ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1262/2022 от 04.07.2022 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Судья 1 инстанции: ФИО3

Номер дела суда 1 инстанции: 2а-1262/2022 Дело а-5827/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

4 июля 2022 года г. Симферополь

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе

председательствующего судьи – Тимофеевой А.А.,

судей – Шидаковой О.А., Павловского Е.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания – Кильо М.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Виноградовой Алены Ивановны к Администрации Сакского района Республики Крым, начальнику Управления архитектуры, градостроительства и наружной рекламы Администрации Сакского района Республики Крым, заинтересованные лица – председатель Сакского районного совета Республики Крым, Администрация Штормовского сельского поселения Сакского района Республики Крым, о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия,

по апелляционной жалобе представителя Виноградовой Алены Ивановны –ФИО2 на решение Сакского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Тимофеевой А.А., объяснения представителя административного истца Виноградовой А.И. – ФИО9 поддержавшего доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Административный истец Виноградова А.И.обратилась в Сакский районный суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным решение начальника Управления архитектуры, градостроительства и наружной рекламы Администрации Сакского района Республики Крым ФИО5 об отклонении от рассмотрения Проекта планировки и Проекта межевания части территории, расположенной в границах кадастрового квартала Штормовского сельского поселения Сакского района Республики Крым в отношении территории ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м., включающей в границы земельный участок с кадастровым номером , изложенное в письме от ДД.ММ.ГГГГ; возложить обязанность на административного ответчика осуществить действия по организации публичных слушаний и утверждению Проекта планировки и Проекта межевания части территории, расположенной в границах кадастрового квартала Штормовского сельского поселения Сакского района Республики Крым в отношении территории ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м., включающей в границы земельный участок с кадастровым номером

Исковые требования мотивированы тем, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером расположенного в Сакском районе Республики Крым. Постановлением главы администрации Сакского района от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу разрешено разработать проект планировки и проект межевания в отношении территории, ориентировочной площадью 59 <данные изъяты> кв.м., включающей принадлежащий ей земельный участок. На основании выданного технического задания Виноградовой А.И. разработаны указанные проекты, которые ДД.ММ.ГГГГ направлены в адрес главы администрации Сакского района Республики Крым.

Однако в соответствии с письмом начальника Управления архитектуры, градостроительства и наружной рекламы Администрации Сакского района Республики Крым ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанные проекты отклонены от рассмотрения в связи с тем, что в администрацию района не поступило задание на выполнение инженерных изысканий. Административный истец считает такое решение незаконным и препятствующим осуществлению его прав.

Указывает, что в силу действующего законодательства администрация района проверяет документацию по планировке и межеванию территории лишь на соответствие части 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поэтому отклонение такой документации по иным основаниям противоречит части 13.1 статьи 46 указанного Кодекса. При этом согласно пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ задание на выполнение инженерных изысканий утверждается лицом, принимающим решение о подготовке документации по планировке территории, одновременно с принятием указанного решения.

Поскольку главой администрации Сакского района разрешено разработать Проект планировки и Проекта межевания территории, административный истец считает, что соответствующее задание на выполнение инженерных изысканий также утверждено, что, по мнению Виноградовой А.И., подтверждается соответствующим согласованием заместителя администрации Сакского района на Техническом задании № от ДД.ММ.ГГГГ в связи с чем полагает, что доводы начальника Управления архитектуры, градостроительства и наружной рекламы Администрации Сакского района Республики Крым не соответствуют ни действительности, ни действующему законодательству.

Решением Сакского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении административного иска отказано.

Не согласившись с указанным решением, представитель административного истца Виноградовой А.И. – ФИО2 обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новое решение, которым административный иск удовлетворить в полном объеме, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, а также на нарушение норм материального и процессуального права.

В апелляционной жалобе апеллянт ссылается на то, что выводы суда первой инстанции о том, что оспариваемое решение не противоречит требованиям законодательства и является законным, не соответствует требованиям действующего законодательства и иным нормативным правовым актам.

В судебном заседании представитель административного истца Виноградовой А.И. – ФИО2 просил апелляционную жалобу удовлетворить по доводам, изложенным в ней, решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение, которым административный иск удовлетворить в полном объеме.

Другие участники процесса в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и в надлежащей форме.

Судебная коллегия, с учетом положений части 6 статьи 226, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещенных лиц, участвующих в деле, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.

Заслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.

В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, административный истец Виноградова А.И. имеет в собственности земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения - ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного в Сакском районе Республики Крым, кадастровый , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании заявления Виноградовой А.И. от ДД.ММ.ГГГГ постановлением первого заместителя главы Администрации Сакского района от ДД.ММ.ГГГГ ей разрешено приступить к разработке проекта планировки и проекта межевания части территории, расположенной в границах кадастрового квартала Штормовского сельского поселения Сакского района в отношении территории ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м., включающей в границы земельный участок с кадастровым номером , для чего выдано Техническое задание от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании вышеуказанного технического задания ДД.ММ.ГГГГ административный истец Виноградова А.И. направила в Администрацию Сакского района Республики Крым соответствующий проект планировки и проект межевания территории для проведения проверки, согласования и последующего утверждения.

Рассмотрев названное заявление и приложенные к нему материалы, начальник Управления архитектуры, градостроительства и наружной рекламы Администрации Сакского района Республики Крым ФИО5 предоставил Виноградовой А.И. ответ от ДД.ММ.ГГГГ, в котором, ссылаясь на то, что в Администрацию Сакского района Республики Крым задание на выполнение инженерных изысканий не поступало, отклонил предоставленный административным истцом Виноградовой А.И. проект планировки и проект межевания территории.

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение принято в рамках полномочий должностного лица административного органа, установленный порядок принятия оспариваемого решения не нарушен, имелись предусмотренные законом основания для его принятия, содержание указанного решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Кроме того, данных о предоставлении административным истцом для утверждения органом местного самоуправления проекта задания на выполнение инженерных изысканий, который бы соответствовал вышеуказанным Правилам, и был бы в последующем утвержден указанным органом, и на его основе проведены соответствующие инженерные изыскания, не имеется.

С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается в силу следующего.

Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, задачами административного судопроизводства являются: обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений; защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел; укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений; мирное урегулирование споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.

Одним из принципов административного судопроизводства является законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (пункт 3 статьи 6, статья 9 названного кодекса).

В силу пункта 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно части 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.

В соответствии с частью 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации видами документации по планировке территории являются:

1) проект планировки территории;

2) проект межевания территории.

Проект планировки территории является основой для подготовки проекта межевания территории, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи. Подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории или в виде отдельного документа (часть 6 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Подготовка документации по планировке территории, в том числе предусматривающей размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, может осуществляться физическими лицами за счет их средств часть 8 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Частью 1 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2 и 5.2 статьи 45 настоящего Кодекса, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.

Согласно частей 1, 2 статьи 41.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в соответствии с материалами и результатами инженерных изысканий в случаях, предусмотренных в соответствии с частью 2 настоящей статьи.

Виды инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории, порядок их выполнения, а также случаи, при которых требуется их выполнение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Частью 4 названной статьи предусмотрено, что инженерные изыскания для подготовки документации по планировке территории выполняются в целях получения:

1) материалов о природных условиях территории, в отношении которой осуществляется подготовка такой документации, и факторах техногенного воздействия на окружающую среду, прогнозов их изменения в целях обеспечения рационального и безопасного использования указанной территории;

2) материалов, необходимых для установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, уточнения их предельных параметров, установления границ земельных участков;

3) материалов, необходимых для обоснования проведения мероприятий по организации поверхностного стока вод, частичному или полному осушению территории и других подобных мероприятий (далее - инженерная подготовка), инженерной защите и благоустройству территории.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правил выполнения инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории (далее – Правила).

Настоящие Правила устанавливают порядок выполнения инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории, а также случаи, при которых требуется их выполнение (пункт 1 Правил).

В соответствии с пунктом 4 Правил достаточность материалов инженерных изысканий определяется федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, физическими или юридическими лицами, по инициативе которых принимается решение о подготовке документации по планировке территории (далее - инициатор), либо лицом, принимающим решение о подготовке документации по планировке территории самостоятельно в соответствии с частью 1.1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, до принятия решения о ее подготовке.

Согласно пункта 5 Правил инициатором составляется проект задания на выполнение инженерных изысканий и направляется одновременно с документами, необходимыми для принятия решения о подготовке документации по планировке территории, лицу, принимающему решение о подготовке документации по планировке территории. Задание на выполнение инженерных изысканий утверждается указанным лицом одновременно с принятием указанного решения.

Ответственность за полноту и достоверность данных в задании на выполнение инженерных изысканий, предусмотренная законодательством Российской Федерации, возлагается на инициатора.

Пунктами 7, 8 Правил установлено, что задание на выполнение инженерных изысканий содержит сведения об объекте инженерных изысканий, основные требования к результатам инженерных изысканий, границы территорий проведения инженерных изысканий, виды инженерных изысканий и описание объекта планируемого размещения капитального строительства.

Состав и объем инженерных изысканий для подготовки документации по планировке территории и метод их выполнения устанавливаются с учетом требований технических регламентов программой инженерных изысканий, разработанной на основе задания на выполнение инженерных изысканий в зависимости от вида и назначения объектов капитального строительства, размещение которых планируется в соответствии с такой документацией, а также от сложности топографических, инженерно-геологических, экологических, гидрологических, метеорологических и климатических условий территории и степени изученности указанных условий.

Результаты инженерных изысканий оформляются в виде технического отчета о выполнении инженерных изысканий, состоящего из текстовой и графической частей, а также приложений к нему в текстовой, графической, цифровой и иных формах (пункт 14 Правил).

Учитывая вышеуказанное, а также то, что согласно фактическим обстоятельствам настоящего дела инициатором подготовки документации по планировке территории является административный истец Виноградова А.И., суд первой инстанции верно указал, что обязанность по составлению проекта задания на выполнение инженерных изысканий и направление его одновременно с документами, необходимыми для принятия решения о подготовке документации по планировке территории, в орган местного самоуправления в силу пункта 5 Правил было возложено на нее.

Что касается отклонения представленных заявителем документов, следует отметить следующее.

В соответствии с частью 5 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, и утверждают документацию по планировке территории в границах поселения, городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2, 5.2 настоящей статьи, с учетом особенностей, указанных в части 5.1 настоящей статьи

Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов), лесохозяйственного регламента, положения об особо охраняемой природной территории в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, комплексными схемами организации дорожного движения, требованиями по обеспечению эффективности организации дорожного движения, указанными в части 1 статьи 11 Федерального закона "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий, если иное не предусмотрено частью 10.2 настоящей статьи (часть 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Частью 4 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа в течение двадцати рабочих дней со дня поступления документации по планировке территории, решение об утверждении которой принимается в соответствии с настоящим Кодексом органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа, осуществляет проверку такой документации на соответствие требованиям, указанным в части 10 статьи 45 настоящего Кодекса. По результатам проверки указанные органы обеспечивают рассмотрение документации по планировке территории на общественных обсуждениях или публичных слушаниях либо отклоняют такую документацию и направляют ее на доработку.

Вместе с тем, как следует из оспариваемого ответа в Администрацию Сакского района Республики Крым задание на выполнение инженерных изысканий не поступало, в связи с чем представленные материалы (проект планировки и проект межевания территории) отклонены от рассмотрения административным ответчиком.

Довод представителя административного истца о том, что не указано в оспариваемом ответе, что непосредственно документы направлены на доработку, не влечет отмену вынесенного ответа.

Иные доводы апелляционной жалобы являлись предметом рассмотрения судом первой инстанции и отклонены в связи с необоснованностью, что отражено в мотивировочной части решения. Приведенные в жалобе доводы не опровергают правильность принятого по делу решения, поскольку направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, представленных доказательств, в связи с чем не могут служить основанием к отмене судебного решения.

Таким образом, судебная коллегия находит выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными в точном соответствии с нормами материального права, регулирующего возникшие правоотношения. Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену решения, при разрешении дела судом не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Поскольку судом первой инстанции не было допущено нарушений норм материального права и процессуального права, а изложенные в обжалованном судебном акте выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Сакского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца Виноградовой Алены Ивановны – ФИО2 – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий судья: А.А. Тимофеева

Судьи: О.А. Шидакова

Е.Г. Павловский