ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-13138/2021 от 22.09.2021 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья: Маркова Н.В. № 33А-8535

Докладчик: Быкова С.В. (№ 2а-13138/2021)

(42RS0009-01-2021-005373-90)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«22» сентября 2021 года Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе

председательствующего Быковой С.В.,

судей Бегуновича В.Н., Пронченко И.Е.,

при секретаре Темниковой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Быковой С.В. административное дело по иску Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к Министерству образования Кузбасса, Министру Балакиревой Софье Юрьевне о признании незаконным бездействия по не рассмотрению в установленные сроки предложения №14244 от 21 апреля 2021 года

по апелляционной жалобе представителя Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 12 июля 2021 года,

УСТАНОВИЛА:

Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности» обратилось с административным исковым заявлением к Министерству образования и науки Кузбасса, Министру Балакиревой С.Ю. об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Требования мотивирует тем, что организатор добровольческой деятельности обратился с предложением (приложение) к органу публичной власти о намерении взаимодействовать в части направления благотворительной помощи детям, оставшимся без попечения и находящимся в трудной жизненной ситуации. Решение на предложение до истечения предусмотренного специальной нормой срока не принято, что повлекло нарушение прав, свобод и публичных интересов детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в получении благотворительной помощи от благотворителей и добровольцев г. Москвы.

Ими оспаривается нарушение органом публичной власти срока принятия решения на предложение организатора добровольческой деятельности, так как организаторы добровольческой деятельности, добровольческие организации имеют право осуществлять взаимодействие с органами публичной власти в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в частности постановлению Правительства РФ от 28.11.2018 № 1425 «Об утверждении общих требований к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями и перечня видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями».

Ответ на предложение (приложение) направлен почтой России на бумажном носителе, без подписи должностного лица, что, по мнению административного истца, официальным ответом не является.

Просило признать бездействие Министерства образования и науки Кузбасса и министра Балакиревой Софьи Юрьевны, выразившееся в нарушении сроков принятия решения и ответа на предложение организатора добровольческой деятельности - незаконным.

Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 12 июля 2021 года в удовлетворении требований Благотворительному региональному молодежному общественному движению «Уроки финансовой и юридической грамотности» отказано.

В апелляционной жалобе представитель Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» Королев Ю.В. просит решение суда отменить.

Указывает, что административное дело рассмотрено в их отсутствие (п. 3 ст. 309 КАС РФ) и с учетом установленных КАС РФ пределов апелляционного обжалования, такое нарушение процессуальных прав истца, безусловно, привело к неверному решению, что является основанием для отмены судебного акта вышестоящим судом (ч. 4 ст. 310 КАС РФ).

Суд не исполнил положения процессуального закона, изложенные в п. 1 ч. 3 ст. 135 КАС РФ: при подготовке административного дела к судебному разбирательству суд устанавливает разумный срок для представления в суд возражений в письменной форме по существу административного искового заявления и направления их копий административному истцу.

Определение суда о принятии к производству административного иска и определение о назначении судебного заседания им не направлялось.

Также, не получили в разумные сроки возражения административного ответчика, в результате чего они были лишены права заявить необходимые процессуальные ходатайства о привлечении заинтересованного лица, об отказе или изменении административных исковых требований, об истребовании доказательств, приобщении к материалам дела имеющихся доказательств и письменных объяснений, о недопустимости доказательств и др. (статьи 45, 46, 47, 59 и 68 КАС РФ).

Суд обосновал свои выводы на возражениях административного ответчика, лишил административного истца права обосновать административное исковое требование, изложить свои доводы и подтверждающие доказательства.

Из анализа взаимосвязанных положений процессуального закона с учетом статей 62, 135, 308 и 226 КАС РФ следует, что суд должен обеспечить административному истцу, не обладающему государственными публичными полномочиями возможность ознакомиться с фактами, на которые государственный орган ссылается как на основание своего бездействия.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.2 ст.227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Из материалов дела усматривается и судом установлено, что Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности» является некоммерческой корпоративной организацией, созданной в целях поддержки социальных, благотворительных и иных общественно полезных целей на основе добровольной совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей, что указано в п.1.1. Устава Движения.

Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности» направил в адрес Министерства образования и науки Кузбасса посредством электронной почты письмо №14244 от 21 апреля 2021 г. «Предложение о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой и благотворительной деятельности в проведении Всероссийского дня правовой помощи детям» (л.д.10-32), которое было зарегистрировано 22 апреля 2021 г. за №3606, что подтверждается скриншотом входящей корреспонденции электронной системы документооборота Министерства.

На указанное обращение №14244 от 21 апреля 2021 г. Министерством образования и науки Кузбасса дан ответ за №5188/02 от 19 мая 2021 года, в котором, сообщено, что предложение о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой и благотворительной деятельности в проведении Всероссийского дня правовой помощи детям не может быть принято и рассмотрено в соответствии с Постановлением №1425-р.

Указанный ответ №5188/02 от 19 мая 2021 года, подписанный Министром образования и науки Кузбасса Балакиревой С.Ю., в этот же день – 19 мая 2021 направлен посредством электронной почты административному истцу, что подтверждается соответствующим скриншотом и ответом почтовой системы Яндекс.

В ответе сообщено, что Постановлением Правительства РФ от 28.11.2018 № 1425 «Об утверждении общих требований к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организациями добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями и перечня видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями (далее – постановление №1425) утвержден перечень видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями.

Так как Министерство образования и науки Кузбасса, подведомственные ему государственные учреждения не осуществляют виды деятельности, перечень которых утвержден постановлением №1425, в письме от 21.01.2021 №287/02 Вы были проинформированы о том, что Порядок взаимодействия Министерства образования и науки Кузбасса, подведомственных ему государственных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями (далее-Порядок) не принимался.

Соответственно данный Порядок, а также проект соглашения о взаимодействии не могут быть направлены в Ваш адрес.

Ваше предложение о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой и благотворительной деятельности в проведении Всероссийского дня правовой помощи детям не может быть принято и рассмотрено в соответствии с постановлением 1425-р.

Дополнительно информирую.

В целях повышения эффективности мер ранней профилактики детского и семейного неблагополучия, комплексного решения проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальной реабилитации в современном обществе, совершенствовании региональной системы межведомственного взаимодействия и ресурсного обеспечения деятельности субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории Кемеровской области-Кузбасса реализуется комплексная программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Кемеровской области-Кузбассе» на 2021-2023 годы, утвержденная постановление Правительства Кемеровской области-Кузбасса от 02.02.2021 №44 (л.д.111-112).

Административный истец просит признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в нарушении срока принятия решения и ответа на предложение организатора добровольческой деятельности.

Разрешая спор по существу, суд сделал вывод о том, что требования административного истца не основаны на законе.

Судебная коллегия считает вывод суда правильным по следующим основаниям.

Административным истцом в адрес административного ответчика было направлено предложение о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой и благотворительной деятельности в проведении Всероссийского дня правовой помощи детям от 21.04.2021.

Статьей 33 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 2 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации» предусмотрено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций.

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (ч. 1 ст. 9 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации»).

Согласно ч. 1 ст. 10, ч.1 ст.12 указанного закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 названного Федерального закона.

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 данной статьи.

Из материалов дела следует, что обращение Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" рассмотрено административным ответчиком в соответствии с положениями Федерального закона N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", ответ направлен своевременно.

Исходя из установленных по делу обстоятельств, право Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" на рассмотрение обращения не нарушено.

Согласно п 1 ст. 4 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации» обращение гражданина - это направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.

Предложением признается рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества; заявлением - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц, жалобой - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц (пункты 2, 3, 4 статьи 4 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ).

Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" устанавливает основы правового регулирования благотворительной деятельности, определяет возможные формы ее поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления, особенности создания и деятельности благотворительных организаций в целях широкого распространения и развития благотворительной деятельности в Российской Федерации.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 17.3 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 28.11.2018 N 1425, которым в частности утверждены общие требования к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтер) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями (далее Общие требования к порядку взаимодействия).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2018 N 1425 утвержден Перечень видов деятельности, в отношении которых органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями, к которым относиться: содействие в оказании медицинской помощи в организациях, оказывающих медицинскую помощь (пункт 1); содействие в оказании социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания (пункт 2); содействие в оказании социальных услуг в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (пункт 3); содействие в защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (пункт 4).

Судом установлено, что административный ответчик действовал в пределах своей компетенции и предоставленных ему действующим законодательством полномочий, нарушений допущено не было, поскольку письмо административного истца, не является предложением, заявлением или жалобой, оно не содержит каких-либо рекомендаций по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности органа местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества; не содержит просьбу о содействии в реализации чьих-либо конституционных прав и свобод, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критики деятельности указанных органов и должностных лиц; не содержит просьбу о восстановлении или защите чьих-либо нарушенных прав, свобод или законных интересов.

Исходя из положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, наделенных публичными полномочиями, и их должностных лиц необходимо установить несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Поскольку совокупность таких условий при рассмотрении административного дела не установлена, в удовлетворении административного иска обоснованно отказано.

Доводы жалобы не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку опровергаются установленными судом обстоятельствами.

Суд правильно установил обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, правильно применил нормы материального закона и не нарушил процессуальный закон.

Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г. Кемерово от 12 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу-без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение 6 месяцев со дня вынесения определения в 8 кассационный суд общей юрисдикции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 22.09.2021.

Председательствующий:

Судьи: