ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1278/2022 от 06.09.2022 Смоленского областного суда (Смоленская область)

Судья Шевцова Н.Г. № 33а –2393/2022

№ 2а-1278/2022

67RS0002-01-2021-008859-48

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего Ивановой О.А.

судей Штейнле А.Л., Туникене М.В.,

при помощнике судьи Трищенкове А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке административное дело по административному исковому заявлению МУП «Смоленсктеплосеть» к ГУ МЧС России по Смоленской области об оспаривании предписания об устранении нарушений обязательных требований в области гражданской обороны с апелляционной жалобой ГУ МЧС России по Смоленской области на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 5 мая 2022 года.

Заслушав доклад судьи Штейнле А.Л., объяснения представителя ГУ МЧС России по Смоленской области Салынского А.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя МУП «Смоленсктеплосеть» Кочубаевой Ю.В. против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

МУП "Смоленсктеплосеть" обратилось в суд с административным иском к ГУ МЧС России по Смоленской области о признании незаконным предписания ГУ МЧС России по Смоленской области от 14.10.2021 № 5/ГО об устранении нарушений обязательных требований в области гражданской обороны, взыскании с административного ответчика расходов по оплате государственной пошлины в размере 2000 руб., сославшись на то, что предписание выдано ненадлежащему лицу, т.к. предприятие не является собственником защитных сооружений гражданской обороны и лицом, обязанным осуществлять их содержание, а также на неисполнимость указанного предписания, поскольку в нем отсутствуют конкретные нарушения и указания о порядке их устранения.

В судебном заседании представитель административного истца Ломберг Я.Д. заявленные требования поддержал.

Представители ГУ МЧС России по Смоленской области Стабров С.С., Салынский А.А. административный иск не признали, указав, что принадлежность защитных сооружений определяется паспортом защитного сооружения, в предписании констатируются только факты нарушений, рекомендации по их устранению не даются, административный истец не обращался за разъяснением предписания.

Представители привлеченных судом к участию в деле заинтересованных лиц Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях, Администрации г. Смоленска в судебное заседание не явились.

Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 5.05.2022 г. административный иск удовлетворен: признано незаконным предписание ГУ МЧС России по Смоленской области от 14.10.2021 № 5/ГО об устранении нарушений обязательных требований в области гражданской обороны; с ГУ МЧС России по Смоленской области в пользу МУП «Смоленсктеплосеть» взыскано 2000 рублей в счет возмещения судебных расходов по оплате государственной пошлины.

В апелляционной жалобе ГУ МЧС России по Смоленской области просит решение суда отменить и принять новое – об отказе в удовлетворении административного иска. Указывает, что оспариваемое предписание, вопреки выводам суда, соответствует требованиям ст. 90 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», содержит указания на действия (бездействия), в которых выразились нарушения, и соответствующие нормы, которые не соблюдены и должны быть исполнены, при этом выбор способа исполнения указанных в предписании нарушений предоставлен лицу, их допустившему. Предписание соответствует образцу предписания, содержащемуся в приложении № 6 к Административному регламенту Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны, утверждённому приказом МЧС России от 26.06.2012 N 358 и пункту 78 Административного регламента. Приложение № 6 не содержит сведений, предписывающих отражать конкретные действия, направленные на устранение допущенных нарушений. Указанные в графе № 3 структурные единицы нормативного правового акта, требования которого нарушены, позволяют в полной мере определить способ устранения выявленных нарушений. Формулировка выявленных нарушений указана в строгом соответствии с формой проверочного листа (списка контрольных вопросов), используемого при осуществлении государственного надзора в области гражданской обороны, утвержденной приказом МЧС России от 27.02.2018 № 78. Кроме того, согласно ст. 94 Федерального закона № 248-ФЗ контролируемое лицо вправе обратиться с ходатайством к должностному лицу надзорного органа с вопросом о разъяснении способа и порядка исполнения решения, однако таких ходатайство от МУП «Смоленсктеплосеть» не поступало. Генеральный директор и инженер по режиму, гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям МУП «Смоленсктеплосеть» успешно прошли обучение в СОГБУ «Пожарно-спасательный центр» по направлениям, связанным с гражданской обороной, позволяющим самостоятельно определить комплекс мероприятий, необходимых для устранения выявленных нарушений.

В возражениях на апелляционную жалобу МУП «Смоленсктеплосеть» просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность решения в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" под требованиями в области гражданской обороны понимаются специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно п. 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309, к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и техники, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

Как следует из положений Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (ст. 9).

Согласно статье 6 Федерального закона N 28-ФЗ Правительство Российской Федерации определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

В соответствии с п. 8 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 (далее – Порядок), федеральные органы исполнительной власти: по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют общую потребность в объектах гражданской обороны для организаций, находящихся в сфере их ведения; организуют создание объектов гражданской обороны; принимают в пределах своей компетенции нормативные акты по созданию объектов гражданской обороны, доводят их требования до сведения указанных организаций и контролируют их выполнение; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на соответствующих территориях: определяют общую потребность в объектах гражданской обороны; в мирное время создают, сохраняют существующие объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны (п. 9 Порядка).

Организации создают в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объекты гражданской обороны; обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, в том числе сооружений метрополитенов, используемых в качестве защитных сооружений гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны (п. 10 Порядка).

При этом указанный пункт ссылки на организационно-правовые формы организаций не содержит, следовательно, данная обязанность возложена на все организации независимо от организационно-правовой формы.

Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583 (далее - Правила) установлены требования к эксплуатации защитных сооружений, которые должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии с п.1.2 Правил статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта защитного сооружения гражданской обороны.

На основании пунктов 1.3, 1.6, 1.7 и 1.8 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 N 583 обязанность по обеспечению своевременного технического обслуживания и ремонта защитных сооружений гражданской обороны; их содержанию в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, в соответствии с требованиями нормативных технических документов, возложена на организации, эксплуатирующие защитные сооружения.

При эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени (п. 3.2.1 Правил).

Как следует из материалов дела, в соответствии с паспортами убежищ (противорадиационных укрытий) оформленных 30.11.2005 г., МУП «Смоленсктеплосеть» принадлежат и находятся в эксплуатации убежища (противорадиационные укрытия) по адресам: г. Смоленск, Тульский пер., д.7, № 67-у-007 (дата приемки в эксплуатацию – 1992); г. Смоленск, Краснинское шоссе, д.33, № 67-у-008 (дата приемки в эксплуатацию - май 1984 г.); г. Смоленск, Краснинское шоссе, д.33-а, № 67-у-009, (дата приемки в эксплуатацию – март 1990 г.) с указанными в паспорте техническими характеристиками.

Согласно уведомлениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области от 17.02.2022 г., в ЕГРН отсутствуют сведения об объектах недвижимости: сооружениях № 67-у-007, № 67-у-008, № 67-у-009, при этом МУП «Смоленсктеплосеть» принадлежит на праве хозяйственного ведения административное здание, расположенное по адресу: г. Смоленск, Краснинское шоссе, д. 33, дата государственной регистрации права – 13.10.2010 г. (т. 1, л.д. 145-155).

В соответствии с постановлением Администрации г. Смоленска от 10.08.2007 № 2151-адм за муниципальным унитарным предприятием «Смоленсктеплосеть» закреплено на праве хозяйственного ведения движимое и недвижимое имущество согласно приложениям № 1, 2. В Приложении № 2 к указанному постановлению приведен перечень недвижимого имущества, находящегося на балансе МУП «Смоленсктеплосеть» по состоянию на 01.07.2007 г., в котором указаны, в том числе, административный корпус, Тульский переулок, 7, инвентарный № 1336; производственная база по Краснинскому шоссе (административное здание литера А-А» общей площадью 2332,4 кв.м, здание гаража литера Б-Б1 общей площадью 614 кв.м, здание склада с навесом литера В-В1 общей площадью 1095,1 кв.м, проходная литера Г общей площадью 13,6 кв.м, здание склада литера Д общей площадью 265,9 кв.м), дом 33, инвентарный № 3386; здание производственной базы литера А-А2 площадью3956,3 кв.м по Краснинскому шоссе, 33а, инвентарный № 03379, а также иные, находящиеся по данным адресам объекты недвижимости (т. 2, д.д. 118-121).

На основании решения заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Смоленска управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Смоленской области от 29.09.2021 г. № 5/ГО в период с 11.10.2021 г. по 14.10.2021 г. в отношении МУП «Смоленсктеплосеть» проведено контрольное (надзорное) мероприятие в форме выездной проверки по следующим адресам: г. Смоленск, Тульский пер., д. 7; г. Смоленск, Краснинское шоссе, д. 33; г. Смоленск, Краснинское шоссе, д. 33-а, по результатом которой предприятию выдано предписание от 14.10.2021 № 5/ГО об устранении в срок до 01.10.2023 г. нарушений обязательных требований в области гражданской обороны.

В соответствии с данным предписанием МУП «Смоленсктеплосеть» необходимо устранить выявленные в ходе контрольного (надзорного) мероприятия следующие нарушения:

организацией в полном объеме не осуществляются мероприятия по поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию объектов гражданской обороны, а именно защитных сооружений гражданской обороны: №67-у-007, №67-у-008, 67-у-009; основание: п. 1 ст. 9 ФЗ № 28-ФЗ, п. 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, п.п. 2,3-6,10-12 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, п. 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях; срок устранения нарушения – 01.10.2023г.;

организацией при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности не выполняются требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их на режим защитных сооружений, условия для безопасного пребывания укрываемых в военное время, а также условия для безопасного пребывания укрываемых в чрезвычайных ситуациях мирного времени; основание: п. 1 ст. 9 ФЗ № 28-ФЗ, п. 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, п. 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, п.п. 3.2.1, 3.2.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны; срок устранения нарушения – 01.10.2023г.;

организацией не обеспечено содержание инженерно-технического оборудования защитных сооружений гражданской обороны в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению; основание: п. 1 ст. 9 ФЗ № 28-ФЗ, п. 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, п. 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, п.п. 3.2.11-3.2.25 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, срок устранения нарушения – 01.10.2023 г.;

организацией не производится техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт технических систем защитных сооружений гражданской обороны, строительных конструкций защитных сооружений гражданской обороны в полном объеме и с установленной периодичностью; основание: п. 1 ст. 9 ФЗ № 28-ФЗ, п. 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, п.16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, п.п. 5.1.1-5.1.7, 5.2.1-5.2.4, 5.3.1-5.3.4 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, срок устранения нарушения – 01.10.2023 г.;

организацией не обеспечивается постоянная готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения защитных сооружений гражданской обороны к переводу их к использованию по предназначению, а именно не обеспечиваются условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны в военное время и условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны в чрезвычайных ситуациях мирного времени; основание: п. 1 ст. 9 ФЗ № 28-ФЗ, п. 13 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, п.п. 2-15 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время (утвержден приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21.07.2005 №575), срок устранения нарушения – 01.10.2023 г.

20.10.2021 г. МУП «Смоленсктеплосеть» подана жалоба на имя начальника ГУ МЧС России по Смоленской области.

Решением заместителя начальника Главного управления – начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Смоленской области от 15.11.2021 г. № 1 жалоба МУП «Смоленсктеплосеть» оставлена без удовлетворения.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованности доводов МУП «Смоленсктеплосеть», указавшего, что предписание выдано ненадлежащему лицу, так как предприятие не является собственником защитных сооружений и лицом, обязанным осуществлять содержание защитных сооружений гражданской обороны, поскольку в соответствии с выписками из реестра федерального имущества от 24.09.2018 г. защитные сооружения гражданской обороны числятся в реестре федерального имущества.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда по следующим основаниям.

Согласно абз. 3 п. 36 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 10, Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРН. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.

В соответствии с п. 2 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

По делу установлено, что в настоящее время в реестре федерального имущества сведения об упомянутых объектах отсутствуют, право собственности РФ на указанные объекты не зарегистрировано. Выписки из реестра федерального имущества от 24.09.2018г., согласно которым спорные защитные сооружения гражданской обороны числятся в реестре федерального имущества, не являются документами, подтверждающими право собственности.

При этом судом первой инстанции установлено, что организацией, эксплуатирующей защитные сооружения гражданской обороны, является МУП «Смоленсктеплосеть»: убежища по адресу: г. Смоленск, Тульский пер., д.7, № 67-у-007 - с 1992 года; убежища по адресу: г. Смоленск, Краснинское шоссе, д.33, № 67-у-008 – с мая 1984 года, убежища по адресу: г. Смоленск, Краснинское шоссе, д.33-а, № 67-у-009 – с марта 1990 года, что подтверждается паспортами убежищ, оформленных с участием представителя МУП «Смоленсктеплосеть». Также право хозяйственного ведения на указанные объекты закреплено за МУП «Смоленсктеплосеть» в соответствии с постановлением Администрации г. Смоленска от 10.08.2007 № 2151-адм.

Таким образом, с учетом положений Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое предписание обоснованно выдано надлежащему лицу - организации, эксплуатирующей защитные сооружения гражданской обороны, МУП «Смоленсктеплосеть».

При этом суд первой инстанции обоснованно признал заслуживающими внимания доводы административного истца о неисполнимости указанного предписания.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд вправе принять решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Как следует из содержания ч. 2 ст. 62 и ч. 11 ст. 226 КАС РФ, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

Вопреки приведенным нормам процессуального права, административным ответчиком доказательства соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого предписания, соответствия содержания предписания нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, не представлены.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда, в том числе жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.

Применяя указанную выше норму права, суд верно указал на то, что предписание как ненормативный правовой акт, содержащий обязательные для исполнения требования властно-распорядительного характера, выносится только в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.

Таким образом, требования, изложенные в предписании, должны быть реально исполнимы, предписание должно содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно допущенных нарушений, которые необходимо устранить при исполнении предписания. Содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами. Оно не должно носить признаки формального выполнения требований.

Исполнимость предписания в таком случае является важным требованием к этому виду правового акта, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность, предусмотренная статьей 19.5 КоАП РФ. Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица, которому оно адресовано, устранить в указанный срок выявленное нарушение (аналогичная позиция содержится в кассационном определении ВС РФ от 08.09.2021 №81-КАД21-6-К8).

Однако оспариваемое административным истцом предписание в полной мере таким требованиям не соответствует.

Действительно, как указано в апелляционной жалобе, формулировка выявленных нарушений указана в строгом соответствии с формой проверочного листа (списка контрольных вопросов), используемого при осуществлении государственного надзора в области гражданской обороны, утвержденной приказом МЧС России от 27.02.2018 № 78, однако данная форма проверочного листа содержит лишь общие формулировки контрольных вопросов, в соответствии с которыми проводится проверка.

При этом оспариваемое предписание, вопреки доводам жалобы, в полном объеме не соответствует образцу предписания, содержащемуся в приложении № 6 к Административному регламенту Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны, утверждённому приказом МЧС России от 26.06.2012 N 358. Приложение № 6, действительно, не содержит сведений, предписывающих отражать мероприятия по устранению выявленных нарушений, такое требование содержалось в Административном регламенте в ранее действующей редакции. Однако редакция Административного регламента, действовавшая на момент выдачи предписания (14.10.2021 г.) обязывает указать в типовой форме предписания в столбце № 2 «вид нарушений установленных требований и мероприятий в области гражданской обороны с указанием конкретного места выявленного нарушения». В оспариваемом предписании ГУ МЧС России по Смоленской области столбец № 2 обозначен как «наименование выявленного нарушения обязательных требований», при указании выявленных нарушений не указано, в чем конкретно они выразились, не указано конкретное место выявленного нарушения. Такие формулировки как «организацией в полном объеме не осуществляются мероприятия по поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию объектов гражданской обороны» (пункт 1 предписания), «не выполняются требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их на режим защитных сооружений, условия для безопасного пребывания укрываемых в военное время, а также условия для безопасного пребывания укрываемых в чрезвычайных ситуациях мирного времени» (пункт 2 предписания), в том числе с учетом приведенных в 3 столбце подлежащих исполнению положений нормативных правовых актов, не позволяют в полной мере определить конкретный вид выявленных нарушений и конкретное место выявленного нарушения.

Таким образом, оспариваемое предписание не в полной мере соответствует критерию исполнимости, и оснований не согласиться с выводами суда о незаконности данного предписания, не имеется.

Вопреки доводам жалобы, необращение контролируемого лица с ходатайством к должностному лицу надзорного органа с вопросом о разъяснении способа и порядка исполнения предписания, не свидетельствует о законности предписания.

При таких обстоятельствах решение суда является законным, обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь ст.ст.308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия,

определила:

решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 5 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ МЧС России по Смоленской области – без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий:

Судьи: