ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1276/2023 от 03.08.2023 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Судья Медная Ю.В. Дело № 33а-6265/2023 (№ 2а-1276/2023)

64RS0045-01-2023-001115-59

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

03 августа 2023 года город Саратов

Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Горбуновой А.В.,

судей Литвиновой М.В., Дементьева А.А.,

при секретаре Стерликовой К.А,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 20 по Саратовской области к Веретошенко С. М. о взыскании задолженности по налогам и пени, по апелляционной жалобе Веретошенко С. М. на решение Кировского районного суда города Саратова от 18 апреля 2023 года, которым административные исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Горбуновой А.В., объяснения Веретошенко С.М. и её представителя Паникарской Е.Н., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 20 по Саратовской области Черекаевой М.С., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на неё, исследовав материалы дела,

установила:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 20 по Саратовской области (далее инспекция, налоговый орган) обратилась в суд с административным иском, в котором просила о взыскании с Веретошенко С.М. задолженности по налогу на доходы физических лиц, полученные в соответствии со статьей 228 НК РФ, за 2019 год в сумме 66 522 рубля, пени в размере 6 116 рублей 69 копеек, штраф в размере 16 630 рублей 50 копеек, задолженность по налогу на доходы физических лиц, полученные в соответствии со статьей 228 НК РФ, за 2018 год в сумме 1 633 372 рубля, пени в размере 274 488 рублей 18 копеек, штраф в размере 408 343 рубля; пени по земельному налогу за 2016-2018 годы в размере 2 рубля 14 копеек.

Требования мотивированы тем, что 23 декабря 2021 года и 24 декабря 2021 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № 8 по Саратовской области были вынесены решения № 5639 и № 5736, соответственно о привлечении Веретошенко С.М. к ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных пунктом 1 статьи 119, пунктом 1 статьи 122 НК РФ. Указанные решения не обжаловались, вступили в законную силу.

В связи с неисполнением указанных решений в добровольном порядке, административному ответчику были направлены требования № 5356, № 5357 от 15 февраля 2022 года об уплате налога, сбора, пени и штрафа, которые также остались без исполнения.

Согласно сведениям, представленным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, в 2016-2018 годах Веретошенко С.М. являлась собственником земельных участков. В связи с этим налоговым органом административному ответчику были направлены уведомления № 16126115 от 29 августа 2018 года об уплате земельного налога за 2016 год в размере 33 рубля, за 2017 год в размере 3 рубля и № 243201 от 11 июля 2019 года об уплате земельного налога за 2018 год в размере 27 рулей.

Поскольку в добровольном порядке земельный налог оплачен не был, было произведено начисление пени за 2016 год за период с 04 декабря 2018 года по 07 июля 2019 года в размере 0 рублей 17 копеек, за 2017 год за период с 04 декабря 2018 года по 07 июля 2019 года в размере 1 рубль 83 копейки, за 2018 год за период с 03 декабря 2019 года по 25 декабря 2019 года в размере 0 рублей 14 копеек.

В адрес Веретошенко С.М. также направлялись требования № 40551 от 08 июля 2019 года и № 60292 от 26 декабря 2019 года об уплате налогов, пени и штрафов, однако данные требования остались без исполнения.

03 июня 2022 года мировым судьей судебного участка № 6 Кировского района города Саратова был выдан судебный приказ о взыскании с Веретошенко С.М. задолженности по налогу на доходы, пени и штрафа в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 20 по Саратовской области. Определением мирового судьи судебного участка № 6 Кировского района города Саратова от 26 сентября 2022 года данный судебный приказ отменен.

Решением Кировского районного суда города Саратова от 18 апреля 2023 года административные исковые требования удовлетворены. С Веретошенко С.М. в пользу налогового органа взыскана задолженность по налогу на доходы физических лиц, полученных в соответствии со статьей 228 НК РФ, за 2019 год в сумме 66 522 рубля, пени в размере 6116 рублей 69 копеек, штраф в размере 16 630 рублей 50 копеек, задолженность по налогу на доходы физических лиц, полученных в соответствии со статьей 228 НК РФ, за 2018 год в сумме 1 633 372 рубля, пени в размере 274 488 рублей 18 копеек, штраф в размере 408 343 рубля; пени по земельному налогу за 2016-2018 годы в размере 2 рубля 14 копеек.

Также с Веретошенко С.М. в доход государства взыскана государственная пошлина в размере 20 227 рублей 36 копеек.

В апелляционной жалобе Веретошенко С.М. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований. Считает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Указывает, что не была надлежащим образом извещена о рассмотрении принятых решений о привлечении к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

В возражениях на апелляционную жалобу Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 20 по Саратовской области полагает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме (часть 1 статьи 308 КАС РФ), судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, подпункту 1 пункта 1 статьи 3, статей 23, 45 НК РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В силу части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со статьей 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (часть 6 статьи 289 КАС РФ).

Согласно статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Исходя из положений статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В статье 87 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность проведения налоговым органом камеральных и выездных проверок с целью контроля за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение: о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения; об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (пункт 7 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 101.2 Налогового кодекса Российской Федерации в случае обжалования решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в апелляционном порядке такое решение вступает в силу в части, не отмененной вышестоящим налоговым органом, и в не обжалованной части со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе.

Решение о привлечении к ответственности (отказе в привлечении) за совершение налогового правонарушения подлежит исполнению со дня своего вступления в силу (пункт 1 статьи 101.3 Налогового кодекса Российской Федерации).

В пункте 3 статьи 101.3 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на основании вступившего в силу решения лицу, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, направляется в установленном статьей 69 данного Кодекса порядке требование об уплате налога, соответствующих пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за налоговое правонарушение.

В силу статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате эти налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. Налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.

На основании подпункта 4 пункта 1 статьи 228 и пункта 1 статьи 229 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - физические лица, получившие доход, при получении которого не был удержан налог налоговым агентом, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию по налогу на доходы не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно пункту 3 статьи 229 Налогового кодекса Российской Федерации уплата налога, доначисленного по налоговым декларациям, порядок представления которых определен указанным пунктом, производится не позднее чем через 15 календарных дней с момента подачи такой декларации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

На основании пункта 1 статьи 210 названного Кодекса при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение, которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 указанного Кодекса.

В пункте 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при определении размера налоговых баз в соответствии с пунктом 6 статьи 210 названного Кодекса налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета, в частности при продаже имущества.

Вместе с тем, на основании подпункта 4 пункта 2 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено подпунктом 2.1 или 2.2 пункта 2 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации, положения подпункта 1 пункта 1 статьи 220 указанного Кодекса не применяются в отношении доходов, полученных от продажи имущества, которое использовалось в предпринимательской деятельности.

Таким образом, имущественный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 1 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении дохода от продажи имущества, которое использовалось в предпринимательской деятельности, не предоставляется.

Из материалов дела следует, что решением заместителя начальника МРИФНС № 8 по Саратовской области № 5736 от 24 декабря 2021 года Веретошенко С.М. привлечена к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 6 652 рубля, по пункту 1 статьи 119 НК РФ в виде штрафа в размере 9 978,5 рубля, начислен налог в сумме на доходы физических лиц за 2019 год в размере 66 522 рублей, пени в размере 6 116, 69 рублей.

Решением заместителя начальника МРИФНС № 8 по Саратовской области № 5639 от 23 декабря 2021 года Веретошенко С.М. привлечена к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 163 337 рублей, по пункту 1 статьи 119 НК РФ в виде штрафа в размере 245 006 рублей; налогоплательщику доначислен налог на доходы физических лиц за 2018 год в размере 1 633 372 рублей и начислены пени в размере 274 488,18 рублей.

Установлено, что в 2016-2018 годах Веретошенко С.М. являлась собственником следующих земельных участков: кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>; кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается сведениями, представленными Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области.

Налоговым органом в адрес Веретошенко С.М. были направлены налоговые уведомления № 16126115 от 29 августа 2018 года об уплате налога на имущество и земельного налога за 2016-2017 годы, № 243201 от 11 июля 2019 года за 2018 год.

Земельный налог был оплачен Веретошенко С.М. несвоевременно и не в полном объеме, в связи с чем налоговым органом в соответствии с действующим налоговым законодательством было произведено начисление пени за несвоевременную оплату земельного налога за 2016 год за период с 04 декабря 2018 года по 07 июля 2019 года в размере 0 рублей 17 копеек, за 2017 год за период с 04 декабря 2018 года по 07 июля 2019 года в размере 1 рубль 83 копейки, за 2018 год за период с 03 декабря 2019 года по 25 декабря 2019 года в размере 0 рублей 14 копеек в сумме 2 рубля 01 копейка.

В связи с неоплатой налоговых платежей административному ответчику в соответствии со статьями 69,70 НК РФ направлялось требование об уплате налога и пени: № 40551 по состоянию на 08 июля 2019 года и № 60292 по состоянию на 26 декабря 2019 года. Требование направлено в электронном виде в личный кабинет налогоплательщика. Однако в установленный требованием срок оплата налогов и пени Веретошенко С.М. в полном объеме не была произведена.

03 июня 2022 года мировым судьей судебного участка № 6 Кировского района города Саратова был выдан судебный приказ о взыскании с Веретошенко С.М. задолженности по налогу на доходы, пени и штрафа в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 20 по Саратовской области.

Определением мирового судьи судебного участка № 6 Кировского района города Саратова от 26 сентября 2022 года данный судебный приказ отменен.

Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 20 по Саратовской области поступило в Кировский районный суд города Саратова 27 февраля 2023 года, что свидетельствует о соблюдении установленного срока для обращения в суд с настоящим иском (л.д. 6).

Разрешая административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 20 по Саратовской области, суд первой инстанции, правильно применив нормы материального права (в том числе статьи 45, 48, 52, 57, 69, 75, 101, 119, 122, 208, 210, 224 Налогового кодекса Российской Федерации), обоснованно исходил из того, что налоговым органом соблюден предусмотренный законом порядок взыскания с Веретошенко С.М. задолженности по налогу на доходы физических лиц, штраф и пени, начисленной на задолженность по налогам, доказательств исполнения обязанности по своевременной уплате исчисленных сумм налогов, штрафа и пени налогоплательщиком в полном объеме не представлено, срок на обращение в суд с административным иском не пропущен, в связи с чем пришел к обоснованному выводу об удовлетворении административного искового заявления.

Поскольку налоговым органом соблюдены предусмотренные законом сроки и порядок взыскания налоговых платежей, имущество, являющееся объектом налогообложения, в спорный период принадлежало Веретошенко С.М., судебная коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 20 по Саратовской области требования и взыскал с налогоплательщика задолженность по обязательным платежам и пени.

Правильность расчета подлежащей взысканию суммы налоговых платежей и пени судом апелляционной инстанции проверена и сомнений не вызывает. Административным истцом при исчислении налога были учтены все налоговые перечисления Веретошенко С.М.

Судебной коллегией установлено, что Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Саратовской области вынесены решения № 5639 от 23 декабря 2021 года и № 5736 от 24 декабря 2021 года о привлечении Веретошенко С.М. к ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных пунктом 1 статьи 119, пунктом 1 статьи 122 НК РФ по причине несоответствия положениям пункта 1 статьи 221 НК РФ и позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 28 января 2021 года №309-ЭС20-2246, от 20 мая 2021 года№309-ЭС21-6042, от 04 июня 2021 года №309-ЭС21-9331.

Так, 20 января 2021 года Веретошенко С.М. представлена налоговая декларация по форме 3-НДФ за 2018 год, в которой отражен доход в сумме 16 930 000 рублей, полученный от продажи недвижимого имущества.

В ходе камеральной налоговой проверки установлено, что Налогоплательщиком в 2018 году зарегистрировано отчуждение, находившихся в его собственности, а именно:

1. Жилой дом по адресу: <адрес> Кадастровый . Дата регистрации 04 декабря 2017 года, дата снятия 28 сентября 2018 года. Размер полученного дохода составил 400 000 рублей.

2. Иные строения, помещения и сооружения (баня) расположенные по адресу: <адрес>. Кадастровый . Дата регистрации 04 декабря 2017 года, дата снятия 28 сентября 2018 года. Размер полученного дохода составил 200 000 рублей.

3. Жилой дом по адресу: <адрес>. Кадастровый . Дата регистрации 13 января 2016 года, дата снятия 28 сентября 2018 года. Размер полученного дохода составил 850 000 рублей.

4. Земельный участок (назначение: для ведения гражданами садоводства и огородничества) по адресу: Кадастровый . Дата регистрации 13 января 2016 года, дата снятия 28 сентября 2018 года. Размер полученного дохода составил 100 000 рублей.

5. Квартира по адресу: <адрес>. Кадастровый . Дата регистрации 26 июня 2018 года, дата снятия 20 сентября 2018 года. Размер полученного дохода составил 2 200 000 рублей.

6. Квартира по адресу: <адрес>. Кадастровый . Дата регистрации 26 июня 2018 года, дата снятия 20 сентября 2018 года. Размер полученного дохода составил 2 400 000 рублей.

7. Квартира по адресу: <адрес>. Кадастровый . Дата регистрации 23 марта 2016 года, дата снятия 20 сентября 2018 года. Размер полученного дохода составил 1 000 000 рублей.

8. Квартира по адресу: <адрес>. Кадастровый . Дата регистрации 31 декабря 2015 года, дата снятия 20 сентября 2018 года. Размер полученного дохода составил 2 460 000 рублей.

9. Иные строения, помещения и сооружения по адресу: <адрес>. Кадастровый . Дата регистрации 24 декабря 2015 года, дата снятия 20 сентября 2018 года. Размер полученного дохода составил 720 000 рублей.

10. Квартира по адресу: <адрес> Кадастровый . Дата регистрации 24 мая 2018 года, дата снятия 14 июня 2018 года. Размер полученного дохода составил 2 350 000 рублей.

11. Квартира по адресу: <адрес>. Кадастровый . Дата регистрации 27 декабря 2017 года, дата снятия 09 августа 2018 года. Размер полученного дохода составил 2 150 000 рублей.

12. Квартира по адресу: <адрес> Кадастровый . Дата регистрации 03 мая 2018 года, дата снятия 07 августа 2018 года. Размер полученного дохода составил 2 100 000 рублей.

В представленной налоговой декларации Налогоплательщиком заявлено право на:

-имущественный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 1 пункта 1 статьи 220 НК РФ в сумме фактически произведенных расходов по приобретению указанных объектов в размере 14 610 000 рублей.

- имущественный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 1 пункта 1 статьи 220 НК РФ в сумме фактически произведенных расходов по приобретению указанных объектов в размере 1000 000 рублей и 720 000 рублей.

- имущественный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 1 пункта 1 статьи 220 НК РФ в сумме фактически произведенных расходов по приобретению указанных объектов в размере 2 000 000 рублей.

Налоговая база согласно данной декларации составляет – 0 рублей, сумма подлежащая у плате в бюджет – 0 рублей.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, Инспекцией принято решение от 23 декабря 2021 года № 5639 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», которым Веретошенко С.М. привлечена к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 163 337 рублей, по пункту 1 статьи 119 НК РФ в виде штрафа в размере 245 006 рублей, налогоплательщику доначислен налог на доходы физических лиц в размере 1 633 372 рублей и начислены пени в размере 274 488 рублей 18 копеек.

По результатам проверки Налогоплательщику предоставлены налоговые вычеты в общей сумме 3 950 000 рублей, а именно:

1. Согласно представленному договору купли-продажи недвижимости от 25 сентября 2018 года Веретошенко С.М. в 2018 продает за 700 000 рублей следующее недвижимое имущество:

<адрес>:

- Жилой дом по адресу: <адрес>, кадастровый . Цена указанная в договоре 400 000 рублей.

- Иные строения, помещения и сооружения (баня) расположенные по адресу: <адрес>. Кадастровый . Цена указанная в договоре 200 000 рублей.

- Земельный участок по адресу: <адрес>, кадастровый . Цена указанная в договоре 100 000 рублей.

На основании определения Саратовского районного суда Саратовской области от 26 октября 2017 года дело №2-5/1999 и от 19 января 1999 года дело 2-5, согласно которым вышеперечисленные объекты недвижимости приобретены Налогоплательщиком в браке более пяти лет назад, следовательно, обязанность по уплате налога, предусмотренная статьей 228 НК РФ отсутствует.

2. Согласно представленному договору купли-продажи недвижимости Веретошенко С.М. продает за 950000 рублей следующее недвижимое имущество:

- Жилой дом по адресу: <адрес> Кадастровый . Цена указанная в договоре 850 000 рублей.

- Земельный участок (назначение: для ведения гражданами садоводства и огородничества) по адресу: <адрес>. Кадастровый . Цена указанная в договоре 100 000 рублей.

Актуальная кадастровая стоимость на 01 января 2018 года составляет 406 290 рублей 36 копеек.

В соответствии с пунктом 5 статьи 217.1 НК РФ, в случае, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на продаваемый объект недвижимого имущества, умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях налогообложения налогом доходы налогоплательщика от продажи указанного объекта принимаются равными кадастровой стоимости этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на соответствующий объект недвижимого имущества, умноженной на понижающий коэффициент 0,7.

Следовательно, размер дохода по объекту с кадастровым составляет 284 403 рублей (406 290 рублей 36 копеек х 70%).

Таким образом, размер дохода, полученного от продажи земельного участка (кадастровый ) и жилого дома (кадастровый ) составляет 1 134 403 рубля 26 копеек (850 000 рублей + 284 403 рубля 26 копеек).

Налогоплательщиком представлены документы:

- Договор купли-продажи недвижимого имущества от 28 декабря 2015 года, согласно которому Веретошенко С.М. приобретает земельный участка (кадастровый ) и жилого дома (кадастровый ) у ООО «ЯРМАРКА НЕДВИЖИМОСТИ»;

- копию квитанции к приходному кассовому ордеру №17 от 28 декабря 2015 года ООО «ЯРМАРКА НЕДВИЖИМОСТИ» на сумму 950 000 рублей.

В связи с чем Веретошенко С.М. имеет право на имущественный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 2 пункта 2 статьи 220 НК РФ, в размере 950 000 рублей.

3. Согласно договору купли-продажи квартиры от 08 сентября 2018 года Веретошенко С.М. продает за 1 000 000 рублей квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.

Вышеуказанная квартира принадлежит налогоплательщику на основании Свидетельства о праве на наследство по завещанию от 29 ноября 2016 года.

Таким образом, налогоплательщик имеет право на имущественный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 2 пункта 2 статьи 220 НК РФ, в размере 1 000 000 рублей.

4. Согласно договору купли-продажи квартиры от 08 сентября 2018 года квартира, расположенная по адресу: <адрес>, приобретена Веретошенко С.М. за 2 460 000 рублей у ЗАО «Шэлдом».

Налогоплательщиком представлены копии квитанций к приходным кассовым ордерам № 67 от 28 мая 2015 года, №70 от 01 июня 2015 года, № 73 от 02 июня 2015 года, №№78, 79 от 04 июня 2015 года, 87 от 09 июня 2015 года на общую сумму 2 460 000 рублей, оплаченных Веретошенко С.М. по договору №259/а долевого участия от 15 мая 2015 года, что подтверждает правомерность заявленного налогоплательщиком имущественного налогового вычета, предусмотренного подпунктом 3 пункта 1 статьи 220 НК РФ по расходам, затраченным на приобретение квартиры в размере 2 000 000 рублей.

Исходя из положений пункта 2 статьи 11 НК РФ индивидуальными предпринимателями являются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств.

При этом физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них Налоговым кодексом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 17 декабря 1996 года № 20-П (также в определениях от 15 мая 2001 года № 88-О и от 11 мая 2012 года № 833-О), имущество физического лица юридически не разграничено на имущество, используемое в предпринимательской деятельности и используемое в личных целях. При получении физическим лицом доходов от деятельности, не относимой им к предпринимательской, но подлежащей квалификации в качестве таковой, на указанное лицо будет распространяться соответствующий режим налогообложения, установленный Налоговым кодексом для индивидуальных предпринимателей.

О наличии в действиях гражданина признаков предпринимательской деятельности могут свидетельствовать, в частности, взаимосвязанность всех совершенных гражданином в определенный период времени сделок, функциональные характеристики объектов на предмет изначальной возможности либо невозможности их использования для личных потребительских нужд, систематичность и периодичность получения дохода от использования имущества и другое.

Для отнесения деятельности к предпринимательской существенное значение имеет не только факт получения прибыли, но направленность действий лица на ее получения.

На основании сведений, имеющихся в налоговом органе, по состоянию с 22 января 2014 года и по настоящее время Веретошенко С.М. является участником в качестве (учредителя, директора, заявителя) в ООО «Торговый дом «АВТО-ПЛЮС» ИНН .

Согласно договорам купли-продажи, приложенным к налоговой декларации, квартиры, расположенные по адресам:

- <адрес>;

- <адрес>;

- <адрес>;

- <адрес>

Были приобретены у ООО «Торговый дом «Авто-плюс», где на момент приобретения Веретошенко С.М. являлась директором.

Согласно копии паспорта, приложенной к декларации, а также данных налогового органа, Веретошенко С.М. зарегистрирована по адресу: <адрес> 21 мая 1997 года по настоящее время.

Факт того, что вышеуказанные объекты недвижимого имущества приобретались и реализовывались Веретошенко С.М как физическим лицом, денежные средства за приобретение и реализацию объектов недвижимости получены ею как физическим лицом, систематически совершаемые сделки по приобретению/отчуждению недвижимых имуществ в течение непродолжительного периода времени, не свидетельствует об использовании имущества в личных целях.

Следовательно, налогоплательщиком осуществлялась деятельность, связанная с приобретением и продажей недвижимого имущества.

Исходя из изложенного, в нарушение требований, предусмотренных подпунктом 4 пункта 2 статьи 220 НК РФ, налогоплательщик не в праве уменьшить сумму своих облагаемых налогом на доходы физических лиц доходов, полученных от продажи, в частности недвижимого имущества, которое использовалось в деятельности на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этого имущества, учитывая, что указанный налогоплательщик не имеет права на получение имущественного налогового вычета, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 220 НК РФ.

23 декабря 2021 года вынесено решение №5639 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», которое вступило в силу.

20 января 2021 года Веретошенко С.М. представлена налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за 2019 год, в которой отражен доход в сумме 1 583 707,74 руб., полученный от продажи недвижимого имущества.

В ходе камеральной налоговой проверки установлено, Налогоплательщиком в 2019 году зарегистрировано отчуждение, находившихся в его собственности, а именно квартира по адресу: <адрес>. Кадастровый . Дата регистрации 04 января2017 года, дата снятия 28 июня 2019 года. Размер полученного дохода составил 1 583 707 рублей 74 копейки.

В представленной налоговой декларации Налогоплательщиком заявлено право на имущественный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 1 пункта 1 статьи 220 НК РФ в сумме фактически произведенных расходов по приобретению указанных объектов в размере 2 000 000 рублей.

Веретошенко С.М. заявлен к возврату переходящий остаток имущественного вычета, предусмотренного подпунктом 3 пункта 1 статьи 220 НК РФ в размере 9 360 рублей.

По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки установлено, что в налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц 3-НДФЛ за 2019 год, представленной 20 января 2020 года Веретошенко С.М., неправомерно заявлен имущественный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 3 пункта 1 статьи 220 НК РФ по расходам, затраченным ею на приобретение квартиры, расположенной по адресу: г. <адрес>, в размере 2 000 000 рублей.

Заявленный имущественный налоговый вычет использован полностью на основании налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц 3-НДФЛ за 2018 год, представленной 20 января 2021 года.

24 декабря 2021 года вынесено решение № 5736 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», которое вступило в силу.

Каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если по мнению этого лица такие акты, действия или бездействие нарушают его права (статья 137 НК РФ)

В налоговом законодательстве закреплен обязательный досудебный порядок урегулирования налоговых споров для решений по камеральным и выездным налоговым проверкам (пункт 2 статьи 138 НК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 138 НК РФ, жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права.

Апелляционной жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование не вступившего в силу решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного в соответствии со статьей 101 настоящего Кодекса, если, по мнению этого лица, обжалуемое решение нарушает его права.

Административное дело об оспаривании гражданином, не являющимся индивидуальным предпринимателем, решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, представляющего собой ненормативный правовой акт данного органа, рассматривается судом общей юрисдикции в порядке, установленном главой 22 «Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» КАС РФ (статьи 218-228).

Согласно положениям статей 22 и 24 КАС РФ административное исковое заявление к налоговому органу об оспаривании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть подано в суд по месту нахождения налогового органа или в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом.

Таким образом, Веретошенко С.М. своим правом на обжалование спорных решений не воспользовалась.

Доводы апелляционной жалобы о том, что Веретошенко С.М. не была надлежащим образом извещена о рассмотрении принятых решений о привлечении к ответственности за совершение налоговых правонарушений, является несостоятельным в силу следующего.

Установлено, что 20 января 2021 года Веретошенко С.М. представлена налоговая декларация за 2018 год.

В соответствии со статьей 88 НК РФ с 20 января 2021 года по 20 апреля 2021 года налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка вышеуказанной декларации.

В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

По итогам проведенной проверки составлен акт налоговой проверки от 12 мая 2021 года № 2580. Акт налоговой проверки и извещение о времени и месте рассмотрения налоговой проверки от 12 мая 2021 года №5332 направлены в адрес Веретошенко С.М. почтовой корреспонденцией (ШПИ 41097259579392).

Также 28 октября 2021 года вышеуказанные акт и извещение вручены лично Веретошенко С.М., что подтверждается подписью на документах.

В целях соблюдения права налогоплательщика, предусмотренного пункта 6 статьи 100 НК РФ, на представление письменных возражений на акт налоговой проверки в течение одного месяца со дня получения акта, и в связи с началом исчисления указанного месячного срока с даты получения Веретошенко С.М. Акта, рассмотрение материалов налоговой проверки назначено на 01 июля 2021 года. Налогоплательщик не воспользовался правом на обжалование Акта налоговой проверки.

Рассмотрение материалов налоговой проверки состоялось 01 июля 2021 года в отсутствии Веретошенко С.М.

Инспекцией вынесено решение № 3658 от 02 июля 2021 года об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в связи с неявкой лица, участие которого необходимо для их рассмотрения.

Извещением № 7481 о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки от 01 июля 2021 года Веретошенко С.М. приглашена на рассмотрение материалов проверки на 27 июля 2021 года, направлено по почте (ШПИ 4109725967250).

Рассмотрение материалов налоговой проверки состоялось 27 июля 2021 года в отсутствии Веретошенко С.М.

Инспекцией вынесено решение № 4215 от 27 июля 2021 года об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в связи с неявкой лица, участие которого необходимо для их рассмотрения.

Извещением № 8538 о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки от 27 июля 2021 года Веретошенко С.М. приглашена на рассмотрение материалов проверки на 24 августа 2021 года. Направлено по средством личного кабинета налогоплательщика.

Рассмотрение материалов налоговой проверки состоялось 24 августа 2021 года в отсутствии Веретошенко С.М.

Инспекцией вынесено решение № 4790 от 24 августа 2021 года об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в связи с неявкой лица, участие которого необходимо для их рассмотрения.

Извещением № 9625 о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки от 24 августа 2021 года Веретошенко С.М. приглашена на рассмотрение материалов проверки на 20 сентября 2021 года. Направлено почтой (ШПИ 41097261605645).

Рассмотрение материалов налоговой проверки состоялось 20 сентября 2021 года в отсутствии Веретошенко С.М.

Инспекцией вынесено решение № 5637 от 28 сентября 2021 года об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в связи с неявкой лица, участие которого необходимо для их рассмотрения.

Извещением № 10894 о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки от 27 сентября 2021 года Веретошенко С.М. приглашена на рассмотрение материалов проверки на 25 октября 2021 года. Направлено посредством личного кабинета налогоплательщика.

Рассмотрение материалов налоговой проверки состоялось 25 октября 2021 года в отсутствии Налогоплательщика.

Инспекцией вынесено решение №6480 от 25 октября 2021 года об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в связи с неявкой лица, участие которого необходимо для их рассмотрения.

Извещением № 12185 о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки от 25 октября 2021 года Веретошенко С.М. приглашена на рассмотрение материалов проверки на 22 ноября 2021 года. Вручено 28 октября 2021 года Веретошенко С.М., что подтверждается подписью.

Рассмотрение материалов налоговой проверки состоялось 22 ноября 2021 года в отсутствии Веретошенко С.М.

Инспекцией вынесено решение №7617 от 22 ноября 2021 года об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в связи с неявкой лица, участие которого необходимо для их рассмотрения.

Извещением № 14655 о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки от 22 ноября 2021 года Веретошенко С.М. приглашена на рассмотрение материалов проверки на 20 декабря 2021 года. Направлено посредством личного кабинета налогоплательщика.

Рассмотрение материалов налоговой проверки состоялось 20 декабря 2021 года в отсутствии Налогоплательщика.

В соответствии пунктом 7 статьи 101 НК РФ в течение 10 дней по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового выносит решение.

По результатам рассмотрения материалов камеральной проверки, Инспекцией 23 декабря 2021 года принято решение №5639 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения».

Вышеуказанное решение направлено в адрес Веретошенко С.М. почтой (ШПИ 41097266601031), также дополнительно направлено через личный кабинет Налогоплательщика.

Веретошенко С.М. не воспользовалась правом обжалования решения, предоставленным статьей 139 НК РФ.

20 января 2021 Веретошенко С.М. представлена налоговая декларация за 2019 год.

В соответствии со статьей 88 НК РФ с 20 января 2021 года по 20 апреля 2021 года инспекцией проведена камеральная налоговая проверка вышеуказанной декларации.

В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

По итогам проведенной проверки составлен акт налоговой проверки от 12 мая 2021 года № 2583. Акт налоговой проверки и извещение о времени и месте рассмотрения налоговой проверки от 12 мая 2021 года №5 335 направлены в адрес Веретошенко С.М. почтовой корреспонденцией (ШПИ 41097259579392).

Также 28 октября 2021 года вышеуказанные акт и извещение вручены лично Веретошенко С.М., что подтверждается подписью на документах.

В целях соблюдения права налогоплательщика, предусмотренного пунктом 6 статьи 100 НК РФ, на представление письменных возражений на акт налоговой проверки в течение одного месяца со дня получения акта, и в связи с началом исчисления указанного месячного срока с даты получения Налогоплательщиком Акта, рассмотрение материалов налоговой проверки назначено на 01 июля 2021 года.

Налогоплательщик не воспользовался правом на обжалование Акта налоговой проверки.

Рассмотрение материалов налоговой проверки состоялось 01 июля 2021 года в отсутствии Веретошенко С.М.

Инспекцией вынесено Решение №3659 от 02 июля 2021 года об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в связи с неявкой лица, участие которого необходимо для их рассмотрения.

Извещением № 7482 о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки от 02 июля 2021 года Веретошенко С.М. приглашена на рассмотрение материалов проверки на 27 июля 2021 года. Направлено по почте (ШПИ 41097259672505).

Рассмотрение материалов налоговой проверки состоялось 27 июля 2021 года в отсутствии Веретошенко С.М.

Инспекцией вынесено Решение № 4218 от 27 июля 2021 года об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в связи с неявкой лица, участие которого необходимо для их рассмотрения.

Извещением № 8540 о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки от 27 июля 2021 года Веретошенко С.М. приглашена на рассмотрение материалов проверки на 24 августа 2021 года. Направлено посредством личного кабинета налогоплательщика.

Рассмотрение материалов налоговой проверки состоялось 24 августа 2021 года в отсутствии Веретошенко С.М.

Инспекцией вынесено Решение №4791 от 24 августа 2021 года об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в связи с неявкой лица, участие которого необходимо для их рассмотрения.

Извещением № 9626 о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки от 24 августа 2021 года Веретошенко С.М. приглашена на рассмотрение материалов проверки на 20 сентября 2021 года. Направлено почтой России (ШПИ 41097261605645).

Рассмотрение материалов налоговой проверки состоялось 20 сентября 2021 года в отсутствии Веретошенко С.М.

Инспекцией вынесено Решение №5638 от 28 сентября 2021 года об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в связи с неявкой лица, участие которого необходимо для их рассмотрения.

Извещением № 10895 о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки от 27 сентября 2021 года Веретошенко С.М. приглашена на рассмотрение материалов проверки на 25 октября 2021 года. Направлено посредством личного кабинета налогоплательщика.

Рассмотрение материалов налоговой проверки состоялось 25 октября 2021 года в отсутствии Веретошенко С.М.

Инспекцией вынесено Решение №6481 от 25 октября 2021 года об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в связи с неявкой лица, участие которого необходимо для их рассмотрения.

Извещением № 12191 о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки от 25 октября 2021 года Веретошенко С.М. приглашена на рассмотрение материалов проверки на 22 ноября 2021 года. Вручено 28 октября 2021 года Веретошенко С.М., что подтверждается подписью.

Рассмотрение материалов налоговой проверки состоялось 22 ноября 2021 года в отсутствии Веретошенко С.М.

Инспекцией вынесено Решение №7615 от 22 ноября 2021 года об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в связи с неявкой лица, участие которого необходимо для их рассмотрения.

Извещением № 14652 о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки от 22 ноября 2021 года Веретошенко С.М. приглашена на рассмотрение материалов проверки на 20 декабря 2021 года. Направлено посредством личного кабинета налогоплательщика.

Рассмотрение материалов налоговой проверки состоялось 20 декабря 2021 года в отсутствии Веретошенко С.М.

В соответствии пунктом 7 статьи 101 НК РФ в течение 10 дней по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового выносит решение.

По результатам рассмотрения материалов камеральной проверки, Инспекцией 24 декабря 2021 года принято Решение №5636 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения».

Вышеуказанное решение направлено в адрес Налогоплательщика почтой (ШПИ 41097266601031), также дополнительно направлено через личный кабинет Налогоплательщика.

Веретошенко С.М. не воспользовалась правом обжалования решения, предоставленным статьи 139 НК РФ.

Доводы административного ответчика о том, что кадастровая стоимость объектов недвижимости является завышенной, проверялись судебной коллегией и не могут повлечь отмену судебного акта, по следующим основаниям.

Согласно пункту 2 статьи 214.10 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на проданный объект недвижимого имущества (в случае образования этого объекта недвижимого имущества в течение налогового периода - кадастровая стоимость этого объекта недвижимого имущества, определенная на дату его постановки на государственный кадастровый учет), умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях налогообложения доходы налогоплательщика от продажи этого объекта недвижимого имущества принимаются равными умноженной на понижающий коэффициент 0,7 соответствующей кадастровой стоимости этого объекта недвижимого имущества.

Как следует из материалов дела, кадастровая стоимость объектов установлена, согласно сведениям, представленным ППК «Роскадастр» с 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на проданный объект недвижимого имущества, что также подтвердила допрошенная в суде апелляционной инстанции в качестве специалиста главный налоговый инспектор Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Саратовской области Арутюнян Е.Н.

Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию административного ответчика с изложенными выводами суда первой инстанции, оценкой фактических обстоятельств дела, однако, оспариваемый судебный акт постановлен исходя из собранных по делу доказательств в их совокупности, которые получили оценку суда с учетом требований статьи 84 КАС РФ.

По мнению судебной коллегии, выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона, апелляционная жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановленного по делу судебного акта.

Каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение состоявшегося по делу решения, судебной коллегией не установлено.

Руководствуясь статьями 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда города Саратова от 18 апреля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Веретошенко С. М. - без удовлетворения.

На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба (представление) через Кировский районный суд города Саратова в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи