ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-12309/19 от 10.02.2020 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Дело № 2а-12309/2019 Дело № 33а-550/2020

Судья: Смирникова В.Г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Якутск 10 февраля 2020 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Ноевой В.В., судей Оконешниковой М.М., Дьяконовой З.С.,

при секретаре Архиповой Ю.А.,

с участием представителя административного истца ФИО1, представитель ОА г. Якутска ФИО2,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Якутского городского суда РС(Я) от 03 декабря 2019 года, которым по делу по административному исковому заявлению ФИО3 к окружной администрации города Якутска, муниципальному казенному учреждению «Агентство земельных отношений» городского округа «город Якутск» о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка

постановлено:

В административном иске отказать.

Заслушав доклад судьи Дьяконовой З.С., пояснения явившихся участников процесса, изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

ФИО3 обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным решение окружной администрации г. Якутска от 09 сентября 2019 г. об отказе предварительного согласования предоставления земельного участка; обязать административного ответчика устранить последствия нарушения права.

Исковые требования мотивированы тем, что ФИО3 обратилась с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, однако административный ответчик сообщил об отказе, указав на несоответствие испрашиваемого земельного участка линиям градостроительного регулирования (красным линиям). Кроме того ОА г. Якутска сослалось на то, что территория. на которой расположен испрашиваемый земельный участок, определена для предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, в порядке очередности.

03 декабря 2019 г судом постановлено указанное выше решение, на которое административным истцом подана апелляционная жалоба.

В апелляционной жалобе административный истец ссылается на то, что суд не дал оценку сведениям ИСОГД от 05 ноября 2019 г. и схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью *** кв.м. Согласно сведениям ИСОГД от 05 ноября 2019 г. испрашиваемый земельный участок соответствует ограничениям по линии градостроительного регулирования (красным линиям). После привлечения к участию в деле МКУ «Агентство земельных отношений» ГО «Город Якутск» подготовка к судебному разбирательству и судебное разбирательство не начаты сначала. Просит отменить решение суда и вынести новое решение об удовлетворении исковых требований.

В судебное заседание ФИО3 представитель МКУ «Агентство земельных отношений» ГО «Город Якутск» (далее – МКУ «АЗО») не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела размещена в установленном п. 2 ч. 1 ст. 14, ст. 15 Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" порядке на сайте Верховного Суда Республики Саха (Якутия).

Судебная коллегия, заслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения, приходит к следующему.

Ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС РФ) предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов дела, ФИО3 является многодетной матерью, в связи с чем 20 августа 2019 года обратилась в МКУ «Агентство земельных отношений» ГО «Город Якутск» с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка в г. Якутске.

09 сентября 2019 года письмом № ... ФИО3 сообщено о невозможности предварительного согласования предоставления в собственность земельного участка. В качестве основания указано на то, что испрашиваемый земельный участок не соответствует ограничениям по линии градостроительного регулирования, а также данная территория определена для предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в порядке очередности.

Данный отказ заявитель посчитала незаконным и обратилась в суд.

Определением суда от 20 ноября 2019 г. в качестве административного соответчика по настоящему делу привлечено МКУ «АЗО».

Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что основания для отказа у административного ответчика имелись, испрашиваемый земельный участок не соответствует ограничению по линии градостроительного регулирования (красным линиям). Суд пришел к выводу, что права заявителя оспариваемым решением не нарушены, она как многодетная мать может обратиться с заявлением для получения другого земельного участка.

Полагая выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении административного иска законными, судебная коллегия считает обоснованным утверждение ФИО3 о недоказанности несоответствия испрашиваемого участка ограничениям по линии градостроительного регулирования (красным линиям).

В силу п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Разрешая спор, суд принял во внимание копию сведений из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) от 10 июня 2019 г. № ..., согласно которым земельный участок площадью *** кв.м., кадастровый квартал № ..., по адресу: г. Якутск, территориальная зона: Ж-2А: для индивидуального жилищного строительства на территории г.Якутска, не соответствует ограничению по линии градостроительного регулирования (красные линии) (л.д. 10).

Между тем в материалы дела также были представлены сведения из ИСОГД № ... от 01 ноября 2019 г., в соответствии с которыми земельный участок площадью *** кв.м., кадастровый квартал № ..., по адресу: г. Якутск, территориальная зона: Ж-2А: для индивидуального жилищного строительства на территории г.Якутска, соответствует ограничению по линии градостроительного регулирования (красные линии) (л.д. 48).

Из вышеуказанных сведений видно, что речь идет об одном и том же земельном участке, расположенном в г. Якутске в кадастровом квартале № ..., который испрашивает административный истец.

В сведениях ИСОГД от 01 ноября 2019 г. о ранее разработанной градостроительной документации указано, что 02 сентября 2019 г. утверждены изменения в Правила землепользования и застройки ГО «Город Якутск» №169-НПА от 25 декабря 2013 г.

Таким образом, на момент вынесения оспариваемого отказа 09 сентября 2019 г. в отношении спорного земельного участка красные линии не были установлены. Соответственно, отказ муниципального органа со ссылкой на установление красных линий нельзя признать законным.

Однако, вопреки доводам административного истца, основания для вынесения решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка у административного ответчика имелись.

В соответствии с пунктом 2 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 (гражданам, имеющим трех и более детей) и 7 ст. 39.5 настоящего Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, полномочия по определению оснований, круга лиц и условий бесплатного предоставления земельных участков в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, предоставлены субъектам Российской Федерации.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 24.1 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) (далее – ЗК РС(Я)) земельные участки предоставляются бесплатно гражданам Российской Федерации, имеющим трех и более детей, в том числе приемным родителям (за исключением граждан, лишенных родительских прав), - в собственность, а в случае, если такие земельные участки зарезервированы для государственных или муниципальных нужд либо ограничены в обороте, то в аренду для ведения личного подсобного хозяйства и сайылычного хозяйства, садоводства, огородничества, дачного строительства, индивидуального жилищного строительства.

Постановка граждан, указанных в ч. 1 ст. 24.1 настоящего Кодекса, на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, является основанием для предоставления земельных участков в порядке, установленном ст. 24.3 настоящего Кодекса (часть 9 статьи 24.2 Земельного кодекса РС(Я)).

Гражданам, имеющим трех и более детей, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, земельные участки предоставляются в первоочередном порядке (ч.1.1 ст. 24.1 ЗК РС(Я)).

Согласно ч. 6 ст. 24.3 ЗК РС(Я) предоставление земельного участка с предварительным согласованием на основании схемы расположения земельного участка, подготовленной органом, уполномоченным на предоставление земельных участков в соответствии со статьями 12 и 13 настоящего Кодекса, в случае, если не утвержден проект межевания территории, осуществляется в следующем порядке: 1) орган, уполномоченный на предоставление земельных участков в соответствии со статьями 12 и 13 настоящего Кодекса, подготавливает схему расположения земельного участка с учетом требований законодательства Российской Федерации с указанием его условного номера; 2) орган, уполномоченный на предоставление земельных участков в соответствии со статьями 12 и 13 настоящего Кодекса, уведомляет заявителей (в порядке очередности) о наличии земельных участков, расположенных в пределах территории, в отношении которой подготовлена схема расположения земельного участка или земельных участков; 3) заявитель осуществляет выбор земельного участка, расположенного в пределах территории, в отношении которой подготовлена схема расположения земельного участка или земельных участков, в порядке, установленном органом местного самоуправления; 4) заявитель подает или направляет по его выбору лично, посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка в орган, уполномоченный на предоставление земельных участков в соответствии со статьями 12 и 13 настоящего Кодекса. Указанное заявление может быть подано через многофункциональный центр.

В рассматриваемом случае установлено, что схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории кадастровый квартал № ... общей площадью 136600 кв.м., в границах которой расположен спорный земельный участок, была утверждена 13 января 2016 г.

Из представленного информационного письма от 10 июня 2014 г. следует, что ФИО3 включена в список граждан имеющих трех и более детей на основании заявления от 08 мая 2014 г. за № ....

Сведений о том, что ФИО3 имеет преимущественное право перед другими многодетными семьями, состоящими на учете получение земельного участка, или ее очередь на получение земельного участка подошла, не имеется.

Таким образом, при наличии утвержденной схемы расположения земельного участка, подготовленной уполномоченным органом, при отсутствии сведений о первоочередном порядке предоставления земельного участка, в обход сформированной очередности заявление ФИО3 о предварительном согласовании предоставлении испрашиваемого земельного участка не могло быть удовлетворено.

Соответственно, отказ ОА г. Якутска со ссылкой на то, что территория, на котором расположен испрашиваемый заявителем земельный участок, определена для предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, в порядке очередности, является законным.

Довод апелляционной жалобы о том, что судом допущены процессуальные нарушения, не могут служить основанием к отмене решения суда. В силу 310 КАС РФ нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение или неправильное применение привело к принятию неправильного решения. Правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по формальным соображениям.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда и признания отказа МКУ «АЗО» незаконным не имеется. Административные ответчики в рассматриваемых правоотношениях действовали в соответствии с законом, оспариваемый отказ является правильным. Доводы жалобы административного истца не опровергают правильность выводов суда, не содержат фактов, которые влияли бы на обоснованность и законность решения суда первой инстанции, основанием для отмены решения суда служить не могут. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.

Руководствуясь ст.ст. 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Якутского городского суда РС(Я) от 03 декабря 2019 года по делу по административному исковому заявлению ФИО3 к окружной администрации города Якутска, муниципальному казенному учреждению «Агентство земельных отношений» городского округа «Город Якутск» о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий: В.В. Ноева

Судьи М.М. Оконешникова

З.С. Дьяконова