ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1232/20 от 03.09.2020 Владимирского областного суда (Владимирская область)

Дело № 33а-2761/2020 (2 инстанция) Докладчик Емельянова О.И.

Дело № 2а-1232/2020 (1 инстанция) Судья Самойлов Д.Е.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Владимирского областного суда в составе:

председательствующего Шишкина С.К.,

судей Завьялова Д.А., Емельяновой О.И.,

при секретаре Волковой Ю.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 3 сентября 2020 года административное дело по апелляционной жалобе администрации города Коврова Владимирской области на решение Ковровского городского суда Владимирской области от 5 июня 2020 года, которым административное исковое заявление ФИО1 удовлетворено частично. Признано незаконным уведомление администрации города Коврова Владимирской области от 14.04.2020 № 132 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров установленным параметрам и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером ****. На администрацию города Коврова Владимирской области возложена обязанность повторно в установленном ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядке и сроки рассмотреть заявление ФИО1 о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером ****. В части требований к главе города Коврова отказано.

Заслушав доклад судьи Емельяновой О.И., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

06.05.2020 ФИО1 обратился в Ковровский городской суд Владимирской области с вышеуказанным административным иском.

В обоснование требований указал, что является собственником одноэтажного индивидуального жилого дома общей площадью 59.6 кв.м. и земельного участка с кадастровым номером ****, площадью 460 кв.м., расположенных по адресу: **** область, г.****, ул. **** дом ****. На основании статьи 51.1 ГрК РФ 09.04.2020 ФИО1 обратился в администрацию г.Коврова с уведомлением о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, указав площадью застройки 96,6 кв.м., а также сведения об отступах от стены реконструируемого дома до границ соседнего земельного участка (с северной стороны 7,1 м., с восточной стороны 3,7 м., с южной стороны по фасаду здания ул.****, с западной стороны 5,4 м.), что соответствует Правилам землепользования и застройки города Коврова. Однако 14.04.2020 главой города Коврова принято уведомление № 132 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке (далее - уведомление от 14.04.2020 № 132) в связи с несоблюдением минимальных отступов не менее трех метров, установленных Правилами землепользования и застройки города Коврова, утвержденными решением Совета народных депутатов города Коврова от 01.12.2011 № 460, мотивированными ссылкой на акт визуального обследования от 14.04.2020, в котором указано, что отступ от границ участка с западной стороны составляет менее 1м. Считает оспариваемое уведомление незаконным, поскольку на земельном участке с кадастровым номером **** административный истец запланировал строительство хозяйственной постройки (гаража) и реконструкцию жилого дома. В администрацию города Коврова ФИО1 направил уведомление о планируемой реконструкции именно жилого дома, указав отступы от стены реконструируемого жилого дома до границ земельного участка, которые превышают 3 метра, о чем указал в схематичном изображении планируемого к реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства (пункт 3.3.4 уведомления от 09.04.2020). Согласно действующему градостроительному регламенту, если гараж примыкает к жилому дому, то расстояние от гаража и от дома до границы земельного участка измеряется отдельно, при этом от дома до границы участка должно быть не менее 3, а от гаража – не менее 1 м. При этом действующее законодательство в области градостроительной деятельности не требует от застройщика направлять в органы местного самоуправления уведомление о строительстве на земельном участке хозяйственной постройки (гаража). Учитывая, что отступы от границы земельного участка до стены реконструируемого жилого дома превышают три метра, считает, что предусмотренное ч.10 ст.51.1 ГрК РФ основание для принятия уведомления от 14.04.2020 № 132 отсутствует. Указывает, что действия административного ответчика по направлению уведомления от 14.04.2020 № 132 препятствуют ФИО1 в реализации права на реконструкцию принадлежащего на праве собственности жилого дома и улучшении жилищных условий.

В судебном заседании административный истец ФИО1 и его представитель адвокат Смирнов С.А. требования поддержали в полном объеме. Пояснили, что жилой дом и примыкающая к нему хозяйственная постройка являются разными самостоятельными зданиями, которые возводятся на отдельных фундаментах. Указали, что ФИО1 многократно направлял в администрацию города Коврова уведомления о планируемой реконструкции жилого дома, по результатам рассмотрения которых неизменно получал отказ.

Представитель административного ответчика администрации города Коврова ФИО2, действующая на основании доверенности, требования ФИО1 не признала. В представленных письменных возражениях указала, что возводимый ФИО1 гараж является не самостоятельным строением, а включен в реконструкцию жилого дома, поскольку над гаражом располагается второй этаж жилого дома, в связи с чем, отступ от границ соседнего земельного участка до стены реконструируемого дома должен быть не менее 3 метров. Фактически отступ с западной стороны составляет 0,47 м. Отметила, что административный истец обратился в администрацию с уведомлением о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, однако объект завершен строительством, что подтверждается соответствующими актами, предписаниями администрации, постановлением мирового судьи о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ст.19.5 КоАП РФ. Полагает, что действия административного истца направлены на узаконение самовольно выстроенного строения, что обусловило принятие оспариваемого уведомления от 14.04.2020 № 132. Пояснила, что глава города Коврова является ненадлежащим административным ответчиком, поскольку исполнение данной муниципальной услуги в соответствии с административным регламентом возложено на администрацию г.Коврова.( л.д.61-65)

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация города Коврова просит решение отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, и неправильное применение норм материального права. Указывает, что суд не дал оценки тому обстоятельству, что возведенное административным истцом строение – гараж не является самостоятельным строением. Поскольку расстояние от границы соседнего земельного участка до стены реконструируемого объекта менее 1 метра административным истцом в любом случае не соблюдены отступы, предусмотренные Правилами землепользования и застройки города Коврора. Не соглашаясь с выводом суда об отсутствии в оспариваемом уведомлении от 14.04.2020 № 132 ссылки на конкретное правовое основание, указала, что форма уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта установленным параметрам и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке утверждена приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 19.09.2018 № 591/пр, а также административным регламентом, утвержденным постановлением администрации г. Коврора от 27.06.2019 № 1518. Администрация города Коврова не вправе самостоятельно изменять установленную форму, в частности, дополнять ссылкой на конкретные правовые основания, предусмотренные ч.10 ст.51.1 ГрК РФ. Указала, что суд не дал оценки тому обстоятельству, что реконструкция дома ФИО1 фактически завершена, обращение ФИО1 в администрацию города Коврова имеет целью узаконение самовольно возведенного строения, в отношении которого администрация г.Коврова обратилась в суд с иском о приведении самовольно реконструированного объекта в первоначальное состояние.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации города Коврова по доверенности ФИО3 доводы жалобы поддержала, просила решение отменить.

Административный истец ФИО1, его представитель адвокат Смирнов С.А. просили решение оставить без изменения, полагая его законным и обоснованным.

Административный ответчик глава города Коврова Владимирской области в судебное заседание апелляционной инстанции не явился, извещался судом надлежащим образом.

На основании ч. 2 ст. 306, ч. 1 ст. 307, ч. 2 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, явка которых не признана обязательной.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность постановленного решения в соответствии со ст.308 КАС РФ в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

В силу статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ), гражданин, организация вправе оспорить в суде решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Федеральным законом от 03.08.2018 № 340-ФЗ, вступившим в действие с 04.08.2018, введен уведомительный характер при осуществлении индивидуального жилищного строительства.

Согласно ч. 1 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ(ГрК РФ) в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.

В соответствии с ч. 7 ст. 51.1 ГрК РФ, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве: 1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; 2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

В силу п.1 ч. 10 ст. 51.1 ГрК РФ уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику в случае, если указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.Из материалов дела следует, что ФИО1 является собственником индивидуального жилого дома, площадью 59.6 кв.м., и земельного участка с кадастровым номером ****, площадью 460 кв.м., расположенных по адресу: **** область, г.****, ул. **** дом ****.

Право собственности на указанные объекты недвижимости надлежащим образом зарегистрировано в ЕГРН(л.д.147,148).

В соответствии с Правилами землепользования и застройки города Коврова, утвержденными решением Совета народных депутатов города Коврова от 01.12.2011 № 460, принадлежащий ФИО1 земельный участок с кадастровым номером **** расположен в территориальной зоне Ж-3 (индивидуальная жилая застройка), в которой основным видом разрешенного использования являются индивидуальные жилые дома.

В 2015 году ООО «Альянс Проект» разработана проектная документация на индивидуальный жилой дом по адресу: **** область, г.****, ул.****, д.****, Инв. № 1024.15, включающая схему планировочной организации земельного участка, в соответствии с которым площадь застройки составляет 96,6 кв.м. (л.д.149-162).

13 февраля 2019 года ФИО1 выдан градостроительный план земельного участка с кадастровым номером **** (л.д.132-138).

23 марта 2020 года ФИО1 обратился в администрацию г.Коврова с уведомлением о планируемом строительстве (реконструкции ) индивидуального жилого дома, однако ввиду наличия в уведомлении некорректных и противоречивых данных, указанное уведомление признано администрацией г.Коврова ненаправленным ( л.д.59 оборот).

09 апреля 2020 года ФИО1 повторно обратился в администрацию г.Коврова с уведомлением о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилого строительства, в котором указал следующие параметры: 3 этажа (цокольный, первый, мансардный), площадь застройки 96,6 кв.м., общую площадью здания 203,35 кв.м., сведения об отступах от границ земельного участка (с северной стороны 7,1 м., с восточной стороны 3,7 м., с южной стороны по фасаду здания ул.****, с западной стороны 5,4 м. (п.3.3.3.). В пункте 4 уведомления представлено схематическое изображение планируемого к реконструкции объекта капитального строительства, в том числе с изображением планируемых отступов объекта от границ земельного участка (с северной стороны 7,1 м.; с восточной стороны 3,7 м.; с южной стороны по фасаду здания ул.****; с западной стороны 5,4 м.) (л.д.57-58).

По результатам его рассмотрения глава города Коврова принял уведомление от 14 апреля 2020 года № 132 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, с указанием на расположение планируемого строительством жилого дома с нарушением минимальных отступов от границы земельного участка до стены дома, составляющих 3 метра в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Коврова, утвержденными решением Совета народных депутатов г.Коврова 01.12.2011 г. № 460 (с изменениями). Указано, что расстояние от границы соседнего домовладения до стены строящегося дома составляет ориентировочно 0,47 м. со ссылкой на акт визуального обследования от 14.04.2020 (л.д.55).

Из содержания вышеуказанного уведомлении от 14 апреля 2020 года № 132 следует, что основанием для его принятия явилось несоответствие параметров, указанных в уведомлении, предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, предусмотренное п.1 ч.10 ст. 51.1 ГрК РФ.

Соответственно, оспариваемое уведомление от 14.04.2020 № 132 проверялось судом на предмет законности данного основания, несмотря на отсутствие в его тексте ссылки на п.1 ч.10 ст.51.1 ГрК РФ.

Удовлетворяя требования административного истца и признавая незаконным оспариваемое уведомление от 14 апреля 2020 года № 132, суд первой инстанции исходил из того, что в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства от 9 апреля 2020 года административным истцом указаны отступы от стены реконструируемого жилого дома до границ соседнего земельного участка более 3 метров (с северной стороны 7,1 м., с восточной стороны 3,7 м., с южной стороны по фасаду здания ул.****, с западной стороны 5,4 м.), которые в полной мере соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства (реконструкции) объектов капительного строительства, установленным Правилами землепользования и застройки города Коврова.

При этом суд счел, что административным ответчиком не представлено бесспорных доказательств, с достоверностью подтверждающих несоблюдение административным истцом отступов в 3 метра от стены реконструируемого жилого дома до границ соседнего земельного участка.

Доводы административного ответчика о том, что ФИО1 на земельном участке с кадастровым номером **** возводится единый объект недвижимости – индивидуальный жилой дом, при этом гараж не является самостоятельным строением, а включен в реконструкцию жилого дома, что обуславливает отступ от стены дома до границы земельного участка в 3 метра, не подтвержден документально.

Действительно, ни оспариваемое уведомление от 14.04.2020 № 132, ни акт визуального осмотра земельного участка от 14.04.2020, положенный в его обоснование, не содержат убедительных данных, свидетельствующих о том, что от стены реконструируемого жилого дома до границы земельного участка менее 3 метров.

При этом утверждение административного истца ФИО1 о том, что на земельном участке с кадастровым номером **** им осуществляется реконструкция принадлежащего на праве собственности жилого дома и строительство хозяйственной постройки (гаража), при этом от стены реконструируемого дома до границы земельного участка более 3 метров как это предусмотрено Правилами землепользования и застройки г.Коврова? подтверждается письмом директора ООО «Альянс Проект» от 3 июня 2020 года, согласно которому параметры индивидуального жилого дома, указанные в уведомлении о планируемом строительстве индивидуального жилого дома (в графе 3.3.4) соответствуют проектной документации на индивидуальный жилой дом по адресу: г.****, ул.****, д.****, Инв. № 1024.15. Расположение жилого дома на схеме планировочной организации земельного участка в проекте идентично схематичному изображению п.4 уведомления о планируемом строительстве индивидуального жилого дома (л.д.131).

То обстоятельство, что расстояние от границы земельного участка до хозяйственной постройки менее 1 метра о законности оспариваемого уведомления от 14 апреля 2020 года № 132 не свидетельствует, поскольку административный истец ФИО1 9 апреля 2020 года обратился в администрацию г.Коврова с уведомлением о планируемом строительстве (реконструкции) именно объекта индивидуального жилищного строительства.

Действующее законодательство в области градостроительной деятельности не требует от застройщика направлять в органы местного самоуправления уведомления о строительстве на принадлежащем застройщику земельном участке хозяйственной постройки (гаража).

Несоблюдение застройщиком отступа от стены хозяйственной постройки (гаража) до границы земельного участка предметом судебной оценки в рамках настоящего административного иска не является.

При таком положении суд пришел к обоснованному выводу, что административным ответчиком не доказана законность оспариваемого уведомления от 14 апреля 2020 года № 132, между тем, бремя доказывания законности оспариваемого решения в силу ч.11 ст. 226 КАС РФ возложено на орган, принявший оспариваемое решение.

Таким образом, правильно распределив бремя доказывания в рамках административных отношений, установив, что оспариваемое уведомление от 14 апреля 2020 года № 132 не соответствует предписаниям ст. 51.1 ГрК РФ, нарушает права и законные интересы административного истца, суд признал оспариваем уведомление незаконным, возложив обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства от 9 апреля 2020 год в соответствии с требованиями градостроительного законодательства.

Указанную обязанность суд возложил на администрацию г.Коврова, поскольку исполнение данной муниципальной услуги в соответствии с административным регламентом, утвержденным постановлением администрации г.Коврова от 27.06.2019 № 1518, возложено на администрацию г.Коврова, отказав в удовлетворении требований к главе города Коврова.

Суждение суда первой инстанции об отсутствии в оспариваемом уведомлении от 14 апреля 2020 года № 123 ссылки на конкретное правовое основание (п.1 ч.10 ст. 51.1 ГрК РФ) является излишним, поскольку в оспариваемом уведомлении данное основание сформулировано, что исключает какую-либо неясность либо неоднозначное толкование.

Между тем, данное суждение на правильности выводов суда об удовлетворении административного иска ФИО1 не сказалось, в связи с чем, основанием для изменения правильного по существу решения не является.

Судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения.

Из представленных в судебное заседание апелляционной инстанции выписок из ЕГРН от 15.06.2020 №№ КУВИ-002/2020-3521307, КУВИ-002/2020-3347494, что не противоречит предписаниям ст. 306 КАС РФ, следует, что в пределах земельного участка с кадастровым номером **** по адресу: г.****, ул.****, д.****, расположены два самостоятельных объекта недвижимости - жилой дом площадью 59,6 кв.м. и хозяйственная постройка (мастерская), площадью 125,2 кв.м., с кадастровым номером ****, которая поставлена на кадастровой учет и право собственности на которую зарегистрировано 01.06.2020, то есть до принятия решения по настоящему административному делу (л.д.230-234).

Согласно части 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Содержание вышеуказанных выписок из ЕГРН от 15.06.2020 опровергает доводы администрации г.Коврова о том, что гараж (хозяйственная постройка) включен в реконструкцию принадлежащего ФИО1 жилого дома, равно как содержащийся в оспариваемом уведомлении от 14 апреля 2020 года № 132 вывод о том, что отступ от границы соседнего земельного участка до стены реконструируемого жилого дома, расположенного по адресу: г.****, ул. ****, д.****, составляет менее трех метров. Отступ от границы земельного участка административным ответчиком определялся до стены хозяйственной постройки, которая, как следует из материалов административного дела, стеной жилого дома не является.

То обстоятельство, что право собственности на хозяйственную постройку с кадастровым номером **** зарегистрировано после принятия уведомления от 14 апреля 2020 года № 132 о законности оспариваемого уведомления не свидетельствует, поскольку указанный объект недвижимости завершен строительством. Как указано выше, данных, свидетельствующих о том, что по состоянию на 14 апреля 2020 года хозяйственная постройка (гараж) составляла единый объект с жилым домом, материалы дела не содержат и административным ответчиком в ходе рассмотрения дела не представлено.

Давая оценку доводам апелляционной жалобы о том, что реконструкция жилого дома ФИО1 фактически завершена, обращение ФИО1 в администрацию города Коврова имеет целью узаконение самовольно возведенного строения, судебная коллегия отмечает, что норма ст.51.1 ГрК РФ не предусматривает запрета на обращение застройщика с уведомлением о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства после начала возведения объекта.

Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают, данных, нуждающихся в дополнительной проверке, не содержат, не могут быть положены в обоснование отмены правильного по существу решения.

Таким образом, по доводам апелляционной жалобы и изученным материалам дела оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции, судебной коллегией не установлено, решение суда мотивировано и по своему содержанию соответствуют положениям статьи 180 КАС РФ, юридически значимые обстоятельства установлены правильно, собранные по делу доказательства получили надлежащую оценку, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется.

Нарушений процессуального характера, влекущих отмену решений, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь статьями 307- 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ковровского городского суда Владимирской области от 5 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Коврова Владимирской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Ковровский городской суд Владимирской области.

Председательствующий С.К.Шишкин

Судьи: Д.А.Завьялов

О.И.Емельянова