ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1188/2021 от 29.07.2021 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Судья: Московских Н.Г. 64RS0044-01-2020-005888-04

Дело № 33а-5488/2021 (№ 2а-1188/21)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 июля 2021 года город Саратов

Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Чаплыгиной Т.В.,

судей Закарян И.В., Черняевой Л.В.,

при секретаре Кузнецовой Н.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Заводского района города Саратова к администрация муниципального образования «Город Саратов» о признании незаконными протоколов межведомственной комиссии по оценке соответствия помещений и многоквартирных домов, о признании незаконным бездействия, обязании повторно рассмотреть заключение Государственной жилищной инспекции Саратовской области

по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Город Саратов»

на решение Заводского районного суда города Саратова от 15 апреля 2021 года, которым административные исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Чаплыгиной Т.В., объяснения представителя администрации муниципального образования «Город Саратов» Уманца И.И., поддержавшего апелляционную жалобу, возражения представителя прокуратуры Савченко О.А., исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия

установила:

заместитель прокурора Заводского района города Саратова обратился в суд с вышеуказанным административным иском, с учетом уточнений (л.д. 110), мотивируя свои требования тем, что прокуратурой района с привлечением специалистов Государственной жилищной инспекции Саратовской области проведена проверка расположенных на территории района ветхих домов, в ходе которой согласно заключениям контролирующего органа выявлены признаки аварийности следующих зданий города Саратова: жилого дома № 44 по улице Миллеровской; жилого дома № 57 по улице Миллеровской; жилого дома № 68 по проспекту Энтузиастов, дома № 68 города; жилого дома № 13 по 5-ому Лесопильному проезду; жилого дома № 51 по 1-ому Увекскому проезду; жилого дома № 47 по улице Миллеровской города; жилого дома № 91В по улице Огородной; жилого дома № 11 по улице Азина; жилого дома № 3 по улице Азина; жилого дома № 5 по Санаторному проезду; жилого дома № 17 по улице Динамовская. По результатам проведенной проверки заключения ГЖИ Саратовской области о техническом состоянии указанных домов направлены председателю межведомственной комиссии для рассмотрения вопроса о признании указанных домов непригодными для проживания на заседании комиссии. Поскольку результаты рассмотрения заключений в прокуратуру района не поступили, в ходе проверки в администрацию Заводского района муниципального образования «Город Саратов» 17 сентября 2020 года направлен запрос о предоставлении результатов заседаний межведомственных комиссий. Согласно полученным протоколам принятие решений по данным многоквартирным домам о принятии их аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отложено до предоставления документов (технического заключения, технического паспорта на дом). Несмотря на критическое состояние вышеуказанных домов и их стремительное разрушение, до настоящего времени непригодными для проживания они не признаны. В ходе работы Комиссия вправе запрашивать и получать в установленном порядке от уполномоченных органов, предприятий и организаций всех форм собственности информацию по вопросам, входящим в компетенцию комиссии; назначать дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии (п. 3.2.2-3.2.3 Постановления). По результатам работы комиссия принимает одно из решений, установленных в п. 3.1.11 Постановления № 1415. Таким образом, в постановлении установлен исчерпывающий перечень решений, принимаемых комиссией по результатам рассмотрения заключения органа государственного надзора (контроля). Между тем, в протоколах об оценке соответствия помещений (многоквартирных домов) требованиям, установленным в Постановлении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции комиссия не принимает соответствующего решения, а лишь указывает, что не имеет возможности вынести решение по дому ввиду того, что представленных документов не достаточно и требуется предоставление необходимого пакета документов. Кроме того, согласно протоколам необходимо предоставить технические заключения и технические паспорта по данным многоквартирным домам. Однако у Межведомственной комиссии есть право самостоятельно в ходе своей работы назначить дополнительные обследования многоквартирного дома и проверить наличие вредных факторов среды обитания человека, физический износ здания в процессе его эксплуатации в целом или отдельными его частями, приводящий к снижению надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения и т.д. Таким образом, в нарушение указанных норм законодательства, Межведомственная комиссия не рассмотрела надлежащим образом заключения органа государственного надзора (контроля) и, как следствие, не приняла одного из предусмотренных законодательством решений.

Прокурор полагал, что бездействие органа местного самоуправления создает реальную угрозу жизни и здоровью как лиц, проживающих в указанном доме, так и неопределенного круга лиц.

Решением Заводского районного суда города Саратова от 15 апреля
2021 года признано незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов» по непринятию решений, предусмотренных пунктом 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 (далее – Положения), межведомственной комиссией по рассмотрению заключений Государственной жилищной инспекции Саратовской области при оценке соответствия помещений и многоквартирных домов, расположенных в городе Саратове по адресам: улица Миллеровская, дом 44,
улица Миллеровская, дом 57, проспект Энтузиастов, дом 68, 5-й Лесопильный проезд, дом 13, 1-й Увекский проезд, дом 51, улица Миллеровская, дом 47, улица Огородная, дом 91В, квартира 9, улица Азина, дом 11, улица Азина, дом 3, Санаторный проезд, дом 5, улица Динамовская, дом 17. На муниципальное образование «Город Саратов» возложена обязанность в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу организовать работу межведомственной комиссии по повторному рассмотрению заключений Государственной жилищной инспекции Саратовской области по помещениям и многоквартирным домам, указанным в заключении, с принятием по итогам рассмотрения решения в соответствии с пунктом 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным (л.д. 119).

В апелляционной жалобе администрация муниципального образования «Город Саратов» ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований. Полагает, что в административном исковом заявлении не указано, какие конкретно права жителей затронуты и чем они нарушаются, прокурором не представлено доказательств несоответствия действий (бездействия) администрации закону или иному нормативному акту, доказательств необходимости обращения в межведомственную комиссию, а также не доказана причинно-следственная связь между выявленными нарушениями и действиями (бездействием) администрации. Ссылается, что в полномочия органов местного самоуправления не входит обязанность по подготовке и предоставлению документов на межведомственную комиссию. Кроме того, удовлетворяя требования прокурора о понуждении к совершению действий, суд фактически вмешался в деятельность органов местного самоуправления по исполнению установленных полномочий, что, исходя из принципа разделения властей, является недопустимым. Кроме того, в судебном заседании представитель административного ответчика ссылается на то, что прокурор действовал в интересах жильцов дома, а не неопределенного круга лиц, кроме того, суд не привлек для участия в деле всех жильцов дома и пропустил срок для обращения в суд (л.д. 129).

В возражениях на апелляционную жалобу прокуратура Заводского района города Саратова просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации - без удовлетворения (л.д. 144).

На заседание судебной коллегии иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела в апелляционную инстанцию не представили.
При таких обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда в полном объеме в соответствии с требованиями статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения.

В соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно статье 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.

Из материалов дела следует, что постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» №1415 от 09 июня 2015 года создана межведомственная комиссия для рассмотрения вопросов о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В многоквартирных жилых домах, расположенных по адресу: город Саратов, улица Миллеровская, дом 44, улица Миллеровская, дом 57, проспект Энтузиастов, дом 68, 5-й Лесопильный проезд, дом 13, 1-й Увекский проезд, дом 51, улица Миллеровская, дом 47, улица Огородная, дом 91В, квартира 9, улица Азина, дом 11, улица Азина, дом 3, Санаторный пр-д, дом 5, улица Динамовская, дом 17, имеются квартиры, находящиеся в муниципальной собственности.

Государственная жилищная инспекция Саратовской области направила в межведомственную комиссию заключения и акты о техническом состоянии спорных многоквартирных домов для принятия решения.

Согласно протоколам заседания межведомственной комиссии № 20/0 от
27 декабря 2019 года по жилому дому № 44 по улице Миллеровской; № 26 от 27 декабря 2020 года по жилому дому № 57 по улице Миллеровской; № 23 от 27 декабря 2020 года по жилому дому № 68 по проспекту Энтузиастов; № 24 от 27 декабря 2020 года по жилому дому № 13 по 5-ому Лесопильному проезду; № 25 от 27 декабря 2020 года по жилому дому № 51 по 1-ому Увекскому проезду; № 20/0 от 15 ноября 2019 года по жилому дому № 47 по улице Миллеровской; № 21 от 27 декабря 2019 года по жилому дому № 91В по улице Огородной; № 33 от 10 июля 2020 года по жилому дому №11 по улице Азина; №32 от 10 июля 2020 года по жилому дому № 3 по улице Азина; № 34 от 10 июля 2020 года по жилому дому №5 по Санаторному проезду; № 31 от 10 июля 2020 года по жилому дому № 17 по улице Динамовской города Саратова в связи с отсутствием необходимого комплекта документов не принято решение о признании вышеуказанных многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу. При этом комиссия решила отложить решения о признании аварийными указанные многоквартирные дома до предоставления документов, а именно технического заключения, технического паспорта на дом.

14 сентября 2020 года, 17 сентября 2020 года заместитель прокурора Заводского района города Саратова в адрес председателя межведомственной комиссии и главы администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов» направил требования о предоставлении информации по направленным заключениям Государственной жилищной инспекции Саратовской области, на которое 23 сентября 2020 года и 25 сентября 2020 года даны ответы. Из ответа усматривается, что собственникам указанных выше многоквартирных домом предложено представить полный пакет документов, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, для рассмотрения на заседаниях межведомственной комиссии вопроса о выявлении оснований для признания домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусматривает, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией муниципальный жилищный контроль (статья 2). Жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают: из актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей (статья 10). К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля (статья 14). Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ (статья 15). Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (статья 57). Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87).В соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, изданного во исполнение полномочий, предусмотренных статьями 12, 15 ЖК РФ, оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения.

В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления (пункт 7). Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований (пункт 33). Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 34).

Комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения (пункт 42). Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает принятие соответствующим органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии (пункт 44). При этом для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения документы в соответствии с пунктом 45 Положения.

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям, в частности, о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 47). На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем 7 пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ
(пункт 49).

Согласно части 1 статьи 47 Устава муниципального образования «Город Саратов», принятого решением Саратовской городской Думы от 18 декабря 2005 года № 67-649, органы местного самоуправления города самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления города.

Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 09 июня 2015 года № 1415 создана межведомственная комиссия по оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции требованиям и утверждено Положение о ней.

Согласно пункту 1.4 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения и многоквартирного дома установленным в Положении требованиям в целях признания соответствующим органом помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции и принимает решения (в виде заключений) в порядке, предусмотренном пунктом 47 Положения.

По окончании работы комиссия составляет в трех экземплярах заключение по установленной форме с указанием соответствующих оснований принятия решения; направляет один экземпляр заключения комиссии и акт обследования (в случае его составления) в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, соответствующую администрацию района муниципального образования «Город Саратов» для принятия в установленном порядке решения, предусмотренного абзацем 7 пункта 7 Положения, и издания распоряжения в соответствии с пунктом 49 Положения (пункты 3.1.12, 3.1.13).

Несмотря на то, что в многоквартирных жилых домах, указанных в иске, выявлены нарушения правил и норм технической эксплуатации, администрация в пределах своих полномочий не обеспечила контроль за сохранностью помещений, собственником которых является, их соответствием установленным техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Неправомерно бездействуя, администрация не обращалась в межведомственную комиссию с соответствующим заявлением, на основании которого комиссия и орган местного самоуправления принимают решения, связанные с признанием жилого помещения непригодным (пригодным) для проживания, дома аварийным и подлежащим сносу, с дальнейшим использованием помещения.

При указанных обстоятельствах и приведенных выше положениях правовых норм суд первой инстанции правомерно признал незаконным бездействие администрации, выразившееся в необращении в межведомственную комиссию для инициирования процедуры, предусмотренной пунктами 42 - 52 Положения, удовлетворив заявленные прокурором административные исковые требования.

Вопреки доводам апелляционной жалобы судебная коллегия полагает, что прокурор вправе в данном случае был обратиться в суд с административным исковым заявлением в порядке статей 39, 218 КАС РФ, так как бездействие администрации может привести к возникновению вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, как являющихся жильцами, в том числе нанимателями муниципальных жилых помещений, так и иных граждан.

Вопреки доводу жалобы, срок для обращения в суд прокурором не пропущен.

Доводы апелляционной жалобы о том, что заявителем не предоставлено доказательств не соответствия действий (бездействий) администрации какому-либо закону или иному правовому акту, а также что в полномочия администрации не входит осуществление действий по передаче документов на рассмотрение в межведомственную комиссию, основан на неправильном толковании нормативных правовых актов и опровергается их содержанием. При этом утверждение администрации о том, что названные выше полномочия возложены на администрации районов, также является необоснованным.

В соответствии с Положением об администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов», утвержденным решением Саратовской городской Думы от 29 января 2009 года № 36-398, администрация района в соответствии с возложенными на нее задачами обладает рядом полномочий, связанных с решением вопросов местного значения, в частности, в сфере владения, пользования имуществом, находящимся в муниципальной собственности, и создания условий для управления многоквартирными домами.

Кроме этого, администрация района в соответствии с муниципальными правовыми актами является держателем объектов имущественной части муниципальной казны; по доверенности от имени муниципального образования «Город Саратов» при управлении многоквартирными домами, в которых имеется доля муниципальной собственности, осуществляет права собственника жилых помещений в многоквартирных домах; осуществляет координацию и контроль за деятельностью подведомственных организаций муниципальной формы собственности; обязана информировать собственников помещений в многоквартирном доме о последствиях непринятия ими решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта и созвать общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 170 ЖК РФ; согласовывает акты приемки выполненных работ в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 190 ЖК РФ; взаимодействует с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, региональным оператором (региональными операторами) в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; осуществляет обязанности собственника жилых помещений в многоквартирных домах, в которых имеется доля муниципальной собственности и которые включены в областную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области, в части заключения договоров и уплаты ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества в таких домах.

Также не может быть признано состоятельным указание администрации на то, что процедура работы комиссии не предусматривает участие администрации в ее работе и принятии решений по итогам работы, поскольку постановленным по делу решением на администрацию, как на собственника жилых помещений в многоквартирном доме, возлагается лишь обязанность по обращению в межведомственную комиссию с заявлением для инициирования процедуры разрешения вопроса о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, при этом вопрос о необходимости принятия какого-либо решения по итогам работы комиссии предметом рассмотрения суда первой инстанции не являлся.

Довод апелляционной жалобы о том, что, удовлетворяя требования прокурора о понуждении к совершению действий, суд первой инстанции вмешался в деятельность органов местного самоуправления по исполнению установленных полномочий, является необоснованным.

Согласно статьям 2, 4, 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством отнесены к полномочиям органов местного самоуправления.

При этом неисполнение органом местного самоуправления возложенных законом на него обязанностей создаёт угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц. Требования прокурора не ущемляют самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, направлены на понуждение в судебном порядке исполнить возложенные на них законом обязанности, поэтому не могут расцениваться как вмешательство в исключительную компетенцию органа местного самоуправления. В случае признания бездействия незаконным на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определённого судом срока совершить конкретные действия (статья 227 КАС РФ).

Довод жалобы о том, что суд не привлёк к участию в деле всех собственников помещений в жилых домах, подлежит отклонению.

На основании пункта 4 части 1 статьи 310 КАС РФ решения суда первой инстанции подлежат безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлечённых к участию в административном деле.

Предметом настоящего судебного разбирательства были требования прокурора к органу местного самоуправления, в собственности которого находятся квартиры в указанных в иске домах. Вопрос о правах и обязанностях иных собственников жилых помещений в жилом доме судом не разрешался. В случае наличия у них претензий к администрации муниципального образования «Город Саратов», либо межведомственной комиссии, отсутствуют препятствия для самостоятельного обращения таких граждан в суд, кроме того решение межведомственной комиссией ещё не принято.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным по делу обстоятельствам.

Руководствуясь статьями 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Заводского районного суда города Саратова от 15 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Город Саратов» ? без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через Заводской районный суд города Саратова в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий:

Судьи: