Дело№33а-3297/2022 (суд 2 инстанции) Докладчик Семёнов А.В.
Дело № 2а-1176/2022 (суд 1 инстанции) Судья Веселова А.О.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Самылова Ю.В.,
судей Семёнова А.В. и Емельяновой О.И.,
при секретаре Мамедове Т.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 15 сентября 2022 года административное дело по апелляционной жалобе администрации г.Владимира на решение Октябрьского районного суда г. Владимира от 10.06.2022 по административному исковому заявлению прокурора г.Владимира в интересах Хорошилова Дениса Александровича, Хорошиловой Марины Александровны, Хорошиловой Дарьи Денисовны, Хорошилова Антона Денисовича, Хорошиловой Анастасии Денисовны к администрации г.Владимира об обязании обеспечить строительство инженерной и транспортной инфраструктуры к земельному участку,
Заслушав доклад судьи Семёнова А.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г.Владимира обратился в Октябрьский районный суд г.Владимира в интересах Хорошилова Д.А., Хорошиловой М.А., Хорошиловой Д.Д., Хорошилова А.Д., Хорошиловой А.Д. с административным исковым заявлением. С учетом уточнений просил возложить на администрацию г.Владимира обязанность в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить строительство инженерной (водо-, тепло-, газоснабжение, водоотведение) и транспортной инфраструктуры к земельному участку с кадастровым номером ****, расположенному по адресу: ****.
В обоснование иска указал, что постановлением администрации г.Владимира от 01.10.2014 №3666 многодетной семье Хорошилова Д.А. в общую долевую собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства предоставлен земельный участок с кадастровым номером ****, расположенный по адресу: ****, площадью 1000 кв.м, разрешенное использование: одноквартирный жилой дом с приусадебным земельным участком, который не оснащен объектами необходимой инженерной инфраструктуры, организация которой возложена на органы местного самоуправления.
Решением Октябрьского районного суда г. Владимира от 10 июня 2022 административное исковое заявление прокурора города Владимира удовлетворено.
В апелляционной жалобе администрация г.Владимира просит решение отменить и принять новое решение, ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Указывает, что адресной инвестиционной программой города Владимира на 2021 год, утвержденной решением СНД г.Владимира от 24.12.2020 №50 «О бюджете города на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов», выделение средств на строительство сетей газоснабжения и квартале малоэтажной застройки мкр. Лунево-Сельцо предусмотрено в 2023 году с привлечением средств областного бюджета. В соответствии с планом-графиком синхронизация выполнения программ газификации регионов РФ проектно-изыскательские работы по строительству закольцовочного газопровода запланированы на 2021-2022 годы, строительно-монтажные работы на 2023-2024 годы. При этом муниципальное образование г.Владимир не имеет достаточных муниципальных средств для обеспечения земельного участка, принадлежащего истцам полным объемом коммунальной инфраструктуры, а направленные ответчиком заявки на финансирование из областного бюджета запланированы к исполнению только в 2023 году. Кроме того судом не учтено, что проектирование и строительство газопровода, водопровода и подъездной дороги ведутся только при софинансировании ответчика с государственными органами публичной власти. Указывают, что судом неверно определено процессуальное положение Департамента архитектуры и строительства Владимирской области, который освобожден от обязанностей по финансовому участию в обеспечении инфраструктурой земельных участков, выделенных многодетным семьям. Полагают, что решение суда является неисполнимым в установленные сроки, противоречит требованиям Бюджетного кодекса РФ.
Жалоба рассмотрена в отсутствие административных истцов, административных ответчиков и заинтересованных лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения прокурора Ефимовой Т.Н., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Согласно статье 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Основания для отмены, изменения решения суда первой инстанции судом апелляционной инстанции предусмотрены статьей 310 КАС РФ.
В данном случае таких оснований не имеется.
В соответствии со статьей 218 КАС РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решения, действия (бездействие) органа местного самоуправления, должностного лица, муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что постановлением администрации г.Владимира от 01.10.2014 №3666 многодетной семье Хорошилова Д.А. в общую долевую собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства предоставлен земельный участок с кадастровым номером ****, расположенный по адресу: ****, площадью 1000 кв.м (л.д. 15-17).
В феврале 2015 года за членами семьи Хорошилова Д.А. зарегистрировано право собственности на указанный выше земельный участок по 200/1000 долей за Хорошиловым А.Д., Хорошиловой А.Д., Хорошиловой Д.Д., Хорошиловой М.А., Хорошилова Д.А. (л.д. 19-23).
Данный участок семье Хорошилова Д.А. выделен в рамках подпункта 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), поскольку они относятся к категории граждан имеющих право на бесплатное получение в собственность земельного участка.
На основании коллективных обращений многодетных семей г.Владимира, получивших в собственность земельные участки в районе жилой застройки мкр.Лунево-Сельцо, прокуратурой г.Владимира организована проверка соблюдения законодательства при реализации мероприятий по предоставлению бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельных участков семьям, имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет, в том числе по обеспечению земельного участка, принадлежащего административным истцам инженерной инфраструктурой.
Проверкой установлено, что земельный участок, предоставлен семье Хорошилова Д.А. как льготной категории граждан в соответствии с Законом Владимирской области от 25.02.2015 №10-ОЗ для индивидуального жилищного строительства, однако не обеспечен инженерной и транспортной инфраструктурой до настоящего времени.
По факту выявленных нарушений 24.09.2020 в адрес главы г.Владимира внесено представление об устранении выявленных нарушений, в ответ на которое 10.11.2020 было сообщено, что в целях обеспечения подъезда к земельным участкам многодетных семей УЖКХ администрации г.Владимира ведется работа по устройству проездов и освещению участков дорог. В период с 2017 по 2020 годы к земельным участкам многодетных семей, не обеспеченных асфальтированными подъездными путями, выполнены подъездные пути в щебеночном исполнении. В целях обеспечения сетями газоснабжения земельных участков многодетных семей на территории 2 и 3 очереди малоэтажной застройки жилого района Лунево-Сельцо за счет средств бюджета города в соответствии с контрактом от 01.06.2020 №02-75 разработана проектно-сметная документация по строительству распределительных сетей газоснабжения. Проводится работа по включению указанного объекта в Программу газификации Владимирской области на 2021 год, финансовое обеспечение которой будет осуществляться за счет специальной надбавки к тарифу на транспортировку газа по газораспределительным сетям АО «Газпром газораспределение Владимир». Возможность подключения к сетям электроснабжения на территории жилого района Лунево-Сельцо имеется. Работа по обеспечению земельных участков многодетных семей инженерной и транспортной инфраструктурой в жилом районе Лунево-Сельцо ведется постоянно и будет продолжена исходя из возможностей бюджета г.Владимира и объема выделяемых на данные цели средств областного бюджета (л.д. 34-42).
Удовлетворяя административное исковое заявление и возлагая на администрацию г.Владимира обязанность по обеспечению инженерной инфраструктурой земельного участка, принадлежащего административным истцам, суд первой инстанции, проанализировав установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства, пришел к выводу о том, что со стороны органа местного самоуправления имело место незаконное бездействие, нарушающее права лиц, в защиту которых прокурором предъявлен административный иск.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах материального права и соответствующими установленным обстоятельствам дела.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федерального закона № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 09.11.2017 №2516-О и в Постановлении от 20.12.2010 №22-П, основная цель местного самоуправления – удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований. Положения пунктов 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ относят организацию электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, а также отдельные вопросы в сфере дорожной деятельности к перечню вопросов местного значения городских округов, с тем чтобы гражданам, проживающим на данной территории, обеспечивался бесперебойный доступ к необходимому для нормальной жизнедеятельности объему соответствующих публичных услуг надлежащего качества и к транспортной инфраструктуре общего пользования.
Положениями подпункта 6 пункта 1 статьи 39.5 ЗК РФ предусмотрено предоставление находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
При принятии таких законодательных положений учитывались цели улучшения жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставленных указанной категории граждан на бесплатной основе, что, безусловно, следует из содержания положений подпункта «а» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг»; распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.06.2012 №1119-р «Комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих 3 и более детей».
Таким образом, при принятии решения по вопросу предоставления земельного участка в собственность гражданам бесплатно должны учитываться реальные показатели пригодности конкретного земельного участка для целей ведения индивидуального жилищного строительства с точки зрения его оснащенности объектами необходимой инфраструктуры.
Данные требования закреплены в подпунктах 3, 4 пункта 17 Методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 09.09.2013 № 372.
Из вышеприведенных правовых норм следует, что органы местного самоуправления при определении земельных участков для предоставления в установленных субъектом Российской Федерации случаях в собственность гражданам, имеющим трех и более детей (а равно в иных случаях реализации в такой форме государственной поддержки семей, имеющих детей), должны исходить из оснащенности такого земельного участка объектами необходимой инфраструктуры, организация которой возложена, в частности, на органы местного самоуправления городских округов.
Конституционный Суд РФ в Определении от 09.11.2017 №2516-О указал, что Конституция Российской Федерации, провозглашая Россию социальным государством (статья 7, часть 1), обязывает к осуществлению в Российской Федерации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7, часть 2), а также исходит из необходимости предоставления государственной защиты семьи, права которой составляют неотъемлемую часть конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации (статья 38, часть 1; статья 64). Законодатель, обладающий дискрецией в определении конкретных направлений и мер по реализации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, правомочен, в частности, использовать для целей организации такой поддержки возможности поощрения органами государственной власти и органами местного самоуправления индивидуального жилищного строительства, в том числе путем предоставления для этого земельных участков бесплатно в собственность определенным категориям граждан и создания тем самым дополнительных условий осуществления права на жилище.
При этом, если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем, чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
На территории Владимирской области во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 600 постановлениями Губернатора Владимирской области утвержден ряд нормативных правовых актов, предусматривающих комплекс мер по созданию необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых многодетным семьям.
Постановлением Губернатора Владимирской области от 17.12.2013 №1390 утверждена государственная программа Владимирской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Владимирской области» (далее - Государственная программа), в которой одним из приоритетов государственной политики в жилищной сфере обозначено обеспечение участков массового жилищного строительства инженерной, коммунальной и транспортной инфраструктурой, вовлечение в жилищное строительство неиспользуемых или используемых неэффективно государственных и муниципальных земельных участков.
В качестве одного из основных мероприятий Государственная программа предусматривает принятие необходимых мер по обустройству земельных участков, планируемых для жилищного строительства, инженерной и транспортной инфраструктурой.
Данная государственная программа включает в себя подпрограмму 2 «Стимулирование развития жилищного строительства» (далее – Подпрограмма 2).
Одним из приоритетов Подпрограммы 2 обозначена поддержка многодетных семей, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, но не имеют объективной возможности построить жилье. Основной формой поддержки такой категории граждан в рамках реализации Подпрограммы 2 является строительство объектов инженерной и транспортной инфраструктуры к земельным участкам.
В рамках Подпрограммы 2 реализуются мероприятия по предоставлению субсидий бюджетам муниципальных образований Владимирской области на реализацию соответствующих муниципальных программ по обеспечению инженерной и транспортной инфраструктуры земельных участков.
В целях реализации Подпрограммы 2 утвержден Порядок предоставления субсидий органам местного самоуправления. Так, пунктами 3, 6 указанного Порядка установлено, что средства областного бюджета выделяются органам местного самоуправления в виде субсидии на основании поданной ими в установленном порядке заявки в департамент строительства и архитектуры администрации Владимирской области.
Порядок и процедура представления субсидий четко регламентируется бюджетным законодательством, вследствие чего предоставление субсидий местным бюджетам возможно по установленному высшим исполнительным органом государственной власти субъекта перечню, утвержденному на срок не более трех лет, по результатам отбора. Предоставление субсидий отдельному муниципальному образованию, не включенному в соответствующий список, запрещено.
Одним из обязательных условий предоставления субсидий является направление в департамент строительства и архитектуры заявки на участие в подпрограмме «Стимулирование развития жилищного строительства» государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Владимирской области».
Как усматривается из материалов дела, в целях предоставления субсидии на участие в 2021 году в подпрограмме «Стимулирование развития жилищного строительства по мероприятию «Обеспечение инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставленных (предоставляемых) бесплатно для ИЖС семьям, имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет» письмом от 03.07.2020 №05-01/984 администрацией г.Владимира в Департамент строительства и архитектуры направлена заявка на софинансирование мероприятий на строительство объекта «Сети газоснабжения в квартале малоэтажной застройки мкр. Лунево-Сельцо» со сроком строительства в 2022 году.
Однако ввиду отсутствия утвержденной сметной документации указанного объекта данная заявка на софинансирование в 2021 году не была отобрана Департаментом.
Письмом от 08.07.2021 №05-01/846 администрацией г.Владимира для участия в подпрограмме на участие в 2022-2024 году направлена заявка на софининсирование мероприятий по газоснабжению в квартале малоэтажной застройки мкр. Лунево-Сельцо, которая принята и учтена Департаментом при формировании областного бюджета на 2023 год.
Земельный участок, принадлежащий административным истцам, значится в списке земельных участков, в отношении которых запланировано строительство сетей газоснабжения в мкр. Лунево-Сельцо (за №****) и будет осуществляться выделение денежных средств из областного бюджета на 2023 год.
Вместе с тем, из материалов дела усматривается и не отрицалось представителем административного ответчика, что заявка на осуществление мероприятий по обеспечению инженерной (электроснабжение, водоснабжение, водоотведение и теплоснабжение) инфраструктуры к земельным участкам в мкр. Лунево-Сельцо, в установленном порядке не направлялась, что исключает возможность предоставления соответствующих субсидий из бюджета Владимирской области.
Непринятие административным ответчиком перечисленных мер нарушает права многодетных семей, включая несовершеннолетних детей, в связи с чем, в защиту таких прав с административным иском в суд в соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ обратился прокурор.
Несмотря на то, что земельный участок многодетной семье Хорошилова Д.А. предоставлен в 2014 году, администрацией г.Владимира на протяжении длительного времени (более 7 лет) должных мер по созданию необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых многодетным семьям не принято. Первично, заявка на софининсирование мероприятий по газификации микрорайона направлена администрацией г.Владимира лишь в 2020 году, которая ввиду отсутствия проектно-сметной документации рассмотрена Департаментом лишь в 2021 году, финансирование из областного бюджета запланировано на 2023 год. Иные заявки на софинансирование из областного бюджета мероприятий по обеспечению иной инженерной инфраструктурой микрорайона администрацией г.Владимира не направлялись, что свидетельствует о бездействии административного ответчика, нарушает права и законные интересы многодетных семей и не отвечает целям государственной политики, направленной на поддержку данной категории граждан.
Учитывая, что администрация г.Владимира в соответствии с Уставом является исполнительным органом местного самоуправления, суд обоснованно пришел к выводу, что на администрацию г. Владимира подлежит возложению обязанность по обеспечению строительства инженерной инфраструктуры к земельному участку с кадастровым номером ****, по адресу: ****.
Доводы апелляционной жалобы не содержат оснований к отмене решения, сводятся к несогласию с содержащимися в решении суда выводами, что не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Относительно довода жалобы о неверном определении процессуального положения Департамента архитектуры и строительства Владимирской области как распорядителя бюджетных средств, судебная коллегия отмечает, что денежные средства из областного бюджета выделяются муниципальным образованиям по мере надлежащего оформления заявок на софинансирование с приложением необходимых документов, что не было своевременно и надлежащим образом обеспечено администрацией г.Владимира.
Доводы апелляционной жалобы в части несогласия с установленным судом сроком исполнения решения суда и необходимости его установления с учетом запланированного финансирования мероприятий по газификации на 2023 год признаются судебной коллегией не состоятельными и не являются основанием для отмены или изменения судебного решения, не свидетельствуют о неисполнимости судебного акта. Доказательств того, что исполнение решения суда в установленный судом срок невозможно, материалы дела не содержат. Кроме того, при возникновении исключительных обстоятельств, объективно препятствующих своевременному исполнению судебного решения, административный ответчик вправе обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.
Принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 310 КАС РФ привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, судом первой инстанции не допущено, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 308-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Владимира от 10.06.2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г.Владимира – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Октябрьский районный суд г.Владимира.
Председательствующий: Ю.В. Самылов
Судьи: А.В. Семёнов
О.И. Емельянова