дело № 2а-114/2020 (№ 33а-1603/2020) судья Сафронова И.М.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 июня 2020 года город Тула
Судебная коллегия по административным делам Тульского областного суда в составе
председательствующего Епихиной О.М.,
судей Юрковой Т.А., Орловой И.А.,
при секретаре Карловой Е.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика администрации муниципального образования Каменецкое Узловского района Тульской области на решение Узловского городского суда Тульской области от 11 февраля 2020 г. по делу по административному иску заместителя Узловского межрайонного прокурора Тульской области, предъявленного в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Каменецкое Узловского района Тульской области о признании бездействия незаконным, обязании принять меры.
Заслушав доклад судьи Юрковой Т.А., судебная коллегия
установила:
заместитель Узловского межрайонного прокурора Тульской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования Каменецкое Узловского района Тульской области о признании незаконным бездействие, выразившегося в не разработке декларации безопасности гидротехнического сооружения, в не представлении этой декларации в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в пределах своих полномочий федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений для внесения гидротехнического сооружения в Российский регистр гидротехнических сооружений; обязании разработать декларацию безопасности вышеуказанного гидротехнического сооружения, и представить ее в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в пределах своих полномочий федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений для внесения в Российский регистр гидротехнических сооружений, в срок 06 месяцев с даты вступления решения в законную силу.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что Узловской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.
В ходе проведения проверки установлено, что администрация муниципального образования Каменецкое Узловского района Тульской области является собственником гидротехнического сооружения (плотины) общей площадью № кв.м, расположенного по адресу: <адрес>
В нарушение действующего законодательства декларация безопасности на указанное гидротехническое сооружение не разработана, не приняты меры для организации обследования на предмет установления размера вреда, который может быть причинен жизни и здоровью и имуществу физических лиц в результате аварий на гидротехническом сооружении, декларация не представлена в федеральный орган исполнительный власти, осуществляющий в пределах своих полномочий федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений для внесения в Российский регистр гидротехнических сооружений.
По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой внесено представление главе администрации муниципального образования Каменецкое Узловского района об устранении нарушений законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.
Администрацией муниципального образования Каменецкое Узловского района принимались меры к устранению выявленных нарушений, однако они оказались недостаточными. До настоящего времени декларация безопасности гидротехнического сооружения не разработана.
В судебном заседании представитель административного истца помощник Узловского межрайонного прокурора Фролова О.Н. требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просила их удовлетворить.
Представители административного ответчика администрации муниципального образования Каменецкое Узловского района глава ФИО1, по доверенности ФИО2 в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований, считая их необоснованными.
Представитель заинтересованного лица Приокского Управления Ростехнадзора в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства дела извещен надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщил.
Решением Узловского городского суда Тульской области от 11 февраля 2020 г. постановлено:
административное исковое заявление Узловского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Признать бездействие администрации муниципального образования Каменецкое Узловского района, выразившееся в не разработке декларации безопасности гидротехнического сооружения (плотины), общей площадью № кв.м., расположенного по адресу:<адрес> и ее не представление в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в пределах своих полномочий федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений для внесения в Российский регистр гидротехнических сооружений.
Обязать администрацию муниципального образования Каменецкое Узловского района разработать декларацию безопасности гидротехнического сооружения (плотины), общей площадью № кв.м, расположенной по адресу: <адрес>, и представление ее в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в пределах своих полномочий федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений для внесения в Российский регистр гидротехнических сооружений, в срок 6 месяцев с даты вступления решения в законную силу.
В апелляционной жалобе административный ответчик администрация муниципального образования Каменецкое Узловского района Тульской области просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, а также ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельства дела.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Тульской области Федянина И.Д., представителя административного ответчика администрации муниципального образования Каменецкое Узловского района по доверенности ФИО3, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Часть 1 ст. 46 Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.
Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим
Кодексом и другими федеральными законами (ст. 4 КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров (ч. 1 ст. 218 КАС РФ).
Согласно положениям ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Как установлено судом и следует из материалов дела, администрация муниципального образования Каменецкое Узловского района Тульской области является собственником гидротехнического сооружения (плотины), общей площадью № кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН, выданной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области ДД.ММ.ГГГГ, и выпиской из реестра муниципального имущества муниципального образования Каменецкое Узловского района Тульской области.
Узловской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений на основании поступившей информации из прокуратуры Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ№ о проведении Приокским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору плановой выездной проверки соблюдения требований нормативно-правовых актов Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений (плотины) общей площадью № кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве собственности муниципальному образованию Каменецкое Узловского района.
По результатам проведенной проверки в адрес главы администрации муниципального образования Каменецкое Узловского района Тульской области внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ с требованием незамедлительно принять конкретные меры по заключению договора обязательного страхования гражданкой ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, организовать обследование гидротехнического сооружения на предмет установления размера вреда, который может быть причин жизни и здоровью физических лиц и имуществу физических лиц в результате аварий на гидротехническом сооружении, принять меры по разработке декларации безопасности гидротехнического сооружения и представления в соответствующий орган для внесении в Российский регистр гидротехнических сооружений.
ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения представления в прокуратуру поступили ответы Главы администрации муниципального образования Каменецкое Узловского района, которые подтверждают факт отсутствия заключения договора обязательного страхования спорной ГТС, декларации безопасности гидротехнического сооружения. При этом указано о намерении в ДД.ММ.ГГГГ обследования всех ГТС, расположенных на территории муниципального образования Каменецкое Узловского района, которое позволит определить уровень их опасности. После подтверждения класса опасности будет решаться вопрос о разработке декларации и внесения плотин в Российский регистр гидротехнических сооружений.
Считая, что со стороны администрации муниципального образования Каменецкое Узловского района Тульской области имеет место бездействие, выразившееся в не разработке декларации безопасности гидротехнического сооружения (плотины), общей площадью № кв.м, расположенного по адресу: <адрес> и ее не представление в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в пределах своих полномочий федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений для внесения в Российский регистр гидротехнических сооружений, заместитель Узловского межрайонного прокурора Тульской области обратился в суд за признанием его незаконным и обязании разработать и представить декларацию на гидротехническое сооружение.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, проанализировав положения Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», пришел к выводу о том, что администрация муниципального образования Каменецкое Узловского района Тульской области ненадлежащим образом осуществляет решение вопросов местного значения, что выражается в непринятии мер по участию в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории сельского поселения Каменецкое Узловского района Тульской области.
С данными выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия, поскольку они основаны на материалах дела и приняты в соответствии с нормами действующего законодательства, регулирующими данный вид правоотношений.
Согласно п. 8 ч. 1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья; осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования.
Федеральным законом от 21.07.1997 № 117 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» определено понятие гидротехнических сооружений (ГТС) как плотин, зданий гидроэлектростанций, водосборных, водоспусковых сооружений, насосных станций, сооружений, предназначенных для защиты от наводнений, разрушение берегов и дна водохранилища, рек, сооружений (дамб), других сооружений, предназначенных для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.
Гидротехнические сооружения должны отвечать требованиям безопасности, то есть обладать свойствами, позволяющими, обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов.
Вышеназванным законом, регулирующим отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, установлены обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.
К числу таких обязанностей, среди прочих, относится: обеспечение соблюдения обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; обеспечение разработки и своевременного уточнения критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией; обеспечение проведения регулярных обследований гидротехнического сооружения; организация эксплуатации гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечение соответствующей обязательным требованиям квалификации работников эксплуатирующей организации; финансирование мероприятий по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работ по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения; осуществление капитального ремонта, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям; обеспечение внесения в Регистр сведений о гидротехническом сооружении.
При этом собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения (ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»).
Абзацем 2 ст. 10 Федеральным законом от 21.07.1997 № 117 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» установлено, что декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.
Как следует из абз. 3 ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 117 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация составляют и представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларацию безопасности гидротехнического сооружения при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса.
Внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении, находящемся в эксплуатации, является основанием для выдачи разрешения на эксплуатацию такого гидротехнического сооружения.
Согласно абз. 4 ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 117 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» о безопасности собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация представляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения в орган надзора за безопасностью гидротехнических сооружений. Утверждение такой декларации органом надзора за безопасностью гидротехнических сооружений является основанием для внесения гидротехнического сооружения в Российский регистр гидротехнических сооружений и получения разрешения на строительство, ввод в эксплуатацию, эксплуатацию или вывод из эксплуатации гидротехнического сооружения либо на его реконструкцию, капитальный ремонт, восстановление или консервацию.
Содержание, порядок составления декларации безопасности гидротехнических сооружений и осуществление ее государственной экспертизы определяет Положение о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.11.1998 № 1303 (далее - Положение).
В соответствии с п. 8 Положения декларация безопасности должна содержать:
а) общую информацию, включающую данные о гидротехнических сооружениях и природных условиях района их расположения, меры по обеспечению безопасности, предусмотренные проектом, правилами эксплуатации и предписаниями органа надзора, сведения о финансовом обеспечении гражданской ответственности за вред, который может быть причинен в результате аварии гидротехнических сооружений, основные сведения о собственнике и эксплуатирующей организации; б) анализ и оценку безопасности гидротехнических сооружений, включая определение возможных источников опасности; в) сведения об обеспечении готовности эксплуатирующей организации к локализации и ликвидации опасных повреждений и аварийных ситуаций; г) порядок информирования населения, органа надзора, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о возможных и возникших на гидротехнических сооружениях аварийных ситуациях; д) заключение, включающее оценку уровня безопасности отдельных гидротехнических сооружений и комплекса гидротехнических сооружений объекта, а также перечень необходимых мероприятий по обеспечению безопасности; е) другие данные о безопасности гидротехнических сооружений. Декларация безопасности подписывается декларантом.
Вопреки доводам апелляционной жалобы суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в нарушение перечисленных выше норм законодательства административным ответчиком не соблюдены общие требования к обеспечению безопасности спорного гидротехнического сооружения, а именно не внесены сведения о гидротехническом сооружении в Российский регистр гидротехнических сооружений, не разработана декларация безопасности гидротехнического сооружения.
Довод апелляционной жалобы о том, что гидротехническое сооружение относится к IV классу и декларирование его безопасности не требуется, не может быть принять во внимание.
Указанный довод основан на положениях приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации №39 от 02.03.1999 «О реализации постановления правительства Российской Федерации от 06.11.1998 №1303», ФЗ от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», согласно которым для сооружений IV класса декларация безопасности не разрабатывается.
Вместе с тем, административный ответчик не учитывает положения абз.4 п. 1.2 Дополнительных требований к содержанию и форме декларации безопасности гидротехнических сооружений, поднадзорных Министерству природных ресурсов России (Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.03.1999 № 39), которым установлено, что по решению органов надзора за безопасностью гидротехнических сооружений, согласованному с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местными органами власти, могут быть подвергнуты декларированию безопасности гидротехнические сооружения и других параметров, если авария этих сооружений может причинить значительный ущерб или после их реконструкции, капитального ремонта, восстановления либо консервации.
Из акта преддекларационного обследования гидротехнического сооружения, расположенного на <данные изъяты> по адресу: <адрес> усматривается, что в ходе обследования установлено, что возможные повреждения гидротехнических сооружений могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации. Данное гидротехническое средство подлежит декларированию безопасности и внесению в Российский регистр гидротехнических сооружений.
Приведенные обстоятельства опровергают изложенные выше доводы стороны административного ответчика.
Что касается доводов о том, что бюджет муниципального образования Каменецкое Узловского района Тульской области является дотационным, в бюджет на 2020 год денежные средства, связанные с расходами по разработке декларации безопасности гидротехнического сооружения (плотины) не предусмотрены и невозможно внести изменения в муниципальный бюджет, то данные суждения административного ответчика также несостоятельны, поскольку ссылки на данные обстоятельства не освобождают муниципальное образование Каменецкое Узловского района от исполнения возложенных на него обязанностей по соблюдению требований о безопасности гидротехнических сооружений.
Отсутствие в бюджете необходимого финансирования само по себе не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Орган местного самоуправления не вправе отказаться от реализации вопросов местного значения, отнесенных к их компетенции федеральным законодательством.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о невыполнении муниципальным образованием Каменецкое Узловского района требований Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», что свидетельствует о возможности создания реальной угрозы причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц и имуществу физических лиц в результате аварий на гидротехническом сооружении.
Срок исполнения названных обязанностей – в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу, судебная коллегия считает разумным.
Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, сводятся к изложению правовой позиции, выраженной стороной административного ответчика в суде первой инстанции, являвшейся предметом исследования и нашедшей отражение и правильную оценку в решении суда.
Суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, применил нормы материального права и дал надлежащую оценку установленным по делу обстоятельствам.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом неправильно определены юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для дела, применены нормы материального и процессуального права, судебная коллегия находит несостоятельными, не основанными на материалах дела.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к названным выводам со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом решении, и их правильность не вызывает сомнений у судебной коллегии.
Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, а также нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения. Оснований для признания ее неправильной судебная коллегия не находит.
Материалы дела свидетельствуют о том, что основания, предусмотренные ст. 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 308, 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Узловского городского суда Тульской области от 11 февраля 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика администрации муниципального образования Каменецкое Узловского района Тульской области - без удовлетворения.
Председательствующий (подпись)
Судьи (две подписи)
Копия верна
Судья