ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-126/2021 от 07.07.2021 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Козицкий А.Н. Дело № 33а-3695/2021

2а-126/2021

55RS0031-01-2021-000174-34

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе

председательствующего Латышенко Н.Ф.,

судей областного суда Усовой Е.И., Шукеновой М.А.,

при секретаре Даниловой Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании 7 июля 2021 года административное дело по административному иску Попова А. М. к администрации Саргатского муниципального района Омской области о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов

по апелляционной жалобе администрации Саргатского муниципального района Омской области на решение Саргатского районного суда Омской области от 30 апреля 2021 года, которым административный иск удовлетворен.

Заслушав доклад судьи областного суда Шукеновой М.А., судебная коллегия

установила:

Попов А.М. обратился в суд с административным иском к администрации Саргатского муниципального района Омской области о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов.

В обоснование указал, что 24.12.2012 между ним и администрацией Саргатского района Омской области был заключен сроком до 24.12.2022 договор аренды земельного участка с кадастровым номером <...> из состава земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства местоположением: <...>. Решением отдела по управлению муниципальным имуществом администрации Саргатского муниципального района Омской области от 29.03.2021 № <...> ему было отказано в предоставлении арендуемого земельного участка в собственность без проведения торгов в порядке подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ). Административный ответчик счел, что в указанном порядке осуществляется продажа земельных участков только с видами разрешенного использования - для ведения сельскохозяйственного производства.

По мнению административного истца, данный отказ основан на неверном толковании закона. Положения подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ следует трактовать во взаимосвязи с положениями ст. 7, 77, 78 указанного кодекса. Так, в силу ст. 78 земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства. Изложенное согласуется с условиями договора аренды. Кроме того, административный истец указывал, что договор аренды был заключен с ним до изменений, внесенных в ЗК РФ Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ. Статьей 11 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ предусмотрено, что разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору. Законодателем утверждены Классификаторы видов разрешенного использования земельных участков (приказ Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540, приказ Росреестра от 10.11.2020 N П/0412), которыми не предусмотрено такого вида разрешенного использования земельных участков, как «для ведения сельскохозяйственного производства». Данными Классификаторами закреплен один основной вид – «для сельскохозяйственного использования», который подразделяется на подвиды, в том числе - «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках». Более того, в подпункте 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ указан не вид разрешенного использования земельного участка, а цель предоставления земельного участка.

Просил признать незаконным и отменить решение администрации Саргатского муниципального района Омской области от 29.03.2021 № <...> об отказе в предоставлении в собственность без проведения торгов указанного земельного участка.

Решением Саргатского районного суда Омской области от 30.04.2021 административный иск удовлетворен, признано незаконным решение администрации Саргатского муниципального района Омской области от 29.03.2021 об отказе в предоставлении Попову А.М. земельного участка с кадастровым номером <...> на землях сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства местоположением: <...>, площадью <...> кв.м в собственность без проведения торгов; на администрацию Саргатского муниципального района Омской области возложена обязанность рассмотреть по существу заявление Попова А.М. от 23.03.2021 о предоставлении земельного участка без проведения торгов в срок до 18.06.2021, о принятом решении сообщить в Саргатский районный суд Омской области и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.

В апелляционной жалобе администрация Саргатского района Омской области просит решение суда отменить. Настаивает на том, что в рассматриваемом случае земельный участок был предоставлен административному истцу для ведения личного подсобного хозяйства, а не для ведения сельскохозяйственного производства, и относится к землям сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства. Действие подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ не распространяется на такой земельный участок. Более того, в отношении земель сельскохозяйственного назначения применяется Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", действие которого не распространяется на земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства.

Относительно доводов апелляционной жалобы Поповым А.М. представлены возражения.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений на них, заслушав стороны, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 24.12.2012 между администрацией Саргатского района Омской области (арендодатель) и Поповым А.М. (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка № <...> по условиям которого (в редакции дополнительных соглашений от 07.05.2013 № <...>, от 01.11.2015 № <...>, от 07.10.2019 № <...>) арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду на срок до <...> принадлежащий на праве собственности Саргатскому муниципальному району Омской области земельный участок с кадастровым номером <...> площадью <...> кв.м, расположенный по адресу: <...>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства. В соответствии с пунктом 4.2.4 договора арендатор обязан не осуществлять на участке работы, не соответствующие целевому использованию. Договор аренды и дополнительные соглашения к нему зарегистрированы в установленном порядке Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (л.д. 7-23).

23.03.2021 Попов А.М. обратился в отдел по управлению муниципальным имуществом администрации Саргатского муниципального района Омской области с заявлением о предоставлении ему в собственность без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером <...> на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ (л.д. 46, 47).

Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости по состоянию на 23.03.2021 следовало, что земельный участок с кадастровым номером <...> отнесен к категории земель «земли сельскохозяйственного назначения», установлен вид разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства», площадь <...> кв.м (л.д. 48-54).

Решением отдела по управлению муниципальным имуществом администрации Саргатского муниципального района Омской области, изложенным в письме от 29.03.2021 № <...>, Попову А.М. отказано в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером <...> в связи с несоответствием вида его разрешенного использования, поскольку в порядке, предусмотренном подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ, осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства.

Несогласие с отказом послужило основанием для обращения заявителя с настоящим административным иском в суд.

В ходе судебного разбирательства административный истец пояснял, что использует земельный участок под выращивание картофеля для целей личного потребления.

Сведения о выявленных в рамках государственного земельного надзора нарушениях законодательства при использовании данного земельного участка в материалах дела отсутствуют.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Частью 1 статьи 36 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан и их объединений иметь частную собственность на землю.

Согласно частям 1, 2 статьи 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В соответствии со статьей 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.

В силу подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.

В статье 42 ЗК РФ закреплено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Согласно статье 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.

Действовавший до 04.04.2021 Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540, закреплял, что одним из видов сельскохозяйственного использования земельных участков является «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках», которое включает в себя производство сельскохозяйственной продукции без права возведения объектов капитального строительства.

Аналогичное положение предусмотрено введенным в действие с 05.04.2021 Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" (далее - Федеральный закон от 07.07.2003 N 112-ФЗ) личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.

В статье 4 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ определено, что для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).

Таким образом, ведение личного подсобного хозяйства на полевых земельных участках предполагает ведение сельскохозяйственного производства.

Статьей 39.17 ЗК РФ регламентирован порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

Согласно пункту 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса.

Подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в статье 39.16 ЗК РФ.

Проанализировав приведенные нормы в совокупности с установленными по делу обстоятельствами, суд первой инстанции, пришел к правильному выводу о необоснованности отказа административного ответчика, поскольку ведение личного подсобного хозяйства на полевых земельных участках предполагает ведение сельскохозяйственного производства и действие подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ распространяется на полевые земельные участки, предоставленные для ведения личного подсобного хозяйства.

Доводы апелляционной жалобы о невозможности предоставления земельного участка в собственность на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ ввиду того, что спорный земельный участок имеет вид разрешенного использования и был предоставлен в аренду для ведения личного подсобного хозяйства, а не для ведения сельскохозяйственного производства, основаны на неправильном толковании норм, регулирующих спорные правоотношения.

Испрашиваемый земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, используется административным истцом на основании договора аренды по целевому назначению более трех лет, сведения о выявленных в рамках государственного земельного надзора нарушениях законодательства при использовании данного земельного участка в материалах дела отсутствуют, заявление о заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов подано заявителем до дня истечения срока договора аренды земельного участка, у него возникло право на приобретение данного земельного участка в собственность в порядке, предусмотренном подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться, в частности: указание на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению.

Суд не вправе подменять деятельность органов законодательной, исполнительной власти, так как иное означало бы нарушение закрепленных Конституцией Российской Федерации принципов разделения властей, самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также прерогатив органов государственной власти субъектов Российской Федерации и судов общей юрисдикции (статьи 10, 11, 118 Конституции Российской Федерации).

При таких данных, учитывая, что суд вправе осуществлять проверку законности оспариваемого решения только по изложенному в нем основанию, оснований, предусмотренных ст. 39.16 ЗК РФ в оспариваемом решении не приведено, судебная коллегия соглашается с избранным судом способом восстановления нарушенных прав административного истца путем возложения на администрацию Саргатского муниципального района Омской области обязанности рассмотреть заявление от 23.03.2021 по существу.

Позиция суда первой инстанции аргументирована ссылками на нормы права и подтверждается материалами дела, в связи с чем судебная коллегия не усматривает предусмотренных ст. 310 КАС РФ оснований для признания решения суда незаконным и необоснованным.

Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Саргатского районного суда Омской области от 30 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное определение изготовлено 09.07.2021