ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1304/20 от 14.09.2020 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело № 11а – 9342/2020 Судья Андреев И.С.

Дело № 2а-1304/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 сентября 2020 года город Челябинск

Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Аганиной Т.А.

судей Кокоевой О.А., Ишимова И.А.,

при секретаре Ахмировой А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам ФИО16 ФИО1, ФИО18 ФИО2 на решение Советского районного суда г. Челябинска от 05 июня 2020 года по административному иску ФИО16 ФИО3 к Челябинской городской Думе, Конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы города Челябинска, Губернатору Челябинской области о признании незаконными действий и возложении обязанности устранить допущенное нарушение.

Заслушав доклад судьи Кокоевой О.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителей Челябинской городской Думы - ФИО12 и ФИО13, представителя Главы города Челябинска ФИО14 – ФИО15, судебная коллегия,

у с т а н о в и л а:

ФИО16 обратился в суд с административным иском о признании незаконными действий Конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы г. Челябинска при проведении собеседований кандидатов и принятии решения о выборе победителей конкурса; об отмене итогового протокола заседания Конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность Главы города Челябинска от 12 ноября 2019 года и принятых решений о признании конкурса состоявшимся и о признании троих участников конкурса победителями; о возложении на Челябинскую городскую Думу обязанности отменить решение Челябинской городской Думы № 4/2 от 19 ноября 2019 года «Об избрании Главы города Челябинска».

В обоснование заявленных требований указано, что 01 октября 2019 года Челябинской городской Думой было принято решение № 2/3 «Об утверждении положения о порядке проведении конкурса по отбору кандидатур на должность Главы города Челябинска». Данным решением также был объявлен конкурс по отбору кандидатур на должность Главы города Челябинска и назначена дата его проведения - 12 ноября 2019 года. Он 21 октября 2019 года подал заявление и необходимые документы для выдвижения в качестве кандидата на должность Главы города Челябинска. Решением Конкурсной комиссии от 06 ноября 2019 года он зарегистрирован в качестве кандидата и допущен к участию в конкурсе по отбору кандидатур на должность Главы г. Челябинска. 14 ноября 2019 года от Конкурсной комиссии им получено письмо № КК/К13-3, в котором было сообщено, что по решению Конкурсной комиссии, принятом на итоговом заседании, он (истец) не был признан победителем. Считает, что действиями Конкурсной комиссии нарушены его права, в частности, право быть избранным в органы местного самоуправления, а также допущены существенные нарушения при проведении собеседования кандидатов на должность Главы города Челябинска, а именно: проводя индивидуальные собеседования Конкурсная комиссия оценивала разных кандидатов исходя из субъективных предпочтений, не учитывающих объективную специфику данной муниципальной должности. Оспариваемыми действиями его ограничили на участие в конкурсе, по итогам которого он не был признан победителем.

В судебном заседании административный истец ФИО16 поддержал заявленные требования, также предоставил письменные дополнения.

Представитель административного ответчика Челябинской городской Думы - ФИО12 возражала против удовлетворения требований административного истца, по основаниям, изложенным в письменных объяснениях.

Представитель заинтересованного лица Главы г. Челябинска ФИО14 - ФИО15 считал иск не подлежащим удовлетворению, поддержал доводы письменных возражений.

Заинтересованные лица – ФИО17, ФИО18, Губернатор Челябинской области ФИО19 участия в судебном заседании не принимали. При этом ФИО17, ФИО18 ранее пояснили, что заявленные административные требования поддерживают в полном объеме.

Решением суда в удовлетворении требований ФИО16 отказано.

Не согласившись с принятым решением, ФИО16 обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять новое - об удовлетворении требований, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.

В обоснование доводов жалобы указывает на несогласие с выводами суда об отсутствии нарушения его прав, поскольку суд не учел, что он оспаривал действия Конкурсной комиссии, связанные не с допуском к участию его к конкурсу, а действия и решения комиссии при оценке кандидатов, применение к нему установленных критериев и принятие итоговых решений. Суд не дал оценки его доводам о нарушении пункта 3 Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Главы г. Челябинска и представленным доказательствам этого; также не получили оценки и его доводы о том, что Конкурсная комиссия при проведении собеседований не использовала все предусмотренные критерии оценки в отношении кандидатов, что подтверждается представленной им аудиозаписью. Обращает внимание на то, что программы кандидатов оценивались без критериев, уровень знаний у разных кандидатов проверялся в разном объеме и разных отраслях права; что установленные критерии отбора кандидатов противоречили федеральному законодательству, в частности части 2.1 статьи 36 ФЗ № 131. Данные обстоятельства оставлены судом без внимания. Суд, разрешая дело, не принял во внимание определение Верховного Суда РФ от 10 декабря 2019 года. Кроме того, ссылается на то, что Конкурсной комиссией применялся такой критерий оценки как, грамотность изложения информации в выступлении зарегистрированного кандидата, а также взаимосвязь выступления с деятельностью и актуальными задачами органа местного самоуправления, который не предусмотрен Законом Челябинской области от 28 декабря 2016 года № 488-ЗО, в связи с чем, у Конкурсной комиссии имелась широкая свобода усмотрения.

В апелляционной жалобе заинтересованное лицо ФИО18 просит решение суда отменить, принять новое – об удовлетворении требований.

В обоснование доводов жалобы указывает, что ряд норм Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Главы города Челябинска, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 18 декабря 2018 года, признанных Верховным Судом РФ незаконными, продублированы в аналогичном Положении, утвержденном решением Челябинской городской Думы от 01 октября 2019 года. В Положении от 2019 года также отсутствуют конкретные требования, которым должна соответствовать программа кандидата, что привело к тому, что каждый кандидат представил программы, отличающиеся по объему, содержанию, структуре, что препятствует применению объективных и единообразных критериев оценки. Обращает внимание, что неопределенность правовой нормы допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и неизбежно ведет к произволу. Считает, что Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Главы г. Челябинска не отвечает требования правовой определенности, точности и недвусмысленности. Так, Положением не раскрывается, в каком объеме необходимы профессиональные знания нормативных правовых актов, какие положения Бюджетного кодекса РФ, ФЗ «О противодействии коррупции», законов Челябинской области следует считать основными. Также ссылается на то, что участие Губернатора Челябинской области в формировании Конкурсной комиссии противоречит нормам статей 130, 132 Конституции РФ, согласно которым вопросы местного самоуправления должны решаться местным самоуправлением самостоятельно. Обращает внимание на формирование состава комиссии не по принципу установления возможности всестороннего рассмотрения кандидатур на должность Главы г. Челябинска, а по принципу принадлежности к политической партии, доминирующей во властных структурах области. В связи с чем, полагает, что комиссия не обладала должной компетенцией для оценивания конкурсантов. Ссылается на то, что конкурсанты были оценены несправедливо: конкурсанты, победившие в конкурсе, неправильно отвечали на вопросы участников комиссии, но получили наивысшие баллы, что подтверждается аудиозаписью заседания комиссии; что не была разработана и применена справедливая методика оценки управленческого опыта (учитывался только стаж работы на управленческих должностях без учета организации, в которых он получен; не учтены экономические достижения кандидата) и уровня образования кандидата, в том числе качества образования (не учитывался средний балл диплома, образовательное учреждение, выдавшее диплом). Указывает, что поскольку Положение о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Главы г. Челябинска, утвержденное решением Челябинской городской Думы от 01 октября 2019 года, является незаконным, то незаконным является и конкурс по отбору кандидатур на должность Главы города.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители административного ответчика Челябинской городской Думы - ФИО12 и ФИО13, представитель заинтересованного лица Главы города Челябинска ФИО14 – ФИО15 возражали против доводов, изложенных в апелляционных жалобах. Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб, возражения на них, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со статьей 308 КАС РФ, заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 12 и частью 2 статьи 130 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления, определены Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 36 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования (часть 2.1 статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Кандидатом на должность главы муниципального образования может быть зарегистрирован гражданин, который на день проведения конкурса не имеет в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ограничений пассивного избирательного права для избрания выборным должностным лицом местного самоуправления.

В соответствии с абзацами 7 и 8 части 2.1 статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» условиями конкурса могут быть предусмотрены требования к профессиональному образованию и (или) профессиональным знаниям и навыкам, которые являются предпочтительными для осуществления главой муниципального образования полномочий по решению вопросов местного значения.

Законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены учитываемые в условиях конкурса требования к уровню профессионального образования и (или) профессиональным знаниям и навыкам, которые являются предпочтительными для осуществления главой муниципального района, муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.

Как указал Конституционный Суд РФ в своем определении от 03 июля 2018 года № 1676-О при оценке приведенных законоположений в части установления соответствующих дополнительных профессиональных требований следует учитывать, что, хотя какие-либо специальные критерии определения таких требований федеральным законодателем напрямую не оговариваются, неограниченная свобода усмотрения представительного органа муниципального образования при этом не предполагается. Пределы его дискреции очерчиваются как общими положениями, касающимися профессиональных требований к кандидату, так и вытекающими из названных законоположений дополнительными требованиями, связанными с проведением соответствующего конкурса: сам смысл введения таких требований применительно к конкурсу на замещение должности главы муниципального образования, являющегося высшим должностным лицом муниципального образования и возглавляющего местную администрацию (часть 1 и пункт 5 части 2 статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), состоит в создании условий для замещения этой должности квалифицированным лицом, чей уровень и качество профессиональной подготовки отвечают объективной специфике данной муниципальной должности.

В связи с этим, федеральным законодателем не исключается установление представительным органом муниципального образования разумно обоснованных недискриминационных требований, предъявляемых в том числе к уровню образования и квалификации лица, участвующего в конкурсе на замещение должности главы муниципального образования.

Законом Челябинской области от 28 декабря 2016 года № 488-ЗО «О требованиях к уровню профессионального образования, профессиональным знаниям и навыкам, являющимся предпочтительными для осуществления главой муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области, и о признании утратившими силу некоторых законов Челябинской области» установлены учитываемые в условиях конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования требования, которые являются предпочтительными для осуществления главой муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области: 1) к уровню профессионального образования - наличие высшего профессионального образования; 2) к профессиональным знаниям - наличие следующих профессиональных знаний в области законодательства Российской Федерации и Челябинской области: а) знание положений статьи 132 Конституции РФ; б) знание ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» - в части принципов финансового обеспечения осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; в) знание ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - в части порядка наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, осуществления отдельных государственных полномочий, государственного контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий; г) знание Устава (Основного Закона) Челябинской области - в части предметов ведения и полномочий Челябинской области; д) знание законов Челябинской области о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями - в части наименований указанных законов Челябинской области; 3) к профессиональным навыкам - наличие навыков управленческой деятельности: опыт работы на руководящих должностях в организациях, государственных органах, органах местного самоуправления, а также деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, являющегося работодателем.

Согласно части 2 статьи 33 Устава города Челябинска, принятого решением Челябинской городской Думы от 26 мая 2015 года № 9/2, Глава города Челябинска избирается на пять лет Челябинской городской Думой из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет администрацию г. Челябинска. Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Главы г. Челябинска, общее число членов конкурсной комиссии устанавливаются решениями Челябинской городской Думы.

Так, решением Челябинской городской Думы от 01 октября 2019 года № 2/3 было утверждено Положение о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы города Челябинска. Данное Положение было опубликовано в газете «Вечерний Челябинск» 02 октября 2019 года и с указанной даты вступило в законную силу (в соответствии с пунктом 8 этого решения и статьей 47 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Согласно пунктам 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 27, 28, 29, 30, 36, 38 Положения право на участие в конкурсе на должность Главы города Челябинска имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 21 года и не имеющие в соответствии с ФЗ от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ограничений пассивного избирательного права для избрания выборным должностным лицом местного самоуправления на день проведения конкурса (пункт 23 Положения).

Для кандидата на должность Главы г. Челябинска является предпочтительным наличие высшего профессионального образования и следующих профессиональных знаний и навыков в области законодательства Российской Федерации и Челябинской области: знание Конституции РФ, ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», основных положений Бюджетного кодекса РФ, ФЗ «О противодействии коррупции», Устава (Основного Закона) Челябинской области и Устава г. Челябинска, законов Челябинской области о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями; навыки управленческой деятельности (пункт 19 Положения).

О выдвижении кандидата уведомляется конкурсная комиссия. Конкурсная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым после поступления в конкурсную комиссию заявления в письменной форме выдвинутого лица о допуске к участию в конкурсе. Документы для участия в конкурсе, предусмотренные пунктом 20 Положения, представляются техническому секретариату в течение срока, установленного в решении об объявлении конкурса.

Технический секретариат информирует конкурсную комиссию о кандидатах, подавших заявления о допуске к участию в конкурсе, а также о выявленных фактах недостоверности представленных кандидатами сведений.

На предварительном заседании конкурсной комиссии проводятся организационно-подготовительные мероприятия, в том числе избрание председателя конкурсной комиссии в порядке, установленном пунктом 10 Положения, рассмотрение документов, представленных кандидатами, заслушивание доклада технического секретариата, принятие решения о регистрации кандидата, об отказе в регистрации кандидата (пункт 22 Положения).

Решения, принятые на предварительном заседании конкурсной комиссии, оформляются протоколом заседания конкурсной комиссии, который подписывается председателем конкурсной комиссии, членами конкурсной комиссии, присутствовавшими на предварительном заседании, и председателем технического секретариата. Решение о регистрации кандидата, об отказе в регистрации кандидата принимает конкурсная комиссия на основании представленного техническим секретариатом доклада (пункт 23 Положения).

Кандидат, в отношении которого конкурсная комиссия приняла решение о его регистрации, приобретает статус зарегистрированного кандидата и считается допущенным к участию в конкурсе (пункт 24 Положения).

Конкурс проводится в форме индивидуального собеседования. Индивидуальное собеседование представляет собой устные ответы зарегистрированных кандидатов на задаваемые членами конкурсной комиссии вопросы, направленные на определение уровня профессиональных знаний и навыков управленческой деятельности зарегистрированных кандидатов (пункт 27 Положения).

Во время проведения индивидуального собеседования члены конкурсной комиссии, оценивая зарегистрированных кандидатов, руководствуются следующими критериями: 1) наличие высшего профессионального образования; 2) уровень профессиональных знаний и навыков в Области законодательства Российской Федерации и Челябинской области, а именно: Конституции Российской Федерации; Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона «О противодействии коррупции», основных положений Бюджетного кодекса РФ, законов Челябинской области о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями; Устава (Основного Закона) Челябинской области; Устава города Челябинска; 3) наличие навыков управленческой деятельности, а именно: на руководящих должностях в органах государственной власти, органах местного самоуправления; организациях; в качестве индивидуального предпринимателя, являющегося работодателем; координирования управленческой деятельности, оперативного принятия и реализации управленческих решений, ведения переговоров и публичного выступления; 4) грамотность изложения информации в выступлении зарегистрированного кандидата, а также взаимосвязь выступления с деятельностью и актуальными задачами органов местного самоуправления города Челябинска (пункт 28 Положения).

По итогам индивидуального собеседования члены конкурсной комиссии оценивают каждого зарегистрированного кандидата с учетом критериев, изложенных в настоящем пункте, и оформляют оценочный лист индивидуального собеседования зарегистрированного кандидата на должность Главы города Челябинска по форме согласно приложению 3 к Положению.

После завершения индивидуальных собеседований с каждым из зарегистрированных кандидатов членами конкурсной комиссии осуществляется закрытое коллегиальное обсуждение результатов собеседования, по итогам которого председатель конкурсной комиссии выносит на голосование вопрос об определении победителей конкурса.

По каждому зарегистрированному кандидату проводится отдельное голосование конкурсной комиссии.

При этом победителями конкурса признаются не менее двух зарегистрированных кандидатов, набравших по итогам голосования наибольшее число голосов членов конкурсной комиссии.

По результатам конкурса конкурсная комиссия принимает решение о признании конкурса состоявшимся или несостоявшимся (пункт 29 Положения).

Конкурс признается состоявшимся в случае принятия конкурсной комиссией решения о признании не менее двух зарегистрированных кандидатов победителями конкурса и представлении их Челябинской городской Думе для проведения голосования по кандидатурам на должность Главы города Челябинска (пункт 30 Положения).

Решение конкурсной комиссии оформляется итоговым протоколом заседания конкурсной комиссии, который подписывается председателем конкурсной комиссии, членами конкурсной комиссии, присутствовавшими на заседании, и председателем технического секретариата (пункт 36 Положения).

Итоговый протокол заседания конкурсной комиссии направляется в Челябинскую городскую Думу, Губернатору Челябинской области, в Законодательное Собрание Челябинской области в течение трех рабочих дней со дня принятия решения о результатах конкурса (пункт 38 Положения).

Голосование по кандидатурам на должность Главы города Челябинска из числа представленных Челябинской городской Думе кандидатов, признанных победителями конкурса, проводится Челябинской городской Думой не позднее 15 рабочих дней со дня регистрации в Челябинской городской Думе итогового протокола заседания конкурсной комиссии (пункт 39 Положения).

Также решением Челябинской городской Думы от 01 октября 2019 года № 2/3 утверждены формы оценочного листа индивидуального собеседования кандидата на должность Главы города Челябинска, итогового протокола заседании конкурсной комиссии, сводного реестра результатов индивидуальных собеседований и объявлен конкурс по отбору кандидатур на должность главы города Челябинска и назначено его проведение на 12 ноября 2019 года в 10 часов 00 минут по адресу: 454113, <...>, кабинет № 401. Указано, что документы для участия в конкурсе по отбору кандидатур на должность Главы города Челябинска принимаются в период с 07 по 21 октября 2019 года включительно, в рабочие дни с 09 часов до 17 часов.

На основании распоряжения Губернатора Челябинской области от 07 октября 19 года № 1180-р и решения Челябинской городской Думы № 2/4 от 01 октября 2019 года назначены члены Конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы города Челябинска.

21 октября 2019 года ФИО16 подал заявление и необходимые документы для выдвижения в качестве кандидата на должность Главы города Челябинска.

На предварительном заседании Конкурсной комиссией по отбору кандидатур на должность главы города Челябинска от 06 ноября 2019 года принято решение о регистрации в качестве кандидатов на должность Главы города Челябинска, в том числе ФИО4., ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО5

Согласно итоговому протоколу заседания Конкурсной комиссии от 12 ноября 2019 года проведены индивидуальные собеседования с каждым из зарегистрированных кандидатов, определены победители конкурса по отбору кандидатур на должность Главы города Челябинска, которыми были признаны ФИО6 конкурс по отбору кандидатур на должность Главы города Челябинска признан состоявшимся.

При этом из сводного реестра итогового заседания комиссии по результатам индивидуального собеседования с кандидатом на должность Главы города Челябинска следует, что ФИО7 имеет общий итоговый балл 117, ФИО8 – 100, ФИО9 – 100, ФИО16 -72, ФИО18 – 53.

19 ноября 2019 года победители конкурса были представлены Челябинской городской Думе для проведения голосования по кандидатурам на должность Главы города Челябинска.

Решением Челябинской городской Думы № 4/2 от 19 ноября 2019 года «Об избрании главы города Челябинска» ФИО14 избрана Главой города Челябинска.

Решением Челябинской городской Думы от 29 января 2020 года № 6/16 признано утратившим силу решение Челябинской городской Думы от 01 октября 2019 года № 2/3 «Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Главы города Челябинска», а также решение Челябинской городской Думы от 01 октября 2019 года № 2/4 «О назначении членов конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность Главы города Челябинска».

Распоряжением Губернатора Челябинской области от 18 марта 2020 года № 218-р признано утратившим силу распоряжение Губернатора Челябинской области от 07 октября 2019 года № 1180-р «О назначении членов Конкурсной комиссии, формируемой для проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы города Челябинска».

Не согласившись с данными решениями и действиями Конкурсной комиссии, ФИО16 обратился в суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, конкурс по отбору кандидатур на должность Главы города Челябинска проходил в соответствии с Положением о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Главы города Челябинска; ко всем кандидатам, включая истца, применялись единые методы оценки, включая индивидуальное собеседование и тестирование. Также суд указал на то, что оценочный лист и критерии оценки, определенные в нем, не являются сами по себе критерием и методом отбора кандидата, а позволяют подвести итог собеседования и сравнить результаты участников конкурса членами конкурсной комиссии. Нарушений прав ФИО16 суд не усмотрел, указав, что непризнание последнего победителем конкурса не может свидетельствовать о незаконности проведения данного конкурса.

Ссылку истца на апелляционное определение Верховного Суда РФ от 10 декабря 2019 года, которым признаны недействующими пункты 24, 32, подпункты 1, 2 и 4 пункта 33 Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Главы города Челябинска, абзаца 5 приложения № 1 к данному Положению, суд первой инстанции отверг с указанием на то, что указанные нормы Положения признаны недействующими со дня вступления в законную силу настоящего апелляционного определения.

Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, соответствующими требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела.

Из смысла статей 218, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействий) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием. Предусмотренной законом совокупности условий, необходимой для удовлетворения требований, по делу не имеется.

Так, конкурс на должность Главы города Челябинска проводился Конкурсной комиссией, формирование и состав которой соответствуют положениям части 2.1 статьи 36 Федерального закона № 131, Уставу г. Челябинска, пунктам 4-9 вышеуказанного Положения.

Действия Конкурсной комиссии при проведении конкурса на должность Главы города Челябинска соответствовали утвержденному порядку, оценка кандидатов осуществлялась на основании критериев, установленных Законом Челябинской области от 28 декабря 2016 года № 488-ЗО «О требованиях к уровню профессионального образования, профессиональным знаниям и навыкам, являющимся предпочтительными для осуществления главой муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области, и о признании утратившими силу некоторых законов Челябинской области», Положением о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы города Челябинска, утвержденным решением Челябинской городской Думы от 01 октября 2019 года № 2/3. Превышения полномочий Конкурсной комиссией не допущено.

При этом оценка уровня профессиональной подготовки, знаний, навыков каждого из зарегистрированных кандидатов и иных их личностных и деловых качеств относится к исключительной компетенции Конкурсной комиссии и по своей природе имеет дискреционный характер, поскольку любая объективная оценка (как процесс) основывается на субъективном восприятии конкретным членом Конкурсной комиссии каждого кандидата, представленной информации (ответов на вопросы), на их (членов комиссии) внутренних убеждениях с учетом соответствия либо несоответствия кандидата требованиям, которые являются предпочтительными для осуществления главой муниципального образования полномочий по решению вопросов местного значения; выставление того или иного балла (результат оценки) является правом членов комиссии.

Кроме того, из разъяснений, содержащихся в пункте 62 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», следует, что суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

Таким образом, суд не вправе осуществлять проверку целесообразности произведенной оценки и не правомочен возложить на комиссию либо каждого из ее членов обязанность изменить выставленный ими балл. То обстоятельство, что комиссия приняла иное решение, отличное от желаемого для административного истца результата, не свидетельствует о нарушении комиссией норм действующего законодательства.

Поскольку незаконность в действиях Конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы города Челябинска при проведении собеседований кандидатов и принятии решения о выборе победителей конкурса отсутствует, то не имеется оснований и для удовлетворения остальных требований истца, производных по своему характеру, с учетом доводов иска, от указанного требования.

Доводы административного истца о нарушении прав носят декларативный характер. ФИО16 реализовал свое право на участие в конкурсе по отбору кандидатур на должность главы городского округа, целью которого является отбор на альтернативной основе кандидатов. Принятое конкурсной комиссией решение о представлении конкретных кандидатур на рассмотрение представительным органом муниципального образования не свидетельствует о нарушении каких-либо прав административного истца, так как победители были определены по итогам конкурса.

Довод жалобы ФИО16, что конкурсной комиссией был нарушен пункт 3 Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатов на должность Главы города Челябинска, предусматривающий, что конкурс обеспечивает равные права кандидатов, подтверждения не нашел. Доказательств того, что истец был поставлен в неравные условия при проведении конкурса с иными зарегистрированными кандидатами, в материалах дела не имеется.

Ссылка ФИО16 на то, что установленные критерии отбора кандидатов противоречили федеральному законодательству, в частности части 2.1 статьи 36 ФЗ № 131, уровень знаний у разных кандидатов проверялся в разном объеме и отраслях права, опровергаются материалами дела, в частности итоговым протоколом заседания конкурсной комиссии, согласно которому оценка кандидатов осуществлялась в рамках указанных в пункте 38 Положения критериев.

Доводы ФИО16, что Конкурсной комиссией применялся такой критерий оценки как, грамотность изложения информации в выступлении зарегистрированного кандидата, а также взаимосвязь выступления с деятельностью и актуальными задачами органа местного самоуправления, который не предусмотрен Законом Челябинской области от 28 декабря 2016 года № 488-ЗО, на правильность выводов суда не влияют, поскольку данный критерий оценки установлен Положением о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы города Челябинска, принятым Челябинской городской Думой в пределах ее компетенции. Кроме того, применение данного критерия к нарушению прав ФИО16 не привело, поскольку согласно оценочному листу последнего по данному критерию истцу поставлен максимально возможный балл.

Ссылка ФИО16 на то, что Конкурсная комиссия при проведении собеседований не использовала все предусмотренные критерии оценки в отношении кандидатов, что подтверждается представленной им аудиозаписью, несостоятельны и опровергаются итоговым протоколом заседания комиссии, из которого следует, что в отношении каждого кандидата выяснялся вопрос о наличии высшего профессионального образования, проверялись уровень профессиональных знаний и навыков в области законодательства Российской Федерации и Челябинской области (каждому из кандидатов задано по 8 вопросов) и наличие навыков управленческой деятельности, а также оценивалось выступление зарегистрированного кандидата касательно работы Главы города Челябинска. При этом проверка уровня профессиональных знаний осуществлялась в рамках указанных в Положении нормативных правовых актов, однако перечень конкретных вопросов определялся на усмотрение членов комиссии, что не свидетельствует о неполноте оценки, учитывая, что всем кандидатам было задано равное количество вопросов.

Определению Верховного Суда РФ от 10 декабря 2019 года, вопреки доводам ФИО16, судом давалась оценка, что нашло отражение в обжалуемом решении. Кроме того, данным судебным актом были признаны недействующими пункты Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы города Челябинска, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 18 декабря 2018 года № 47/4, которое в рамках настоящего дела не применялось.

При этом ссылка ФИО18 на то, что ряд норм Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Главы города Челябинска, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 18 декабря 2018 года, продублированы в аналогичном Положении, утвержденном решением Челябинской городской Думы от 01 октября 2019 года, значения не имеет, поскольку доказательств того, что нормы Положения, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 01 октября 2019 года, также признавались недействующими не представлено.

Доводы ФИО18 и ФИО16 о том, что в Положении от 2019 года также отсутствуют конкретные требования, которым должна соответствовать программа кандидата, что привело к тому, что каждый кандидат представил программы, отличающиеся по объему, содержанию, структуре, что препятствует применению объективных и единообразных критериев оценки, несостоятельны, поскольку данное Положение в отличие от ранее действовавшего (утвержденного 18 декабря 2018 года) норм о предоставлении кандидатом программы социально-экономического развития города Челябинска не содержит.

Согласно пункту 27 Положения от 2019 года конкурс проводится в форме индивидуального собеседования, которое представляет собой устные ответы зарегистрированных кандидатов на задаваемые членами конкурсной комиссией вопросы, направленные на определение уровня их профессиональных знаний и навыков управленческой деятельности исходя из критериев, указанных в пункте 28 Положения. Также зарегистрированному кандидату предоставляется время (до 10 минут) для выступления, включающего в себя краткое изложение его видения работы Главы города Челябинска, задач, целей и иных аспектов развития города Челябинска и деятельности органов местного самоуправления города Челябинска.

Указание ФИО18 на то, что Положение о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Главы города Челябинска не отвечает требованиям правовой определенности, поскольку в нем не раскрывается, в каком объеме необходимы профессиональные знания нормативных правовых актов, какие положения Бюджетного кодекса РФ, ФЗ «О противодействии коррупции», законов Челябинской области следует считать основными, несостоятельны. Учитывая цели и задачи проведения конкурса и выявления уровня знаний кандидатов, то объем их профессиональных знаний и навыков в области законодательства должен быть необходимым и достаточным для исполнения полномочий главы муниципального образования. Кроме того, Положением определены конкретные нормативные правовые акты, в рамках которых будут проверяться правовые знания кандидатов. При этом, доказательств того, что нормы указанного Положения признаны недействующими, не представлено.

Ссылка ФИО18 на то, что участие Губернатора Челябинской области в формировании Конкурсной комиссии противоречит нормам статей 130, 132 Конституции РФ, согласно которым вопросы местного самоуправления должны решаться местным самоуправлением самостоятельно, несостоятельны. Так, Конкурсная комиссия была сформирована в соответствии с требованиями части 2.1 статьи 36 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 33 Устава г. Челябинска. Участие высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в формировании Конкурсной комиссии о нарушении принципа самостоятельности органа местного самоуправления, поскольку представительный орган местного самоуправления вправе по своему усмотрению определять процедуру назначения членов конкурсной комиссии, что осуществляется им в рамках дискреции его полномочий. При этом данный довод на правильность решения с учетом предмета иска не влияет.

Кроме того, как указал Конституционный Суд РФ в постановлениях от 01 декабря 2015 года № 30-П, от 18 мая 2011 года № 9-П и от 24 декабря 2012 года № 32-П, что, исходя из конституционных основ единства публичной власти в Российской Федерации, объективной необходимости взаимодействия с органами местного самоуправления органов государственной власти субъекта Российской Федерации, призванных создавать условия для обеспечения устойчивого и комплексного социально-экономического развития в пределах всей территории данного субъекта Российской Федерации, федеральный законодатель вправе предусмотреть конкретные основания участия субъектов Российской Федерации в законодательном регулировании порядка формирования органов местного самоуправления, обеспечивая при этом необходимые гарантии, исключающие произвольное ограничение самостоятельности населения в осуществлении местного самоуправления. Закрепляя самостоятельность местного самоуправления в качестве основного принципа его взаимоотношений с органами государственной власти, Конституция РФ исходит из того, что эта самостоятельность не является абсолютной, она не предполагает отрицания организационного и иных форм взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти, но, однако, исключает решающее участие органов государственной власти в собственно формировании органов местного самоуправления, равно как и подмену органов местного самоуправления органами государственной власти при решении вопросов местного значения. Самостоятельность местного самоуправления, проявляющаяся и в вопросах определения структуры его органов, служит, таким образом, не только пределом, ограничивающим произвольное вмешательство органов государственной власти в дела местного самоуправления, но и базой для его интеграции в систему публичной власти и поддержания в ней - на основе баланса интересов - межуровневого взаимодействия.

Доводы жалобы о формировании состава комиссии по принципу принадлежности к политической партии, доминирующей во властных структурах области, голословны и ничем не подтверждены.

Доводы ФИО18 о несогласии с произведенной Конкурсной комиссией оценкой кандидатов не свидетельствует о нарушении комиссией норм действующего законодательства.

Решение суда является законным и обоснованным, соответствует требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела. Процессуальных нарушений, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта, судом не допущено. Апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Челябинска от 05 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционные жалобы ФИО16 ФИО10, ФИО18 ФИО11 – без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи