ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-118/2022 от 18.10.2022 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Кизима И.С. Дело № 33а-8273/2022

УИД 22RS0016-01-2022-000289-64

№ 2а-118/2022 (1 инстанция)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 октября 2022 года г. Барнаул

Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Соболевой С.Л.,

судей Бугакова Д.В., Скляр А.А.,

при секретаре Хабаровой Ю.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Совета народных депутатов Волчихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края на решение Волчихинского районного суда Алтайского края от 19 июля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Волчихинского района Алтайского края к Совету народных депутатов Волчихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края, Администрации Волчихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края о признании бездействия и решений незаконными, возложении обязанности, по встречному административному исковому заявлению Совета народных депутатов Волчихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края к прокурору Волчихинского района Алтайского края, прокуратуре Алтайского края о признании представления незаконным, возложении обязанности.

Заслушав доклад судьи Бугакова Д.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Волчихинского района Алтайского края обратился в суд с административным иском к Совету народных депутатов Волчихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края, Администрации Волчихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края, с учетом уточнения, о признании незаконным бездействия Совета народных депутатов Волчихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края, выразившегося в непринятии мер по устранению нарушений законодательства о противодействии коррупции в связи с несоблюдением ограничений, запретов, обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» требований Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при назначении и проведении конкурса на должность главы Администрации Волчихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края М.М.Н.; решения Совета народных депутатов Волчихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** об отказе в удовлетворении представления прокурора Волчихинского района от ДД.ММ.ГГ; решения Совета народных депутатов Волчихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** о досрочном прекращении полномочий депутата П.В.А.; возложении обязанности на Совет народных депутатов Волчихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края полностью удовлетворить представление прокурора Волчихинского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ; возложении обязанности на Совет народных депутатов Волчихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края принять меры к устранению нарушений законодательства о противодействии коррупции в связи с несоблюдением ограничений, запретов, обязанностей, установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» требований Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и применить меры ответственности к депутатам С.Д.И. и П.В.А. досрочно прекратив их полномочия, в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»; решения Совета народных депутатов Волчихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** о назначении главы Администрации Волчихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края М.М.Н.; возложении обязанности на Совет народных депутатов Волчихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края принять меры к устранению нарушений законодательства о противодействии коррупции, в связи с несоблюдением ограничений, запретов, обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» требований Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и применить меры ответственности к главе Администрации Волчихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края М.М.Н., уволив ее с муниципальной службы Администрации Волчихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Волчихинского района Алтайского края проведена проверка исполнения требований федерального законодательства при назначении на должность главы администрации Волчихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края, по результатам которой установлено, что решением Совета народных депутатов Волчихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** объявлен конкурс на замещение должности главы Администрации Волчихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края и пунктом 2.2 Порядка проведения конкурса на замещение должности главы Администрации Волчихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края, утвержденного решением Совета народных депутатов Волчихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** (далее - Порядок проведения конкурса) не определено общее число членов конкурсной комиссии, кроме того пункт 4.1 указанного Порядка содержал не предусмотренные действующим законодательством требования к кандидатам для замещения должности муниципальной службы в части наличия стажа работы по специальности, направлению подготовки не менее пяти лет, либо стажа муниципальной службы на должностях не ниже главной группы не менее трех лет, либо стажа работы на муниципальных должностях.

В ходе проверки также были выявлены нарушения требований антикоррупционного законодательства при проведении конкурса и назначении на должность, а именно в 2021 году от действующих депутатов Совета народных депутатов Волчихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края С.Д.И., являющегося директором МКУК «<...>» С.Д.И., и П.В.А. – руководителя ВРМОО ВСК «<...>» на имя и.о. главы Администрации Волчихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края М.М.Н. поданы ходатайства о выделении денежных средств для нужд учреждений. По результатам рассмотрения ходатайств ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ и ДД.ММ.ГГ и.о. главы Администрации Волчихинского сельсовета М.М.Н. изданы распоряжения о выделении денежных средств МКУК «<...>» и ВРМОО ВСК «<...>». Вместе с тем, денежные средства в данные организации не выделялись. Фактически и.о. главы Администрации М.М.А. самостоятельно осуществлено приобретение за счет средств местного бюджета товаров, в том числе бактерицидного облучателя, с последующей передачей указанного имущества руководителям вышеназванных организаций, без надлежащего оформления (постановка на баланс, решение о передаче имущества и пр.). При этом, М.М.Н., в указанный период являлась кандидатом на должность главы Администрации Волчихинского сельсовета и в последующем избрана депутатами Совета народных депутатов Волчихинского сельсовета на указанную должность.

Вышеуказанные действия, по мнению административного истца, привели к конфликту интересов, поскольку принятое М.М.Н. по заявлениям П.В.А. и С.Д.И. решение о выделении организациям, руководителями которых они являются, денежных средств, привело к дальнейшему голосованию указанных депутатов за М.М.Н. на выборах главы Администрации Волчихинского сельсовета, что является недопустимым, противоречит требованиям законодательства о противодействии коррупции и могло повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществлении процедуры по проведению конкурса при избрании главы Администрации Волчихинского сельсовета. Меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов всеми вышеуказанными лицами не предприняты.

Кроме того, М.М.Н., как кандидатом на должность главы Администрации Волчихинского сельсовета, в конкурсную комиссию представлены неполные сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своего супруга, а именно, не указаны сведения о своих счетах и счетах супруга, открытых в ПАО «<...>», АО «<...>», сведения о получении супругом дохода от Фонда социального страхования в виде пособия по временной нетрудоспособности в размере <...> руб., о наличии транспортных средств – автомобилей марки «<...>», «<...>», «<...>». При этом конкурсной комиссией, вопреки требований пункта 5.8 Порядка проведения конкурса, надлежащая проверка представленных М.М.Н. сведений не проведена. Выявление недостоверных сведений, предоставленных участником конкурса, в силу подпункта 3 пункта 6.7 Порядка проведения конкурса, является безусловным основанием для отказа в рекомендации для назначений на должность. Однако, указанное решение в отношении кандидата М.М.Н. не принято, решением Совета народных депутатов Волчихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** на должность главы Администрации Волчихинского сельсовета назначена М.М.Н. Таким образом, при назначении на должность главы Администрации Волчихинского сельсовета Волчихинского района допущены существенные нарушения требований действующего федерального законодательства, что является недопустимым и прямо противоречит принципу законности.

В целях устранения выявленных в ходе проверки нарушений ДД.ММ.ГГ прокуратурой Волчихинского района внесено представление в Совет народных депутатов Волчихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края, по результатам рассмотрения которого ДД.ММ.ГГ Советом народных депутатов Волчихинского сельсовета Волчихинского района вынесено решение, которым представление прокурора фактически оставлено без удовлетворения, частично признаны доводы о недостоверности сведений, представленных кандидатом на должность М.М.Н. Указанное решение является незаконным.

Советом народных депутатов Волчихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края подано встречное административное исковое заявление о признании незаконным представления прокуратуры Волчихинского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ, возложении обязанности устранить нарушения прав, свобод и интересов административного истца.

В обоснование заявленных требований указано, что в Совет народных депутатов Волчихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края поступило представление прокуратуры Волчихинского района *** от ДД.ММ.ГГ об устранении нарушений требований федерального законодательства. Оспариваемое представление является незаконным, поскольку проверяемое лицо не было извещено о проведении проверки, следовательно, проверка фактически не проводилась. В рамках проводимой проверки прокуратурой Волчихинского района какие-либо документы в Совете народных депутатов Волчихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края и Администрации Волчихинского сельсовета не запрашивались. Требования, отраженные в представлении, не нашли своего подтверждение.

В ходе рассмотрения дела судом к участию в нем в качестве заинтересованных лиц привлечены С.Д.И., П.В.А.

Решением Волчихинского районного суда Алтайского края от 19 июля 2022 года административные исковые требования прокурора Волчихинского района Алтайского края удовлетворены частично. Признано незаконным решение Совета народных депутатов Волчихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** о назначении главы Администрации Волчихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края М.М.Н.

На Совет народных депутатов Волчихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края возложена обязанность принять меры к устранению нарушений законодательства. В остальной части в удовлетворении требований отказано.

В удовлетворении административных исковых требований Совета народных депутатов Волчихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края отказано в полном объеме.

В апелляционной жалобе Совет народных депутатов Волчихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края просит решение отменить, ссылаясь на то, что судом первой инстанции оставлен без внимания вопрос о том, что выборы главы администрации сельсовета проводятся тайным голосованием; Совет народных депутатов Волчихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края не полномочен проводить проверку кандидатов на должность главы Администрации Волчихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края; судом необоснованно в качестве доказательств приняты показания свидетеля Л.А.А., поскольку они являются недостоверными; прокуратурой Волчихинского сельсовета проводилась проверка исполнения требований федерального законодательства при проведении выборов главы Волчихинского сельсовета, в то время как конкурс проводился на должность главы Администрации Волчихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края; нарушения, допущенные М.М.Н. при подаче документов являются незначительными.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Волчихинского района Алтайского края просит апелляционную жалобу оставить без изменения.

Представитель административного ответчика Совета народных депутатов Волчихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края Кравченко А.Г., Администрации Волчихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края М.М.Н. настаивали на удовлетворении апелляционной жалобы.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Артеменко Т.А. просила апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом в соответствии со статьей 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, об отложении судебного заседания не просили, об уважительных причинах неявки судебной коллегии не сообщили, в связи с чем судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив дело в полном объеме в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон об общих принципах организации местного самоуправления).

Согласно части 1 статьи 37 Закона об общих принципах организации местного самоуправления местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.

В силу части 2 названной статьи главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования. Контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва), но не менее чем на два года. В случае формирования представительного органа муниципального района, городского округа с внутригородским делением из состава представительных органов поселений, внутригородских районов контракт с главой местной администрации муниципального района, городского округа с внутригородским делением заключается на срок, который предусмотрен уставом муниципального района, городского округа с внутригородским делением и не может быть менее чем два года и более чем пять лет.

В случае, если лицо назначается на должность главы местной администрации по контракту, уставом поселения, внутригородского района, а в отношении должности главы местной администрации муниципального района (муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением), внутригородского муниципального образования города федерального значения - уставом муниципального района (муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением), внутригородского муниципального образования города федерального значения и законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации (часть 4 статьи 37 Закона об общих принципах организации местного самоуправления).

В соответствии с частью 5 статьи 37 Закона об общих принципах организации местного самоуправления порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проекта контракта не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.

Частью 3 статьи 43 Закона об общих принципах организации местного самоуправления представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования.

Решением Совета народных депутатов Волчихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края от 03 июня 2020 года № 12 принят Устав муниципального образования Волчихинский сельсовет Волчихинского района Алтайского края, действующий в момент возникновения спорных правоотношений. Решением от 09 декабря 2020 года в Устав муниципального образования внесены изменения.

В соответствии со статьями 19, 20 Устава Совет депутатов входит в структуру органов местного самоуправления и состоит из 15 депутатов, избираемых на муниципальных выборах.

Согласно статьям 24, 37 Устава к полномочиям Совета депутатов относится, в том числе избрание главы администрации сельсовета; глава Администрации сельсовета назначается на должность Советом народных депутатов на открытой сессии по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности.

Из части 4 статьи 37 Устава следует, что порядок проведения конкурса на замещение должности главы Администрации сельсовета устанавливается Советом народных депутатов. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проекта контракта не позднее чем за 20 дней до проведения конкурса.

На главу Администрации сельсовета распространяются ограничения, предусмотренные статьей 37 Закона об общих принципах организации местного самоуправления (часть 11 статьи 37 Устава).

В силу пунктам 2, 7 статьи 30 Регламента Совета народных депутатов Волчихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края, утвержденного решением совета народных депутатов Волчихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края от 11 октября 2021 года № 17, решение об избрании главы Администрации сельсовета из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, принимается тайным голосованием с использованием бюллетеней. Кандидат на должность главы Администрации сельсовета считается избранным, если за его избрание проголосовало более половины от установленной численности депутатов.

Согласно пунктам 1-3 статьи 31 указанного Регламента основания и порядок досрочного прекращения полномочий главы Администрации сельсовета устанавливаются Федеральным законом и Уставом муниципального образования. Досрочное прекращение полномочий главы Администрации сельсовета оформляется решением Совета народных депутатов. В случае если Совет народных депутатов не принял решение об отставке главы Администрации сельсовета по собственному желанию, глава Администрации сельсовета вправе прекратить исполнение обязанностей по истечении одного месяца со дня подачи заявления об отставке по собственному желанию, уведомив об этом Главу сельсовета.

Решением Совета народных депутатов Волчихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края от 11 октября 2021 года № 16 утвержден Порядок проведения конкурса на замещение должности главы Администрации Волчихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края (далее – Порядок проведения конкурса).

Согласно пункту 4.1 названного Порядка право на участие в конкурсе имеют граждане Российской Федерации, имеющие высшее образование и стаж работы по специальности, направлению подготовки не менее пяти лет, либо стаж муниципальной службы на должностях не ниже главной группы (государственной службы на должностях не ниже ведущей группы) не менее трех лет, либо стаж работы на муниципальных должностях (государственных должностях) не менее двух лет, обладающие знаниями Конституции Российской Федерации, федерального и краевого законодательства, Устава муниципального образования Волчихинский сельсовет Волчихинского района Алтайского края применительно к исполнению должностных обязанностей главы Администрации сельсовета, а также иными квалификационными требованиями к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей главы Администрации сельсовета, предусмотренными законодательством о муниципальной службе.

Гражданин не может быть принят на муниципальную службу при наличии ограничений, связанных с муниципальной службой, установленных Федеральным законом от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Согласно пунктам 6.1 и 6.2 Порядка проведения конкурса конкурс проводится в форме заседания конкурсной комиссии в присутствии участника конкурса. Конкурсная комиссия дополнительно извещает каждого участника конкурса о дате, времени и месте проведения заседания конкурсной комиссии. При неявке участника конкурса на заседание независимо от причин решением конкурсной комиссии он исключается из числа участников.

В соответствии с пунктом 6.7 Порядка проведения конкурса конкурсная комиссия отказывает участнику конкурса в рекомендации для назначения на должность главы Администрации сельсовета в случаях: 1) несоответствия квалификационным требованиям, установленным для замещения должности главы Администрации сельсовета; 2) наличия ограничений, установленных Федеральным законом от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»; 3) выявления недостоверных сведений, предоставленных участником конкурса.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, решением Совета народных депутатов Волчихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** был объявлен конкурс на замещение должности главы администрации Волчихинского сельсовета на ДД.ММ.ГГ.

Конкурсная комиссия по отбору кандидатов на замещение должности главы администрации Волчихинского сельсовета обратилась с ходатайством к главе Волчихинского сельсовета П.В.А. о понижении требований, установленных решением Совета народных депутатов Волчихинского сельсовета от ДД.ММ.ГГ*** без предъявления требований к стажу.

Решением Совета народных депутатов Волчихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края от 11 ноября 2021 года № 21 утвержден новый Порядок проведения конкурса на замещение должности главы Администрации Волчихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края и признано утратившим силу решение Совета народных депутатов Волчихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края от 11 октября 2021 года № 16.

Согласно пункту 4.1 данного Порядка изменены требования к кандидатам на должность главы Администрации Волчихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края в части требований к стажу работы.

Решением Совета народных депутатов Волчихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** конкурс по отбору кандидатур на должность главы Администрации Волчихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края продлен. Его проведение назначено на ДД.ММ.ГГ.

Решением Совета народных депутатов Волчихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края от 18 ноября 2021 года № 24 утвержден новый Порядок проведения конкурса на замещение должности главы Администрации Волчихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края и признано утратившим силу решение Совета народных депутатов Волчихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края от 11 ноября 2021 года № 21.

В пункте 4.1 названного Порядка вновь изменены требования к кандидатам на должность главы Администрации Волчихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края в части требований к стажу работы.

Решением Совета народных депутатов Волчихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** конкурс по отбору кандидатур на должность главы Администрации Волчихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края продлен, его проведение назначено на ДД.ММ.ГГ.

Для участия в конкурсе на должность главы Администрации Волчихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края в конкурсную комиссию были представлены документы М.М.Н., Т.О.Г., Л.Е.В., которые были рекомендованы для назначения на должность главы администрации Волчихинского сельсовета.

ДД.ММ.ГГ проведена пятая внеочередная сессия третьего созыва Совета народных депутатов Волчихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края.

Согласно протоколу указанной сессии первым вопросом на повестке дня слушался вопрос об избрании главы Администрации Волчихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края, проведено тайное голосование.

Решением Совета народных депутатов Волчихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** на должность главы Администрации Волчихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края с ДД.ММ.ГГ назначена М.М.Н.

ДД.ММ.ГГ заместителем прокурора Волчихинского района Алтайского края принято решение *** о проведении проверки Администрации Волчихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края на предмет исполнения требований действующего законодательства о противодействии коррупции.

В ходе проверки прокуратурой Волчихинского района Алтайского края установлено, в том числе, что при предоставлении документов для участия в конкурсе на должность главы Администрации Волчихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края М.М.Н. в справке о своих доходах не указаны сведения об открытых счетах в ПАО «<...>» от ДД.ММ.ГГ***, АО «<...>» от ДД.ММ.ГГ***, АО «<...>» от ДД.ММ.ГГ***.

В справке о доходах супруга М.М.Н.М.В.В. не указаны сведения: об открытых счетах в АО «<...>» от ДД.ММ.ГГ***, от ДД.ММ.ГГ***, о получении дохода в виде пособия от ФСС по временной нетрудоспособности в размере <...> руб., о наличии транспортных средств – автомобилей марки «<...>» <...> года выпуска, «<...>» <...> года выпуска, «<...>» <...> года выпуска.

По результатам проведенной проверки прокурором Волчихинского района Алтайского края в Совет народных депутатов Волчихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края ДД.ММ.ГГ внесено представление об устранении требований федерального законодательства.

Представление содержало нарушения законодательства о противодействии коррупции, указанные административным истцом в административном исковом заявлении.

По результатам рассмотрения представления Советом народных депутатов Волчихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края ДД.ММ.ГГ принято решение *** «О рассмотрении представления прокурора Волчихинского района об устранении нарушений требований федерального законодательства от ДД.ММ.ГГ***», согласно которому требования прокурора Волчихинского района, указанные в представлении, удовлетворены в части представления неполных сведений в справках о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в остальной части отказано.

Согласно ответу Совета депутатов Волчихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ на представление прокурора нашли свое подтверждение доводы прокурора в части не указания дохода супруга М.М.Н.М.В.В. в виде пособия по временной нетрудоспособности в размере. Ошибочно (по невнимательности) не было указано пособие по временной нетрудоспособности супруга в размере <...> руб.

Согласно пункту 5.1 Порядка проведения конкурса граждане, желающие участвовать в конкурсе, представляют в конкурсную комиссию, в том числе, сведения о своих доходах за год, предшествующий году поступления на муниципальную службу, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Заявление на имя председателя конкурсной комиссии с просьбой об участии в конкурсе на замещение должности главы Администрации сельсовета было подано ДД.ММ.ГГ (л.д. 132 т.1).

М.М.Н. в ходе рассмотрения дела не отрицала, что в справке недостоверно указаны сведения о получении ее супругом дохода в виде пособия от ФСС по временной нетрудоспособности.

Представленные в материалы дела справки от ПАО «<...>», АО «<...>», АО «<...>» подтверждают открытие счетов М.М.Н. и ее супруга М.В.В. в указанных банках в <...> году (л.д. 240-250 т.1, л.д. 5-17 т.2)

В силу абзаца первого статьи 357 Налогового кодекса налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 данного кодекса, если иное не предусмотрено названной статьей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 358 Налогового кодекса объектом налогообложения признаются, в частности, автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 358 поименованного кодекса).

По смыслу приведенных норм права, как правило, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, которым принадлежит право собственности на указанное имущество. Акт регистрации является подтверждением перехода права собственности.

Согласно карточке учета транспортного средства марки «<...>», <...> года выпуска, указанное транспортное средство с ДД.ММ.ГГ зарегистрировано за И.П.А., при этом имеются особая отметка об изменении собственника транспортного средства (л.д. 146 т.2).

Как следует из сведений о регистрационных действиях транспортных средств и их владельцев, транспортное средство марки «<...>» <...> года выпуска зарегистрировано за новым владельцем ДД.ММ.ГГ (л.д. 159-161 т.2). Транспортное средство марки «<...>» зарегистрировано за М.В.В. с ДД.ММ.ГГ (л.д. 151 об. – 152 т.2).

Таким образом, подтверждено предоставление М.М.Н. недостоверных данных при подаче документов для участия в конкурсе на должность главы Администрации сельсовета в отношении себя и своего супруга.

Вместе с тем, как верно указано на то судом первой инстанции, проверка представленных М.М.Н. документов не проведена, соответствующего решения в силу пункта 6.7 Порядка проведения конкурса Советом народных депутатов Волчихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края не принято.

В силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Закон о противодействии коррупции) под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Согласно части 2 названной статьи в части 1 настоящей статьи под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается, в том числе, на государственных и муниципальных служащих (пункт 1 части 3 статьи 10 Закона о противодействии коррупции).

Согласно части 1 статьи 11 Закона о противодействии коррупции лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

В силу части 4 названной статьи предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения лица, указанного в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, осуществляются путем отвода или самоотвода указанного лица в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации (часть 5 статьи 11 Закона о противодействии коррупции).

Согласно части 6 статьи 11 Закона о противодействии коррупции непринятие лицом, указанным в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 2.3 статьи 14.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.

В силу пункта 11 части 7 статьи 26 Устава Полномочия депутата прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Законом о противодействии коррупции, Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», если иное не предусмотрено Законом об общих принципах организации местного самоуправления.

Согласно части 8 названной статьи решение Совета народных депутатов о досрочном прекращении полномочий депутата принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями Совета народных депутатов, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания. Порядок принятия решения о досрочном прекращении полномочий депутата устанавливается Регламентом.

Судом первой инстанции установлено, что на имя главы Администрации Волчихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края А.Г.М. и после его ухода на имя исполняющей обязанности главы Администрации Волчихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края М.М.Н. в том числе руководителями МКУК «<...>» и ВРМОО ВСК «<...>» неоднократно направлялись ходатайства об оказании содействия и материальной помощи в проведении культурных и спортивных мероприятий.

По результатам рассмотрения заявлений администрацией Волчихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края принимались распоряжения о выделении денежных средств.

Согласно статье 2.1 Устава ВРМОО ВСК «<...>», утвержденного решением учредительного собрания от ДД.ММ.ГГ, основной целью деятельности Центра является пропаганда здорового образа жизни и традиций казачества через занятие физической культурой и спортом, подготовка молодежи к службе в элитных родах войск и других силовых структурах России, патриотическое воспитание и гражданское становление молодежи.

Согласно статье 1.4 Устава МКУК «<...>», утвержденного постановлением Администрации Волчихинского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** учреждение является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг, в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органа местного самоуправления в сфере культуры.

Советом народных депутатов Волчихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края 9 декабря 2020 года принято решение № 18 «О бюджете сельского поселения Волчихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края на 2021 год», согласно которому в структуру расходов бюджета муниципального образования Волчихинский сельсовет Волчихинского района Алтайского края на 2021 год включены расходы на культуру, кинематографию, физическую культуру и спорт.

В силу пункта 1 статьи 40 Устава в редакции, действующей в момент возникновения спорных правоотношений, полномочиям главы Администрации сельсовета относится обеспечение составления проекта бюджета поселения, обеспечение его исполнения.

Таким образом, поскольку М.М.Н. исполняла обязанности главы Администрации Волчихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края, она была вправе принять решение о выделении денежных средств по запросу.

Факт целевого использования бюджетных средств подтвержден представленными в материалы дела копиями заявлений о выдаче аванса подотчет, авансовыми отчетами, чеками (л.д. 21-113 т.2).

Тот факт, что руководители МКУК «<...>» и ВРМОО ВСК «<...>» С.Д.И.,И и П.В.А. являлись действующими депутатами Совета народных депутатов Волчихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края, который в последующем участвовали в голосовании при избрании на должность главы Администрации сельсовета, не свидетельствует о возникновении конфликта интересов.

Исполнение депутатами представительного органа местного самоуправления своих полномочий, в том числе при разрешении вопроса об избрании главы администрации сельсовета, не может подпадать под ситуацию, соответствующую понятию, изложенному в Законе о противодействии коррупции.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии конфликта интересов.

Учитывая, что конфликта интересов в действиях депутатов С.Д.И., П.В.А. и исполняющего обязанности главы Администрации Волчихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края не установлено, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении требований прокурора Волчихинского района Алтайского края в части признания незаконным решения Совета народных депутатов Волчихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** об отказе в удовлетворении представления прокурора Волчихинского района от ДД.ММ.ГГ и возложении обязанности применить меры ответственности к депутатам С.Д.И. и П.В.А. досрочно прекратив их полномочия.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон о прокуратуре) в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет, среди прочего, надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

Согласно пункту 1 статьи 21 Закона о прокуратуре предметом надзора за исполнением законов являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.

В силу пункта 2 статьи 21 Закона о прокуратуре при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.

Согласно пункту 3 указанной статьи решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки. В случае, если в ходе указанной проверки получены сведения, указывающие на наличие в деятельности проверяемого органа (организации) иных нарушений законов, требующих принятия мер прокурором, подтвердить или опровергнуть которые невозможно без проведения проверки, прокурор или его заместитель принимает мотивированное решение о расширении предмета указанной проверки или решение о проведении новой проверки и доводит принятое решение до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня его принятия.

Срок проведения проверки не должен превышать 30 календарных дней со дня начала проверки. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения прокурором дополнительных проверочных мероприятий в рамках указанной проверки, по решению прокурора или его заместителя срок проведения проверки может быть продлен. Срок проведения проверки может быть продлен не более чем на 30 календарных дней. При необходимости решение о последующем продлении на срок, не превышающий 30 календарных дней, может быть принято только Генеральным прокурором Российской Федерации или уполномоченным им заместителем Генерального прокурора Российской Федерации (пункт 4 статьи 21 Закона о прокуратуре).

В соответствии с пунктом 3 статьи 22 Закона о прокуратуре прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, среди прочего вносит представление об устранении нарушений закона.

Пунктом статьи 24 Закона о прокуратуре установлено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Согласно пункту 2 названной статьи при рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.

Как следует из материалов дела на основании решения прокуратуры Волчихинского района Алтайского края о проведении проверки Администрации Волчихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края на предмет исполнения требований действующего законодательства о противодействии коррупции от ДД.ММ.ГГ*** главе Администрации Волчихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края ДД.ММ.ГГ направлено уведомление *** о проведении проверки (л.д. 188 т. 2).

Копия уведомления и решения о проведении проверки получены главой Администрации Волчихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края ДД.ММ.ГГ, согласно разносной книги исходящей корреспонденции прокуратуры Волчихинского района Алтайского края, представленной в судебную коллегию по административным делам.

Поскольку прокурорской проверкой установлено нарушение требований законодательства о противодействии коррупции, прокурор Волчихинского района Алтайского края внес представление об устранении нарушений требований законодательства.

При этом как верно указано на то судом первой инстанции, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от ДД.ММ.ГГ***-О, само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 Закона о прокуратуре органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона, прежде всего в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд. При рассмотрении в судебном порядке дела об оспаривании представления прокурора прокурор должен доказать факт нарушения закона органом или должностным лицом, которому внесено представление, и правомерность своих требований.

Несогласие Совета народных депутатов Волчихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края с нарушениями, установленными прокурором, не свидетельствует о незаконности оспариваемого представления.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о законности представления прокурора от ДД.ММ.ГГ.

Доводы апелляционной жалобы о том, что Совет народных депутатов Волчихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края не полномочен проводить проверку кандидатов на должность главы администрации Волчихинского сельсовета отклоняются судебной коллегией, поскольку в силу пункта 5.8 Порядка проведения конкурса представленные гражданином сведения подлежат проверке. В этих целях конкурсная комиссия вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о проверке сведений, содержащихся в поступивших документах.

Указание в апелляционной жалобе на необоснованность принятия в качестве доказательств недостоверных показаний свидетеля Л.А.А. отмену верного по существу судебного решения не влечет, поскольку Л.А.А. был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний. Кроме того сами по себе показания свидетеля основанием для удовлетворения требований прокурора не являлись, в основу решения суда не заложены.

Ссылка административного ответчика Совета народных депутатов Волчихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края на описку в административном исковом заявлении прокурора Алтайского края основанием к отмене или изменению решения суда не является.

Поскольку доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли на законность и обоснованность судебного акта, либо опровергали правильные выводы суда первой инстанции, направлены на переоценку его выводов, оснований для которой судебная коллегия не имеет.

Существенных нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судом первой инстанции не допущено, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены правильно, представленные доказательства оценены в соответствии с требованиями процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены судебного акта судебная коллегия не находит.

При таких обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворения не подлежит, решение суда подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Волчихинского районного суда Алтайского края от 19 июля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Совета народных депутатов Волчихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 20 октября 2022 года.