ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1277/19 от 31.01.2020 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело № 33а-515/2020 город Хабаровск

(номер дела в суде первой инстанции № 2а-1277/2019)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего Поздняковой О.Ю.,

судей Герасимовой О.В., Романовой И.А.,

при секретаре Цой М.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 31 января 2020 года административное дело по административному иску Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 6 по Хабаровскому краю к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пени, страховым взносам на обязательное медицинское страхование и пени,

по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 22 октября 2019 года,

заслушав доклад судьи Романовой И.А., объяснения ФИО1,

УСТАНОВИЛА:

МИФНС № 6 по Хабаровскому краю (далее – Инспекция) обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пени, страховым взносам на обязательное медицинское страхование и пени.

В обоснование заявления Инспекция указала, что ответчик является плательщиком транспортного налога, в связи с чем, ответчику направлено налоговое уведомление № 19167161 от 21.08.2018 об уплате транспортного налога за 2017 год. Так как в установленные законом сроки налогоплательщиком не исполнена обязанность по уплате транспортного налога за 2017 год, МИФНС России № 6 по Хабаровскому краю в адрес налогоплательщика было выставлено и направлено требование от 29.01.2019 № 2597 об уплате налога (пени, штрафа).

В период с 2017 г. по 2018 г. ФИО1 являлась плательщиком страховых взносов и была обязана уплачивать их в установленные законом сроки. Инспекцией в адрес плательщика было выставлено требование от 28.01.2019 № 101408 об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование. Задолженность взыскана в судебном порядке, однако судебный приказ в отношении ФИО1, вынесенный 16.05.2019, определением от 27.05.2019 мирового судьи судебного участка № 17 Кировского района г.Хабаровска отменен в связи с поступлением возражений от ФИО1 относительно его исполнения. Инспекция, с учетом частичной оплаты задолженности налогоплательщиком, просила взыскать с ФИО1 сумму задолженности: по требованию от 28.01.2019 № 101408 - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование с 2018 г. в размере 9 165,53 руб., пени в размере 62,45 руб. – 2017 г., пени в размере 42,62 руб. – 2018 г., всего 9 270,60 руб.; по требованию от 28.01.2019 № 101408 - страховые взносы на обязательное медицинское страхование с 2018 г. в размере 284,81 руб., пени в размере 0,04 руб., всего 284,85 руб.

Решением Кировского районного суда города Хабаровска от 22 октября 2019 года требования Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 6 по Хабаровскому краю к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пени, страховым взносам на обязательное медицинское страхование и пени удовлетворены.

Взыскана с ФИО1 в пользу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 6 по Хабаровскому краю задолженность:

- по требованию от 28.01.2019 г. № 101408 в виде страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с 2018 года в размере 9 165,53 руб., пени в размере 62,45 руб. – 2017 г., пени в размере 42,62 руб. – 2018 г., всего 9 270,60 руб.;

- по требованию от 28.01.2019 г. № 101408 в виде страховых взносов на обязательное медицинское страхование с 2018 года в размере 284,81 руб., пени в размере 0,04 руб., всего 284,85 руб.

Взыскана с ФИО1 государственная пошлина в федеральный бюджет в размере 400 руб. 00 коп.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение отменить как незаконное, ссылается на отсутствие задолженности на дату подачи административного искового заявления. Полагает, что неверное указание ею КБК в платежном поручении к образованию недоимки не ведет. Считает, в этой связи, что у налогового органа отсутствовали основания для начисления пени. Указывает о неизвещении ее о месте и времени рассмотрения дела, неполучении административного искового заявления, что лишило ее возможности защищать свои права и представлять доказательства.

В судебное заседание представитель Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 6 по Хабаровскому краю не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом.

ФИО1 доводы жалобы поддержала, указав, что налоговым органом принято решение об уточнении платежей, все уплаченные ею суммы зачтены.

Согласно ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав административного ответчика, проверив решение суда в соответствии с ч.1 ст.308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из ст.57 Конституции Российской Федерации, и в соответствии с ч. 1 ст.3, п.1 ч. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.

Согласно п. 2 и п.3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора и, по общему правилу, прекращается с уплатой налога.

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога (п.1 ст.45 НК РФ).

Судом первой инстанции установлено и из материалов следует, что ФИО1 в спорный налоговый период являлась владельцем транспортных средств, которые, в соответствии с п.1 ст.358 НК РФ, признаны объектом налогообложения.

Межрайонной ИФНС России № 6 по Хабаровскому краю в отношении ФИО1 исчислен транспортный налог за 2017 год, со сроком уплаты не позднее 03.12.2018, в связи с чем, ей было выставлено налоговое уведомление от 21.08.2018 № 19167161, направленное заказным письмом в адрес налогоплательщика 18.09.2018.

В связи с неисполнением обязанности по уплате транспортного налога за 2017 год в установленные сроки, в адрес налогоплательщика направлено требование от 29.01.2019 № 2597 через личный кабинет налогоплательщика 29.01.2019, со сроком исполнения 19 марта 2019 года.

В установленный срок требования налогового органа не исполнены, что явилось основанием для обращения налогового органа в суд с административным иском о принудительном взыскании недоимки по налогу и пени, начисленной за просрочку исполнения требования об уплате налога.

В соответствии со ст.10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" объект обложения страховыми взносами, база для начисления страховых взносов, суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов, порядок обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Согласно п.1 ст.419 НК РФ, плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе индивидуальные предприниматели.

В период с 2017 года по 2018 год ФИО1 являлась плательщиком страховых взносов.

В силу п.1 ст.432 НК РФ, исчисление суммы страховых взносов производится пальщиком самостоятельно в соответствии со ст.430 НК РФ.

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей ( п.2 ст.432 НК РФ).

В адрес плательщика страховых взносов Инспекцией выставлено требование от 28.01.2019 № 101408 об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, направленное ФИО1 по телекоммуникационным каналам связи, со сроком исполнения до 7 февраля 2019 года.

Налоговый орган, посчитав неисполненным обязанность налогоплательщика по уплате транспортного налога и страховых взносов в установленные сроки, обратился с заявлением о вынесении судебного приказа к мировому судье судебного района «Кировский район г.Хабаровска» судебного участка № 17.

Вынесенный мировым судьей 16.05.2019 судебный приказ определением мирового судьи от 27 мая 2019 года отменен в связи с поступлением 27.05.2019 от ФИО1 возражений относительно его исполнения.

Налоговый орган обратился в суд с иском, исходя из имеющейся по состоянию на 14.08.2019 у ФИО1 задолженности:

- недоимки по транспортному налогу за 2017 год в размере 152 690 рублей и пени в размере 2 192,37 руб.;

- недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в размере 9 165, 53, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в размере 62,45 руб.; за 2018 год в размере 42,62 руб.;

- недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2018 год в размере 284, 81 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2018 год в размере 0,04 руб.

В ходе рассмотрения дела в суде, налоговый орган уточнил исковые требования, исходя из исполнения добровольно обязанности налогоплательщика по уплате недоимки и пени по транспортному налогу за 2017 год, и просил взыскать: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование с 2018 года в размере 9 165,53 руб., пени в размере 62,45 руб. – 2017 год, пени в размере 42,62 руб. – 2018 год, всего 9 270,60 руб.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование с 2018 г. в размере 284,81 руб., пени в размере 0,04 руб., всего 284,85 руб.

Разрешая требования, суд первой инстанции исходил из того, что обязанность правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы, а также вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений страховых взносов возложена положениями законодательства на плательщиков страховых взносов; страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года; ФИО1 должна была исполнить обязанность по уплате недоимки в срок до 07.02.2019 включительно, однако указанную обязанность не исполнила.

В этой связи, проверив соблюдение налоговым органом порядка и сроков направления уведомления, требования, правильность исчисления размера страховых взносов и пени, сроки обращения в суд с требованиями о взыскании задолженности по страховым взносам, исполнение обязанности по уплате недоимки и пени ФИО1 по транспортному налогу в заявленном Инспекцией размере, суд посчитал требования налогового органа о взыскании заложенности и пени по страховым взносам обоснованными, взыскав задолженность по уплате страховых взносов с административного ответчика в заявленном Инспекцией размере.

Судебная коллегия с выводами суда о наличии неисполненной у ФИО1 обязанности по уплате страховых взносов в спорный период, не может согласиться, исходя из следующего.

ФИО1, указывая об отсутствии задолженности на дату подачи административного искового заявления, ссылается на то, что все расчеты с бюджетом по налогам и взносам были ею произведены своевременно в 2018 году, при этом денежные средства по нескольким платежам были ею направлены с ошибочным указанием КБК.

В этой связи, ФИО2 полагает, что обязанность по уплате налогов и страховых взносов ею исполнена со дня предъявления в банк поручения на перечисление налога, исходя из наличия на ее счете средств в достаточном размере для исполнения обязанности, а указание ею в платежном поручении неверного КБК к образованию недоимки не ведет. По этой причине считает, что у налогового органа отсутствовали основания для начисления пени, обращения в суд с иском, т.к. сведения о произведенных ею платежах были направлены в Инспекцию и последней было известно об отсутствии задолженности по расчетам с бюджетом.

Указанные доводы апелляционной жалобы заслуживают внимание, поскольку, исходя из письменных пояснений и представленных документов налоговым органом в суд апелляционной инстанции по запросу суда, страховые вносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (за расчётные периоды, начиная с 1 января 2017 года) за 2018 год оплачены налогоплательщиком своевременно и в полном объёме. Задолженность, послужившая поводом для обращения в суд, указана налоговым органом в результате того, что 5 платежных поручений в общей сумме 9 750 рублей по страховым взносам на ОПС в фиксированном размере за 2017 год были оплачены налогоплательщиком на КБК страховых взносов до 01.01.2017. 28.11.2019 Инспекцией приняты решения об уточнении платежей, которые исполнены УФК и зачтены в КРСБ.

Налоговый орган подтверждает, что задолженность по административному исковому заявлению отсутствует.

Оплата страховых взносов в заявленном налоговым органом размере ФИО1 своевременно подтверждается приложенными Инспекцией снимками с экрана программного комплекса «АИ Налог 2.7.2 платежных документов по оплате ОПС и ОМС.

В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога прекращается с уплатой налога и на основании подпункта 1 пункта 3 статьи 45 указанного Кодекса, по общему правилу, считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика (со счета иного лица в случае уплаты им налога за налогоплательщика) в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.

Согласно подпункту 4 пункта 4 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога не признается надлежаще исполненной в случае неправильного указания налогоплательщиком или иным лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика, в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.

Положения подпункта 4 пункта 4 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающие основания для признания обязанности по уплате налога неисполненной, корреспондируют с пунктом 7 указанной статьи, предусматривающим процедуру уточнения платежа.

При обнаружении налогоплательщиком (иным лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика) ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации, налогоплательщик в течение трех лет с даты перечисления таких денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации вправе представить в налоговый орган по месту учета заявление об уточнении платежа в связи с допущенной ошибкой с приложением к нему документов, подтверждающих уплату соответствующего налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период, статус плательщика или счет Федерального казначейства.

При обнаружении налоговым органом ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации, налоговый орган в течение трех лет со дня перечисления таких денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации самостоятельно принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога в бюджетную систему Российской Федерации.

При уточнении платежа налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему Российской Федерации до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа.

Частью 1 статьи 40 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что доходы от федеральных налогов и сборов, региональных налогов, местных налогов и сборов, страховых взносов на обязательное социальное страхование, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными настоящим Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями настоящего Кодекса, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации с момента их зачисления на единый счет этого бюджета (часть 2 статьи 40 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Из приведенных нормативных положений, в их системной взаимосвязи, следует, что обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной в случае поступления этих взносов на счет.

Поступления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года), за 2018 год оплачены налогоплательщиком своевременно и в полном размере, что подтверждается налоговым органом с приложением соответствующих документов, и следует из платежных поручений, представленных налогоплательщиком.

Как указывает налоговый орган и подтверждает ФИО1, Инспекция указала задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2017 год по причине поступления денежных средств по 5 платежным поручениям на КБК страховых взносов до 01.01.2017.

Согласно статье 18 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетной классификацией Российской Федерации является группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемая для составления и исполнения бюджетов, а также группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов и (или) операций сектора государственного управления, используемая для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, обеспечивающая сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Правильное указание кода бюджетной классификации необходимо лишь для правильного распределения средств, как между бюджетами, так и внутри данного бюджета.

Вместе с тем, нормами закона код бюджетной классификации (КБК) в качестве обязательного реквизита в платежном документе (платежном поручении), без которого или в связи с ошибочным указанием которого обязанность по уплате страхового взноса считается неисполннной, не указан, а при правильном указании счета Федерального казначейства сумма налога в любом случае поступит в бюджетную систему. В этой связи, неправильное указание кода бюджетной классификации в платежном поручении не является основанием для признания обязанности по уплате налога неисполненной в рамках статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации.

Учитывая, что при оформлении платежного документа налогоплательщиком была допущена ошибка в указании кода бюджетной классификации, иные реквизиты указаны верно, документы о своевременном поступлении платежа и отсутствии задолженности в спорный период имелись у налогового органа на дату взыскания задолженности судом, вывод суда о том, что административным истцом не была исполнена соответствующая обязанность является неверным, оснований считать, что, в силу статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, обязанность ФИО1 по уплате страховых взносов не исполнена, у суда первой инстанции не имелось.

Данные обстоятельства об отсутствии задолженности в размере заявленных требований, своевременной оплате налогоплательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года), за 2018 год, подтверждаются налоговым органом, который 28.11.2019 принял решение об уточнении платежей, которые исполнены УФК и зачтены в КРСБ.

При отсутствии задолженности в размере предъявленных требований налоговым органом, у суда первой инстанции отсутствовали предусмотренные законом основания для взыскания суммы задолженности по страховым взносам и пени в заявленном размере.

В этой связи, решение нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований Межрайонной ИФНС России № 6 по Хабаровскому краю.

Доводы апелляционной жалобы о допущенном судом первой инстанции нарушении норм процессуального права – ненадлежащем извещении административного ответчика о месте и времени рассмотрения дела, повлекшем ограничение в реализации процессуальных прав, опровергаются доказательствами исполнения судом, в соответствии с требованиями процессуального законодательства, обязанности извещения административного ответчика о месте и времени судебного заседания.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", по смыслу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю.

Извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Изложенные правила подлежат применению, в том числе к судебным извещениям и вызовам (глава 9 КАС РФ), если законодательством об административном судопроизводстве не предусмотрено иное.

Бремя доказывания того, что судебное извещение или вызов не доставлены лицу, участвующему в деле, по обстоятельствам, не зависящим от него, возлагается на данное лицо (часть 4 статьи 2, часть 1 статьи 62 КАС РФ).

Учитывая, что обязанность суда по заблаговременному извещению административного ответчика о месте и времени судебного заседания исполнена – в адрес административного ответчика направлены судебные извещения, возвращенные в суд без вручения адресату за истечением срока хранения, судом правильно ответчик признан извещенным надлежащим образом, что, в соответствии со ст.150 КАС РФ, свидетельствует об ошибочности доводов апелляционной жалобы о допущенных нарушениях норм процессуального права судом, рассмотревшим дело в отсутствие извещенного, в соответствии с законом, ответчика о месте и времени судебного заседания.

Вопреки доводам жалобы, административный ответчик, не обеспечивший получение поступающей почтовой корреспонденции, и не проявивший должной степени осмотрительности, несет риск возникновения неблагоприятных последствий в результате неполучения судебного извещения.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кировского районного суда города Хабаровска от 22 октября 2019 года отменить, вынести по делу новое решение.

В удовлетворении административного иска Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 6 по Хабаровскому краю к ФИО1 отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Председательствующий О.Ю.Позднякова

Судьи О.В.Герасимова

И.А.Романова