Судья Ермакова Л.А. дело № 33а-108/2021
№ 2а-1208/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 января 2021 года г. Смоленск
Судебная коллегия по административным делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Ивановой О.А.
судей Савушкиной О.С., Штейнле А.Л.,
при помощнике судьи Бурносовой Ю.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции ФНС России № 6 по Смоленской области к ФИО о взыскании недоимки и пени, по апелляционной жалобе ФИО на решение Смоленского районного суда Смоленской области от 20 октября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Савушкиной О.С., представителя Межрайонной инспекции ФНС России № 6 по Смоленской области ФИО1 в поддержание возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия
установила:
Межрайонная инспекция ФНС России № 6 по Смоленской области (далее – Инспекция) обратилась в суд с административным иском к ФИО о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за (дата) в общей сумме <данные изъяты>, недоимки по транспортному налогу за (дата) в сумме <данные изъяты> и пени в сумме <данные изъяты>, указав, что административный ответчик, являясь собственником квартиры и транспортных средств не выполнил установленную законом обязанность по уплате соответствующих налоговых платежей и требования налогового органа об их уплате в добровольном порядке.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель административного истца ФИО1 поддержала заявленные требования в полном объеме.
Административный ответчик ФИО в судебное заседание суда первой инстанции не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Решением Смоленского районного суда Смоленской области от 20 октября 2020 г. административные исковые требования Межрайонной Инспекции ФНС России № 6 по Смоленской области удовлетворены.
В апелляционной жалобе ФИО просит отменить решение суда, административное исковое заявление Инспекции оставить без рассмотрения в связи с несоблюдением административным истцом досудебного порядка разрешения спора, поскольку в нарушение пунктов 11-15 Приказа ФНС России от 27 февраля 2017 г. № ММВ-7-8/200@ направленное налогоплательщику ФИО требование об уплате налога не содержит квалифицированной электронной подписи, а также сведений о подтверждении даты его отправки и сведений о квитанции о приеме требования налогоплательщика.
От административного истца Межрайонной Инспекции ФНС России № 6 по Смоленской области поступили возражения на апелляционную жалобу, в которых Инспекция ссылается на то, что поскольку налогоплательщик ФИО зарегистрирован в интернет-сервисе «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц», требования об уплате налога направлены ФИО через его личный кабинет налогоплательщика; датой получения требования в электронной форме через личный кабинет считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете; Положения Приказа ФНС России от 27 февраля 2017 г. № ММВ-7-8/200@ (пункты 5, 11-17), на который ссылается ФИО в апелляционной жалобе, разработаны для налогоплательщиков организаций, индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, и других лиц, занимающихся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой, в части передачи в налоговые органы документов (информации), сведений, связанных с осуществлением ими указанной деятельности, и имеющих квалифицированную электронную подпись.
Административный ответчик ФИО в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще по правилам ст. 96 КАС РФ. В связи с изложенным, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившегося лица.
Проверив материалы дела в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
На основании ст. 57 Конституции РФ, п. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога, и по общему правилу прекращается с уплатой налога (п. 2 и 3 ст. 44 НК РФ).
В ст. 45 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, исполнить обязанность по уплате налога.
Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили.
Статьей 362 НК РФ предусмотрено, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц.
Нормами п. 3 ст. 363 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В силу ч. 1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии с абз. 1 ч. 1 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно ч. 1 ст. 406 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в (дата) ФИО являлся плательщиком транспортного налога, поскольку в его собственности находились транспортные средства Л, гос.рег.знак №, (дата) выпуска и Ф, гос.рег.знак №, (дата) выпуска, а также налога на имущество физических лиц, так как являлся собственником 1/4 доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: ... (л.д. №).
Налоговым органом административному ответчику через личный кабинет налогоплательщика – физического лица было направлено налоговое уведомление № от (дата) , полученное налогоплательщиком (дата) в <данные изъяты>, об уплате по указанным объектам налогообложения транспортного налога и налога на имущество физических в срок до (дата) (л.д. №).
В связи с неуплатой транспортного налога и налога на имущество физических лиц в установленный срок административному ответчику через личный кабинет налогоплательщика – физического лица направлено требование № по состоянию на (дата) , полученное ФИО(дата) в <данные изъяты>, со сроком оплаты до (дата) (л.д. №).
(дата) мировым судьей судебного участка № в муниципальном образовании ... вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО обязательных платежей и санкций, который отменен определением мирового судьи судебного участка № в муниципальном образовании ...(дата) в связи с поступлением возражений от ФИО (л.д. №).
Настоящий административный иск подан налоговым органом (дата) , то есть в течение шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Разрешая требования по существу и удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из соблюдения налоговым органом порядка и сроков обращения в суд с административным иском, а также правильности исчисления суммы транспортного налога и пени за указанный налоговый период.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку они соответствует установленным по делу обстоятельствам и основаны на правильном применении норм материального права.
При этом ссылки в жалобе на несоблюдение административным истцом обязательного досудебного порядка несостоятельны.
В соответствии с п. 4 ст. 57 НК РФ обязанность по уплате налога возникает у налогоплательщика не ранее даты получения налогового уведомления, в случае если налог начисляется налоговым органом.
Согласно пунктам 1, 2, 5, 6 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В силу абз. 2 п. 6 ст. 69 НК РФ форматы и порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Приказом ФНС России от 27 февраля 2017 года N ММВ-7-8/200@ утвержден Порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.
В силу пункта 10 приведенного порядка датой направления налогоплательщику требования в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи считается дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки.
Согласно п. 2 ст. 11.2 НК РФ личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.
Порядок получения налогоплательщиками - физическими лицами доступа к личному кабинету налогоплательщика определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе.
Согласно Приказу от 22 августа 2017 г. № ММВ-7-17/617@ «Об утверждении порядка ведения личного кабинета налогоплательщика» налоговый орган вправе направлять налогоплательщику через его личный кабинет документы (информацию), сведения, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в электронной форме лишь после получения налогоплательщиком доступа к личному кабинету в установленном порядке.
В соответствии с п. 23 приведенного Приказа, датой отправки документов (информации), сведений физическому лицу через личный кабинет налогоплательщика считается дата, зафиксированная налоговым органом в подтверждение даты отправки.
Датой получения документов (информации), сведений физическим лицом считается день, следующий за днем размещения документов (информации), сведений в личном кабинете налогоплательщика.
ФИО зарегистрирован в интернет-сервисе «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц», что им не оспаривалось.
В подтверждение направления ФИО налоговых уведомления и требования в материалы дела представлена распечатка электронных направлений Инспекции через личный кабинет налогоплательщика (л.д. №), что в силу положений Порядка направления налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, утвержденного Приказом ФНС России от 27 февраля 2017 года N ММВ-7-8/200@, и статьи 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации, служит доказательством направления документов. Факт получения налоговых уведомления и требования стороной административного ответчика также не оспаривался.
Сведений о том, что ФИО обращался в налоговый орган с заявлением о необходимости получения документов на бумажном носителе, материалы дела не содержат.
Таким образом, налоговое уведомление и требование об уплате налога переданы ФИО налоговым органом надлежащим способом, предусмотренным ч. 6 ст. 69 НК РФ – через личный кабинет налогоплательщика.
Ссылки в апелляционной жалобе на несоблюдение налоговым органом при направлении ФИО налогового уведомления и требования об уплате налога положений пунктов 11-15 Приказа ФНС России от 27 февраля 2017 г. № ММВ-7-8/200@ «Об утверждении Порядка направления налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи» несостоятельны в силу ошибочного толкования заявителем норм материального права.
Так, из приведенного анализа законодательства следует, что на основании п. 6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано адресату, в том числе в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. Форматы и порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Соответственно, Приказом ФНС России от 18 января 2017 г. № ММВ-7-6/16@ «Об утверждении формата документа, необходимого для обеспечения электронного документооборота в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах» утвержден соответствующий формат; Приказом ФНС России от 27 февраля 2017 г. № ММВ-7-8/200@ «Об утверждении порядка направления налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи» и Приказом ФНС России от 22 августа 2017 г. № ММВ-7-17/617@ «Об утверждении порядка ведения личного кабинета налогоплательщика» утверждены названные порядки.
Согласно пунктам 1, 2 и 3 Порядка, утвержденного Приказом ФНС России от 27 февраля 2017 г. № ММВ-7-8/200@, настоящий Порядок разработан в соответствии с пунктом 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации и определяет общие положения организации информационного обмена при направлении налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи (пункт 1). Участниками информационного обмена при направлении Требования в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи являются налогоплательщики, плательщики сборов, плательщики страховых взносов, налоговые агенты, их представители, налоговые органы, а также операторы электронного документооборота, обеспечивающие обмен открытой и конфиденциальной информацией по телекоммуникационным каналам связи в рамках электронного документооборота между налоговыми органами и указанными лицами (пункт 2). Положения, предусмотренные пунктами 5, 11 - 17 настоящего Порядка, распространяются на плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов (пункт 3).
При рассмотрении дела было установлено, что налоговое уведомление и требование об уплате налога переданы налогоплательщику – физическому лицу ФИО в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика, поэтому положения, предусмотренные пунктами 11-15 Порядка, утвержденного Приказом ФНС России от 27 февраля 2017 г., в силу его пункта 3 в рассматриваемом случае на ФИО не распространяются.
Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда первой инстанции.
Разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, в том числе безусловную, судом допущено не было.
Руководствуясь ст. ст. 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Смоленского районного суда Смоленской области от 20 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО – без удовлетворения.
Кассационная жалоба, представление могут быть поданы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи