ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1286/2022 от 26.05.2022 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

Дело № 33а-3565/2022

№ 2а-1286/2022 (2а-8874/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 мая 2022 года г. Оренбург

Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Трифоновой О.М.,

судей областного суда Хакимовой О.В., Кучаева Р.Р.,

при секретаре Лексиковой Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Трубникова А.С. к администрации Лазаревского внутригородского района муниципального образования городской округ – курорт Сочи Краснодарского края, первому заместителю главы администрации района Кавицину В.А. о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка,

по апелляционной жалобе администрации Лазаревского внутригородского района муниципального образования городской округ – курорт Сочи Краснодарского края на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 24 февраля 2022 года.

Заслушав доклад судьи Хакимовой О.В., пояснения представителя административного истца Баландиной Е.Н., судебная коллегия

установила:

Трубников А.С. обратился в суд с названным административным исковым заявлением указав, что является владельцем жилого помещения с кадастровым номером , расположенного в жилом доме с кадастровым номером по адресу: (адрес); фактически использует отдельную часть земельного участка с кадастровым номером (обособленный земельный участок с кадастровым номером ) площадью 183 кв.м.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объектах недвижимости от 15 мая 2020 года земельный участок с кадастровым номером находится в собственности муниципального образования город - курорт Сочи.

Жилой дом с кадастровым номером является жилым домом блокированной застройки, а находящееся в нем жилое помещение с кадастровым номером , принадлежащее ему, является автономным блоком, что подтверждается выданным администрацией г.Сочи разрешением на ввод объекта в эксплуатацию № RU23309-1116 от 8 декабря 2014 года, справкой ФИО10 от 16 октября 2019 года № 670-2, заключением эксперта от 23 сентября 2020 года № 2004/10-2.

Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 24 марта 2021 года признан незаконным отказ администрации Лазаревского внутригородского района города Сочи в предоставлении муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка» от 18 декабря 2020 года № 2859.1-0/20. На администрацию Лазаревского внутригородского района города Сочи возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Трубникова А.С. в срок, установленные Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка», утвержденного постановлением администрации города Сочи от 7 мая 2015 года № 1499.

14 сентября 2021 года он повторно обратился в администрацию Лазаревского внутригородского района города Сочи с заявлением о предоставлении муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка», предоставив все документы, предусмотренные пунктами 20-23 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка», утвержденного постановлением администрации города Сочи от 7 мая 2015 года № 1499.

По результатам рассмотрения заявления администрацией Лазаревского внутригородского района города Сочи ему отказано в предоставлении муниципальной услуги в связи с тем, что заявление не соответствует положениям пункта 21 Административного регламента, а именно - подано в иной уполномоченный орган, к полномочиям которого не отнесено оказание муниципальной услуги.

Трубников А.С. просил признать незаконным решение администрации Лазаревского внутригородского района города Сочи от 14 октября 2021 года № О01/2.01-72.П-1697/21 об отказе в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка и обязать администрацию Лазаревского внутригородского района г. Сочи принять решение, предусмотренное пунктом 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.

В ходе рассмотрения к участию в деле в качестве соответчика привлечен первый заместитель главы администрации района Кавицин В.А., в качестве заинтересованного лица - Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования городской округ город - курорт Сочи.

Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 24 февраля 2022 года административный иск Трубникова А.С. удовлетворен. Суд признал незаконным отказ администрации Лазаревского внутригородского района города Сочи в предоставлении муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка» от 14 октября 2021 года № О01/2.01-72-П-1697/21 и возложил на администрацию Лазаревского внутригородского района города Сочи обязанность повторно рассмотреть заявление Трубникова А.С. в сроки, установленные Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка», утвержденного постановлением администрации города Сочи от 7 мая 2015 года № 1499. Так же на административного ответчика решением суда возложена обязанность уведомить суд об исполнении решения в течение одного месяца с момента его вступления в законную силу.

Администрация Лазаревского внутригородского района муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края с решением суда не согласилась, в апелляционной жалобе просит решение отменить и вынести новое, которым в удовлетворении административного иска Трубникова А.С. отказать, полагает, что решение незаконно и необоснованно.

Представитель административного истца Трубникова А.С. – Баландина Е.Н. в судебном заседании просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц на основании части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, выслушав представителя административного истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции.

Из содержания статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в их системном толковании следует, что решения, действия (бездействие) должностных лиц могут быть признаны неправомерными, только если таковые не соответствуют закону и нарушают охраняемые права и интересы граждан либо иных лиц.

Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьями 39.14 и 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов осуществляется с предварительным согласованием предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии со статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов предусматривает: подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»; принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 данного кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»; обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Пунктами 1, 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены требования к содержанию заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, а также перечень документов необходимых для предоставления.

Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;

3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса (часть 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации).

Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка (часть 17 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу пунктов 3.1, 3.6, 3,7 Положения об администрации Лазаревского внутригородского района г. Сочи, утвержденного решением Городского Собрания Сочи от 27 марта 2014 года № 20, администрация Лазаревского внутригородского района г. Сочи является территориальным органом администрации города Сочи, обладает правами юридического лица, имеет свое имущество, источники финансирования за счет бюджета г. Сочи, может от своего имени вступать в имущественные и неимущественные отношения, иметь печать, штампы, бланки, счета в банковских учреждениях. Основной задачей администрации района является исполнение полномочий администрации г. Сочи как исполнительно - распорядительного органа местного самоуправления г. Сочи на территории Лазаревского района.

Аналогичные положения закреплены в статье 52 Устава муниципального образования город - курорт Сочи, принятого решением Городского Собрания Сочи 29 июля 2010 года № 92.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Трубников А.С. является собственником жилого помещения с кадастровым номером , расположенного в жилом доме с кадастровым номером ; фактически он использует отдельную часть земельного участка с кадастровым номером (обособленный земельный участок с кадастровым номером ) площадью 183 кв. метров.

Жилой дом с кадастровым номером расположен на земельном участке с кадастровым номером (единое землепользование), местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка: (адрес), площадью 50 000 +\-78 кв. метров, который является собственностью МО город – курорт Сочи.

8 декабря 2020 года административный истец обратился к административному ответчику с заявлением о предоставлении муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка», предоставив к заявлению: схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории; выписку ЕГРН на жилой дом; выписку ЕГРН на земельный участок; справку от 16 октября 2019 года № 670-2 ФИО10 сведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города-курорта Сочи; заключение эксперта по гражданскому делу №33-4046/2020 от 23 сентября 2020 года № 2004/10-2.

18 декабря 2020 года № 2859.1-0/20 администрацией Лазаревского внутригородского района г.Сочи за подписью первого заместителя главы администрации района Кавицина В.А., Трубникову А.С. отказано в предоставлении муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка» на основании пункта 32 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка», утвержденного постановлением администрации города Сочи от 7 мая 2015 года №1499.

Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 24 марта 2021 года отказ администрации Лазаревского внутригородского района города Сочи в предоставлении муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка» от 18 декабря 2020 года № 2859.1-0/20 признан незаконным. На администрацию Лазаревского внутригородского района города Сочи возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Трубникова А.С.

14 сентября 2021 года Трубников А.С. повторно обратился в администрацию Лазаревского внутригородского района города Сочи с заявлением о предоставлении муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка», предоставив документы, установленные пунктами 20-23 Административного регламента.

Ответом от 14 октября 2021 года № О01/2.01-72.П-1697/21 администрация Лазаревского внутригородского района г.Сочи за подписью первого заместителя главы администрации района - Кавицина В.А., Трубникову А.С. в предоставлении муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка» отказано на основании пункта 21 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка», утвержденного постановлением администрации города Сочи от 7 мая 2015 года №1499.

Не согласившись с решением административного ответчика, истец в установленный статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срок (27 декабря 2021 года) обратился с административным иском.

Удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции исходил из того, что отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка, законного основания не содержит, надлежащая мотивировка и соответствующее обоснование в нем не приведены, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка не содержит указания на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка. Указание на подачу Трубниковым А.С. заявления в орган, к полномочиям которого не отменено оказание муниципальной услуги, как указал в решении суд, противоречат положениям Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка, утвержденного постановлением администрации г. Сочи от 7 мая 2015 года № 1499.

Разрешая вопрос о способе восстановления нарушенных прав административного истца, суд пришел к выводу о необходимости возложения на административного ответчика обязанности повторно в установленный законом срок рассмотреть заявление Трубникова А.С. о предоставлении муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка».

Судебная коллегия с выводами суд первой инстанции соглашается.

В апелляционной жалобе администрация Лазаревского внутригородского района г. Сочи указывает, что заявление не соответствует положениям пункта 21 административного регламента, а именно – подано в иной уполномоченный орган, к полномочиям которого не отнесено оказание муниципальной услуги. Эти доводы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и правомерно признаны необоснованными на основании следующего.

Согласно Административному регламенту предоставления муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка», утвержденному постановлением администрации города Сочи от 7 мая 2015 года № 1499 (далее Административный регламент), уполномоченными органами по предоставлению муниципальной услуги являются департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи и администрации внутригородских районов города Сочи.

Согласно пункту 14 Административного регламента, уполномоченными органами по оказанию муниципальных услуг, указанных в пунктах 3-5, 7, 17-17, 27-30 таблицы (пункт13 Административного регламента), являются администрации внутригородских районов администрации города Сочи (пункт 14 в редакции постановления администрации от 19 декабря 2017 год № 2352).

Пункт 7 таблица (пункт 13 Административного регламента) предусматривает предварительное согласование предоставления земельного участка собственникам расположенных на нем жилых домов, индивидуальных жилых, дачных, садовых домов, жилых строений, гаражей, за исключением жилых помещений (комнат, квартир), если объектом недвижимости, является жилое помещение, расположенное в многоквартирном доме, в порядке, предусмотренном статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 6 части 2 статьи 39.3 ЗК РФ).

Жилой дом с кадастровым номером , в котором находится принадлежащее административному истцу жилое помещение, как установлено вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 24 марта 2021 года, является жилым домом блокированной застройки, а жилое помещение - автономным блоком.

Для получения муниципальной услуги заявитель обращается с соответствующим заявлением в МАУ МФЦ или администрации внутригородских районов города Сочи (пункт 20 Административного регламента).

Утверждение заявителя апелляционной жалобы о том, что административный истец обратился за предоставлением не той муниципальной услуги, не свидетельствует о законности обжалуемого отказа, такого основания в пункте 21 Административного регламента не содержится.

Доводы апелляционной жалобы о том, что административным истцом не соблюдены требования к минимальным размерам земельного участка, что административный истец не вправе испрашивать земельный участок в собственность без согласия всех собственников помещений в здании, основанием для отмены судебного акта также не являются, поскольку, в оспариваемом ответе администрация Лазаревского внутригородского района г. Сочи на такие нарушения не ссылалась, в связи с чем, проверяя законность решения публичного органа власти, суд на такие нарушения также не вправе ссылаться и давать им оценку.

Процессуальных нарушений, являющихся основанием для отмены решения, судом не допущено.

Руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 24 февраля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Лазаревского внутригородского района муниципального образования городской округ – курорт Сочи Краснодарского края – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам главы 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи: