К О П И Я
Апел. дело № 33а-2051/2020
Первая инстанция № 2а-1183/2020
Судья Раенгулов А.Б.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Домрачева И.Г.,
судей коллегии Мочаловой Н.В., Евсевьева С.А.,
при секретаре Лобай Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» Королева Л.В. на решение Салехардского городского суда ЯНАО от 19 августа 2020 года.
Заслушав доклад судьи суда ЯНАО Мочаловой Н.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой грамотности» обратилось в суд с административным иском к департаменту социальной защиты населения ЯНАО о признании незаконным решения об отказе в принятии предложения организатора добровольческой (волонтерской) деятельности и причин, послуживших основанием для принятия такого решения.
В обоснование административного иска указано, что административный истец обратился к департаменту с предложением о проведении патриотического благотворительного мероприятия вебинара «Военный заем 1942-1945» для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, а также людей, лишившихся защиты государства. Решением административного ответчика отказано административному истцу в принятии предложения, что нарушает положения законодательства о благотворительной деятельности.
В судебном заседании административный истец и административный ответчик участия не принимали.
Судом постановлено решение, которым в удовлетворении административного иска Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к департаменту социальной защиты населения ЯНАО о признании незаконным решения об отказе в принятии предложения организатора добровольческой (волонтерской) деятельности и причин, послуживших основанием для принятия такого решения, отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца Королев Ю.В. просил решение суда отменить. В обоснование жалобы указал, что административный истец не получал возражения от административного ответчика, поэтому был лишен права дать свои пояснения на указанные возражения. Суд в противоречии с правовой позицией Верховного Суда РФ осуществил проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, указав в своем решении о недостатках предложения организатора добровольческой деятельности (отсутствие программы и даты мероприятия).
В возражениях на апелляционную жалобу директор департамента социальной защиты населения ЯНАО Карпова Е.В. просила решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Участвующие в деле лица надлежаще уведомлены о времени и месте апелляционного рассмотрения, в судебное заседание не явились, дело рассматривается в их отсутствие
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно неё в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 26.06.2012 № 482-П утверждено Положение о департаменте социальной защиты населения ЯНАО и его структуре.
Департамент социальной защиты населения ЯНАО является центральным исполнительным органом государственной власти автономного округа, проводящим государственную политику и осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность в сфере социального развития, семейной и демографической политики, а также охраны труда в автономном округе.
Из материалов административного дела следует, что 30 июня 2020 года административный истец направил в ряд органов государственной власти ЯНАО, в том числе и в адрес административного ответчика, письмо (поступило 07.07.2020 вх.№701-17/11497), в котором указал следующее:
В соответствии с п.1 федерального закона от 24.04.2020 №126-ФЗ предлагаем провести вебинар «Военный заем 1942-1945» для целевой аудитории, определенной Перечнем Президента РФ, постановлением и распоряжением Правительства от 25.09.2017 №2039-р; от 15.11.2019 №2705-р; от 27.12.2018 №2950-р, в целях:
Мероприятие проводится на безвозмездной, благотворительной, анонимной основе продолжительности 2 академических часа кандидатом педагогических наук, почетным работником общего образования РФ, автором изобретений, с опытом в сфере добровольчества более 20 лет. Дополнительная информация о мероприятии и организаторе добровольческой деятельности размещена на официальном сайте организации.
Из указанного письма следует, что административный истец планировал проведение патриотического благотворительного мероприятия для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, а также детей, лишившихся родителей или оставшихся без попечения, детей, нуждающихся в помощи государства.
Суд пришел к выводу, что указанные виды деятельности не относятся к компетенции административного ответчика в сфере взаимодействия с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями согласно положениям Порядка, утверждённого постановлением Правительства ЯНАО от 15.04.2019 № 389-П. Подведомственные департаменту организации социального обслуживания не относятся к организациям для детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, взаимодействие сторон спора не регламентируется приведенными выше нормативно-правовыми актами.
Судебная коллегия находит данный вывод обсонованным в силу следующего.
Так в соответствии с положениями пункта 3 статьи 17.3 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют следующие полномочия в сфере добровольчества (волонтерства):
Пункт 3 Постановления Правительства РФ от 28.11.2018 № 1425 «Об утверждении общих требований к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями и перечня видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями» рекомендует органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления при разработке порядков, указанных в подпункте 3 пункта 3 и подпункте 2 пункта 4 статьи 17.3 Федерального закона "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)", учитывать положения порядков, разработанных федеральными органами исполнительной власти в соответствии с пунктом 2 настоящего постановления.
Постановлением Правительства ЯНАО от 15.04. 2019 № 389-П утверждён Порядок взаимодействия департамента социальной защиты населения ЯНАО, организаций социального обслуживания, находящихся в ведении ЯНАО, с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями в сфере содействия оказания социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания (далее-Порядок).
Указанный Порядок определяет правила взаимодействия департамента социальной защиты населения ЯНАО, организаций социального обслуживания, находящихся в ведении ЯНАО, с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями в сфере содействия оказанию социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания (пункт 1).
Согласно пунктов 2-4 Порядка взаимодействие осуществляется при поступлении в департамент либо организацию социального обслуживания письменного предложения организатора добровольческой деятельности, добровольческой организации о намерении взаимодействия с департаментом, организацией социального обслуживания, направленного почтовым отправлением с описью вложения или в форме электронного документа через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», содержащего следующую информацию:
а) фамилия, имя, отчество (при наличии) организатора добровольческой деятельности, если организатором добровольческой деятельности является физическое лицо;
б) фамилия, имя, отчество (при наличии) и контакты руководителя добровольческой организации или ее представителя (телефон, электронная почта, адрес), если организатором добровольческой деятельности является юридическое лицо;
в) государственный регистрационный номер добровольческой организации, содержащийся в Едином государственном реестре юридических лиц;
г) сведения об адресе официального сайта или официальной страницы организатора добровольческой деятельности, добровольческой организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при наличии);
д) идентификационный номер организатора добровольческой деятельности, добровольческой организации, содержащийся в единой информационной системе в сфере развития добровольчества (волонтерства) (при наличии);
е) перечень предлагаемых видов работ (услуг), осуществляемых добровольцами (волонтерами) в целях, указанных в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 11 августа 1995 года N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" (далее - Федеральный закон), с описанием условий их оказания, в том числе возможных сроков и объемов работ (оказания услуг), уровня подготовки, компетенции, уровня образования и профессиональных навыков добровольцев (волонтеров), наличия опыта соответствующей деятельности организатора добровольческой деятельности, добровольческой организации и иных требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В течение 10 рабочих дней с даты поступления предложения департамент, организация социального обслуживания рассматривает поступившее предложение и на основании рассмотрения предложения департамент, организация социального обслуживания принимает решение о принятии предложения либо об отказе в принятии предложения с указанием причин, послуживших основанием для принятия такого решения.
Срок рассмотрения предложения, указанного в пункте 3 настоящего Порядка, может быть увеличен на 10 рабочих дней в случае, если необходимо запросить дополнительную информацию у организатора добровольческой деятельности, добровольческой организации.
Департамент, организация социального обслуживания информирует организатора добровольческой деятельности, добровольческую организацию об увеличении срока рассмотрения предложения почтовым отправлением с описью вложения или в форме электронного документа через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» в соответствии со способом направления предложения в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.
Основанием для отказа в принятии предложения является представление неполных и (или) недостоверных сведений, указанных в пункте 2 настоящего Порядка. В случае устранения организатором добровольческой деятельности, добровольческой организацией выявленных недостатков предложение представляется на повторное рассмотрение, которое осуществляется в порядке, установленном пунктами 2 - 6 настоящего Порядка.
Отказ в принятии предложения может быть обжалован организатором добровольческой деятельности, добровольческой организацией в судебном порядке.
Административный истец предлагал проведение патриотического благотворительного мероприятия для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, а также детей, лишившихся родителей или оставшихся без попечения, детей, нуждающихся в помощи государства.
Однако указанные виды деятельности не относятся к компетенции административного ответчика в сфере взаимодействия с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями, согласно указанным выше положениям закона.
Вместе с тем, административный ответчик рассмотрел направленное в его адрес административным истцом приведенное выше письмо, направив административному истцу письмо, в котором указал, что информация указанная в письме доведена до сведения государственных организаций социального обслуживания ЯНАО. В случае заинтресованности данные организации обратятся для участия в мероприятии (л.д. 50).
Таким образом, административный ответчик не принимал решения об отказе в принятии предложения по участию в вебинаре «Военный Заем 1942-1945», однако осуществил все необходимые действия по информированию подведомственных организаций социального обслуживания об обращении административного истца.
Решение является законным, доводы апелляционной жалобы отклоняются как обоснованные.
Соглансо п. 4 ч. 6 ст. 180 КАС РФ резолютивная чатсь решения должна содержать указание на распределение судебных расходов.
В соответствии с ч. 1 ст. 103, ч. 1 и ст. 104 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Основания и порядок освобождения от уплаты государственной пошлины, уменьшения ее размера, предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Подпунктами 7 и 9 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ установлен размер государственной пошлины при подаче административного искового заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными составляет для организаций - 2 000 рублей.
При подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной жалобы - 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
При подаче административного искового заявления и подаче апелляционной жалобы на решение суда административным истцом не была оплачена государственная пошлина.
Учитывая, что административный истец не освобождён в соответствии со статьями 333.35-333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины, судебная коллегия разрешает вопрос о её взыскании.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Салехардского городского суда ЯНАО от 19 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» государственную пошлину в размере 3000 рублей в доход местного бюджета.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Судья (подпись) Н.В.Мочалова