Дело № 33а-28809/2021 (№ 2а-1191/2021)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 августа 2021 года г. Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Иваненко Е.С.,
судей Булата А.В., Золотова Д.В.,
по докладу судьи Иваненко Е.С.,
при секретаре
судебного заседания Вартанян Л.А.,
слушала в закрытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района Краснодарского края о признании незаконными бездействий по организации и проведению аукциона по апелляционной жалобе представителя ФИО1 по доверенности ФИО2 на решение Темрюкского районного суда Краснодарского края от 08.06.2021г.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к администрации Темрюкского городского поселения о признании незаконными действий по отказу в рассмотрении заявления о намерении участвовать в аукционе, выразившихся в письменном ответе 01-30/105 от 14.01.2021г., признании незаконным бездействия по организации и проведению аукционов по продаже прав заключения договоров аренды 12-ти земельных участков, возложении обязанности организовать и провести аукцион по продаже прав на заключение договоров аренды спорных земельных участков.
В обоснование своих требований ссылается на то, что в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте http://torgi.gov.ru было опубликовано извещение о предоставлении в аренду земельных участков, а также о приеме заявлений от граждан о намерении участвовать в аукционе по продаже права аренды земельных участков. ФИО1 оформил заявление о своем намерении принять участие в аукционе по продаже права аренды и собственности на земельные участки (всего 12 земельных участков) в электронном виде, подписал квалифицированной цифровой электронной подписью и направил его административному ответчику посредством электронной почты. В заявлении он также просил при наличии нескольких заявлений на указанные в приведенной публикации земельные участки организовать и провести торги, в которых он намерен принять участие. На его почтовый адрес от административного ответчика поступил ответ, в котором разъяснено, что заявление может быть подано только лично по адресу администрации. ФИО1 считает данный отказ незаконным, что послужило основанием для обращения в суд.
Обжалуемым решением Темрюкского районного суда Краснодарского края от 08.06.2021г. в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 отказано.
С указанным решением суда не согласилась представитель ФИО1 по доверенности ФИО2 и подала апелляционную жалобу. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что судом первой инстанции, при рассмотрении дела, неверно определены обстоятельства, имеющие значение для его правильного рассмотрения, нарушены нормы материального и процессуального права. Также в жалобе указано, что законных оснований для отказа в удовлетворении требований ФИО1 не имеется.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района по доверенности ФИО3 полагает обжалуемое решение суда законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы несостоятельными.
До рассмотрения административного дела от ФИО1 поступило письменное заявление в порядке статей 46, 157 КАС РФ об отказе от части административных исковых требований о признании незаконным бездействия по организации и проведению аукционов по продаже прав заключения договоров аренды 12-ти земельных участков, возложении обязанности организовать и провести аукцион по продаже прав на заключение договоров аренды спорных земельных участков.
В силу ч. 2 ст. 46 КАС РФ административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично.
В соответствии с ч. 2 ст. 304 КАС РФ порядок и последствия рассмотрения заявления об отказе от административного истца от иска или заявления сторон о заключении соглашения о примирении определяются по правилам, установленным статьей 157 настоящего Кодекса. При принятии заявления об отказе административного истца от иска или при утверждении соглашения сторон суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по административному делу.
Согласно ч. 3 ст. 157 КАС РФ в случае принятия судом отказа от административного иска или утверждения судом соглашения о примирении сторон суд выносит определение, которым одновременно прекращается производство по административному делу полностью или в соответствующей части.
Судебной коллегией усматривается из представленного ФИО1 заявления об отказе от части административных исковых требований, что ему понятны последствия отказа от административных исковых требований, учитывая, что на момент рассмотрения дела судом апелляционной инстанции оснований, препятствующих принятию отказа от части административного иска не имеется, судебная коллегия полагает возможным отменить решение суда первой инстанции в части и принять отказ ФИО1 от административного иска в части, прекратить производство по делу в данной части, поскольку отказ не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц.
В судебное заседание судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что подтверждается материалами дела. Представитель администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района по доверенности ФИО4 представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия с учетом отказа административного истца от части административных исковых требований, пришла к следующему выводу.
Из материалов дела следует, что в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте для размещения информации по проведению торгов, определенном Правительством Российской Федерации URL: http://www.torgi.gov.ru, были опубликованы извещения о предоставлении земельных участков, а также о приеме заявлений о намерении участвовать в аукционе, равно, как и в печатном издании «Тамань», а именно:
извещение от 02.12.2020г. № 021220/0302188/01 о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства площадью 2000 кв.м, который предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного в кадастровом квартале <...>: г. ФИО5;
извещение от 09<...> местоположение г. ФИО5;
извещение от <...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>, местоположение г. ФИО5.
В вышеуказанных извещениях, размещенных в печатном издании «Тамань» и на сайтах: URL: http://www.admtemruk.ruH URL:http://www.torgi.gov.ru, о предоставлении в аренду земельных участков указан адрес и способ подачи заявлений о намерении участвовать в аукционе, а именно: граждане, заинтересованные в предоставлении земельного участка, в течение тридцати дней со дня размещения настоящего извещения должны подать лично (либо через представителя по надлежаще оформленной доверенности) в письменной форме заявление о намерении участвовать в аукционе на право заключение договора аренды земельного участка, а также копию документа, удостоверяющего личность, по адресу: г. ФИО5, ул. Ленина, 48, кабинет 6 с 09.00 часов до 12.00 часов. Каких-либо иных способов подачи заявок на участие в аукционе документацией не предусмотрено.
ФИО1 направлено заявление об участии в аукционе в формате электронного документа на адрес электронной почты администрации, в котором были перечислены все вышеуказанные извещения.
В связи с нарушением порядка подачи заявления о намерении участвовать в аукционе в рассмотрении заявления ФИО1 было отказано, письмом от 14.01.2021г. № 01-30/105 ФИО1 был уведомлен об отказе в рассмотрении его заявления с указанием причины данного отказа.
В соответствии со ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.Согласно ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 -11 ЗК РФ.
В силу ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления: земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 ЗК РФ.
В соответствии со ст. 39.8 ЗК РФ условия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяются гражданским законодательством, настоящим Кодексом и другими федеральными законами. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается: на срок двадцать лет в случае предоставления гражданину земельного участка для индивидуального жилищного строительства или земельного участка в границах населенного пункта для ведения личного подсобного хозяйства. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается с победителем аукциона либо с лицом, которым подана единственная заявка на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, с заявителем, признанным единственным участником аукциона, с единственным принявшим участие в аукционе его участником на условиях, указанных в извещении о проведении этого аукциона.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности регламентируется ст. 39.18 ЗК РФ, согласно которой, на основании заявлений граждан в средствах массовой информации публикуется информационное сообщение о проведении аукциона, которое в обязательном порядке содержит следующие требования: 1) информация о возможности предоставления земельного участка с указанием целей этого предоставления; 2) информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в пункте 1 настоящей статьи целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка; 3) адрес и способ подачи заявлений, указанных в подпункте 2 настоящего пункта; 4) дата окончания приема указанных в подпункте 2 настоящего пункта заявлений, которая устанавливается в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта; 5) адрес или иное описание местоположения земельного участка; 6) кадастровый номер и площадь земельного участка в соответствии с данными государственного кадастра недвижимости, за исключением случаев, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать; 7) площадь земельного участка в соответствии с проектом межевания территории или со схемой расположения земельного участка, если подано заявление о предоставлении земельного участка, который предстоит образовать; 8) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории в случае, если образование земельного участка предстоит в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, условный номер испрашиваемого земельного участка, а также адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на котором размещен утвержденный проект; 9) адрес и время приема граждан для ознакомления со схемой расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, если данная схема представлена на бумажном носителе.
Из буквального толкования п. 3 ч. 2 ст. 39.18 ЗК РФ следует, что законодательством возложены полномочия на организатора торгов устанавливать способ подачи заявления граждан на участие в аукционе на право заключения договора аренды либо договора купли-продажи земельного участка.
Так, согласно п. 8.4 раздела 8 постановления администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района от 16.10.2020г. № 911 «О внесении изменений в постановление администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района от 26.01.2016г. № 65 «Об утверждении положения администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района «О порядке предоставления земельных участков, на территории Темрюкского городского поселения Темрюкского района» граждане, заинтересованные в предоставлении участков, в течение тридцати дней со дня размещения настоящего извещения должны подать лично (либо через представителя по надлежаще оформленной доверенности) в письменной форме заявление о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды (договора купли-продажи) земельного участка, а также копию документа, удостоверяющего личность по адресу, указанному в настоящем извещении.
На основании п. 7 ч. 21 ст. 39.11 ЗК РФ извещение о проведении аукциона должно сведения, в том числе о форме заявки на участие в аукционе, порядке ее приема, об адресе места ее приема, о дате и времени начала и окончания приема заявок на участие в аукционе.
Как следует из положений п. 3 ч. 2 ст. 39.18 ЗК РФ в извещении указываются, в том числе адрес и способ подачи заявлений, указанных в подпункте 2 настоящего пункта.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что администрация Темрюкского городского поселения правомерно отказала в принятии заявления ФИО1 по причине не соблюдения им указанного в извещении способа его представления и его формы, а именно, как указано в извещениях (лично в письменной форме, а не в форме электронного документа).
При этом, судом первой инстанции правильно отмечено, что подача заявления в электронном виде был не единственный доступный способ подачи ФИО1 при условии его отсутствия в г. Темрюке, так как заявление также может быть подано через представителя, имеющего надлежаще оформленную доверенность, а, следовательно, имеется реальная возможность подачи настоящего заявления не только лично, но и при условии его отсутствия в г. Темрюке на дату подачи такого заявления.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, в случае признания судом действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями соответствующими нормативным правовым актам и не нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Установленные по административному делу фактические обстоятельства, оцениваемые судебной коллегией применительно к вышеприведенным нормам, подтверждают правомерность вывода суда об отказе в удовлетворении административного иска в части признания незаконными действий администрации Темрюкского городского поселения по отказу в рассмотрении заявления о намерении участвовать в аукционе, выразившихся в письменном ответе 01-30/105 от 14.01.2021г., поскольку он сделан при правильно определенном характере правоотношений, возникших между сторонами по делу, и законе, подлежащем применению, верном определении юридически значимых обстоятельств по делу и законном распределении бремени доказывания между сторонами (ст. 62 КАС РФ), достаточности собранных по делу доказательств и их надлежащей оценке по правилам статьи 84 КАС РФ, тщательном исследовании всех фактических обстоятельств дела, их доказанности; оснований не согласиться с таким выводом суда не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.
Учитывая изложенное, обжалуемое решение подлежит отмене в соответствии с п. 4 ст. 309 КАС РФ в части требований о признании незаконным бездействия администрации Темрюкского городского поселения по организации и проведению аукционов по продаже прав заключения договоров аренды 12-ти земельных участков, возложении обязанности на администрацию Темрюкского городского поселения организовать и провести аукцион по продаже прав на заключение договоров аренды спорных земельных участков в связи с отказом ФИО1 от административного в указанной части. В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. ст. 303, 307, 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Принять отказ ФИО1 от административных исковых требований к администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района Краснодарского края о признании незаконным бездействия администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района Краснодарского края по организации и проведению аукционов по продаже прав заключения договоров аренды 12-ти земельных участков, возложении обязанности на администрацию Темрюкского городского поселения Темрюкского района Краснодарского края организовать и провести аукцион по продаже прав на заключение договор аренды земельных участков.
Решение Темрюкского районного суда Краснодарского края от 08.06.2021г. в части отказа в удовлетворении требований ФИО1 от административных исковых требований к администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района Краснодарского края о признании незаконным бездействия администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района Краснодарского края по организации и проведению аукционов по продаже прав заключения договоров аренды 12-ти земельных участков, возложении обязанности на администрацию Темрюкского городского поселения Темрюкского района Краснодарского края организовать и провести аукцион по продаже прав на заключение договор аренды земельных участков отменить.
Производство по административному делу в данной части прекратить.
В остальной части решение Темрюкского районного суда Краснодарского края от 08.06.2021г. оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течении шести месяцев.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27 августа 2021 года.
Председательствующий Е.С. Иваненко
Судьи А.В. Булат
Д.В. Золотов