ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1182/19 от 10.10.2019 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

№33а-8028/2019

№2а-1182/2019

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Оренбург 10 октября 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующегосудьи Селютиной И.Ф.,

судей Кудряшова В.К., Каширской Е.Н.

при секретаре Татариновой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управление коммунального хозяйства» на решение Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 23 июля 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Управление коммунального хозяйства» к администрации муниципального образования город Новотроицк Оренбургской области о признании незаконным постановления в части.

Заслушав доклад судьи Кудряшова В.К., судебная коллегия

установила:

общество с ограниченной ответственностью «Управление коммунального хозяйства» (далее - ООО «УКХ») обратилось в суд с административным исковым заявлением к администрации МО город Новотроицк Оренбургской области о признании незаконным постановления в части, указав, что 13 мая 2019 года ООО «УКХ» получена выписка из постановления суженного заседания администрации муниципального образования город Новотроицк от 20 декабря 2018 года № 19-п ДСП «О закреплении защитных сооружений гражданской обороны на территории МО г.Новотроицк, согласно которому за ООО «УКХ» закреплены следующие защитные сооружения:

-инвентарный , убежище 5 класса - (адрес)

-инвентарный , убежище 5 класса - (адрес),

-инвентарный , убежище 5 класса - (адрес)

-инвентарный , убежище 5 класса - (адрес)

-инвентарный , убежище 5 класса - (адрес)

-инвентарный , убежище 5 класса - (адрес)

-инвентарный , убежище 5 класса - (адрес)

-инвентарный , убежище 5 класса - (адрес)

-инвентарный , убежище 5 класса - (адрес)

-инвентарный , убежище 5 класса - (адрес)

С данным постановлением общество не согласно, поскольку указанные объекты в ООО «УКХ» не передавались, законных оснований для закрепления за ООО «УКХ» указанных объектов нет, поскольку они находятся в подвалах жилых домов, которые находятся на обслуживании у управляющих компаний. Обязанности по содержанию городских убежищ, расположенных в жилой зоне, у ООО «УКХ» не имеется. Собственник встроенного в фундамент жилого дома защитного сооружения ГО несет ответственность за его техническое состояние и обязан соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов, и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

ООО «УКХ» было направлено письменное обращение на имя главы МО город Новотроицк от 20 мая 2019 года. Согласно ответу администрации МО город Новотроицк от 11 июня 2019 года обязанность по содержанию указанных защитных сооружений включено в обязанность ООО «УКХ» по признаку количества работников наибольшей работающей смены организации, отнесенной к категории по гражданской обороне, а также со ссылкой, что ранее указанные защитные сооружения были закреплены за МУП «УКХ», соответственно должны быть закреплены за ООО «УКХ» как правопреемником МУП УКХ. Однако указанные защитные сооружения на территории ООО «УКХ» не расположены и не могут служить в качестве убежищ для работников ООО «УКХ», также ООО «УКХ» правопреемником МУП «УКХ» не является в силу закона.

С учетом уточнения заявленных требований административный истец просил суд признать незаконным постановление суженного заседания администрации МО г. Новотроицк от 20 декабря 2018 года в части закрепления за ООО «УКХ» следующих защитных сооружений:

-инвентарный , убежище 5 класса - (адрес)

-инвентарный , убежище 5 класса - (адрес),

-инвентарный , убежище 5 класса - (адрес)

-инвентарный , убежище 5 класса - (адрес)

-инвентарный , убежище 5 класса - (адрес)

-инвентарный , убежище 5 класса - (адрес)

-инвентарный , убежище 5 класса - (адрес)

-инвентарный , убежище 5 класса - (адрес)

-инвентарный , убежище 5 класса - (адрес)

-инвентарный , убежище 5 класса - (адрес)

Решением Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 23 июля 2019 года в удовлетворении административного искового заявления ООО «УКХ» отказано.

На данное решение ООО «УКХ» подана апелляционная жалоба, в которой общество просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в рассмотрении дела, не явились, о явке в суд извещены надлежащим образом. Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в 2009 году между администрацией муниципального образования город Новотроицк и ООО «УКХ» заключены договоры аренды на имущество муниципального образования город Новотроицк от 29 июля 2009 года, которое ООО «УКХ» обслуживает.

Постановлением администрации муниципального образования город Новотроицк Оренбургской области (суженное заседание) № 19-п дсп от 20 декабря 2018 года во исполнение Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне», постановления Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 года № 359 «Об утверждении положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями», закона Оренбургской области от 4 июля 2005 года №2357/433-П-ОЗ «О защите населения и территорий Оренбургской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» за организациями, расположенными на территории муниципального образования город Новотроицк закреплены конкретные защитные сооружения. За ООО «УКХ» закреплены следующие защитные сооружения: инвентарный , убежище 5 класса - (адрес); инвентарный , убежище 5 класса - (адрес); инвентарный , убежище 5 класса - ул. (адрес); инвентарный , убежище 5 класса - (адрес); инвентарный , убежище 5 класса - ул. (адрес); инвентарный , убежище 5 класса - (адрес); инвентарный , убежище 5 класса - ул. (адрес); инвентарный , убежище 5 класса - (адрес); инвентарный номер убежище 5 класса (адрес); инвентарный , убежище 5 класса - (адрес); инвентарный , убежище 5 класса - (адрес).

В материалы дела представлены паспорта вышеуказанных убежищ, в которых в графе «Кому принадлежит (кому приписано убежище)» указаны ЖКО Новотроицкого цемзавода Оренбургской области МПСИМ СССР (убежища и ), МУП УКХ (убежища , , , , , , , , ).

13 мая 2019 ООО «УКХ» была получена выписка из постановления суженного заседания администрации муниципального образования город Новотроицк от 20 декабря 2018 года № 19-п ДСП «О закреплении защитных сооружений гражданской обороны на территории МО г.Новотроицк, согласно которому за ООО «УКХ» закреплены вышеуказанные защитные сооружения.

Не согласившись с данным постановлением, ООО «УКХ» обратилось в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении административного искового заявления, исходил из того, что закрепление за ООО «УКХ» защитных сооружений является правомерным, поскольку работники ООО «УКХ» постоянно находятся на территории муниципального образования, обслуживая имущество.

Судебная коллегия с данным выводом суда первой инстанции согласиться не может по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 28 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств отнесено к вопросам местного значения городского округа.

В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона определена как система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона «О гражданской обороне» органы местного самоуправления в области гражданской обороны самостоятельно в пределах границ муниципальных образований создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.

Согласно пункту 9 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года № 1309, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на соответствующих территориях: определяют общую потребность в объектах гражданской обороны; в мирное время создают, сохраняют существующие объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

Из содержания вышеприведенных норм не следует, что органы местного самоуправления могут произвольно закрепить за любым юридическим лицом защитные сооружения.

Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона «О гражданской обороне» организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

В пункте 10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года № 1309, установлено, что организации создают в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объекты гражданской обороны; обеспечивают сохранность объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

Из содержания вышеприведенных норм следует, что проведение мероприятий по гражданской обороне возлагается на организации, владеющие объектами гражданской обороны на законном основании.

Как указано в отзыве администрации МО город Новотроицк (л.д. 57), убежища, указанные в оспариваемом постановлении, находятся в федеральной собственности.

Согласно представленным договорам аренды в числе имущества, переданного комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации МО город Новотроицк в аренду ООО «УКХ», убежища по вышеуказанным адресам не значатся.

Из административного искового заявления следует, что убежища в ведение ООО «УКХ» не передавались. Доказательства, подтверждающие передачу ООО «УКХ» в аренду, в пользование или на ином законном основании объектов гражданской обороны, административным ответчиком вопреки требованиям части 2 статьи 62 КАС РФ не представлены.

Из материалов дела не следует, что ООО «УКХ» является правопреемником МУП УКХ. Как следует из выписки из ЕГРЮЛ ООО «УКХ» образовано в 2006 году, учредителями являются физические лица, и юридическое лицо образовано путем создания, а не правопреемства.

Вывод суда о том, что постановление является законным, поскольку работники ООО «УКХ» постоянно находятся на территории муниципального образования, обслуживая имущество, судебная коллегия находит ошибочным, основанным на неверном толковании норм материального права.

В соответствии с пунктом 3 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 № 1309, убежища создаются для работников наибольшей работающей смены организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне.

Вместе с тем, указанные положения Порядка распространяются на случаи нахождения убежищ в пределах объектов организаций, на которых исполняют трудовые обязанности работники данных организаций.

В рассматриваемом административном деле убежища расположены в многоквартирных домах, обслуживанием которых ООО «УКХ» не занимается, а переданное по договорам аренды имущество также не находится в пределах защитных объектов.

Следовательно, у администрации МО город Новотроицк отсутствовали основания и полномочия на закрепление за ООО «УКХ» вышеназванных объектов гражданской обороны.

При таких обстоятельствах судебная коллегия на основании пунктов 3 и 4 статьи 310 КАС РФ приходит к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового решение об удовлетворении требований административного истца.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 23 июля 2019 года отменить, принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Управление коммунального хозяйства» к администрации муниципального образования город Новотроицк Оренбургской области о признании незаконным постановления в части удовлетворить.

Признать незаконным постановление администрации муниципального образования город Новотроицк от 20 декабря 2018 года №19-п дсп в части закрепления за обществом с ограниченной ответственностью «Управление коммунального хозяйства» следующих защитных сооружений: инвентарный , убежище 5 класса - (адрес); инвентарный , убежище 5 класса - (адрес); инвентарный , убежище 5 класса - (адрес); инвентарный , убежище 5 класса - (адрес), инвентарный , убежище 5 класса - (адрес); инвентарный , убежище 5 класса - (адрес), инвентарный , убежище 5 класса - (адрес); инвентарный , убежище 5 класса - (адрес), инвентарный , убежище 5 класса - (адрес); инвентарный , убежище 5 класса - (адрес).

Председательствующий:

Судьи: