Судья Галиуллина Л.Р.
УИД 16RS0047-01-2022-000651-07
в суде первой инстанции дело № 2а-1233/2022 ~ М-219/2022
в суде апелляционной инстанции дело № 33а-11687/2022
Учет № 022а
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 июля 2022 года город Казань
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего Сибгатуллиной Л.И.,
судей Гафарова Р.Ф., Львова Р.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мухамедзяновой В.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Сибгатуллиной Л.И. административное дело по апелляционной жалобе исполнительного комитета муниципального образования города Казани и муниципального казенного учреждения «Администрации Кировского и Московского районов исполнительного комитета муниципального образования города Казани» на решение Кировского районного суда г.Казани Республики Татарстан от 29 апреля 2022 года, которым постановлено:
административный иск Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие исполнительного комитета муниципального образования города Казани, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки отходов на земельных участках с кадастровыми номерами .... рядом с .
Обязать исполнительный комитет муниципального образования города Казани в течение трех месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов на земельных участках с кадастровыми номерами .... рядом с .
В удовлетворении административных исковых требований Министерства экологии и природных ресурсов Республике Татарстан к муниципальному казенному учреждению «Администрация Кировского и Московского районов исполнительного комитета муниципального образования города Казани» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить допущенные нарушения отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя административных ответчиков исполнительного комитета муниципального образования г.Казани и муниципального казенного учреждения «Администрации Кировского и Московского районов исполнительного комитета муниципального образования города Казани» Абрамова И.Д., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя административного истца Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан Исмагиловой А.С., высказавшейся против доводов апелляционной жалобы и просившей решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения, судебная коллегия
установила:
Министерство экологии и природных ресурсов Республике Татарстан обратилось в суд с административным иском к муниципальному казенному учреждению (далее - МКУ) «Администрация Кировского и Московского районов исполнительного комитета муниципального образования города Казани» о возложении на административного ответчика обязанности ликвидировать свалку отходов.
В обоснование заявленных требований указано, что в ходе государственного санитарно-экологического обследования территории Кировского и Московского районов города Казани выявлены факты сброса отходов производства и потребления на почву, а именно мусора от сноса и разборки зданий несортированного (ФККО 81290101724) на территории земельного участка по адресу: , на площади 1 269,21 кв.м в объеме 1 776, 89 куб.м, что отражено в акте экологического обследования состояния территории от 12 августа 2021 года № 1326, а также по адресу: , на земельном участке с кадастровым номером .... на площади 1 012,13 кв.м в объеме 1 518,19 куб.м, что отражено в акте экологического обследования состояния территории от 12 августа 2021 года № 1327.
По данным Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН), земельный участок с кадастровым номером .... относится к категории земель: земли населенных пунктов и имеет вид разрешенного использования: многоквартирный жилой дом.
Факт сброса отходов производства и потребления на почву, а именно мусора от сноса и разборки зданий несортированного (ФККО 81290101724) также выявлен на территории земельного участка с кадастровым номером .... по адресу: на площади 460,95 кв.м в объеме 507,04 куб.м, о чем составлен акт экологического обследования состояния территории от 12 августа 2021 года № 1328.
По данным ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером .... относится к категории земель: земли населенных пунктов и имеет вид разрешенного использования: нежилое здание; правообладатель – муниципальное образование города Казани.
12 августа 2021 года произведены также осмотр и обмер земельного участка с кадастровым номером .... по адресу: , о чем составлен акт экологического обследования состояния территории № 1329.
Согласно результатам обмеров ориентировочная площадь несанкционированного размещения мусора от сноса и разборки зданий на территории земельного участка с кадастровым номером .... составляет 629,26 кв.м в объеме 943,89 куб.м.
По данным ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером .... относится к категории земель: земли населенных пунктов и имеет вид разрешенного использования: многоквартирный жилой дом.
Кроме того, согласно акту экологического обследования состояния территории от 13 августа 2021 года №1330 на земельном участке с кадастровым номером 16:50:090412:17 по адресу: город Казань, ул. 40 лет Октября (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: спорт; правообладатель - муниципальное образование города Казани) и там же на земельном участке с кадастровым номером 16:50:090412:9 (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирный жилой дом) установлено несанкционированное размещение мусора от сноса и разборки зданий, площадь несанкционированного размещения мусора составляет 1 288,17 кв.м в объеме 1932,255 куб.м.
Также 13 августа 2021 года произведен осмотр и обмер земельного участка с кадастровым номером .... по адресу: , о чем составлен акт экологического обследования состояния территории №1354.
Согласно результатам обмеров ориентировочная площадь несанкционированного размещения мусора от сноса и разборки зданий на территории земельного участка с кадастровым номером 16:50:300114:2 составляет 346,90 кв.м в объеме 520,35 куб.м.
Требования закона о ликвидации данной свалки отходов административным ответчиком не выполнены, данное бездействие ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга лиц и создает опасность причинения вреда окружающей среде.
Уточнив в ходе судебного разбирательства заявленные требования, административный истец просил признать незаконным бездействие МКУ «Администрация Кировского и Московского районов исполнительного комитета муниципального образования города Казани», выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки отходов на земельных участках с кадастровыми номерами ........ рядом с домом , обязать административного ответчика в 3-х месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать свалку отходов на земельных участках с кадастровыми номерами .... рядом с домом 75 по ул. Гаванская города Казани.
Судом к участию в деле привлечены административный ответчик исполнительный комитет муниципального образования города Казани и заинтересованное лицо МКУ «Управление жилищной политики исполнительного комитета муниципального образования города Казани».
Решением суда от 29 апреля 2022 года требования административного истца удовлетворены частично, судебный акт принят в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе исполнительного комитета муниципального образования города Казани и МКУ «Администрация Кировского и Московского районов исполнительного комитета муниципального образования города Казани» ставится вопрос об отмене решения суда от 29 апреля 2022 года по мотиву его незаконности и необоснованности. Заявители апелляционной жалобы считают, что решение суда принято при неправильном определении имеющих значение для дела обстоятельства и неправильном применении норм материального права, настаивают на наличии оснований для отказа в удовлетворении административного иска.
Указывается что в рамках постановления исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 6 августа 2020 года № 1276 «о проведении работ по благоустройству территории в части сноса аварийных многоквартирных домов и нежилых зданий г.Казани» предпринимаются действия по ликвидации несанкционированных свалок отходов.
Отмечается, что МКУ «Администрация Кировского и Московского районов исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» действует строго в рамках полномочий, определенных Положением об администрации районов. Источником формирования денежных средств администрации районов являются средства бюджета муниципального образования г. Казани, выделяемые исполнительным комитетом муниципального образования г.Казани в соответствии с бюджетной сметой расходов.
Указывается также, что администрация районов использует имущество и денежные средства, выделенные ей по бюджетной смете, для достижения целей, определенных в Положении об администрации районов. Это означает, что финансовое обеспечение деятельности администрации осуществляется по сметам доходов и расходов, являющихся составной частью бюджета г.Казани. В бюджетной смете администрации районов на 2022 года отсутствуют расходы по сносу указанных в решении домов.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит частичной отмене.
На основании части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Право каждого на благоприятную окружающую среду предусмотрено статьей 42 Конституции Российской Федерации.
В силу статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.
Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1 статьи 13.4).
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года № 607-ст, являются несанкционированными свалками отходов.
В соответствии с абзацами четвертым и восьмым статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель, почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 названного кодекса в целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.
Из материалов дела видно, что Центральным территориальным управлением Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан в ходе государственного санитарно – экологического обследования территории Кировского и Московского районов города Казани были выявлены факты сброса отходов производства и потребления в почву.
Так, 12 августа 2021 года старшим специалистом 3 разряда Центрального территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан при участии оперуполномоченного по ОВД Управления ЭБ и ПК произведен осмотр и обмер земельного участка по адресу: о чем составлен акт экологического обследования состояния территории № 1326.
Согласно результатам обмеров, ориентировочная площадь несанкционированного размещения мусора от сноса и разборки зданий несортированного на территории данного земельного участка составляет 1269,21 кв.м в объеме 1776, 89 куб.м, на месте произведена фотосъемка.
Из акта экологического обследования состояния территории от 12 августа 2021 года № 1327 в ходе государственного экологического мониторинга территории города Казани следует, что на земельном участке с кадастровым номером .... выявлено нарушение природоохранного законодательства в виде складирования отходов, а именно мусора от сноса и разборки зданий несортированного (ФККО 81290101724) на общей площади 1 012,13 кв.м в объеме 1 518,19 куб.м, на месте произведена фотосъемка.
Факт сброса отходов производства и потребления на почву, а именно мусора от сноса и разработки зданий несортированного (ФККО 81290101724) также выявлен на территории земельного участка с кадастровым номером .... по адресу: на площади 460,95 кв.м в объеме 507,04 куб.м, о чем составлен акт экологического обследования состояния территории от 12 августа 2021 года № 1328.
12 августа 2021 года произведен осмотр и обмер земельного участка с кадастровым номером .... по адресу: , о чем составлен акт экологического обследования состояния территории №1329. По результатам обмеров ориентировочная площадь несанкционированного размещения мусора от сноса и разборки зданий на территории земельного участка с кадастровым номером .... составила 629,26 кв.м в объеме 943,89 куб.м.
Согласно акту экологического обследования состояния территории от 13 августа 2021 года № 1330 на земельном участке с кадастровым номером .... по адресу: (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: спорт, правообладатель: муниципальное образование города Казани) и на земельном участке с кадастровым номером .... (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирный жилой дом) установлено несанкционированное размещение мусора от сноса и разборки зданий, площадь несанкционированного размещения мусора составляет 1 288,17 кв.м в объеме 1932,255 куб.м.
13 августа 2021 года произведен осмотр и обмер земельного участка с кадастровым номером .... по адресу: , о чем составлен акт экологического обследования состояния территории № 1354.
По результатам обмеров ориентировочная площадь несанкционированного размещения мусора от сноса и разборки зданий на территории земельного участка с кадастровым номером .... составляет 346,90 кв.м в объеме 520,35 куб.м.
Письмом Министерства и экологии и природных ресурсов Республики Татарстан 21 сентября 2021 года № 4801/07 направлена претензия в МКУ «Администрация Кировского и Московского районов исполнительного комитета муниципального образования города Казани» на предмет устранения нарушений природоохранного законодательства путем ликвидации свалки отходов, в том числе на перечисленных земельных участках (л.д.14).
Письмом МКУ «Администрация Кировского и Московского районов исполнительного комитета муниципального образования города Казани» от 22 октября 2021 года №03-25/7200 на указанную претензию дан ответ, из которого следует, что во исполнение постановления исполнительного комитета города Казани от 6 августа 2020 года № 2176 в декабре 2020 года Администрация Кировского и Московского районов исполнительного комитета муниципального образования города Казани выступила заказчиком работ по сносу многоквартирных домов, расселенных в рамках муниципальной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда 2013-2017 годов. В соответствии с заключенным муниципальным контрактом подрядной организацией выполнены работы в рамках имеющегося финансирования. Ожидается финансирование средств на вывоз строительного мусора. В настоящее время на территории Кировского и Московского районов города Казани работы по ликвидации несанкционированных свалок ведутся в плановом режиме в рамках выделенных лимитов финансирования (л.д.24-25).
Разрешая данное дело, суд первой инстанции исходил из того, что земельные участки являются муниципальной собственностью, доказательств принятия каких-либо мер по выявлению и пресечению незаконных действий по сбросу отходов либо невозможности принятия таких мер административными ответчиками суду не представлено и материалы дела не содержат, и отметил, что с момента возбуждения административного дела в суде, административные соответчики не предприняли каких-либо мер по исполнению требований закона для ликвидации выявленной несанкционированной свалки мусора на указанном земельном участке, а повторный осмотр земельных участков Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, имевший место 4 апреля 2022 года, свидетельствует о том, что ранее выявленные нарушения не устранены.
С учетом данных обстоятельств суд посчитал ненадлежащим исполнение исполнительным комитетом муниципального образования города Казани своей обязанности по ликвидации несанкционированного размещения отходов, которая законом возложена на орган местного самоуправления, указал, что таковым в данном случае является исполнительный комитет муниципального образования города Казани, не предпринявший мер по ликвидации несанкционированного размещения отходов. Суд также указал на то, что неисполнение требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга лиц и создает опасность причинения вреда окружающей среде, и с учетом данных обстоятельств усмотрел со стороны исполнительного комитета муниципального образования города Казани бездействие, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированного размещения отходов на земельных участках с кадастровыми номерами .... рядом с домом , и в этой связи признал бездействие исполнительного комитета муниципального образования г.Казани незаконным.
При этом суд отказал в удовлетворении требований, предъявленных к МКУ «Администрация Кировского и Московского районов исполнительного комитета муниципального образования города Казани» по той причине, что МКУ «Администрация Кировского и Московского районов исполнительного комитета муниципального образования города Казани» является территориальным органом исполнительного комитета города Казани.
Суд апелляционной инстанции считает вывод суда о наличии оснований для признания оспариваемого бездействия в отношении исполнительного комитета муниципального образования г.Казани правильным, не соглашаясь с выводом суда об отсутствии основания для удовлетворения административного иска в части требований, предъявленных к МКУ «Администрация Кировского и Московского районов исполнительного комитета муниципального образования города Казани», и при этом исходит из следующего.
Согласно стати 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом (части1,2).
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
В пункте 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.
Решение суда в части возложения на исполнительный комитет муниципального образования города Казани обязанности в течение трех месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов на земельных участках с кадастровыми номерами .... рядом с отвечает указанным положениям закона.
Как правильно указал суд первой инстанции, земельные участки, на которых выявлена несанкционированная свалка отходов, являются муниципальной собственностью, доказательств осуществления мер по выявлению и пресечению незаконных действий по сбросу отходов либо невозможности принятия таких мер исполнительным комитетом муниципального образования города Казани суду не представлено.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о наличии оснований для возложения на исполнительный комитет муниципального образования города Казани обязанности ликвидировать несанкционированную свалку отходов является правильным, а потому решение суда в указанной части является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Решением Казанской городской Думы от 6 декабря 2010 года № 7-2 учрежден орган исполнительного комитета города Казани - муниципальное учреждение (ныне – МКУ) «Администрация Кировского и Московского районов исполнительного комитета муниципального образования города Казани» и утверждено Положение о муниципальном учреждении (ныне – МКУ) «Администрация Кировского и Московского районов исполнительного комитета муниципального образования города Казани» (далее – Положение).
Пунктом 1.2 указанного Положения определено, что администрация является территориальным органом исполнительного комитета муниципального образования города Казани обладает статусом юридического лица с момента ее государственной регистрации в установленном законодательством о регистрации юридических лиц порядке.
Предметом и целью деятельности администрации является выполнение управленческих функций в сфере реализации вопросов местного значения, реализации переданных в установленном законодательством порядке государственных полномочий, определенных муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления города Казани на территории Кировского и Московского районов муниципального образования города Казани в рамках своей компетенции, в пределах, установленных в соответствии с законодательством, Уставом муниципального образования города Казани, настоящим Положением и иными муниципальными правовыми актами.
Пунктом 3.1.10 Положения к полномочиям администрации как территориального органа исполнительного комитета города Казани отнесено участие в организации работ по благоустройству и озеленению территории районов, ликвидации несанкционированных свалок.
С учетом названного правового регулирования суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска в части требований к МКУ «Администрация Кировского и Московского районов исполнительного комитета муниципального образования города Казани», поскольку данный административный ответчик также наделен полномочиями в области обращения с отходами.
При таких обстоятельствах решение суда в указанной части не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.
Пунктом 4 части 2 статьи 310 КАС РФ установлено, что основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В силу пункта 3 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в установленных законом случаях.
Таким образом, решение суда в части отказа в удовлетворения административного иска в части требований к МКУ «Администрация Кировского и Московского районов исполнительного комитета муниципального образования города Казани» подлежит отмене путем принятия в указанной части нового решения об удовлетворении административного иска в указанной части требований с возложением на МКУ «Администрация Кировского и Московского районов исполнительного комитета муниципального образования города Казани» обязанности в тот же срок в течение трех месяцев со дня вступления судебного акта в законную силу предпринять меры в ликвидации несанкционированной свалки отходов на земельных участках.
Довод апелляционной жалобы о том, что администрация районов использует имущество и денежные средства, выделенные ей по бюджетной смете, а финансовое обеспечение деятельности администрации осуществляется по сметам доходов и расходов, являющихся составной частью бюджета г.Казани, полномочий административных ответчиков в области обращения с отходами не отменяет и в этой связи отмену решения суда не влечет.
Иные доводы апелляционной жалобы вышеизложенных установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и выводов суда первой инстанции по данному делу не опровергают, сводятся к повторению доводов административного ответчика, на которые он ссылался в обоснование своего несогласия с заявленными требованиями и получившим соответствующую оценку в решении суда, в связи с чем отмену обжалуемого судебного акта также повлечь не могут.
Руководствуясь статьями 177, 309, 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г.Казани Республики Татарстан от 29 апреля 2022 года по данному административному делу в части отказа в удовлетворении административного иска Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан об оспаривании бездействия МКУ «Администрация Кировского и Московского районов исполнительного комитета муниципального образования города Казани», выразившегося в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки отходов на земельных участках с кадастровыми номерами .... рядом с домом отменить и принять в этой части новое решение.
Наряду с исполнительным комитетом муниципального образования г.Казани обязать МКУ «Администрация Кировского и Московского районов исполнительного комитета муниципального образования города Казани» в течение трех месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу предпринять меры по ликвидации несанкционированной свалки отходов на земельных участках с кадастровыми номерами .... рядом с .
В остальной части решение суда от 29 апреля 2022 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу исполнительного комитета муниципального образования г.Казани и МКУ «Администрации Кировского и Московского районов исполнительного комитета муниципального образования города Казани» - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия; кассационная жалоба на него может быть подана через суд первой инстанции в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 5 августа 2022 года
Определение08.08.2022