Судья – Даракчян А.А. Дело № 33а-22897/20
(2а-1208/19)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 декабря 2020 года г. Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Иваненко Е.С.,
судей: Золотова Д.В., Кривцова А.С.,
по докладу судьи Золотова Д.В.,
при помощнике ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя администрации города Сочи по доверенности ФИО2 на решение Лазаревского районного суда г.Сочи от 29 мая 2019 года,
заслушав доклад судьи, судебная коллегия,
установила:
ФИО3 обратился в суд с заявлением в порядке главы 22 КАС РФ, в котором просил признать отказ от 14.05.2019 кадастрового инженера ФИО4 незаконным и необоснованным; обязать кадастрового инженера ФИО4 изготовить технические планы на жилые помещения и помещения общего пользования и на здание с кадастровым номером <№...>, площадью 2442,0 кв.м., в том числе площадью помещений общего пользования 299,2 кв.м., количеством этажей — 4, материалы стен-железобетонные монолитный каркас, заполненный к/б блоком (прочие материалы), год постройки — 2019, расположенного на земельном участке площадью 810 кв.м, с кадастровым номером <№...> по адресу: <Адрес...>; обязать Управление Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю произвести учет изменений сведений в государственном кадастре недвижимости о здании с кадастровым номером <№...>, общей площадью — 1324,7 кв.м., этажность — 2, год постройки — 2019, а именно: изменить площадь объекта, указав ее равной 2442,0 кв.м.; изменить этажность объекта, указав этажность 4; изменить адрес объекта и указать его: <Адрес...>; изменить назначение и наименование объекта и указать — жилой дом; указать, что настоящий судебный акт является основанием для подготовки, в отношении жилого дома площадью всех частей здания 2442,0 кв.м., в том числе площадью помещений общего пользования 299,2 кв.м., этажностью — 4, материалы стен — железобетонные монолитный каркас, заполненный к/б блоком (прочие материалы), год постройки — 2019, расположенного на земельном участке площадью 810 кв.м. с кадастровым номером <№...> по адресу: <Адрес...>, технического плана для постановки на государственный кадастровый учет на основании настоящего судебного акта как основного документа, без использования разрешения на ввод объект в эксплуатацию, проектной документации объекта недвижимости или технического паспорта на объект недвижимости, изготовленного до 01.01.2013, по заявлению истца и или его представителя; обязать Управление Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю произвести государственный кадастровый учет жилых помещений жилого дома с кадастровым номером <№...>, площадью 2442,0 кв.м., в том числе площадью помещений общего пользования 299,2 кв.м., количеством этажей — 4, материалы стен — железобетонные монолитный каркас, заполненный к/б блоком (прочие материалы), год постройки — 2019, расположенного на земельном участке площадью 810 кв.м, с кадастровым номером <№...> адресу: <Адрес...> а именно на отдельные помещения в данном жилом доме под №<№...>; прекратить право общей долевой собственности на ФИО3 и ФИО5 на жилой дом, обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю произвести государственную регистрацию права собственности за ФИО5 на жилые помещения под №<№...> жилого дома с кадастровым номером <№...>, расположенного на земельном участке, площадью 810 кв.м. с кадастровым номером <№...> по адресу: <Адрес...>; обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю произвести государственную регистрацию права собственности за ФИО3 на жилые помещения под №<№...> жилого дома с кадастровым номером <№...>, расположенного на земельном участке, площадью 810 кв.м. с кадастровым номером <№...> по адресу: <Адрес...>; указать, что данный судебный акт является основанием для подготовки технических планов и постановки на государственный кадастровый учет вышеуказанных квартир, государственной регистрации права без истребования дополнительных документов. В обоснование своих требований указывает, что является участником общей долевой собственности на жилой дом, общей площадью 1324,7 кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером <№...> по адресу: <Адрес...>, что подтверждается соответствующей выпиской ЕГРН. Административный истец произвел капитальный ремонт и модернизировал капитальный объект недвижимости с кадастровым номером <№...>, в результате модернизации появились обособленные изолированные помещения, пригодные для постоянного проживания, а также в места общего пользования из жилых помещений обеспечена возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в доме. Административный истец обратился к кадастровому инженеру ФИО4 с заявление об изготовлении технических планов. Однако, кадастровым инженером было оказано в изготовлении технических планов. ФИО3 считает отказ кадастрового инженера от 14.05.2019 незаконным, и подлежащем отмене.
Решение Лазаревского районного суда г.Сочи от 29 мая 2019 года административное исковое заявление ФИО3 удовлетворено в полном объеме.
В апелляционной жалобе, направленной в Краснодарский краевой суд, представитель администрации города Сочи по доверенности ФИО2 просит решение Лазаревского районного суда г.Сочи от 29 мая 2019 года отменить, в удовлетворении административных исковых требований ФИО3 отказать в полном объеме. В обосновании своих требований указала, что обжалуемое решение является незаконным, необоснованным, принято с нарушением норм процессуального права, в связи с чем, подлежит отмене.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе.
На основании п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Из материалов дела установлено, что ФИО3 и ФИО5 являются участниками общей долевой собственности на жилой дом, общей площадью 1324,7 кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером <№...> по адресу: <Адрес...>, что подтверждается соответствующей выпиской ЕГРН. ФИО3 произвел капитальный ремонт и реконструировал капитальный объект недвижимости с кадастровым номером <№...>, в результате чего появились обособленные изолированные помещения, пригодные для постоянного проживания.
Далее, административный истец обратился к кадастровому инженеру ФИО4 с заявлением об изготовлении технических планов.
Как следует из представленного в материалы дела письма кадастрового инженера ИП ФИО4 от 14.05.2019 года административному истцу сообщено о невозможности проведения кадастровых работ, связанных с учетом изменений объекта капитального строительства и образованию 65 помещений в результате раздела жилого дома, с кадастровым номером <№...>, по адресу: <Адрес...>, в связи с отсутствием разрешения на ввод здания или сооружения в эксплуатацию, отсутствием проектной документации и иных документов. Данное сообщение послужило основанием для обращения истца в суд в порядке административного судопроизводства.
В силу части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных данным кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с частью 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федераций при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организаций, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов который подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи в полном объеме.
Таким образом, в силу части 5 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административными ответчиками могут быть органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица, государственные и муниципальные служащие. В случаях, установленных настоящим Кодексом, административными ответчиками могут быть граждане, их объединения и организации, не обладающие государственными или иными публичными полномочиями в спорных правоотношениях.
При этом, статья 41 Кодекса административного судопроизводства РФ допускает процессуальное соучастие, в частности соучастие административных соответчиков, только в том случае, если совпадает их публично — правовая форма и однородность оспариваемого решения.
Истец оспаривает действия кадастрового инженера, при этом, как следует из представленного в материалы дела сообщения, кадастровый инженер ФИО4, является индивидуальным предпринимателем, то есть юридическим лицом, хозяйствующим субъектом, деятельность которого прежде всего направлена на извлечение прибыли, в связи с чем, не наделена какими-либо государственными или иными публичными полномочиями.
Согласно подпункту 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе судом в порядке гражданского или уголовного судопроизводства, либо арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством.
Таким образом, принимая во внимание, что указанный административным истцом ответчик - кадастровый инженер ФИО4 не является должностным лицом, наделенным отдельными государственными или иными публичными полномочиями, и его решения, равно как и действие (бездействия) не являются публично-правовыми, судебная коллегия полагает, что обжалуемое решение от 14.05.2019 года не может быть признано актом государственного органа, которое нарушает либо иным образом затрагивает права, свободы и законные интересы административного истца.
Кроме того, в соответствии с п. 26 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится — утверждение генеральных планов муниципального, городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов муниципального, городского округа документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах городского округа, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории муниципального, городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования муниципального, городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деят ельности, осуществляемой на территории муниципального, городского округа, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах муниципального, городского округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах муниципального, городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений, направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным Параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях муниципальных, городских округов, принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ФИО3 произвел капитальный ремонт общей долевой собственности и модернизировал капитальный объект недвижимости с кадастровым номером 23:49:0407007:3850, в результате модернизации появились обособленные изолированные помещения, пригодные для постоянного проживания, а также места общего пользования. Таким образом, административным истцом фактически произведена реконструкция жилого дома, с его разделом на помещения.
В соответствии с пунктом 14 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Согласно пункта 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществления строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ, в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и ниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Указанные документы административным истцом в материалы дела не представлены.
Вместе с тем, в силу статьи 222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки (ч.1). Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что представленные истцом документы в обоснование административных исковых требований не могут считаться соответствующими критериям достоверности, достаточности, допустимости и относимости доказательств по делу о признании отказа кадастрового инженера незаконным, в связи с чем, обжалуемое решение является неправомерным и подлежит отмене.
В соответствии с пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства РФ суд апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, представления вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Лазаревского районного суда г.Сочи от 29 мая 2019 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении административного искового заявления ФИО3 к кадастровому инженеру ФИО4, заинтересованные лица – администрация города Сочи, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в г.Сочи, ФИО5 об оспаривании отказа кадастрового инженера – отказать полностью.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев.
Председательствующий:
Судьи: