставрополь 07.12.2021

Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе

председательствующего судьи Шишовой В.Ю.,

судей Полупан Г.Ю., Болотовой Л.А.,

при секретаре судебного заседания Четвериковой Л.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края об оспаривании решения органа местного самоуправления, возложении обязанности устранить допущенные нарушения

по апелляционной жалобе ФИО1, ФИО2 на решение Изобильненского районного суда Ставропольского края от 17.11.2020.

Заслушав доклад судьи Полупан Г.Ю., выслушав административного истца ФИО1 и его представителя по заявлению ФИО3, поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам

установила:

ФИО1 и ФИО2 обратились в суд с административным исковым заявлением, впоследствии уточнённым в соответствии со статьёй 46 Кодекса административного судопроизводства российской Федерации, к администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края (далее – Администрация), в котором просили признать незаконным распоряжение Администрации № 356-р от 15.07.2020 и возложить на Администрацию обязанность внести исправления в пункт 2 распоряжения № 356-р от 15.07.2020, указав, что строительство надлежит вести в соответствии с градостроительным планом от 24.09.2013 № <данные изъяты> утверждённым распоряжением главы администрации г.Изобильного Изобильненского района Ставропольского края №-329р от 25.09.2013.

Решением Изобильненского районного суда Ставропольского края от 17.11.2020 в удовлетворении административных исковых требований отказано в полном объёме.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 02.03.2021 решение Изобильненского районного суда Ставропольского края от 17.11.2020 оставлено без изменения, апелляционная жалоба административных истцов - без удовлетворения.

Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 08.09.2021 апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 02.03.2021 отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в Ставропольский краевой суд.

Не согласившись с принятым решением административными истцами
ФИО1, ФИО2 подана апелляционная жалоба, в которой они просят решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об удовлетворении требований в полном объёме. В обоснование доводов указывают, что должны применяться нормы права 2013 года. Использование нового градостроительного плана должно быть применимо только для новых создаваемых объектов капитального строительства. В решении суда от 11.02.2016 также указано о необходимости продления разрешения на строительство без получения дополнительного градостроительного плана на земельный участок. Судом не дана оценка тому, что на земельном участке находится объект незавершённого строительства, на который уже зарегистрировано право собственности. Градостроительный план должен предшествовать разрешению на строительство и не может быть получен после выдачи разрешения на строительство. До внесения изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации его нормы не предусматривали предельного срока действия градостроительного плана земельного участка. На момент рассмотрения ранее поданного административного искового заявления и вынесенного по нему решения суда нормы права, закреплённые в
пункте 20 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, имели юридическую силу, они подлежат применению в ходе исполнения решения Изобильненского районного суда Ставропольского края от 11.02.2016.

От представителя Администрации ФИО4 поступили письменные возражения.

В судебном заседании административный истец ФИО1 и его представитель по заявлению ФИО3 настаивали на удовлетворении доводов апелляционной жалобы, просили решение суда отменить, приняв новое решение об удовлетворении их требований.

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. Ходатайств не поступило.

Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), положения
статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии со статьями 150, 307 КАС РФ неявка лица, участвующего в деле, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.

Во исполнение требований части 7 статьи 96 КАС РФ информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на сайте Ставропольского краевого суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Согласно части 2 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Изучив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, выслушав административного истца ФИО1 С.Н, и его представителя по заявлению ФИО3, проверив оспариваемое решение в соответствии со статьёй 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к выводу, что нарушения такого характера допущены судом первой инстанции.

Как установлено судом и подтверждается материалами административного дела, на основании постановления администрации г.Изобильного Ставропольского края от 20.05.2010 № 964 ФИО2 предоставлен в собственность земельный участок площадью 200 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>

17.11.2011 ФИО2 по договору купли-продажи передал ФИО1
<данные изъяты> доли в праве на данный земельный участок.

27.09.2013 администрацией г.Изобильного Изобильненского района Ставропольского края выдано разрешение на строительство № <данные изъяты>
от 27.09.2013 на строительство торгового павильона сроком действия до 27.08.2014.

26.10.2015 администрацией г.Изобильного Изобильненского района Ставропольского края административным истцам в продлении разрешения на строительство № от 27.09.2013 отказано. Данному факту предшествовали принимаемые Администрацией решения об отмене разрешения на строительство, в судебном порядке признаваемые незаконными.

Решением Изобильненского районного суда Ставропольского края от 11.02.2016 удовлетворены административные исковые требования ФИО2 и ФИО1 к Администрации о признании незаконным решения об отказе в продлении разрешения на строительство № от 27.09.2013, на Администрацию возложена обязанность продлить срок действия разрешения на строительство на 11,5 месяцев со дня принятия решения о продлении.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 26.04.2016 решение Изобильненского районного суда Ставропольского края от 11.02.2016 в части возложения на Администрацию обязанности продлить срок действия разрешения на строительство <адрес> на 11,5 месяцев со дня принятия решения о продлении срока действия указанного разрешения изменено: на Администрацию возложена обязанность устранить в полном объёме допущенное нарушение прав ФИО1 и ФИО2, рассмотрев в установленном законом порядке вопрос о продлении срока разрешения на строительство торгового павильона № 27.09.2015.

Распоряжением Администрации № 356-р от 15.07.2020 о внесении изменений в разрешение на строительство № продлён срок его действия до 08.07.2021. В пункте 2 данного распоряжения указано: строительство вести в соответствии с градостроительным планом № , утверждённым Администрацией 03.03.2020.

Указанный градостроительный план подготовлен ООО «Архитектура и градостроительство» на основании Правил землепользования и застройки г.Изобильного Изобильненского района Ставропольского края от 2017 года, утверждённого решением Совета г.Изобильного Изобильненского района Ставропольского края четвертого созыва «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки территории города Изобильного Ставропольского края, утверждённых решением Совета г.Изобильного Ставропольского края от 20.10.2010 № 413» № 440 от 10.07.2017.

В разрешении на строительство № Ru26509101-130 от 27.09.2013 предусмотрено строительство торгового павильона количеством этажей - 1, площадью застройки 55,6 кв.м.

При этом градостроительным планом от 24.09.2013 № , утверждённым распоряжением главы администрации г.Изобильного Изобильненского района Ставропольского края № 329-р от 25.09.2013, предусмотрена разрешённая площадь застройки 65% на земельном участке. На основании данного градостроительного плана было выдано разрешение на строительство и осуществлялось строительство объекта недвижимости.

В соответствии с кадастровым паспортом на рассматриваемый объект незавершённого строительства степень его готовности составляет 42 %, площадь застройки - 58,7 кв.м. Право собственности на данный объект незавершённого строительства площадью 50,2 кв.м. зарегистрировано в установленном порядке, о чём в Едином государственном реестре недвижимости сделана соответствующая запись о регистрации права собственности.

Как указано судом первой инстанции, Администрация исполнила решение Изобильненского районного суда Ставропольского края от 11.02.2016 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 26.04.2016, издав распоряжение № 256-р от 15.07.2020, которым внесено изменение в разрешение на строительство
, продлившее срок его действия до 08.07.2021. В оспариваемом распоряжении также указано, что строительство следует вести в соответствии с градостроительным планом № , выданным АИГО СК 03.03.2020.

Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что градостроительный план земельного участка от 03.03.2020 административными истцами не оспаривался, а вступившие в законную силу судебные акты не содержат указаний о продлении действия градостроительного плана земельного участка за 2013 год, при этом согласно пункту 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план земельного участка должен быть выдан не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство.

Судебная коллегия полагает выводы суда первой инстанции не соответствующими обстоятельствам дела, основанными на неверном толковании и применении норм материального права к спорным правоотношениям и находит основания для отмены обжалуемого судебного акта ввиду следующего.

В силу пункта 1 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, обязательно представляя градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта - реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), реквизиты проекта планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка (пункт 2 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса в редакции Федерального закона № 373-ФЗ от 03.07.2016 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории и обеспечения комплексного и устойчивого развития территорий и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее Закон № 373-ФЗ).

Пункт 2 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей до 01.01.2017 (дата вступления в силу редакции Закона
№ 373-ФЗ), не содержал указания на срок использования информации, содержащейся в градостроительном плане земельного участка, представляемого заинтересованным лицом в целях получения разрешения на строительство, как и статья 44 настоящего Кодекса о градостроительном плане земельного участка, утратившая силу с 01.01.2017 в связи с вступлением в силу Закона № 373-ФЗ.

Вместе с тем, Законом № 373-ФЗ в Градостроительный кодекс Российской Федерации внесена статья 57.3, посвященная градостроительному плану земельного участка, согласно пункту 10 которой информация, указанная в градостроительном плане земельного участка, может быть использована для подготовки проектной документации, для получения разрешения на строительство в течение трёх лет со дня его выдачи. По истечении этого срока использование информации, указанной в градостроительном плане земельного участка, в предусмотренных настоящей частью целях не допускается.

В то же время частью 1 статьи 9 Закона № 373-ФЗ законодателем предусмотрено, что информация, указанная в градостроительном плане земельного участка, утверждённом до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, может быть использована в течение срока, который установлен нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и не может быть менее чем три года и более чем восемь лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и (или) их частям, строящимся, реконструируемым в границах такого земельного участка, выдачи разрешений на строительство. По истечении установленного срока использование информации, указанной в таком градостроительном плане земельного участка, не допускается.

Пунктом 1 постановления Правительства Ставропольского края от 22.06.2017 № 246-п «Об установлении срока использования информации, указанной в градостроительном плане земельного участка» предусмотрено, что информация, указанная в градостроительном плане земельного участка, утверждённом до дня вступления в силу Федерального закона, может быть использована для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и (или) их частям, строящимся, реконструируемым в границах такого земельного участка, выдачи разрешений на строительство в течение 3 лет со дня вступления в силу Федерального закона.

Таким образом, системное толкование приведённых выше норм Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также Закона № 373-ФЗ и нормативного правового акта высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (Ставропольского края) даёт основания считать, что срок применения выданных до вступления в силу этого закона градостроительных планов земельного участка следует считать со дня вступления в силу названного закона, то есть с 01.01.2017.

При этом пункт 1 постановления Правительства Ставропольского края от 22.06.2017 № 246-п «Об установлении срока использования информации, указанной в градостроительном плане земельного участка» в редакции постановления Правительства Ставропольского края от 02.03.2020 № 97-п установил, что информация, указанная в градостроительном плане земельного участка, утверждённом до 01.07.2017, может быть использована для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и (или) их частям, строящимся, реконструируемым в границах такого земельного участка, выдачи разрешений на строительство в течение 3 лет, начиная с 01.07.2017.

Поскольку разрешение на строительство торгового павильона
выдавалось 27.09.2015 на основании градостроительного плана земельного участка, утверждённого 25.09.2013 распоряжением администрации г.Изобильного Изобильненского района Ставропольского края, а Закон № 373-ФЗ вступил в законную силу с 01.01.2017, то в соответствии с постановлением Правительства Ставропольского края от 22.06.2017 № 246-п, срок действия данного градостроительного плана истекал 01.01.2020, а согласно этому же постановлению в редакции постановления Правительства Ставропольского края от 02.03.2020 № 97-п срок его действия истекал 01.07.2020.

Судебная коллегия находит ошибочным вывод суда первой инстанции и указание административного ответчика на то, что в состоявшихся судебных актах (от 11.02.2016 и от 26.04.2016) должно было быть указано на продление срока действия градостроительного плана за 2013 год, так как Закон № 373-ФЗ на дату разрешения спора ещё не был принят.

Обращают на себя внимание основания отказа Администрацией в продлении срока действия разрешения на строительство и неисполнения вступивших в законную силу судебных постановлений на протяжении нескольких лет.

Так, в письме от 13.12.2017 № 3420 административный ответчик сообщает о невозможности продления срока действия разрешения на строительство, поскольку градостроительный план земельного участка выдан 24.09.2013, а согласно пункту 10 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации информация, указанная в нём, может быть использована для подготовки проектной документации для получения разрешения на строительство в течение трёх лет со дня его выдачи.

Учитывая приведённые выше правовые нормы, данное основание к отказу противоречило действующим нормам градостроительного законодательства, поскольку градостроительный план земельного участка, представленный административными истцами, действовал сначала до 01.01.2020, а после 02.03.2020 -до 01.07.2020, соответственно, было незаконным.

В письмах Администрации от 30.01.2019 № 01-7/924 и от 20.08.2019
№ 02-9/8625 в обоснование невозможности продления срока действия разрешения на строительство указано на признание утратившей законную силу части 20 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и предложено обратиться с заявлением о выдаче разрешения на строительство, представив требуемый пакет документов.

Однако административный ответчик не учёл, что до 20.08.2019 вступившее в законную силу 26.04.2016 решение суда всё ещё не было исполнено, а согласно пункту 21.14 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, применимой к спорным правоотношениям в 2016 году) орган местного самоуправления в течение десяти рабочих дней должен был внести изменения в разрешение на строительство, продлив срок его действия.

Ссылка административного ответчика в письмах об отказе в продлении срока действия разрешения на строительство от 30.01.2019 и от 20.08.2019 на признание пункта 20 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации утратившим силу при наличии и действии пункта 21.14 этой же статьи данного Кодекса также была неправомерной, как и требование от административных истцов предоставления нового градостроительного плана и иных документов в соответствии с пунктом 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку изменение в разрешение на строительство в виде его продления должны были быть внесены в соответствии с исполнением возложенной вступившим в законную силу решением суда обязанности на административного ответчика.

Из материалов административного дела следует и доказательств обратного административным ответчиком не представлено, что строительство объекта незавершённого строительства, право собственности на который зарегистрировано в установленном порядке, осуществлено в соответствии с ранее выданной разрешительной и проектной документацией, что согласуется с требованиями
пункта 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Указанные обстоятельства имеют существенное значение для разрешения настоящего спора, поскольку свидетельствуют о добросовестности соблюдения административными истцами действующего законодательства и публичных обязанностей застройщика при возведении объекта недвижимости, а также самого факта начала строительства.

На основании изложенного судебная коллегия полагает ошибочными выводы суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в продлении срока разрешения на строительство по причине истечения трёхлетнего срока градостроительного плана земельного участка, поскольку выдача вновь утверждённого градостроительного плана земельного участка не требовалась, а административные исковые требования –

обоснованными и законными.

При таких обстоятельствах совокупность императивных оснований в виде несоответствия оспариваемого распоряжения требованиям закона и нарушения прав и законных интересов административных истцов в сфере строительства и использования земельного участка в соответствии с его назначением судебной коллегией считается установленной.

Исходя из изложенного, нельзя признать правомерным включение Администрацией пункта 2 в оспариваемое распоряжение № 356-р от 15.07.2020, что является основанием к удовлетворению заявленных административных исковых требований в части, касающейся признания незаконным пункта 2 относительно ведения строительства в соответствии с градостроительным планом
, выданным администрацией Изобильненского городского округа Ставропольского края 03.03.2020, и возложения обязанности на административного ответчика устранить допущенные нарушения.

При этом судебная коллегия полагает оспариваемое распоряжение законным в остальной части (пункт 1), касающейся продления срока действия разрешения на строительство.

Поскольку выводы суда первой инстанции, положенные в основу решения суда, сделаны с нарушением норм материального права и не соответствуют обстоятельствам дела, судебная коллегия приходит к выводу о том, что допущенные районным судом при рассмотрении дела нарушения являются существенными, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителей, в связи с чем, решение суда подлежит при изложенных выше доводах отмене на основании пунктов 3 и 4 части 2 статьи 310 КАС РФ, с принятием нового решения согласно пункту 2 статьи 309 КАС РФ.

Руководствуясь статьями 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам

определила:

решение Изобильненского районного суда Ставропольского края от 17.11.2020 отменить, вынести по делу новое решение, которым административные исковые требования ФИО1, ФИО2 к администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края об оспаривании решения органа местного самоуправления, возложении обязанности устранить допущенные нарушения удовлетворить частично.

Признать незаконным пункт 2 распоряжения администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края № 356-р от 15.07.2020 об указании ведения строительства в соответствии с градостроительным планом
, выданным администрацией Изобильненского городского округа Ставропольского края 03.03.2020, а в удовлетворении требования о признании незаконным распоряжения администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края № 356-р от 15.07.2020 в остальной части отказать.

Возложить на администрацию Изобильненского городского округа Ставропольского края обязанность устранить допущенное нарушение прав
ФИО1 и ФИО2 путём внесения исправления пункта 2 распоряжения
№ 356-р от 15.07.2020, указав, что строительство следует вести в соответствии с градостроительным планом от 24.09.2013 № , утверждённым распоряжением главы администрации г.Изобильного Изобильненского района Ставропольского края №-329р от 25.09.2013.

Апелляционную жалобу ФИО1, ФИО2 удовлетворить частично.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Пятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вынесения путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Апелляционное определение в полном объёме составлено 08.12.2021.

Председательствующий В.Ю.Шишова

Судьи Л.А.Болотова

Г.Ю.Полупан