ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-124/20 от 27.05.2020 Рязанского областного суда (Рязанская область)

33 а-1005/2020 (2а-124/2020 (2а-1313/2019) судья Панкина Г.Н.

УИД 62RS 0005-01-2019-001971-82)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 мая 2020 года город Рязань

Судебная коллегия по административным делам Рязанского областного суда в составе: председательствующего Воейкова А. А., судей Лукашевича В.Е., Хмельниковой Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Левашовой Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке административное дело по административному исковому заявлению Рязанского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к министерству природопользования Рязанской области о возложении обязанности по закреплению на местности границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водного объекта специальными информационными знаками

по апелляционной жалобе министерства природопользования Рязанской области на решение Рязанского районного суда Рязанской области от 27 января 2020 года, которым административное исковое заявление Рязанского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворено.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Лукашевича В.Е., объяснения представителя административного ответчика - министерства природопользования Рязанской области по доверенности Матюхиной В.В., заместителя Рязанского межрайонного природоохранного прокурора Ломова А.А., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Рязанского областного суда

УСТАНОВИЛА:

Рязанский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Рязанский районный суд Рязанской области с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к министерству природопользования Рязанской области о возложении обязанности по закреплению на местности границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водного объекта специальными информационными знаками.

В обоснование заявленных требований Рязанский межрайонный природоохранный прокурор указал, что в мае 2019 года межрайонной природоохранной прокуратурой проведены по обращению гражданина Малышева А.И. контрольно-надзорные мероприятия по факту нарушений природоохранного законодательства на территории Рязанского муниципального района Рязанской области с привлечением специалистов министерства природопользования Рязанской области. В ходе данной проверки были выявлены нарушения природоохранного законодательства на территории деревни Семено-Оленинское и деревни Оленинское Рязанского района Рязанской области, в частности, положений ст. 39 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды».

13 мая 2019 года в связи с выявленными нарушениями межрайонной прокуратурой в адрес административного ответчика министерства природопользования Рязанской области, которое является центральным исполнительным органом государственной власти Рязанской области, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории области в сфере природопользования и охраны окружающей среды, направлена информация № 35ж-2019 для организации контрольно-надзорных мероприятий с целью привлечения виновных лиц к ответственности. По результатам рассмотрения указанной информации должностными лицами административного ответчика проведены контрольно-надзорные мероприятия, в результате которых установлены нарушения требований природоохранного законодательства.

В ходе проведенной природоохранной прокуратурой проверки также было выявлено, что установленные границы водоохранной и прибрежной защитной полос реки Павловка в деревне Семено-Оленинское и деревне Оленинское Рязанского района Рязанской области в рамках исполнения государственного контракта № 0859200001117005054-0266305-01 от 24 июля 2017 года на выполнение работ по определению границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос участков Павловка, Плетенка, Трубеж на территории Рязанской области, заключенного между административным ответчиком и ООО «ГеоСкан», не закреплены на местности специальными информационными знаками. При этом к вышеназванному Г осударственному контракту прилагается том V «Проект установки специальных информационных знаков, включая сметную документацию, каталог координат мест установки, то есть указанным Проектом предусмотрена установка на местности перечисленных выше информационных знаков.

По мнению Рязанского межрайонного природоохранного прокурора, вышеизложенные обстоятельства повлекли за собой нарушение административным ответчиком требований природоохранного законодательства, а именно ст. ст. 25, 65 Водного кодекса Российской Федерации, п. п. 2, 3, 4, 6, 8 Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 17 от 10 января 2009 года.

29 июля 2019 года межрайонным природоохранным прокурором в адрес министра природопользования Рязанской области внесено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства, по результатам его рассмотрения дан ответ № СА/9-1093 от 16 сентября 2019 года, из которого следует, что выявленные природоохранной прокуратурой нарушения не устранены - установка специальных информационных знаков на границе водоохранной зоны и границе прибрежной защитной полосы участка Павловка запланирована не ранее 2021 года.

Непринятие административным ответчиком мер по установке на местности специальных информационных знаков границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос реки Павловка в районе населенных пунктов Семено-Оленинское и Оленинское Рязанского района Рязанской области затрагивает интересы неопределенного круга лиц - граждан, которые могут находиться в границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос и пользоваться ими, а их отсутствие создает угрозу осуществления на данных территориях деятельности, противоречащей целям ее функционирования, что свидетельствует о нарушении права каждого на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.

С учетом уточнений заявленных требований в силу ст. 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), Рязанский межрайонный природоохранный прокурор просил признать незаконным бездействие министерства природопользования Рязанской области, выразившееся в неустановлении специальных информационных знаков о границах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки Павловка в районе населенных пунктов Семено-Оленинское и Оленинское Рязанского района Рязанской области. Обязать административного ответчика в соответствии с требованиями Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации № 249 от 13 августа 2009 года «Об утверждении образцов специальных информационных знаков для обозначения границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов» закрепить на местности: информационный знак водоохранной зоны № 12 по каталогу в районе населенного пункта Семено-Оленинское; информационный знак прибрежной защитной полосы № 12 по каталогу в районе населенного пункта Семено- Оленинское; информационный знак водоохранной зоны № 13 по каталогу в районе населенного пункта Оленинское.

Определением Рязанского районного суда Рязанской области от 22 января 2020 года по настоящему делу в качестве заинтересованного лица на стороне административного ответчика министерства природопользования Рязанской области привлечено на основании ст. 47 КАС РФ Федеральное агентство водных ресурсов.

Решением Рязанского районного суда Рязанской области от 27 января 2020 года административный иск Рязанского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворен.

Суд признал незаконным бездействие министерства природопользования Рязанской области, выразившееся в неустановлении специальных информационных знаков о границах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки Павловка в районе населенных пунктов Семено-Оленинское и Оленинское Рязанского района Рязанской области.

Обязал министерство природопользования Рязанской области в соответствии с требованиями Приказа Минприроды России № 249 от 13 августа 2009 года закрепить на местности: информационный знак водоохранной зоны № 12 по каталогу государственного контракта № 0859200001117005054-0266305-01 от 24 июля 2017 года на выполнение работ по определению границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос участков Павловка, Плетенка, Трубеж на территории Рязанской области, выполненного ООО «ГеоСкан», в районе населенного пункта Семено-Оленинское; информационный знак прибрежной защитной полосы № 12 по каталогу государственного контракта № 0859200001117005054- 0266305-01 в районе населенного пункта Семено-Оленинское; информационный знак водоохранной зоны № 13 по каталогу государственного контракта № 0859200001117005054- 0266305-01 в районе населенного пункта Оленинское.

Кроме того, установил административному ответчику срок для исполнения решения суда - 24 месяца со дня вступления решения в законную силу.

В апелляционной жалобе административный ответчик министерство природопользования Рязанской области просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное, приняв по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы указывает, что прокурор не представил доказательств, подтверждающих отсутствие информационных знаков на момент подачи административного иска. При этом отмечает, что Министерство предпринимало меры в рамках выделенных из федерального бюджета средств и совершало определенные действия по реализации переданных полномочий по обеспечению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос реки Павловка, в частности, в 2017 году заключило соответствующий государственный контракт. Апеллянт также полагает, что у него отсутствует обязанность точечного обозначения границы водоохранных зон. Кроме того, в резолютивной части решения районный суд обязал административного ответчика «закрепить на местности» информационные знаки, тогда как нормативными правовыми актами предусмотрена обязанность органов государственной власти субъектов обеспечить обозначение границ на местности посредством специальных информационных знаков.

В возражениях на апелляционную жалобу Рязанский межрайонный природоохранный прокурор просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу министерства природопользования Рязанской области - без удовлетворения. Прокурор полагает, что при вынесении решения районным судом верно определены обстоятельства, имеющие значение для дела; исследованы и надлежащим образом оценены представленные сторонами доказательства, которым дана правильная оценкам; процессуальных нарушений не допущено. Таким образом, обжалуемый судебный акт является законным и обоснованным.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика - министерства природопользования Рязанской области по доверенности Матюхина В.В. доводы апелляционной жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям.

Заместитель Рязанского межрайонного природоохранного прокурора Ломов А.А. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы министерства природопользования Рязанской области.

Представитель заинтересованного лица - Федерального агентства водных ресурсов в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке заинтересованное лицо извещено своевременно и в надлежащей форме, о причинах неявки суду не сообщило. На основании ч. 2 ст. 150 и ч. 1 ст. 307 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в его отсутствие.

Судебная коллегия по административным делам Рязанского областного суда, проверив законность и обоснованность постановленного решения, полагает, что оно не подлежит отмене по следующим основаниям.

Статьей 42 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Рязанской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства.

В ходе данной проверки было выявлено, что административным ответчиком министерством природопользования Рязанской области (далее - Министерство) работа по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водного объекта реки Павловка Рязанского района Рязанской области непосредственно на местности, путем размещения специальных информационных знаков, не проведена.

В связи с этим 29 июля 2019 года Рязанским межрайонным природоохранным прокурором в адрес министра природопользования Рязанской области внесено представление об устранении выявленных нарушений (т. 1, л.д. 11 - 15).

По результатам рассмотрения указанного представления Министерством дан ответ исх. № СА/9-1093 от 16 сентября 2019 года, из которого следует, что нарушения природоохранного законодательства не устранены - установка специальных информационных знаков на границах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы участка Павловка запланирована не ранее 2021 года (т. 1, л.д. 15-17).

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что до настоящего времени административным ответчиком министерством природопользования Рязанской области установка специальных информационных знаков на границе водоохранной зоны и границе прибрежной защитной полосы участка Павловка в районе населенных пунктов Семено-Оленинское и Оленинское Рязанского района Рязанской области, место установки которых согласовано в установленном законом порядке (государственный контракт № 0859200001117005054-0266305-01 от 24 июля 2017 года на выполнение работ по определению границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос участков Павловка, Плетенка, Трубеж на территории Рязанской области, заключенный между административным ответчиком и ООО «ГеоСкан» города Казани, том Y1), не осуществлена; в перечень мероприятий по осуществлению переданных полномочий, утверждаемый Минприроды России, указанные мероприятия не включались; денежные средства из федерального бюджета на эти цели не запрашивались и не поступали.

С учетом вышеизложенного, районный суд пришел к выводу о том, что неисполнение административным ответчиком своих обязанностей (включение в Перечень, истребование субвенций и в связи с этим неполучение их), не освобождало Министерство от выполнения перечисленных мероприятий и свидетельствует о допущенном бездействии, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, так как создаются условия для ненадлежащей охраны реки Павловка, поскольку отсутствие специальных знаков водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы данного водного объекта, делают невозможным проверку режима их использования, в том числе при поступлении жалоб граждан, а также свидетельствует о необеспечении информирования граждан, организаций об ограничении деятельности на водном объекте, его правовом режиме, что нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию об ее состоянии, а также указывает на невыполнение административным ответчиком вверенных ему Российской Федерацией полномочий по охране водного объекта.

В соответствии с п. 2 и п. 3 ч. 1 ст. 26 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации; осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.

В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 65 ВК РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Согласно ч. 18 ст. 65 ВК РФ установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе обозначение на местности посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 17 от 10 января 2009 года утверждены Правила установления границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов.

В соответствии с п. 2 Правил установления границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов (далее - Правила) установление границ направлено на информирование граждан и юридических лиц о специальном режиме осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира в границах водоохранных зон и о дополнительных ограничениях хозяйственной и иной деятельности в границах прибрежных защитных полос.

В силу п. 3 Правил установление границ осуществляется, в частности, органами государственной власти субъектов Российской Федерации - при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водоемов, установленным Правительством Российской Федерации.

Согласно Положению о министерстве природопользования Рязанской области, утвержденному Постановлением Правительства Рязанской области № 240 от 5 октября 2010 года, Министерство является центральным исполнительным органом государственной власти Рязанской области специальной компетенции, осуществляющим, в том числе исполнительно­распорядительную деятельность на территории Рязанской области в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

К основным задачам Министерства, в частности, относится осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области экологической экспертизы, водных отношений.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации № 425 от 29 сентября 2010 года во исполнение положений ст. 26 Водного кодекса Российской Федерации утверждены Методические указания по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации (далее - Методические указания).

Согласно п. 7 Методических указаний в Перечень перечисленных выше водных объектов включаются водные объекты или их части, расположенные в границах поселений, городских округов, для которых требуется установление водоохранных зон и прибрежных защитных полос в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков.

В соответствии с п. 10 Методических указаний примерный перечень мероприятий по охране водных объектов или их частей включает, в том числе мероприятия по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос и закрепление их на местности специальными информационными знаками.

В силу п. 4 Методических указаний плановые значения целевых прогнозных показателей рассчитываются органом государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия.

Правила расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации № 629 от 27 октября 2006 года.

В соответствии с названными Правилами органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее 1 декабря текущего финансового года согласовывают с Федеральным агентством водных ресурсов целевые прогнозные показатели на очередной финансовый год и плановый период (в случае необходимости их установления) и мероприятия, направленные на их достижение, в соответствии с примерным перечнем мероприятий по осуществлению переданных полномочий, утверждаемым Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (п. 3 Правил).

Исходя из приведенных положений, вывод суда первой инстанции об обязании административного ответчика закрепить на местности специальные информационные знаки границы водоохранной зоны и границы прибрежной защитной полосы реки Павловка, соответствующие каталогу Государственного контракта, судебная коллегия признает правильным, соответствующим фактическим обстоятельствам дела и основанным на законе.

Доводы апелляционной жалобы о принятии министерством природопользования Рязанской области мер для исполнения требований законодательства, регулирующего реализацию полномочий в сфере охраны водных объектов, являются необоснованными, поскольку материалами дела подтверждается, что соответствующие меры, направленные на закрепление на местности информационных знаков водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы, Министерством не приняты, а в результате принятых мер не достигнуто выполнение органом государственной власти субъекта обязанности, закрепленной вышеуказанными нормами закона. Доказательств обратного административным ответчиком не представлено.

Ссылки апеллянта на то, что решением суда обязали административного ответчика совершить действия, на которые он законодательно не уполномочен, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку согласно п. 10 Методических указаний по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на
территориях субъектов Российской Федерации, утвержденных Приказом Минприроды России № 425 от 29 сентября 2010 года, в перечень мероприятий по охране водных объектов или их частей включаются, в том числе мероприятия по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос и закрепление их на местности специальными информационными знаками.

Доводы жалобы о невозможности исполнения требований природоохранного прокурора, ввиду отсутствия у министерства природопользования Рязанской области бюджетных денежных средств на осуществление мероприятий, указанных в административном иске, на законность принятого судебного постановления не влияют, поскольку обязанность по осуществлению переданных Российской Федерацией полномочий не находится в зависимости от размера бюджетного финансирования и субъективного усмотрения Министерства на выполнение одних или других охранных мероприятий в отношении водного объекта.

Иные доводы, изложенные в жалобе, направлены на несогласие с выводами суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, поскольку являлись предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку. Оснований для их переоценки судебная коллегия не усматривает.

Нарушений норм материального или процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, судом не допущено.

При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены принятого по делу решения судебная коллегия не находит.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Рязанского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Рязанского районного суда Рязанской области от 27 января 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу министерства природопользования – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи