Дело № 33-2283/2022
(номер дела, присвоенный в суде первой инстанции №2а-1295/2022
УИД 72RS0025-01-2021-014539-94)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Тюмень 30 мая 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Чесноковой А.В.,
судей: Завьяловой А.В., Малининой Л.Б.,
при секретаре: Самороковой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО2 на решение Центрального районного суда города Тюмени от 14 января 2022 года, которым постановлено:
«В удовлетворении требований ФИО2 отказать».
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Малининой Л.Б., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО2 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту городского хозяйства Администрации г. Тюмени, Департаменту социального развития Тюменской области о признании незаконным решения Департамента городского хозяйства Администрации г. Тюмени от 15.09.2021 года об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, обязании устранить нарушения, путем предоставления государственной услуги по предоставлению субсидии истцу на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 01.09.2021 года по 28.02.2022 года.
Исковое заявление мотивировано тем, что ФИО2 обратилась в Департамент городского хозяйства администрации города Тюмени с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения за период с 01.09.2021 года по 28.02.2022 года. Решением Департамента городского хозяйства администрации города Тюмени <.......> от 15.09.2021 года было отказано в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения с указанием на то, что расходы семьи не превысили величину соответствующего максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Решением Департамента социального развития Тюменской области ее жалоба на вышеуказанное решение от 15.09.2021 года оставлена без удовлетворения, при этом указано, что в расчетный период были учтены доходы семьи, а именно пособия по безработице, материальная помощь, доходы, полученные по операциям с ценными бумагами, алименты. Считает действия ответчиков незаконными, нарушающими права ее права, поскольку её семья состоит из двух человек: истец и несовершеннолетний ребёнок, при этом истец дохода, кроме пособия на ребенка не имеет, временно не работает и состоит на учете в Центре занятости, алименты не получает, является малоимущей с совокупным доходом в размере 3 403,83 руб. Также указывает, что доход полученный от ценных бумаг в этот период является незначительной.
ФИО2 в судебном заседании суда первой инстанции на заявленных требованиях настаивала.
Представитель Департамента городского хозяйства Администрации города Тюмени ФИО3, в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Представитель Департамента социального развития Тюменской области в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в его отсутствие.
Судом постановлено вышеуказанное решение, не согласившись с которым истец ФИО2 в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Указывает, что судом не дана оценка тому факту, что ГКУ ТО «Центр обеспечения мер социальной поддержки» 27 мая 2021 года признал семью ФИО2 малоимущей с совокупным доходом в размере 3 403,83 руб., при этом не учёл доход с продажи, иной реализации ценных бумаг.
Аналогичной позиции придерживается Федеральная налоговая служба при исчислении налога на доходы физических лиц.
Полагает незаконным действия Департамента, учитывающего наличие (стоимость) самих ценных бумаг, но в заявленный ей для получения компенсации период доход, полученный от ценных бумаг, являлся незначительным. Настаивает на том, что кроме пособия на ребенка, дохода не имеет.
На апелляционную жалобу поступили возражения Департамента городского хозяйства Администрации города Тюмени и Департамента социального развития Тюменской области, в которых просят решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу, без удовлетворения.
Определением судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 25.04.2022 года постановлено перейти к рассмотрению дела по иску ФИО2 к Департаменту городского хозяйства Администрации города Тюмени, Департаменту социального развития Тюменской области о признании незаконным отказа в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения, по правилам гражданского судопроизводства.
Информация о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции была заблаговременно размещена на официальном сайте Тюменского областного суда oblsud.tom.sudrf.ru (раздел «Судебное делопроизводство»).
Истец ФИО2 в судебном заседании в суде апелляционной инстанции жалобу поддержала.
Представитель ответчика Департамента городского хозяйства Администрации города Тюмени ФИО3 в судебном заседании в суде апелляционной инстанции просила оставить без изменения решение суда, а жалобу без удовлетворения.
Иные лица участвующие в деле в суд апелляционной инстанции не явились при надлежащем извещении, уважительных причин отсутствия суду не представили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали в связи с чем, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на неё, судебная коллегия полагает следующее.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 11.09.2021 года ФИО2 обратилась в Департамент городского хозяйства администрации города Тюмени с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения на период с 01.09.2021 года по 28.02.2022 года, с приложением копии паспорта, свидетельства о рождении ребенка, поквартирной карточки, договора найма жилого помещения, решение мирового судьи судебного участка <.......> Ленинского судебного района г. Тюмени о взыскании в её пользу алиментов. Сведения о доходах предоставлены не были (л.д. 33-36).
Из поквартирной карточки следует, что истец с сыном ФИО4 зарегистрированы по адресу: <.......> кв., площадь 29 кв.м., собственником квартиры является отец ФИО5 23.12.2017 г. истец заключила с собственником квартиры ФИО5 договор найма указанного жилого помещения во временное пользование по 31.12.2023 г.(46,47)
Департаментом городского хозяйства администрации города Тюмени в рамках межведомственного взаимодействия была запрошена информация в ФНС России, Департаменте труда и занятости населения Тюменской области, Департаменте социального развития Тюменской области о доходах ФИО2, её семьи.
По сведениям ФНС России от 11.09.2021 года следует, что ФИО2 за период с сентября по декабрь 2020 года имела доходы, полученные по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, в размере указаны в качестве дохода, <.......> руб., материальная помощь при рождении ребенка 15 000 руб. (л.д. 37). Данные сведения также подтверждается информацией представленной УФНС России по Тюменской области от 24.05.2022 г.
По сведения ГАУ ТО ЦЗН г. Тюмени и Тюменского района следует, что ФИО2 за период с сентября по октябрь 2020 года имела доход в размере <.......> руб. (л.д. 38-39).
По сведениям Департамента социального развития Тюменской области, за период с сентября 2020 года по февраль 2021 года ФИО2 и члены её семьи имели доход в размере <.......> руб. (л.д. 40-41).
По сведениям Управления Федеральной налоговой службы по Тюменской области, предоставленным по запросу судебной коллегии, с 22.11.2021 г. состоит на налоговом учёте в ИФНС России по г. Тюмени № 1 в качестве налогоплательщика на профессиональный доход, у истца сумма дохода от купли-продажи ценных бумаг АО «ТИНЬКОФФ БАНК» за 2020 г. <.......> руб., налогооблагаемая база <.......> руб.; за 2021 г. сумма дохода от купли-продажи ценных бумаг АО «ТИНЬКОФФ БАНК», ООО МКК «4ФИНАНС» <.......> руб., налогооблагаемая база 5 207 рублей.
По решению мирового судьи судебного участка <.......> Ленинского судебного района г. Тюмени на содержание ФИО1, <.......> года рождения, в пользу ФИО2 взысканы алименты в размере 5 500 рублей, ежемесячно, с последующей индексацией, начиная с 09.01.2018 года и до совершеннолетия ребенка (л.д. 42-43).
Департаментом городского хозяйства администрации города Тюмени произведен расчет, определен среднемесячный совокупный доход семьи в расчетном периоде в размере <.......> руб., среднедушевой доход семьи в размере <.......> руб., с учетом доходов семьи: пособие по безработице, материальная помощь, доходы, полученные по операциям с ценными бумагами, алименты (л.д. 24-32).
По решению Департамента городского хозяйства администрации города Тюмени истцу было отказано в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения <.......> от 15.09.2021 года в связи с тем, что расходы семьи не превысили величину соответствующего максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (л.д. 9-11).
Департаментом социального развития Тюменской области проведена проверка по обращению ФИО2 в части отказа в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения, в результате чего установлено отсутствие нарушений административных процедур, сроков их исполнения, исчисления совокупного дохода семьи, о чем заявителю направлено уведомление (л.д. 13-14).
В соответствии со ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, право на субсидии имеют граждане: 1) пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; 2) наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда; 3) члены жилищных кооперативов; 4) собственники жилых помещений.
В соответствии с утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» разработаны правила в соответствии со статьей 159 Жилищного кодекса РФ, которые определяют порядок предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) гражданам Российской Федерации, а также иностранным гражданам, если это предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Согласно п. 2 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Для получения субсидии граждане, и члены семей граждан, указанных в (далее - заявители), или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением пакета документов, утвержденный пунктом 8 Правил предоставления субсидий, так п.п. «а» п. 8 необходимо представить копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства, - в случае, если заявитель является нанимателем жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде, членом жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. Заявитель, проходящий военную службу по контракту, зарегистрированный по месту жительства по адресу воинской части, но проживающий ввиду отсутствия служебных жилых помещении в жилых помещениях на условиях заключенного договора найма (поднайма), прилагает к заявлению о предоставлении субсидии копию договора найма (поднайма) в частном жилищном фонде и справку из воинской части об отсутствии возможности предоставления служебного жилого помещения.
Размер субсидии исчисляется по формулам согласно пунктам 23 и 24 Правил и зависит от множества факторов: дохода семьи, величины прожиточного минимума, численности членов семьи, отнесения их к социально-демографическим группам и категориям граждан, фактических расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, муниципального образования, типа жилья, размеров стандартов стоимости ЖКУ и стандартов МДДР, а также суммы получаемых мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Пунктом 34 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761 предусмотрено, что совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина в целях предоставления субсидии исчисляется по правилам, установленным в абзаце втором статьи 5 и статьях 6 - 12 Федерального закона от 05 апреля 2003 года N 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи». Во исполнение этого закона постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года N 512 утвержден Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи.
Порядок исчисления совокупного дохода семьи получателя субсидии урегулирован разделом V Правил, пункты 32 - 35 которого содержат перечень видов доходов граждан, как учитываемых, так и не учитываемых при исчислении совокупного дохода семьи или одиноко проживающего гражданина, в целях предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Согласно подп. «ж» п. 1 Перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года N 512, при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе алименты, получаемые членами семьи, в том числе оплата работ по договорам, заключаемым в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
По общему правилу субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется гражданам, имеющим право на такую меру социальной поддержки.
Распоряжением Департамента социального развития Тюменской области от 25.06.2012 г. № 9-р утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги по предоставлению гражданам субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - Административный регламент).
Согласно пп. «г» п. 2.1. Административного регламента заявитель должен соответствовать следующим критериям – превышение расходов семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, над величиной, соответствующей максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
По п. 17 Административного регламента основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются несоответствие категории гражданина, подавшего заявление, требования к заявителям, указанным в п. п. 2.1. Административного регламента.
Региональные стандарты оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на территории Тюменской области установлены постановлением Правительства Тюменской области от 24.12.2020 № 790-п.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствуясь вышеуказанными нормами права, оценив в совокупности представленные доказательства, исходил из того, что решение Департамента городского хозяйства Администрации г. Тюмени от 15.09.2021 года об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг является законным и обоснованным, соответствующим требованиям действующего законодательства.
Факт наличия в собственности истца большого количества акций банков, частые операции с ними на рынке ценных бумаг, не позволили суду первой инстанции отнести семью истца к семьям со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума, а также к числу нуждающихся в особой защите со стороны государства, на оказание помощи в оплате жилых помещений и коммунальных услуг.
Установленные фактические обстоятельства судебная коллегия в совокупности находит достаточными для отказа истцу в предоставлении субсидии. Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает, поскольку они основаны на правильном определении юридически значимых обстоятельств дела, надлежащей оценке собранных и исследованных в судебном заседании доказательств, применении закона, подлежащего применению. Поскольку расходы истца на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из региональных стандартов нормативной площади помещения, использованной для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, не превышает величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальный услуг в совокупном доходе семьи, правовые основания для удовлетворения заявленных истцом требований отсутствовали.
Доводы истца о том, что она признана малоимущей, доходы от продажи ценных бумаг являются минимальными, стоимость самих ценных бумаг не должна учитываться при определении общего дохода семьи, судом первой инстанции обоснованно не приняты во внимание, поскольку стоимость приобретенных акций подлежит учету в совокупном доходе истца для предоставления субсидии, по сведениям ФНС России в период с сентября по декабрь 2020 г. истец имела доходы по операциям с ценными бумагами в размере 586 448 рублей.
В свою очередь ст. 160 Жилищного кодекса РФ вводит компенсационный механизм в качестве основного способа обеспечения мер социальной поддержки, отдельных категорий граждан, по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Сведений о том, что истец относится к отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов, в материалах дела не имеется.
Несогласие заявителя жалобы с оценкой доказательств и установленными судом обстоятельствами в части правильности исчисления ответчиком совокупного дохода семьи ФИО2, на основании которых суд пришел к выводу об отказе истцу в иске, не может служить основанием для отмены судебного постановления, доводам истца судом первой инстанции была дана надлежащая оценка, оснований для переоценки выводов суда судебная коллегия не находит.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, поскольку оно основано на установленных судом фактических обстоятельствах дела, не противоречит имеющимся по делу доказательствам и соответствует требованиям действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон, на нормы которого суд правомерно сослался.
С учетом приведенных обстоятельств постановленное по делу решение суда следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда города Тюмени от 14 января 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО2, без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 02.06.2022 г.