ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1226/2021 от 20.07.2021 Севастопольского городского суда (город Севастополь)

Дело: 1я инст.№2а-1226/2021, 2я инст.№33а-2489/2021 Председательствующий в

Категория 19 первой инстанции Истягина Н.М.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:

председательствующего Кондрак Н.И.,

судей Орловой С.В., Бояриновой Е.В.,

при секретаре Шмавоняне Д.С.,

с участием представителя административного истца Ведмидь А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кондрак Н.И. административное дело по иску Заместителя прокурора города Севастополя, поданного в интересах Ягьева Наримана, к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя об оспаривании бездействия, возложении обязанности совершить определенные действия, по апелляционной жалобе представителя Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 08 апреля 2021 года, которым административный иск удовлетворен, -

УСТАНОВИЛА:

ДД.ММ.ГГГГ заместитель прокурора города Севастополя обратился в Ленинский районный суд г. Севастополя с административным иском, в котором просил признать незаконным бездействие Департамента в части непринятия мер, направленных на формирование и предоставление Ягьяеву Н. бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства, возложить на административного ответчика обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить Ягьяеву Н. бесплатно в собственность земельный участок для индивидуального жилищного строительства.

Административное исковое заявление мотивировано тем, что Ягьяев Нариман, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, распоряжением Департамента от ДД.ММ.ГГГГ-РДЗ в соответствии с положениями с пунктов 6, 7 статьи 39.5 ЗК РФ и положениями Закона города Севастополя № 269-ЗС принят на учет в целях предоставления земельного участка в собственность бесплатно, как гражданин, подвергшийся политическим репрессиям и принудительно выселенный из мест проживания в связи с репрессиями и впоследствии реабилитированный с ДД.ММ.ГГГГ обладает правом на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно. Вместе с тем, до настоящего времени Ягьяеву Н. земельный участок Департаментом не предоставлен, действия по формированию и предоставлению земельного участка более 2 лет фактически не принимаются, что дает право на защиту нарушенных прав в судебном порядке.

Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 08 апреля 2021 года административный иск удовлетворен.

Не согласившись с вышеуказанным решением представитель Департамента подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, в удовлетворении иска отказать.

Указывает, что суд первой инстанции не принял во внимание положения ст. 6 Закона №269-ЗС, согласно которых земельные участки предоставляются отдельным категориям граждан, состоящим на учете, в собственность бесплатно из состава Единого перечня земельных участков, предназначенных для предоставления в собственность бесплатно отдельным категориям граждан, указанным в статье 3 указанного Закона. Согласно Закона №269-ЗС земельные участки предоставляются отельным категориям граждан, состоящим на учете, в собственность бесплатно в порядке очередности подачи ими заявлений, однако, срок предоставления земельного участка отдельным категориям граждан, состоящим на учете названным законом не установлен. При рассмотрении настоящего спора, судом первой инстанции не исследовался вопрос о наличии вышеуказанного Единого перечня, а также очередности поданного Ягъяевым Н. заявления. Также указывает, что в обжалуемом решении суд первой инстанции не указал, какой именно земельный участок, его местонахождение, площадь, и другие его данные, Департамент обязан в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить Ягъяеву Н. бесплатно в собственность для индивидуального жилищного строительства, а заявленные прокурором требования фактически сводятся к понуждению Департамента как государственного органа исполнительной власти к действиям, противоречащим законодательству Российской Федерации и города федерального значения Севастополь.

Представитель административного истца в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражала по основаниям, изложенным в представленных письменных возражениях, полагала решение суда законным и обоснованным.

Иные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом и заблаговременно, от Ягьева Н. поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, при таких обстоятельствах, в соответствии со ст.ст. 150, 307 КАС РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав судью-докладчика, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, рассмотрев его согласно положений статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 218 КАС РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно положений части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ст. 226 КАС РФ).

Условия и порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя отдельным категориям граждан в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, порядок постановки отдельных категорий граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, основания снятия граждан с данного учета, а также предельные размеры земельных участков, предоставляемых отдельным категориям граждан в собственность бесплатно установлены Законом города Севастополя №269-ЗС от 27.07.2016 года «О предоставлении земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно» (далее Закон №269-ЗС) (статья 1).

В соответствии со статьей 2 названного Закона в собственность бесплатно отдельным категориям граждан могут быть предоставлены однократно земельные участки с видом разрешенного пользования «для индивидуального жилищного строительства».

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона №269-ЗС к отдельным категориям граждан, имеющих право на приобретение земельных участков в собственность бесплатно, относятся граждане из числа лиц, подвергшихся политическим репрессиям и принудительно выселенных из мест проживания в связи с репрессиями и впоследствии реабилитированных.

Частью 3 статьи 4 Закона №269-ЗС установлены условия для предоставления земельных участков гражданам, относящимся к категориям, установленным пунктом 2 части 1 статьи 3 настоящего Закона, в собственность бесплатною

Из материалов дела усматривается, что Ягьяев Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ, то есть более <данные изъяты> лет, зарегистрирован в <адрес> (л.д. 65). В соответствии со справкой УМВД России по г. Севастополю от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 70) Ягьев Н. как находившийся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями в ссылке, высылке, на спецпоселении, признан подвергшимся политической репрессии и реабилитирован. Заключение о реабилитации вынесено ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, Ягьев Н. соответствует требованиям, установленным Законом №269-ЗС и имеет право на предоставление бесплатно земельного участка с видом разрешенного пользования «для индивидуального жилищного строительства».

Распоряжением Департамента от ДД.ММ.ГГГГ Ягьев Н. принят на учет в целях предоставления земельного участка в собственность бесплатно как гражданин, подвергшийся политическим репрессиям и принудительно выселенный из мест проживания в связи с репрессиями и впоследствии реабилитированный (л.д. 63).

Как установлено ч.ч. 1, 2, 3 ст. 7 Закона №269-ЗС земельные участки предоставляются отдельным категориям граждан, состоящим на учете (далее - заявитель), в собственность бесплатно в порядке очередности подачи ими заявлений. При наличии в Едином перечне земельного участка (земельных участков) с видом разрешенного использования, установленным в статье 2 настоящего Закона, уполномоченный орган в течение 30 дней проверяет условия, явившиеся основанием для постановки заявителя на учет в соответствии со статьей 4 настоящего Закона путем направления межведомственного запроса о предоставлении необходимых сведений и документов. После получения ответа на межведомственный запрос уполномоченный орган направляет заявителю заказным письмом уведомление о возможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно.

Таким образом, поскольку распоряжение Департамента от ДД.ММ.ГГГГ никем не оспорено, не отменено и является действующим, Ягьев Н. подлежал обеспечению земельным участком, однако, в связи с тем, что названное распоряжение на протяжении длительного времени не исполнялось, ДД.ММ.ГГГГ Ягьев Н. подал в Прокуратуру города Севастополя обращение, вх. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11), в котором просил взять на контроль вопрос не исполнения в отношении него положений Закона №269-ЗС.

В рамках рассмотрения вышеуказанного обращения Ягьева Н. Прокуратурой города Севастополя ДД.ММ.ГГГГ, в том числе, в адрес Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя было направлено требование о предоставлении в течении пяти рабочих дней, в рамках компетенции, правовой позиции по изложенным в обращении доводам, с приложением копий подтверждающих документов, в том числе перечень граждан, состоящих на соответствующем учете в Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, сведения о том, скольким гражданам предоставлены земельные участки, на основании каких документов, копии документации по межеванию и планировке территории, переписки с органами власти и ресурсоснабжающими организациями и т.д.

Во исполнение названного Требования ДД.ММ.ГГГГ Департаментом в прокуратуру города были представлены соответствующие сведения, согласно которых на учете с целью предоставления бесплатно в собственность земельного участка состоит 122 гражданина; в порядке реализации Закона №269-ЗС, с даты его принятия – ДД.ММ.ГГГГ, в собственность предоставлено 10 земельных участков, из которых 8 - лицам имеющим 3 и более детей, 2 - ликвидаторам последствий аварии на Чернобыльской АЭС; в Едином перечне земельных участков, предназначенных для предоставления в собственность бесплатно отдельным категориям граждан, утвержденном распоряжением Департамента -РДЗ от ДД.ММ.ГГГГ на данный момент числится 3 земельных участка.

Частями 1, 2 статьи 6 Закона №269-ЗС установлено, что земельные участки предоставляются отдельным категориям граждан, состоящим на учете, в собственность бесплатно из состава Единого перечня земельных участков, предназначенных для предоставления в собственность бесплатно отдельным категориям граждан, указанным в статье 3 настоящего Закона (далее - Единый перечень).

Единый перечень составляется уполномоченным органом и обновляется им ежеквартально не позднее последнего дня квартала. Единый перечень содержит информацию об адресе, кадастровом номере, виде разрешенного использования и площади земельных участков.

Постановлением Правительства Севастополя №883-ПП от 22.09.2016 года утверждено Положение о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, в соответствии с пунктом 1.1 которого Департамент является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, реализующий государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг, управлению и распоряжению государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя, а также координирующий в установленных случаях деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти города Севастополя.

В основные задачи Департамента, в том числе, входит осуществление управления и распоряжения имуществом и землями в пределах своей компетенции (п. 2.3 Положения).

Департамент осуществляет управление в пределах компетенции земельными ресурсами города Севастополя, в том числе земельными участками, находящимися в собственности города Севастополя, за исключением лесных участков (п. 3.4 Положения).

Системный анализ вышеприведенных правовых норм и фактических обстоятельств дела свидетельствует о том, что исполнение положений Закона №269-ЗС законодатель возложил именно на Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, в том числе обязанность по формированию Единого перечня земельных участков, предназначенных для предоставления в собственность бесплатно отдельным категориям граждан.

Суд первой инстанции верно установил, что до настоящего времени Ягьяеву Н. земельный участок Департаментом не предоставлен, действия по формированию и предоставлению земельного участка более 2 лет фактически не принимаются, что свидетельствует о нарушении Департаментом положений Закона № 269-ЗС в части формирования и обновления Единого перечня земельных участков, предназначенных для предоставления в собственность бесплатно отдельным категориям граждан.

Таким образом суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам, обоснованно пришел к выводу о том, что Департаментом допущено незаконное бездействие по исполнению обязанности по формированию и предоставлению Ягьеву Н. земельного участка для индивидуального жилищного строительства и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.

Вопреки доводам жалобы суд первой инстанции установил все существенные для дела обстоятельства и дал оценку доказательствам. При этом вопрос предоставления конкретного земельного участка относится к компетенции административного ответчика, который в пределах своей компетенции и принял ДД.ММ.ГГГГ распоряжение о предоставлении Ягьяеву Н. земельного участка.

Доводы жалобы выводов суда не опровергают, как и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемого решения, сводятся к изложению являвшихся предметом исследования обстоятельств, которым дана надлежащая правовая оценка, подробно мотивированная в решении суда. Причин для их удовлетворения не имеется.

Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда, -

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинского районного суда города Севастополя от 08 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу с момента его оглашения и может быть обжаловано в течение шести месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

судьи