Дело №2а-11761/2020 Дело №33а-775/2021
Судья: Макаров М.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Якутск 10 марта 2021 г.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Оконешниковой М.М., судей Протодьяконова В.С., Дьяконовой З.С.,
при секретаре Архиповой Ю.А.,
с участием представителя административного истца Ларионова А.Н., представителя административных ответчиков Степановой А.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Якутского городского суда от 22 декабря 2020 года, которым по делу по административному иску Ивановой Л.В. к Муниципальному казенному учреждению «Агентство земельных отношений» городского округа «город Якутск», Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска об оспаривании решения,
постановлено:
Отказ Муниципального казенного учреждения «Агентство земельных отношений» городского округа «город Якутск» № ... от 28 августа 2020 года Ивановой Л.В. в заключении нового договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: .........., с кадастровым № ..., признать незаконным.
Обязать Муниципальное казенное учреждение «Агентство земельных отношений» городского округа «город Якутск» заключить с Ивановой Л.В. новый договор аренды земельного участка с кадастровым № ... на новый срок.
Заслушав доклад судьи Дьяконовой З.С., пояснения участников процесса, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Иванова Л.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Муниципальному казенному учреждению «Агентство земельных отношений» городского округа «город Якутск» (далее МКУ «АЗО» ГО «Город Якутск»), в котором просила признать незаконным и отменить решение МКУ «АЗО» ГО «Город Якутск» № ... от 28 августа 2020 года об отказе в заключении нового договора аренды земельного участка, признать договор аренды земельного участка с кадастровым № ... от 27 июля 2010 № ... возобновленным на неопределенный срок, обязать административных ответчиков оказать Ивановой Л.В. муниципальную услугу – заключение нового договора аренды земельного участка без проведения торгов
В обоснование требований ссылалась на то, что административным ответчиком заявителю был предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым № ... на срок до 28 июля 2020 г. На неоднократные обращения арендатора Ивановой Л.В. к ответчику с заявлениями о продлении срока договора аренды, о заключении нового договора аренды земельного участка, ответчик отвечает отказом. В качестве оснований для отказа ответчик указывает на то, что арендатор обратился за продлением срока договора аренды после истечения срока договора, на несоответствие вида разрешенного использования земельного участка Классификатору видов разрешенного использования земельных участков. Истец полагает, что оснований для отказа не имелось, оспариваемое решение является незаконным. Указывает, что обратилась с заявлением о заключении договора аренды участков на новый срок в период действия договора, она использует земельный участок по целевому назначению на протяжении длительного времени. Согласно действующему законодательству изменение вида разрешенного использования в данном случае не требуется, соответственно, является незаконным возложение на заявителя обязанности по совершению действий, осуществление которых законом не предусмотрено.
22 декабря 2020 года судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласился административный ответчик.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика Департамента имущественных и земельных отношений ОА г. Якутска ссылается на законность и обоснованность оспариваемого отказа. Указывает, что административный истец обратилась с заявлением для заключения нового договора аренды после истечения срока действия ранее заключенного договора аренды. Заявление представителя истца, поступившее до истечения установленного срока, было подано без надлежащих документов и не по форме, установленной регламентом. Указывает, что суд не вправе подменять компетенцию органа местного самоуправления и обязывать заключить орган местного самоуправления договор аренды земельного участка. Право на обращение с заявлением о заключении договора аренды без проведения торгов не порождает встречной обязанности органа местного самоуправления безусловно заключить договор аренды земельного участка. Просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В возражении на апелляционную жалобу представитель административного истца просит оставить решение суда без изменения, полагая доводы жалобы необоснованными.
В судебное заседание истец Иванова Л.В. не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. О причинах неявки суду не сообщила, не ходатайствовала об отложении судебного заседания.
Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела размещена в установленном п. 2 ч. 1 ст. 14, ст. 15 Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" порядке на сайте Верховного Суда Республики Саха (Якутия).
При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС РФ), судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие не явившегося участника процесса.
Судебная коллегия, заслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения, изучив материалы дела, приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения.
Согласно статье 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Пунктами 3 и 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что к вопросам местного значения городского округа отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа.
Согласно части 1 статьи 51 названного Закона органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Земельный кодекс РФ (далее - ЗК РФ) закрепил право органов местного самоуправления осуществлять управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (п. 1 ст. 5, п. 2 ст. 11).
Как следует из материалов дела, 17 июня 2010 г. Окружной администрацией г. Якутска было издано распоряжение № ... о предоставлении административному истцу в аренду сроком на 10 лет из земель населенных пунктов земельного участка с кадастровым № ..., находящегося по адресу: .........., для использования по дачу, общей площадью *** кв.м.
28 июля 2010 г. между Комитетом земельных отношений Окружной администрации г. Якутска и истцом был заключен договор № ... аренды вышеуказанного земельного участка сроком с 28 июля 2010 г. до 28 июля 2020 г.
21 мая 2020 г. административный истец обратилась в МКУ «АЗО» ГО «Город Якутск» с заявлением о продлении срока договора аренды.
28 мая 2020 г. письмом от № ... МКУ «АЗО» ГО «Город Якутск» сообщило истцу о том, что в связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией на территории городского округа «город Якутск», временно приостановлено предоставление муниципальных услуг в сфере земельно-имущественных отношений с 06 апреля 2020 года до особого распоряжения. Заявителю предложено обратиться в ГАУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Саха (Якутия)» для получения муниципальной услуги с заявлением о заключении нового договора аренды земельного участка.
03 июля 2020 г. истец вновь обращается в Окружную администрацию г. Якутска с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым № ... в аренду без торгов под дачу.
23 июля 2020 г. МКУ «АЗО» ГО «Город Якутск» сообщило истцу о невозможности рассмотрения вопроса о предоставлении без торгов в аренду спорного земельного участка, поскольку земельный участок поставлен на кадастровый учет с видом разрешенного использования «зона коллективных садов и огородов», тогда как истец просит предоставить землю под дачу, согласно классификатору земельных участков вид разрешенного использования «под дачу» отсутствует.
04 августа 2020 г. через ГАУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Саха (Якутия)» истцом подано заявление о предоставлении земельного участка с кадастровым № ... в аренду без торгов в дополнение к ранее поданным заявлениям.
28 августа 2020 г. МКУ «АЗО» ГО «Город Якутск» в своем ответе № ... отказало истцу в заключении нового договора аренды земельного участка с кадастровым № .... Ссылаясь на пп. 4 п. 2.16 Административного регламента, указало, что заявление о заключении нового договора аренды земельного участка подано после истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка. В соответствии с пп. 7 п. 2.16 Административного регламента на момент заключения нового договора аренды земельного участка отсутствуют предусмотренные пп. 1-30 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ основания предоставления под зону коллективных садов и огородов (р-5) без проведения торгов земельного участка, договор аренды был заключен без проведения торгов, отсутствуют подтверждающие документы о членстве заявителя в ДСК «********».
20 июля 2020 г. истец подала заявление в Окружную администрацию г. Якутска об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка с кадастровым № ... и видом разрешенного использования земельного участка, установленным Классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Просила принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка и видом разрешенного использования спорного земельного участка с «дачи» на «ведение садоводства».
18 августа 2020 г. издано распоряжение Окружной администрации г. Якутска № ... «Об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка с кадастровым № ... и утвержденным классификатором видов разрешенного использования земельных участков», о чем Ивановой Л.В. сообщено письмом МКУ «АЗО» ГО «Город Якутск» от 01 сентября 2020 г. № ....
Не согласившись с отказом от 28 августа 2020 г., Иванова Л.В. обратилась с административным иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности оспариваемого отказа в заключении нового договора аренды земельного участка. Суд исходил из того, что земельный участок используется истцом по назначению, на момент вынесения отказа вид разрешенного использования указанного земельного участка соответствовал классификатору, требования о расторжении договора аренды земельного участка со стороны административного ответчика истцу не поступали, с заявлением о заключении нового договора аренды заявитель обратилась до истечения срока действия ранее заключенного договора аренды.
Судебная коллегия находит такие выводы суда законными и обоснованными.
В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 39.6 ЗК РФ граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в случае, если земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 13, 14 или 20 статьи 39.12 названного Кодекса).
В соответствии с пунктом 4 статьи 39.6 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в пункте 3 настоящей статьи случаях при наличии в совокупности следующих условий: 1) заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка; 2) исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, не обладает иное лицо; 3) ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 настоящего Кодекса; 4) на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1 - 30 пункта 2 настоящей статьи основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов перечислены в статье 39.16 ЗК РФ.
Постановлением Окружной администрации г. Якутска от 24.09.2015 № ... утвержден Административный регламент предоставления Окружной администрацией города Якутска муниципальной услуги: "Заключение нового договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов" (вместе с "Административным регламентом предоставления Окружной администрацией города Якутска муниципальной услуги: "Заключение нового договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов") (далее – Административный регламент).
В оспариваемом отказе в предоставлении муниципальной услуги МКУ «АЗО» ГО «Город Якутск» ссылалось на подпункт 4 пункта 2.16 Административного регламента, в соответствии с которым основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги является подача заявления о заключении нового договора аренды такого земельного участка после истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка. За исключением случая, когда заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано гражданином после истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, если земельный участок предоставлен в аренду без торгов под индивидуальный жилой дом, садоводство, дачи, огородничество либо на аукционе для ведения садоводства или дачного хозяйства при соблюдении следующих условий:
- освоение земельного участка в соответствии с целевым назначением, указанным в ранее действующем договоре аренды, если в течение срока ранее действующего договора аренды не было выявлено в рамках муниципального земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации;
- отсутствие уведомления о расторжении договора аренды врученного арендатору земельного участка в письменной форме лично либо направленного по почтовому адресу с уведомлением о вручении;
- отсутствие задолженности по арендной плате и пеней на момент подачи заявления.
Материалами дела опровергается довод административного ответчика о том, что Иванова Л.А. обратилась с соответствующим заявлением после 28 июля 2020 г. - истечения срока действия ранее заключенного договора аренды. Нельзя согласиться с утверждением административного ответчика о том, что с надлежащим заявлением для заключения нового договора аренды административный истец обратилась лишь 05 августа 2020 г. В данном случае установлено, что административный истец обращалась с заявлениями о продлении срока вышеуказанного договора аренды 21 мая 2020 г. (вх.№ ...) и 03 июля 2020 г.
Следует учесть, что в ответах МКУ «АЗО» ГО «Город Якутск» от 28 мая 2020 г. и 23 июля 2020 г. не содержится требований о необходимости представления заявления и документов, соответствующих форме, установленной Административным регламентом. Заявителю было сообщено о невозможности рассмотрения вопроса о предоставлении без торгов в аренду спорного земельного участка, в связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией на территории городского округа «город Якутск», временным приостановлением предоставления муниципальных услуг в сфере земельно-имущественных отношений, а также несоответствием вида разрешенного использования спорного земельного участка классификатору земельных участков.
Как правильно указал суд первой инстанции, являются необоснованными доводы административного ответчика о том, что истцом не представлены документы, подтверждающие членство в ДСК «********», поскольку земельный участок ранее предоставлен был истцу в аренду не как члену ДСК «********». В документах ДСК «********» указан в качестве адреса местоположения земельного участка. Административным ответчиком не предоставлено доказательств, что спорный земельный участок, расположенный на территории ДСК «********», предоставлен кооперативу.
Судебная коллегия также не соглашается с доводом жалобы о том, что суд подменил компетенцию органа местного самоуправления, возлагая на административного ответчика обязанность заключить договор аренды.
Необходимым условием для удовлетворения требований административного иска о признании незаконным решения, действия (бездействия) является нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При этом решение о признании действия, решения незаконным своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление (статья 227 КАС РФ).
В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца (часть 3 статьи 227 КАС РФ).
В случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца и восстановить данные права (часть 9 статьи 227 КАС РФ).
Таким образом, если по результатам судебной проверки оспариваемого действия (бездействия) органа государственной власти будет установлено его несоответствие закону, суд возлагает на административного ответчика обязанность по устранению нарушений права административного истца, которое явилось следствием незаконного решения, действия (бездействия) административного ответчика.
При таких данных, удовлетворяя административный иск, в целях восстановления прав заявителя суд правомерно обязал административного ответчика заключить новый договор аренды земельного участка с кадастровым № ... на новый срок.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным. Доводы апелляционной жалобы не могут повлиять на законность, обоснованность оспариваемого решения суда, поскольку не опровергают выводы суда и не подтверждают неправильного применения судом правовых норм.
Выводы суда правильные и соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, все представленные доказательства оценены по правилам ст.84 КАС РФ. Нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Якутского городского суда от 22 декабря 2020 года по делу по административному иску Ивановой Л.В. к Муниципальному казенному учреждению «Агентство земельных отношений» городского округа «город Якутск», Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска об оспаривании решения оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение 6 месяцев через суд первой инстанции.
Председательствующий: М.М. Оконешникова
Судьи В.С. Протодьяконов
З.С. Дьяконова