Судья Степченкова Е.А. № 33а-1630
№ 2а-124/2021
67RS0001-01-2020-000168-65
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 мая 2021 г. г. Смоленск
Судебная коллегия по административным делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего: Ивановой О.А.,
судей: Савушкиной О.С., Холиковой Е.А.,
при помощнике судьи: Трищенкове А.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании по докладу судьи Ивановой О.А. административное дело по апелляционной жалобе Управления Росреестра по Смоленской области на решение Заднепровского районного суда Смоленской области от 16 февраля 2021 г., которым постановлено:
«административный иск Клименковой Ольги Анатольевны, Клименкова Николая Васильевича и Пучковой Оксаны Юрьевны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области удовлетворить.
Признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области от 18 декабря 2019 г. <данные изъяты> об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> расположенного по адресу: ...
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области произвести кадастровый учет изменений вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: ... с вида разрешенного использования «<данные изъяты>» на вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» на основании заявления Клименковой Ольги Анатольевны, Клименкова Николая Васильевича и Пучковой Оксаны Юрьевны от 7 ноября 2019 г.
В удовлетворении административного иска Клименковой Ольги Анатольевны, Клименкова Николая Васильевича и Пучковой Оксаны Юрьевны к Администрации г. Смоленска отказать»,
установила:
Клименкова О.А., Клименков Н.В., Пучкова О.Ю., уточнив требования, обратилась в суд с административным иском о признании незаконными отказа Управления Росреестра по Смоленской области в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: ... с вида разрешенного использования «под жилым домом» на вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», обязании Управления Росреестра по Смоленской области внести вышеназванные изменения в ЕГРН, а также обязании Администрации г. Смоленска передать в Управление Росреестра по Смоленской области в порядке межведомственного информационного взаимодействия документы и сведения, необходимые для внесения изменений в ЕГРН о виде разрешенного использования спорного земельного участка, указав, что данными действиями административных ответчиков нарушаются их права как собственников спорного объекта недвижимости.
В судебное заседание административные истцы Клименкова О.А., Клименков Н.В., Пучкова О.Ю. не явились, извещены надлежащим образом, обеспечили явку своего представителя Демьянова В.А., который требования административного иска поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Смоленской области Пищулина В.В. возражала против удовлетворения заявленных требований.
Представители административного ответчика Администрации г. Смоленска, заинтересованных лиц ФГБУ «ФКП Росреестра» по Смоленской области, Главного управления Смоленской области по культурному наследию в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Заднепровским районным судом г. Смоленска 16 февраля 2021 г. постановлено решение, резолютивная часть которого указана выше, с которым не согласилось Управление Росреестра по Смоленской области по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
В силу ч. 2 ст. 307 КАС РФ суд апелляционной инстанции извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы, представления в апелляционном порядке.
Учитывая положения указанной правовой нормы, а также ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующих равенство всех перед судом, в соответствии с которым неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд полагает возможным рассмотреть дело без участия неявившихся сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения данного дела.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений относительно таковой, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке ст. 308 КАС РФ, приходит к выводу, что решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, не имеется.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Применительно к названным нормам процессуального права и предписаниям ч. 3 ст. 62 КАС РФ суд правильно распределил бремя доказывания между сторонами и установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Как следует из материалов дела и установлено судом, что на основании договора<данные изъяты> застройщикамПименовой З.И. и Пучкову Н.Н. на праве бессрочного пользования был предоставлен земельный участок..., для возведения одноэтажного жилого дома.
Согласно справке Смоленского инвентаризационно - технического бюро от 08.04.1996 следует, что домовладение№ 62поназванному адресузарегистрировано на праве собственности заПучковым Ю.Н.(1/2 доли - договор купли - продажи от05.11.1988) иПучковой П.И.(1/2 доли - свидетельство о праве на наследство от10.10.1985).
Согласно свидетельству о праве на наследство по закону от30.06.1998, Пучкова О.Ю. является наследником имуществаПучкова Ю.Н.Наследственное имущество, на которое выдано настоящее свидетельство, состоит из 1/2 доли жилого дома, общей площадью91.6 кв.м., со служебными постройками: сарай, две уборные, ограждение, расположенного на земельном участке <данные изъяты>., находящегося в пользовании наследодателя на основании договора купли - продажи от05.11.1988.
На основании договора дарения от24.08.1999 право на 1/2 долю в праве общей долевой собственности на это же строение, принадлежащееПучковой П.И., перешло кМалынской Т.А., а после ее смерти - наследникам по законуБородкиной О.А.иКузнецовой Е.А., которым14.02.2001 было выдано свидетельство о праве на наследство по закону на указанное имущество.
Постановлением Главы администрацииг. Смоленскаот11.02.2002 № 333Бородкиной О.А., Кузнецовой Е.А.и Пучковой О.Ю. предоставлен из земель, отнесенных к категории земель поселений, в аренду земельный участок ..., для индивидуального жилищного строительства.
18.02.2002 между Комитетом по управлению имуществомг. Смоленска(арендодателем) иБородкиной О.А., Кузнецовой Е.А., Пучковой О.Ю. (арендаторами) на неопределенный срок заключен договор аренды земельного участка, расположенного по указанному выше адресу, для индивидуального жилищного строительства.
20.06.2002 междуБородкиной О.А., Кузнецовой Е.А. (продавцами) иБатура Т.А.(покупателем) заключен договор купли - продажи жилого дома, по условиям которого продавцы передали в собственность покупателю 1/2 долю в праве общей долевой собственности на жилой дом с надворными постройками, находящийся по указанному адресу.
В пункте 2 договора отмечено, что жилой дом расположен на земельном участке <данные изъяты>., категория земель: земли поселений, разрешенное использование (назначение) - для индивидуального жилищного строительства.
Постановлением Главыг. Смоленскаот06.12.2006прекращеноБородкиной О.А., Кузнецовой Е.А., Пучковой О.Ю. право аренды земельного участка по ....
Этим же постановлениемБатуре Т.А.и Пучковой О.Ю. предоставлен из земель, отнесенных к категории земель поселений, в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора земельный участок с кадастровым номером№ <данные изъяты>,площадью600кв. м., под жилым домом, принадлежащим им на основании договора купли - продажи от20.06.2002 и свидетельства о праве на наследство по закону от30.06.1998.
На основании пункта 4 указанного постановленияБатуре Т.А.и Пучковой О.Ю. полагалось заключить в Управлении земельных отношений Администрации г. Смоленска договор аренды земельного участка, а также заключить с СОГУК «Центр по охране и использованию памятников истории и культуры» охранное обязательство на использование земельного участка.
Сведения о заключении договора аренды спорного земельного участка Батурой Т.А. и Пучковой О.Ю. в Администрации г. Смоленска отсутствуют.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от25.10.2018, земельному участку, расположенному по почтовому адресу ориентира:.... Сведения о правообладателях земельного участка отсутствуют.
Выписка из ЕГРН от12.04.2020 содержит аналогичные сведения в отношении спорного земельного участка, однако, в особых отметках содержатся сведения о вещных правах на объект недвижимости, не зарегистрированных в реестре прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества: вид права: государственная собственность.
Указанная выписка из ЕГРН, а также информация филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Смоленской области указывают на следующие сведения о незарегистрированных ограничениях и обременениях права на спорный земельный участок:вид обременения - ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 ЗК РФ: 1) заключить с СОГУК «Центр по охране и использованию памятников истории и культуры» охранное обязательство на использование земельного участка; 2) содержание ограничений режима использования объектов недвижимости в границах зоны с особыми условиями использования территории установлено пунктами 8,9,10 и 11 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 160; 3) содержание ограничений режима использования объектов недвижимости в границах зоны с особыми условиями использования земельных участков, расположенных в границах таких зон». Номер, вид или наименование зоны (территории) по документу –67:27 – 6.2559, зона с особыми условиями использования территории ВЛ УО ТП-108 Ф2.
Как следует из выписки из ЕГРН от26.10.2018, правообладателями указанного жилого домана праве общей долевой собственности являются: Пучкова О.Ю. (1/2 доля в праве, государственная регистрация права произведена 05.06.2002), Клименкова О.А. и Клименков Н.В. (по 1/4 доле в праве у каждого, государственная регистрация права произведена 15.01.2007).
Уведомлением Управления Росреестра по Смоленской области от10.07.2019Пучковой О.Ю. отказано во внесении в ЕГРН сведений по заявлению от20.06.2019в отношении спорного земельного участка.
Основанием для отказа явился факт нахождения указанного земельного участка в государственной собственности в аренде у заявителей. В связи с наличием договорных отношений с собственником земли изменение использования земельного участка (в рамках видов, предусмотренных градостроительным регламентом) предполагает изменение соответствующего договора и невозможно без изменения такого договора.
По рассмотрению заявления Клименковой О.А. от09.10.2019 филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области»29.10.2019 уведомил ее о принятии Решения об исправлении технической ошибки в сведениях земельного <данные изъяты> частей земельного участка в виде аренды, так как кадастровое дело этого земельного участка не содержит каких-либо договоров аренды. В связи с этим, в сведениях ЕГРН земельный участокучтен с правильными сведениями в разделе «сведения о частях земельного участка» и в разделе «незарегистрированные ограничения и обременения». Учтены только ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 ЗК РФ: 1) содержание охранного обязательства на использование земельного участка в соответствии с СОГУК «Центр по охране и использованию памятников истории и культуры»; 2) содержание ограничений режима использования объектов недвижимости в границах зоны с особыми условиями использования установлено п. п. 8,9,10 и 11 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон.
Кроме того, указано, что по сведениям ЕГРН объект недвижимости (жилой дом) с кадастровым <данные изъяты>, находится в общей долевой собственности, в том числе у Клименковой О.А. (1/4 доля), который в связях содержит привязку к земельному участку с кадастровым <данные изъяты>
07.11.2019 Клименкова О.А., Клименков Н.В., Пучкова О.Ю. обратились в Управление Росреестра по Смоленской области с заявлением, указав, что техническая ошибка в сведениях о земельном участке, обременение в виде аренды исключено, в связи с чем просили вернуться к рассмотрению их заявления от20.06.2019 об изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка.
28.11.2019 Пучковой О.Ю., Клименковой О.А. и Клименковым Н.В. поданы заявления о внесении в ЕГРН предусмотренных законодательством Российской Федерации сведений в отношении объекта недвижимости - вида разрешенного использования с «под жилым домом» на «для индивидуального жилищного строительства», с приложением свидетельства о праве на наследство по закону и договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка.
Уведомлением Управления Росреестра по Смоленской области от18.12.2019Клименковой О.А. отказано во внесении в ЕГРН в отношении земельного участка сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Из содержания уведомления усматривается, что по сведениям ЕГРН, указанный земельный участок является государственной собственностью, а также входит в границы территории объекта культурного наследия (Постановление Главы города Смоленска № 3919 от 6 декабря 2006 г.).
В соответствии с ч. 4 ст. 36 ГрК РФ действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые является выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении которых принимаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия. Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении разрешенного использования земельного участка.
Аналогичного содержания уведомления были направлены Управлением Росреестра по Смоленской области18.12.2019 в адрес Пучковой О.Ю. и Клименкова Н.В.
Как следует из сообщения заместителя начальника Управления Росреестра по Смоленской области, направленному по рассмотрению обращения административных истцов от07.11.2019, для изменения вида разрешенного использования спорного земельного участка в орган регистрации прав должен обратиться представитель Администрации МО «город Смоленск» в установленном законом порядке. Государственная регистрация права собственности Клименковой О.А., Клименкова Н.В. и Пучковой О.Ю. на земельный участок не может быть осуществлена до решения вопроса об изменении вида разрешенного использования указанного земельного участка.
В удовлетворении заявления Клименковой О.А., Клименкова Н.В. и Пучковой О.Ю. об изменении вида разрешенного использования земельного участка Администрацией г. Смоленска отказано27.12.2019.
Согласно сообщению, направленному в адрес административных истцов, названный земельный участокпредоставлен в бессрочное пользование для строительства жилого дома. В соответствии с Правилами землепользования и застройки города Смоленска указанный земельный участок, имеющий <данные изъяты> расположен в территориальной зоне Ж1. Право на изменение вида разрешенного использования объектов недвижимости, если изменение связано со строительством и реконструкцией объектов капитального строительства, реализуется при условии получения градостроительного плана земельного участка. Предельные размеры земельных участков для размещения индивидуального (одноквартирного) жилого дома: минимальная площадь - 1 000 кв. м., максимальная - 1 800 кв. м. Поскольку площадь земельного участка не соответствует градостроительным нормам территориальной зоны Ж1 Правил землепользования и застройки города Смоленска, изменение вида разрешенного использования земельного участка не представляется возможным.
Как следует из сообщения Главного управления Смоленской области по культурному наследию, земельный участок с кадастровым номером67:27:0013419:6расположен в границах исторически ценной городской территории, однако вне утвержденных границ территорий, зон охраняемых объектов культурного наследия, защитных зон объектов культурного наследия. В границах указанного земельного участка объекты культурного наследия отсутствуют.
Разрешая заявленные требования и частично их удовлетворяя, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у административного ответчика отсутствовали предусмотренные п. 1 ч. 4 ст. 36 ГрК РФ основания для отказа во внесении в ЕГРН изменений вида разрешенного использования испрашиваемого земельного участка. Кроме того, судом отмечено, что при переходе права собственности на жилойдом административным истцам перешло право пользования земельным участком, расположенным по этому же адресу, и предоставленным первоначальным застройщикам на праве бессрочного пользования для индивидуального жилищного строительства, в отношении указанного земельного участка на основании ст. 41 ЗК РФ административные истцы осуществляют права его собственника, а представленные административными истцами документы, подтверждающие правомерность пользования земельным участком, имеют особое юридическое значение как правоустанавливающие документы и являются основанием для внесения изменений в ЕГРН относительно вида разрешенного использования земельного участка, с вида разрешенного использования «под жилым домом» на вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства».
В соответствии со ст. 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
На основании ч. 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218 - ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее по тексту – Закон № 218-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимости признается внесение в ЕГРН сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально - определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных данным законом сведений об объектах недвижимости.
Государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (ч. 1 ст. 3 Закона № 218-ФЗ).
Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии и пр.
Из положений пунктов 31, 32, 35 Административного регламента, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 № 278, следует, что государственная услуга по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество предоставляется Росреестром, территориальными органами Росреестра, территориальными отделами территориального органа Росреестра, федеральным государственным бюджетным учреждениям, филиалами федерального государственного бюджетного учреждения, территориальными отделами филиалов. Государственная услуга непосредственно предоставляется федеральными государственными гражданскими служащими Росреестра, территориальных органов Росреестра, территориальных отделов территориального органа Росреестра, сотрудниками филиалов федерального государственного бюджетного учреждения, территориальных отделов филиалов.
Согласно п. 4 ч. 5 ст. 8 Закона № 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся, в том числе, дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества, к которым отнесена информация о виде или видах разрешенного использования земельного участка.
В силу п. 2 и 3 ст. 13 Закона № 218-ФЗ внесение в ЕГРН дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества осуществляется в порядке межведомственного информационного взаимодействия либо в уведомительном порядке.
При этом, как следует из пп. 3 п. 22 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от16.12.2015, вид или виды разрешенного использования земельного участка обозначаются путем указания:
- установленного вида разрешенного использования - на основании соответствующего акта уполномоченного органа с указанием, в том числе реквизитов такого акта об установлении вида разрешенного использования;
- вида разрешенного использования земельного участка из числа видов разрешенного использования, предусмотренных градостроительным регламентом, и сведений о территориальной зоне, в границах которой расположен земельный участок (с указанием реестрового номера границы территориальной зоны, сведения о которой внесены в ЕГРН, посредством указания которого в том числе обеспечивается взаимосвязь записей раздела ЕГРН на земельный участок с записями реестра границ, или реквизитов решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об утверждении правил землепользования и застройки или о внесении изменений в них, если в реестре границ отсутствует запись о соответствующей зоне).
В соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 36 ГрК РФ действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении которых принимаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия.
В силу статьи 3 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №73-ФЗ) к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона относятся объекта недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи скульптуры декоративно - прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Кроме того, в силу ч. ч. 1 и 2 ст. 36 ГрК РФ градостроительные регламенты определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, и устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон; требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.
Согласно частям 2, 2.1 ст. 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент.
Частями 3 и 4 ст. 37 ГрК РФ установлено, что изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018, разъяснено, что при наличии утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки собственник земельного участка, находящегося в частной собственности, может выбирать основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельного участка самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований с органами местного самоуправления. Изменение сведений о разрешенном использовании в таком случае производится на основании заявления заинтересованного лица и необходимых для кадастрового учета документов с использованием процедуры кадастрового учета изменений объекта недвижимости.
Согласно п. 27 Правил землепользования и застройки г. Смоленска, утвержденных решением Смоленского городского Совета от 28.02.2007 № 490, основными видами разрешенного использования земельных участков в зоне Ж1 являются индивидуальные жилые дома коттеджного типа, жилые дома блокированного типа, объекты бытового обслуживания, объекты розничной торговли и др.
Пунктом 1 ст. 269 ГК РФ установлено, что лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование.
В силу ст. 41 ЗК РФ лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные ст. 40 ЗК РФ.
Частью 1 ст. 35 ЗК РФ установлено, что при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник.
Из положений Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (статьи 3, 9.1) следует, что гражданам предоставлена возможность переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право собственности. Это возможно в отношении участка предоставленного до введения Земельного кодекса Российской Федерации (30 октября 2001 г.) для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного строительства или индивидуального жилищного строительства. Каких-либо ограничений по сроку переоформления нет. Право собственности на такие участки не лишены возможности зарегистрировать граждане, в которым перешло право собственности на расположенные на них здания (строения, сооружения) как в порядке наследования, так и по иным основаниям. Исключение составляют случаи, когда земельный участок не может предоставляться в частную собственность, например, в силу его ограничения в обороте. Обращения в органы местного самоуправления для приобретения в собственность земельного участка, предоставленного для индивидуального жилищного строительства, не требуется.
Руководствуясь вышеуказанными положениями закона, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований к Управлению Росреестра по Смоленской области.
Решение в части отказа в удовлетворении административного иска Клименковой О.А., Клименкова Н.В. и Пучковой О.Ю. к Администрации г. Смоленска Управлением Росреестра по Смоленской области по существу не оспаривается.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на исследованных судом доказательствах, которым дана аргументированная правовая оценка, при этом мотивы, по которым суд пришел к указанным выводам, исчерпывающим образом изложены в решении суда и являются обоснованными.
Доводы апелляционной жалобы основаны на выборочном, избирательном толковании норм материального права, не содержат в себе обстоятельств, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения; не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли бы на правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 309 - 311 КАС РФ,
определила:
решение Заднепровского районного суда Смоленской области от 16 февраля 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Росреестра по Смоленской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: