ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1263/20 от 24.11.2020 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

Судья Алешков А. Л. дело № 33а-6983/2020

Номер дела в суде первой инстанции 2а-1263/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 ноября 2020 года город Ханты-Мансийск

Судебная коллегия по административным делам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в составе:

председательствующего судьи Симоновича В. Г.,

судей Начарова Д. В., Погорельцевой Т. В.,

при секретаре Калининой Д. О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора Сургутского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения Лянтор об оспаривании бездействия органа местного самоуправления,

по апелляционной жалобе администрации городского поселения Лянтор на решение Сургутского районного суда от 31 августа 2020 года, которым административное исковое заявление удовлетворено,

Заслушав доклад судьи Начарова Д. В., объяснения представителя истца прокурора Обухова Р. В., полагавшего решение суда первой инстанции оставлению без изменения, судебная коллегия

установила:

исполняющий обязанности прокурора Сургутского района обратился с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие администрации городского поселения Лянтор, выразившееся в непринятии после получения представления прокуратуры района мер к проведению лесоустройства на землях городского поселения Лянтор, установлению границ земельных участков, занятых лесами городского поселения Лянтор, постановке данных земельных участков на кадастровый учет, оформлению права собственности на них, а также обязать администрацию городского поселения Лянтора провести все вышеуказанные мероприятия в отношении земельных участков.

В обоснование требований указал, что прокуратурой района по поручению прокуратуры округа проведена проверка требований федерального законодательства при использовании городских лесов, в ходе которого установлено, что общая площадь земель в границах городского поселения Лянтор составляет <данные изъяты> га, из которых <данные изъяты> га приходится на лесные и не лесные земли. В нарушение требований Федерального закона № 221 «О государственном кадастре недвижимости», Федерального закона №78-ФЗ «О землеустройстве», Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство на землях городского поселения Лянтор до настоящего времени не проведено. Не оформлено право собственности на них, не установлены границы земельных участков, занятых лесами поселения, на кадастровый учет участки, занятые муниципальными лесами, не поставлены. 31 марта 2020 года прокуратурой района главе городского поселения Лянтор вынесено представление. Однако до настоящего времени источник финансирования работ по проведению лесоустройства на землях городского поселения Лянтор, установлению границ земельных участков, занятых лесами поселения, а также постановке их на кадастровый учет и оформлению права собственности не определены, не приняты какие либо меры, направленные на устранение выявленных нарушений.

Решением суда первой инстанции административное исковое заявление было удовлетворено.

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Сургутского района К. А. Широкова заявленные требования поддержала.

Представитель административного ответчика – администрации городского поселения Лянтор Сибагатуллина Л. Г. иск не признала.

В апелляционной жалобе административный ответчик просит отменить решение суда первой инстанции в частях: признания незаконным бездействия Администрации городского поселения Лянтор, выразившегося в непринятии мер к проведению лесоустройства на землях городского поселения Лянтор, установлению границ земельных участков, занятых лесами городского поселения Лянтор, постановке данных земельных участков на кадастровый учет, оформлению права собственности на них; установления срока «до 01 августа 2021 года» для проведения лесоустройства на землях городского поселения Лянтор, оформления права собственности на них, установления границ земельных участков, занятых лесами поселения, постановки на кадастровый учет и определить срок для выполнения требований административного истца «до 01 января 2024 года».

Полагает, что судом первой инстанции были неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, неправильно применены нормы материального права.

В обоснование апелляционной жалобы поясняет, что попытки для проведения мероприятий по лесоустройству были произведены, однако, при обращении администрации городского поселения Лянтор к заместителю Губернатора ХМАО-Югры А. Н. Зобницеву, к Администрации города Лянтор за финансированием, ответом следовало отсутствие средств в бюджете для выполнения данных мероприятий по организации и установлению границ лесничеств на землях населенного пункта города Лянтор.

29 июля 2020 года административным ответчиком были направлены письма в адрес главы Сургутского района А. А. Трубецкого, а также в адрес исполняющего обязанности председателя Думы Сургутского района В. А. Полторацкого с просьбой рассмотреть вопрос предоставления в текущем году из бюджета Сургутского района иных межбюджетных трансфертов для осуществления требуемых мероприятий. Рассмотрение вопроса планируется на заседании Думы Сургутского района на октябрь 2020 года. Ответчику необходимо выполнить мероприятия направленные на разработку и принятие нового регламента. В том числе осуществить работы по постановке на кадастровый учет земельных участков, занятых лесами. Ответчик полагает, что при наличии финансирования выполнить требования истца в срок до 01 августа 2021 года не представляется возможным, поскольку лесоустройство включает в себя таксацию лесов, которая выполняется в течение двух лет и состоит из подготовительных работ, полевых работ и составления лесоустроительной документации. Согласно ответу, полученному от Западно-Сибирского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» от 31 июля 2020 года № (номер) срок выполнения работ по таксации лесов и проектированию мероприятий по охране, защите и воспроизводству городских лесов составляет 2 года. Срок выполнения работ по разработке лесохозяйственного регламента составит 3 месяца с момента ввода в действие материалов по таксации лесов и проектированию мероприятий по охране, защите и воспроизводству городских лесов. Срок выполнения работ по постановке на государственный кадастровый учет городских лесов составит 4 месяца. Учитывая сроки выполнения работ, административный ответчик считает, что срок до 01 августа 2021 года не является разумным и полагает, что выполнение вышеуказанных мероприятий возможно в срок до 01 января 2024 года.

В возражениях на апелляционную жалобу административный истец указывают на законность и обоснованность решения суда первой инстанции. Отмечают, что после внесения прокуратурой района представления в адрес администрации поселения, последней не приняты какие-либо меры, направленные на устранение выявленных нарушений. Срок осуществления мероприятий, судом первой инстанции, установлен верно, предоставление более длительного срока считают нецелесообразным.

Извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы представитель административного ответчика, в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в его отсутствие.

Проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом разъяснений пункта 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 июня 2020 года № 5 «О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции», судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ.

Также в соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. В соответствии со статьей 84 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся: 1) владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; 2) установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды; 3) установление ставок платы за единицу объема древесины; 4) разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов; 5) осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков; 6) организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах; 7) учет древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд в лесах, расположенных на лесных участках, находящихся в муниципальной собственности; 8) представление информации в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней. 1.1. Органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. 2. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 70 Лесного кодекса Российской Федерации органы государственной власти или органы местного самоуправления осуществляют закупки работ, услуг по лесоустройству в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, прокуратурой Сургутского района по поручению прокуратуры округа проведена проверка требований Федерального законодательства при использовании городских лесов, в ходе которой установили, что общая площадь земель в пределах городского поселения Лянтор составляет (номер) га, из которых (номер) га составляют лесные и не лесные земли.

В нарушение Федерального законодательства мероприятия по лесоустройству административным ответчиком по настоящее время не проведены, не установлены границы земельных участков, не оформлено право собственности, участки не поставлены на кадастровый учет.

31 марта 2020 года прокуратурой Сургутского района главе городского поселения Лянтор внесено представление, но по настоящее время источник финансирования работ по проведению лесоустройства на землях городского поселения Лянтор, установлению границ земельных участков, занятых лесами поселения, а также постановке их на кадастровый учет и оформлению права собственности не определен. Меры для устранения нарушений административным ответчиком не принимались.

Порядок проведения лесоустройства определяется Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 марта 2018 г. № 122 «Об утверждении Лесоустроительной инструкции», согласно пункту 5 которой Проектирование лесничеств, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов обеспечиваются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса и статьей 10 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 50, ст. 5279; 2017, № 31, ст. 4829). Таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов могут обеспечиваться гражданами и юридическими лицами, использующими леса, в отношении лесных участков, предоставленных им в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование.

Сведения о проведении ответчиком приведенных мероприятий в материалах дела отсутствуют.

Исходя из того, что в силу норм действующего законодательства, субъектом, обладающим полномочиями по инициированию проведения работ по лесоустройству и разработке лесохозяйственного регламента в отношении лесов, расположенных в границах муниципального образования, по инициированию вопроса о передаче в муниципальную собственность земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в государственной собственности ХМАО-Югры является орган местного самоуправления, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности исковых требований прокурора в части признания незаконным бездействия администрации городского поселения Лянтор по непринятию мер по проведению лесоустройства на землях городского поселения Лянтор, установлению границ земельных участков, занятых лесами поселения, а также постановке их на кадастровый учет и оформлению права собственности.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат новых обстоятельств, которые являлись бы основанием для отказа прокурору в удовлетворении требований о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены либо изменения по существу правильного решения суда первой инстанции. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, судом не допущено. Срок для проведения лесоустройства на землях городского поселения Лянтор изменению не подлежит, установлен в рамках действующего законодательства. Изложенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводы суда, оснований для отмены решения суда не имеется. Руководствуясь статьями 307, 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Сургутского районного суда от 31 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского поселения Лянтор – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, в течение шести месяцев со дня принятия настоящего апелляционного определения.

Председательствующий Симонович В. Г.

Судьи Начаров Д. В.

Погорельцева Т. В.