ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1255/2021 от 16.08.2022 Смоленского областного суда (Смоленская область)

Судья Иванов Д.Н. № 33а-2326

№ 2а-1255/2021

67RS0002-01-2021-000346-76

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 августа 2022 г. г. Смоленск

Судебная коллегия по административным делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего: Ивановой О.А.,

судей: Туникене М.В., Холиковой Е.А.

при помощнике судьи Трищенкове А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу суди Ивановой О.А. административное дело по апелляционному представлению прокурора Ленинского района г. Смоленска Кузнецова С.В. на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 21 декабря 2021 г., которым постановлено:

«административный иск прокурора Ленинского района г. Смоленска удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Администрации г. Смоленска по непринятию мер по реализации проекта планировки и межевания территории под комплексную жилую застройку в районе п. Пасово в г. Смоленске, утвержденного постановлением администрации г. Смоленска от 18.11.2014 № 2012-адм.

В удовлетворении остальной части требований отказать»,

установила:

прокурор Ленинского района г. Смоленска, уточнив требования, обратился в суд с административным иском о признании незаконным бездействия Администрации г. Смоленска по принятию мер по реализации проекта планировки и межевания территории под комплексную жилую застройку в районе п. Пасово в г. Смоленске, утвержденного постановлением Администрации г. Смоленска от 18.11.2014 № 2012-адм и обязании Администрации г. Смоленска в срок до 31.12.2022 обеспечить исполнение проекта планировки и межевания территории под комплексную жилую застройку в районе п. Пасово в г. Смоленске, утвержденного постановлением Администрации г. Смоленска от 18.11.2014 № 2012-адм в части комплексного развития систем коммунальной и транспортной инфраструктуры.

В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г. Смоленска Самылов П.П. заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представители Администрации г. Смоленска Кутейников Е.Э и Андреева О.В. возражали против удовлетворения требований.

Иные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Ленинским районным судом г. Смоленска постановлено названное решение, которое просит отменить прокурор Ленинского района г. Смоленска Кузнецов С.В. по доводам апелляционного представления.

В силу ч. 2 ст. 307 КАС РФ суд апелляционной инстанции извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы, представления в апелляционном порядке.

Учитывая положения указанной правовой нормы, а также ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующих равенство всех перед судом, в соответствии с которым неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд полагает возможным рассмотреть дело без участия неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения данного дела.

Изучив материалы дела, доводы апелляционного представления и отзыва относительно такового, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с п. 1 ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В силу ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п.п. 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

При этом решение о признании бездействия незаконным своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Как следует из материалов дела и установлено судом, постановлением администрации г. Смоленска от 18.11.2014 № 2012-адм утвержден проект планировки и межевания земельного участка под комплексную жилую застройку территории в районе поселка Пасово г. Смоленска.

Согласно Положению о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения территории, расположенной в районе п. Пасово г. Смоленска, являющегося приложением № 2 к указанному проекту, проектируемая территория квартала имеет площадь в границах проектирования - 216,9 га, в границах территориальной зоны – 160,3 га, в красных линиях – 92,99 га. Проектируемая территория квартала состоит из зоны Ж1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами коттеджного типа и жилыми домами блокированного типа).

01.10.2020 прокуратурой Ленинского района г. Смоленска в адрес Главы города Смоленска внесено представление об устранении нарушения законодательства, в соответствии с которым предлагалось принять меры, направленные на обеспечение земельных участков, предоставленных льготной категории граждан в п. Пасово г. Смоленска, необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой.

Письмом от 19.11.2020 Администрация г. Смоленска сообщила об отсутствии финансирования мероприятий по обеспечению земельных участков указанной инфраструктурой, а также разработку «дорожной карты» по созданию в п. Пасово особо охраняемой природной территории памятника регионального значения «Вязовенька и Пасовский лес» (ООПТ).

Согласно разделу 2 Положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения территории, расположенной в районе п. Пасово г. Смоленска, являющегося приложением № 2 к проекту планировки, на рассматриваемой территории квартала отсутствует застройка. Конфигурация здания в проекте отображена условно. Для осуществления строительства необходима разработка рабочих проектов отдельных объектов с проведением комплекса необходимых инженерно-геологических изысканий.

Проектируемая территория, на которую разработан проект планировки, расположены в северной части г. Смоленска. Территория проектирования не застроена, имеет существующие зеленые насаждения и представляет собой жилую зону.

Планировочная организация территории предусматривает размещение на планируемой территории: зданий индивидуальной жилой застройки, многоэтажной жилой застройки с нежилыми первыми этажами, здания школы на 1000 мест, здания детского сада на 500 мест, церкви, торгово-бытового комплекса, магазинов, здания многофункционального назначения, офисных помещений.

Расчетный срок проекта планировки охватывает срок строительства до 2034 года.

По сообщению заместителя Главы города Смоленска по имущественным и земельным отношениям от 26.04.2021 в ходе проведения рабочего совещания 30.10.2020 было принято решения о разработке «дорожной карты» по созданию особо охраняемой природной территории памятника природы регионального значения «Вязовенька и Пасовский лес» (ООПТ).

Администрацией г. Смоленска планируется внесение изменений в генеральный план и Правила землепользования и застройки города Смоленска в части изменения функционального зонирования участков 1 и 2 вышеуказанного проекта.

Согласно письму Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии от 17.05.2021 на публичных слушаниях 11.03.2021 было одобрено создание в г. Смоленске и Смоленском районе ООПТ.

В настоящее время материалы нормативно-технической документации памятник природы «Вязовенька-Пасовский лес» находятся на стадии проведения государственной экологической экспертизы. После согласования с заинтересованными органами, в том числе, Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, принятие нормативного правового акта по созданию памятника природы регионального значения «Вязовенька-Пасовский лес» планируется во втором полугодии 2021 года.

09.07.2021 проект материалов по созданию памятника природы «Вязовенька-Пасовский лес» с изъятием земельных участков направлен Департаментом Смоленской области по природным ресурсам и экологии заместителю Главы города Смоленска.

В соответствии с материалами комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающих придание этим территориям правового статуса ООПТ, подготовленных ОАО «Инженерно-технический центр «Экология» ООПТ «Вязовенька-Пасовский лес» создается с изъятием земель. Комплексный памятник природы включает: лесной массив, состоящий из трех участков, части реки Вязовенька и пруда на этой реке. Новая ООПТ создается в целях сохранения уникального природного комплекса.

Разрешая заявленные требования и частично в их удовлетворяя, суд пришел к выводу о том, что административным ответчиком не приведено доводов и не представлено доказательств, подтверждающих принятие с 2014 года каких-либо мер, направленных на реализацию утвержденного постановлением Администрации г. Смоленска от 18.11.2014 № 2012-адм проекта планировки и межевания земельного участка под комплексную жилую застройку территории в районе поселка Пасово г. Смоленска, а реализация проекта планировки и межевания территории не может быть поставлена в зависимость от каких-либо условий, в том числе, недостаточности бюджетных средств, и не является основанием для освобождения органа местного самоуправления от разрешения вопросов, отнесенных к его полномочиям Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

При этом, отказывая прокурору в удовлетворении требований в части возложения решением суда на орган местного самоуправления обязанности в срок до 31.12.2022 по обеспечению исполнения проекта планировка и межевания территории в части комплексного развития систем коммунальной и транспортной инфраструктуры, принимая во внимание обстоятельства создания в настоящее время особо охраняемой природой территории в п. Пасово, судом первой инстанции отмечено, что удовлетворение иска фактически повлечет понуждение судом органа местного самоуправления к включению в бюджет определенных расходов, что является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушает установленный статьей 10 Конституции РФ принцип разделения властей.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда в полном объеме.

Согласно пунктам 4, 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1, 6 ст. 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

В силу п. 6 ст. 3 указанного Федерального закона дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Деятельность по планировке территории является одним из видов градостроительной деятельности по развитию территорий (ст. 1 ГрК РФ).

Видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории; проект межевания территории (ст. 41 ГрК РФ).

Подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории (ч. 1 ст. 42 ГрК РФ).

При этом проект планировки территории является основой для подготовки проекта межевания территории, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи. Подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории или в виде отдельного документа (ч. 6 ст. 41 ГрК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 43 ГрК РФ подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны.

Реализация проекта планировки территории, как следует из ч. 1 ст. 42, ч. 2 ст. 48 ГрК РФ, предусматривает, в том числе, разработку проектной документации, представляющей собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, в том числе для установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.

В силу ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Частью 1 ст. 132 Конституции РФ определено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 1 ст. 9 БК РФ составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального, городского округа, утверждение и исполнение бюджета муниципального, городского округа, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального, городского округа относятся к вопросам местного значения городского округа и являются бюджетными полномочиями муниципального образования.

Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации) (ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Обязанность совершения определенных действий на орган местного самоуправления может быть возложена судом только в случаях прямо предусмотренных законом. В противном случае нарушается принцип самостоятельности органов местного самоуправления.

Оценив обстоятельства дела и представленные доказательства по правилам, установленным ст. 84 КАС РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о частичном удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что доводы апелляционного представления по существу сводятся к несогласию прокурора с решением суда и не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

При таких обстоятельствах постановленное решение является законным и обоснованным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ,

определила:

решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 21 декабря 2021 г. оставить без изменения, а апелляционное представление прокурора Ленинского района г. Смоленска Кузнецова С.В. - без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи: