ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1227/2021 от 07.09.2021 Севастопольского городского суда (город Севастополь)

Дело: 1я инст.№ 2а-1227/2021, 2я инст.№ 33а-2723/2021 Председательствующий в

Категория 020а первой инстанции Истягина Н.М.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

07 сентября 2021 года город Севастополь

Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:

председательствующего судьи Кондрак Н.И.

судей Бояриновой Е.В., Исаева С.Н.,

при секретаре Швамоняне Д.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Муляра Г.С. к Департаменту архитектуры и градостроительства Севастополя, Правительству Севастополя, о признании незаконным решения, понуждении совершить определенные действия, по апелляционной жалобе административного ответчика Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 14 мая 2021 года, заслушав доклад судьи Кондрак Н.И., судебная коллегия,

установила:

Муляр Г.С. обратился в суд с административным иском к Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя, Правительству Севастополя о признании незаконным уведомления об отказе в переводе нежилого помещения в жилое от 01 марта 2021 года , возложении обязанности на Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя выдать уведомление о переводе нежилого помещения в жилое в отношении объекта недвижимости, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, встроенные нежилые помещения с .

В обоснование административного иска указал, что Муляр Г.С. является собственником нежилого помещения по данному адресу. В ноябре 2020 года административным истцом в адрес административного ответчика подано заявление о переводе нежилого помещения в жилое, к которому приложен технический паспорт 2008 года, согласно которого отсутствовали отметки о наличии в помещениях горячего водоснабжения и вентиляции. Получив отказ в предоставлении государственной услуги, Муляр Г.С. обратился в ГУП «БТИ» о проведении текущей инвентаризации нежилых помещений. 12 января 2021 года ему выдан технический паспорт, согласно которого в помещении имеется горячее водоснабжение и вентиляционные сети. Обратившись к административному ответчику повторно 01 марта 2021 года, он получил Уведомление об отказе в переводе нежилого помещения в жилое помещение. Основанием отказа послужило то, что не представлен предусмотренный частью 2 статьи 23 ЖК РФ, подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения; помещение не обеспечено инженерными сетями горячего водоснабжения; помещение не обеспечено инженерными сетями вентиляции; отсутствует проект приспособления данного помещения для современного использования или проект по сохранению объекта культурного наследия. Считает, что административным ответчиком не учтена справка, выданная ГУП «Бюро технической инвентаризации» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой нежилое помещение по материалам инвентаризационного дела первичной инвентаризации, проведенной ДД.ММ.ГГГГ, представляло собой однокомнатную <адрес>. Из справок ГУП «БТИ», технического паспорта 2008 года и 2021 года усматривается, что общая и жилая площадь остались неизменными, за исключением демонтажа печи на кухни, что не является самовольным строительством. Таким образом, для обеспечения использования помещения в качестве жилого не требуется проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения, в том числе и с Управлением охраны объектов культурного наследия города Севастополя.

Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 14 мая 2021 года административный иск Муляр Г.С. удовлетворен частично. Уведомление об отказе в переводе нежилого помещения в жилое помещение, расположенного по адресу г. Севастополь, <адрес><адрес>, встроенное нежилое помещение (с ), кадастровый , вынесенное Департаментом архитектуры и градостроительства г. Севастополя, признано незаконным и отменено.

На Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя возложена обязанность повторно рассмотреть соответствующее заявление Муляра Г.С..

В апелляционной жалобе административный ответчик ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии нового решения об отказе в удовлетворении иска. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на то, что суд первой инстанции неверно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, допустил существенное нарушение материального и процессуального права. Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя действовал в рамках предоставленных полномочий и действующего законодательства. Административный истец не предоставил подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (переводимое помещение не может быть использовано в качестве жилого без проведения работ по переустройству, так как согласно постановлению Правительства Российской федерации от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилые помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами, соответствующие требования санитарно-эпидемиологической безопасности. Кроме того, статья 16 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает понятие квартиры. Нормы СНиП устанавливают требования к объектам. Отсутствие проекта перепланировки не позволяет сделать вывод о соответствии указанного объекта установленным требованиям. Частью 4 статьи 22 Жилищного кодекса Российской Федерации установлен запрет на перевод нежилого помещения в жилое, если такое помещение не отвечает установленным требованиям. Из представленного технического паспорта невозможно сделать вывод о том, соединяются ли между собой вентиляционные каналы, отображенные на плане помещения, который также установлен нормами «Свод правил. Здания жилые многоквартирные». Сделать вывод о соответствии кратности воздухообмена встроенных нежилых помещений с нормам, установленным правовым актом для вентилируемых жилых помещений, можно только после установки в одном из них, планируемым для дальнейшего использования в качестве кухни, одной из плит – газовой и электрической. В помещении, которое планируется к переводу, вспомогательное помещение в виде ванной отсутствует.

Кроме того, для помещений, расположенных в зданиях, являющихся памятниками архитектуры, отдельно разрабатывается проект в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Указанные основания соответствуют требованиям п.п. 1 пункта 2.9.1 Административного регламента предоставления государственной услуги «Перевод жилого помещения в нежилое помещение и перевод нежилого помещения в жилое».

В письменных возражениях на апелляционную жалобу административный истец просил в ее удовлетворении отказать, оставить решение суда первой инстанции без изменения как принятое с соблюдением норм материального и процессуального права.

Административный истец, представители административного ответчика, заинтересованного лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия, руководствуясь статьей 150, частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, принимая во внимание положения части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которым суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе и возражениях относительно жалобы, исследовав материалы административного дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 и части 2 статьи 227 КАС РФ для признания решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также наличие нарушения прав, свобод и законных интересов заявителя, поскольку административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Муляр Г.С. является собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, встроенное нежилое помещение (), кадастровым номером: . Данное помещение административному истцу принадлежит на основании Договора купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ Согласно п. 1.1 указанного договора, спорное помещение уже было зарегистрировано как «нежилое встроенное помещение».

В ноябре 2020 года в Департамент архитектуры и градостроительства г. Севастополя Муляр Г.С. было подано заявление о переводе нежилого помещения в жилое. Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ Департамент отказал заявителю в переводе нежилого помещения в жилое.

В дальнейшем Муляр Г.С. повторно обратился в Департамент архитектуры и градостроительства г. Севастополя, однако ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик Уведомлением отказал в переводе нежилого помещения в жилое. Основания отказа в предоставлении данной услуги были аналогичные основаниям, изложенным в Уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ.

Так, согласно Технического паспорта 2008 года на данное помещение, который был представлен административному ответчику, отсутствовала отметка о наличии горячего водоснабжения и вентиляции. После получения отказа из Департамента архитектуры и градостроительства г. Севастополя Муляр Г.С. было подано заявление в ГУП «Бюро технической инвентаризации г. Севастополя» о проведении текущей инвентаризации нежилых помещений и заявление о выдаче Справки-характеристики в отношении него. ДД.ММ.ГГГГ административным истцом был получен Технический паспорт на данное помещение и при выездной проверке уполномоченным органом технической инвентаризации установлено наличие горячего водоснабжения и вентиляционных сетей.

Также судом установлено, что согласно справке, выданной ГУП «Бюро технической инвентаризации» за от ДД.ММ.ГГГГ, данное нежилое помещение согласно материалам инвентаризационного дела первичной инвентаризации, проведенной ДД.ММ.ГГГГ, представляло собой однокомнатную <адрес>, состоящую из коридора пл. кв.м., жилой комнаты пл. кв.м., кухни пл. кв.м., туалета пл. кв.м., умывальной пл. кв.м., коридора пл. кв.м., кладовой пл. кв.м., общая площадь кв.м., жилая площадь кв.м. Разница в общей площади в размере 0,7 кв.м. обусловлена демонтажем печи на кухне, зафиксированная в текущей инвентаризации проведенной ДД.ММ.ГГГГ.

Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности Уведомления об отказе в переводе нежилого помещения в жилое, что поскольку административным ответчиком не было учтено устранение истцом после получения первоначального Уведомления об отказе в предоставлении испрашиваемой услуги недостатков и отсутствие оснований для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и нормам действующего законодательства.

Согласно статьи 15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Согласно статьи 16 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната.

В соответствии со статьей 22 Жилищного кодекса РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение допускается с учетом соблюдения требований Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности. Не допускается перевод нежилого помещения в жилое помещение, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям, либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.

Согласно статье 23 Жилищного кодекса РФ для перевода жилого помещения в нежилое помещение собственник соответствующего помещения в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения представляет заявление о переводе помещения; правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения). Орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных частью 2 статьи 23 Жилищного кодекса РФ. В случае необходимости проведения переустройства, и (или) перепланировки переводимого помещения, и (или) иных работ для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения указанный в части 5 статьи 23 Жилищного кодекса РФ документ (план переоборудования) должен содержать требование об их проведении, перечень иных работ, если их проведение необходимо. Предусмотренный частью 5 статьи 23 Жилищного кодекса РФ документ подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения, если для такого использования не требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ.

На основании части 1 статьи 24 Жилищного кодекса РФ отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение допускается в случае непредставления определенных частью 2 статьи 23 Кодекса документов; представления документов в ненадлежащий орган; несоблюдения предусмотренных статьей 22 Кодекса условий перевода помещения; несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства. Согласно части 2 статьи 24 Жилищного кодекса РФ решение об отказе в переводе помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 статьи 24 Кодекса.

В соответствии со статьей 24 Жилищного кодекса РФ отказ в переводе нежилого помещения в жилое помещение допускается, в том числе в случаях непредставления определенных частью 2 статьи 23 Кодекса документов и несоблюдения, предусмотренных статьей 22 Кодекса условий перевода помещения. Перевод нежилого помещения в жилое не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует техническая возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям, либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц (часть 4 статьи 22 Жилищного кодекса РФ).

Таким образом, при согласовании в порядке статьи 23 Жилищного кодекса РФ изменения режима использования нежилых помещений в первую очередь должна определяться сама возможность перевода их в жилые помещения. Необходимо разрешение вопроса о технической возможности использовать такие помещения в качестве жилых помещений.

Как следует из оспариваемого решения, заявителю отказано в удовлетворении заявления о переводе нежилого помещения в жилое по причине несоблюдения предусмотренных статьей 22 Жилищного кодекса Российской Федерации условий перевода помещения, поскольку для использования его в качестве жилого требуется переустройство, а истец не выполнил предусмотренную пунктом 5 части 2 статьи 23 Жилищного кодекса РФ обязанность представить в Департамент архитектуры и градостроительства проект переоборудования помещения.

Кроме того, приказом Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя № 138 от 12.10.2018 г., утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги «Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение». Исполнительным органом государственной власти города Севастополя, предоставляющим государственную услугу, является Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя. Пунктом 2,6 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами при предоставлении государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих предоставлению. Также Административной регламент содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги.

Согласно представленным в материалы дела документам, перепланировка и (или) переустройство ранее при переводе квартиры в нежилое помещение проведены не были, что подтверждается заключением кадастрового инженера от ДД.ММ.ГГГГ Демонтаж печи на кухне , проведенный ДД.ММ.ГГГГ демонтаж печи не относится к самовольному строительству. Кроме того, как следует из технического паспорта на встроенные нежилые помещения истца в жилом доме, плана 1 этажа жилого <адрес> в г. Севастополе от ДД.ММ.ГГГГ года, заключения о проведении строительно-технической экспертизы помещения, которые ранее были жилыми, остались в неизменном виде. Вентиляция и горячее водоснабжение, что явилось основанием для отказа в предоставлении испрашиваемой услуги, имеются.

Доводы жалобы о возможности определения кратности воздухообмена только после установления одного из вида кухонных плит, то, что их установка будет являться переустройством вне зависимости от их вида, отсутствие их отображения на техническом плане и т.д. основанием для отмены судебного акта являться не могут, так как не были основанием для принятия оспариваемого Уведомления, и, соответственно, не были и не могли быть предметом судебной проверки.

Надлежит так же отметить и следующее. Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (далее - органы местного самоуправления) регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

Под государственной услугой, как указано в статье 2 этого Закона, понимается услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга), а именно деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

В силу ст. 5 этого же Закона, при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги; получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме.

Судебная коллегия принимает во внимание, что деятельность Департамента относится к сфере публичного права. В публичном праве органы власти имеют больше прав относительно иных лиц. Соответственно, такие лица должны соблюдать определенные гарантии, обеспечивающие соблюдение прав и законных интересов граждан. К указанным гарантиям относится требование ясности, четкости, определенности, конкретности, понятности, недвусмысленности актов органов власти. При рассмотрении дел суд не вправе ограничиваться формальным установлением обстоятельств.

Вместе с тем, акт органа публичной власти подлежит оценке судом на предмет соответствия закону в том виде, в котором орган власти принял акт. Судебный контроль не призван расширительно толковать акты органов публичной власти, которые обладают достаточной самостоятельностью, предоставленной им государством при осуществлении своих функций. Оспариваемое Уведомление с учетом того, что ранее гражданином устранены недостатки, изложенные в ином Уведомлении и по существу идентичные, в полной мере не содержит разъяснений относительно того, каким конкретно критериям гражданин не соответствует и какие действия он должен совершить.

Поскольку все имеющие значение для дела обстоятельства судом первой инстанции установлены, им дана надлежащая оценка, судом не допущено нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в апелляционном порядке, верно с учетом установленных судом первой инстанции обстоятельств дела определен способ защиты права в виде повторно рассмотрения заявления истца о переводе нежилого помещения в жилое, доводы жалобы основаны на переоценке выводов суда, не содержат обстоятельств, которые не были бы судом проверены и оценены, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 307 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда, -

определила:

решение Ленинского районного суда города Севастополя от 14 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя – без удовлетворения.

Апелляционное определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение, в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий –

Судьи –