ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1316/2021 от 25.11.2021 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

дело № 33а-31302/2021

№ 2а –1316/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 ноября 2021 года г. Краснодар

Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Онохова Ю.В.,

судей Леганова А.В., Суслова К.К.,

по докладу судьи краевого суда Суслова К.К.,

при ведении протокола секретарем Шепилове А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению <ФИО>15 к Администрации муниципального образования г.Краснодар о признании незаконным решения, по апелляционной жалобе Кастрикиной Н.И. на решение Октябрьского районного суда г. Краснодара от 21 июня 2021г.,

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

установила:

Кастрикина Н.И. обратилась в суд с административным иском к Администрации муниципального образования город Краснодар о признании незаконным решений администрации МО г. Краснодар от <Дата ...><№...>, от <Дата ...><№...>, от <Дата ...><№...>, от <Дата ...><№...>, а также решения межведомственной комиссии администрации МО г. Краснодар: акт от <Дата ...><№...>, акт от <Дата ...><№...>, акт от <Дата ...><№...>, акт от <Дата ...><№...>

Решением Октябрьского районного суда г. Краснодара от 21 июня 2021г., в удовлетворении административного искового заявления Кастрикиной Н.И. отказано.

В апелляционной жалобе административный истец выражает несогласие с принятым решением суда и просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы указывают, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

В судебном заседании представитель административного истца Кастрикиной Н.И. на основании доверенности Башинская О.М. доводы жалобы поддержала, указала, что в основу решения суда было положено отмененное решение суда, что противоречит нормам права, просила решение суда отменить и удовлетворить изначальные исковые требования.

В судебном заседании представитель административного ответчика Администрации МО г.Краснодар на основании доверенности Княжевский Р.В. считал решение суда законным и обоснованны, просил учесть, что административным истцом пропущен срок исковой давности.

В судебном заседании представитель заинтересованных лиц Зеленского М.А., Московец О.С., Козловой Г.И., Щербаковой В.О. на основании доверенности Игонина О.П. считала решение суда законным и обоснованным, просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

В судебное заседание Кастрикина Н.И., Московец О.С., Козлова Г.И., Щербакова В.О., Зеленский М.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Судом явка лиц, участвующих в деле обязательной не признана. Руководствуясь статьями 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия оснований для отмены судебного решения не усмотрела.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании в том числе решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, наделенного отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.

Судом первой инстанции установлено, что административным истцом оспариваются решения Администрации муниципального образования г.Краснодара от <Дата ...><№...>, от <Дата ...><№...>, от <Дата ...><№...>, от <Дата ...><№...>, а также решения межведомственной комиссии администрации МО г. Краснодар: акт от <Дата ...><№...>, акт от <Дата ...><№...> акт от <Дата ...><№...> акт <Дата ...><№...> о согласовании перепланировки и переустройства квартир в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <Адрес...>.

Оспариваемые решения о согласовании перепланировки и переустройства квартир <№...> по <Адрес...>, приняты по итогам рассмотрения заявлений собственников указанных жилых помещений.

Из материалов дела следует, что собственник квартиры № <Адрес...> обратился <Дата ...> в Департамент с заявлением о согласовании переустройства и перепланировки указанной квартиры в многоквартирном доме.

Судом установлено, что вместе с заявлением представлен пакет документов в соответствии с административным регламентом, утвержденным постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 25.06.2012 № 5298 «Об утверждении административного регламента предоставления администрацией муниципального образования город Краснодар муниципальной услуги «Согласование переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме» (далее - Административный регламент).

Межведомственная комиссия администрации муниципального образования город Краснодар по использованию жилищного фонда (далее - МВК), рассмотрев представленную документацию приняла решение (акт от <Дата ...><№...>) о согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения в соответствии с представленными эскизным проектом устройства входной группы в квартиру <Адрес...> проектом перепланировки и переустройства квартиры <Адрес...> проектом перепланировки и переустройства теплоснабжения квартиры <Адрес...>, выполненными индивидуальным предпринимателем <...> в <Дата ...>

На основании вышеуказанного акта МВК, издано решение администрации муниципального образования город Краснодар о согласовании перепланировки и переустройства помещения в многоквартирном доме от <Дата ...><№...> МФЦ, при условии соблюдения требований Федерального закона от <Дата ...> № 12Э-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», заключения договора со специализированной организацией на вывоз отходов, образовавшихся от выполнения работ по переустройству и перепланировке помещений с последующей их утилизацией и заключения договора подряда на устройство проема в несущей стене. По окончании работ представить договор на утилизацию отходов и акт выполненных работ, акт на скрытые работы, заключение авторского надзора о соответствии выполненных работ проекту.

Собственник <Адрес...> обратился <Дата ...> в Департамент с заявлением о согласовании переустройства и перепланировки указанной квартиры в многоквартирном доме, а также с предусмотренным Административным регламентом пакетом документов.

МВК, рассмотрев представленную документацию приняла решение (акт от <Дата ...><№...>) о согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения в соответствии с представленными эскизным проектом устройства входной группы в квартиру <Адрес...> заказ № <№...> проектом перепланировки и переустройства квартиры <№...> в многоквартирном доме по адресу: <Адрес...>, проектом перепланировки и переустройства теплоснабжения квартиры № <№...> в многоквартирном доме по вышеуказанному адресу, заказ <№...>, выполненными индивидуальным предпринимателем <...>. в <Дата ...>.

На основании вышеуказанного акта МВК, издано решение администрации муниципального образования город Краснодар о согласовании перепланировки и переустройства помещения в многоквартирном доме от <Дата ...><№...> МФЦ, при условии соблюдения требований Федерального закона от <Дата ...> № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», заключения договора со специализированной организацией на вывоз отходов, образовавшихся от выполнения работ по переустройству и перепланировке помещений с последующей их утилизацией и заключения договора подряда на устройство проема в несущей стене. По окончании работ представить договор на утилизацию отходов и акт выполненных работ, акт на скрытые работы, заключение авторского надзора о соответствии выполненных работ проекту.

Собственник квартиры <№...> по <Адрес...> обратился <Дата ...> в филиал государственного автономного учреждения Краснодарского края «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг Краснодарского края» в г. Краснодаре (далее - ГАУ «МФЦ») с заявлением о согласовании переустройства и перепланировки указанной квартиры в многоквартирном доме и соответствующим Административному регламенту пакета документов.

МВК, рассмотрев представленную документацию приняла решение (акт от <Дата ...><№...>) о согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения в соответствии с представленными эскизным проектом устройства входной группы в квартиру <№...> многоквартирного дома по адресу: <Адрес...> проектом перепланировки и переустройства квартиры <№...> в многоквартирном доме по адресу: <Адрес...> проектом перепланировки и переустройства теплоснабжения квартиры <№...> в многоквартирном доме по вышеуказанному адресу, заказ <№...> выполненными индивидуальным предпринимателем <...>. в <Дата ...> году.

На основании вышеуказанного акта МВК, издано решение администрации муниципального образования город Краснодар о согласовании перепланировки и переустройства помещения в многоквартирном доме ojr <Дата ...><№...> МФЦ, при условии соблюдения требований Федерального закона от 22.07.2008 № 12Э-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и заключения договора со специализированной организацией на вывоз отходов, образовавшихся от выполнения работ по переустройству и перепланировке помещений с последующей их утилизацией. По окончании работ представить договор на утилизацию отходов и акт выполненных работ.

Собственник квартиры <№...> по <Адрес...> обратился <Дата ...> в ГАУ «МФЦ» с заявлением о согласовании переустройства и перепланировки указанной квартиры в многоквартирном доме и соответствующим пакетом документов. МВК, рассмотрев представленную документацию, приняла решение (акт от <Дата ...><№...>) о согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения в соответствии с представленными эскизным проектом устройства входной группы в квартиру № <№...> многоквартирного дома по адресу: город <Адрес...>, заказ <№...>, проектом перепланировки и переустройства квартиры <№...> многоквартирном доме по адресу: <Адрес...> проектом перепланировки и переустройства теплоснабжения квартиры <№...> в многоквартирном доме по вышеуказанному адресу, заказ <№...> выполненными индивидуальным предпринимателем <...>. в <Дата ...>.

На основании вышеуказанного акта МВК, издано решение администрации муниципального образования город Краснодар о согласовании перепланировки и переустройства жилых помещений от <Дата ...><№...> МФЦ, при условии соблюдения требований Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и заключения договора со специализированной организацией на вывоз отходов, образовавшихся от выполнения работ по переустройству и перепланировке помещений с последующей их утилизацией. По окончании работ представить договор на утилизацию отходов и акт выполненных работ.

Часть 1 статьи 28 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает, что завершение переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме подтверждается актом приемочной комиссии.

Собственники квартир <№...> по <Адрес...> в ГАУ «МФЦ» с заявлениями о приеме завершенного переустройства и перепланировки указанных жилых помещений до настоящего времени не обращались.

Выходом на место <Дата ...> специалистами муниципального казенного учреждения муниципального образования город Краснодар «Горжилхоз» проведен осмотр квартир <№...> по ул. им. <Адрес...>. В результате осмотра установлено, что работы по переустройству и перепланировки указанных жилых помещений ведутся в соответствии с согласованными проектами.

В доводах искового заявления Кастрикиной Н.И. указано, что устройство отдельного путем разрушения части внешней стены многоквартирного дома (далее - МКД) и использования придомовой территории влечет изменение имущества, находящегося в общей долевой собственности собственников помещений в МКД.

Однако, Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ) не содержит таких понятий как затрагивание, изменение общего имущества, частичное разрушение стены МКД.

В ЖК РФ указано о необходимости получения согласия всех собственников связывает с уменьшением общего имущества и присоединением общего имущества к перепланируемому помещению, а эти понятия не тождественны изменению в виде демонтажа части стены МКД и расположению лестницы на земельном участке.

Реконструкция объектов капитального строительства осуществляется в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ), тогда как возможность перепланировки и переустройства помещения в МКД предусмотрена ЖК РФ.

С учетом вышеизложенного, ввиду того, что представленными проектами не предусмотрена перепланировка помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, либо присоединение помещений, относящихся к местам общего пользования, к помещениям, принадлежащим заявителю, протокол общего собрания собственников помещений в данном многоквартирном доме для принятия органом местного самоуправления решения о согласовании переустройства и перепланировки квартир <№...> в многоквартирном доме расположенного по адресу: <Адрес...> не требовался.

Доводы административного истца о том, что решения Администрации муниципального образования г.Краснодара были приняты без согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме, чем нарушают ихправа и законные интересы, не могут быть основанием для удовлетворения данного административного иска, поскольку указанные «бсгоятельства были ранее предметом рассмотрения Первомайским районным «удом г.Краснодара по делу <№...> по административному иску администрации МО г.Краснодар к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края о признании незаконным предписания от <Дата ...><№...> о допущенных нарушениях при принятии решения о согласование перепланировки (переустройства) жилых помещений.

В рамках указанного дела <№...>, рассмотренного Первомайским районным судом г.Краснодара установлено, что администрацией МО г.Краснодар обосновано принято решение о согласовании выполнения работ по перепланировке, переустройстве жилых помещений <№...> по <Адрес...>. Указанное решение администрация МО г.Краснодар приняла в пределах предоставленных полномочий, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, устанавливающих процедуру их принятия и в соответствии с требованиями действующего законодательства, регулирующего спорные взаимоотношения. Доводы, изложенные в предписании Государственной жилищной инспекции Краснодарского края от <Дата ...><№...> о необходимости получения согласия всех собственников многоквартирного дома для принятия положительного решения отклонены и признаны несостоятельными, в связи с чем указанное предписание отменено решением Первомайского районного суда г.Краснодара от <Дата ...> года. Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от <Дата ...> указанное решение Первомайского районного суда г. Краснодара от <Дата ...> оставлено без изменения.

Таким образом, обстоятельства, установленные вступившим в силу судебным решением, в том числе относительно необходимости получения согласия всех собственников многоквартирного дома для принятия решения о согласовании перепланировки и переустройства, при рассмотрении других дел не нуждаются в дополнительном доказывании, принимаются судом и имеют преюдициальное значение для суда при рассмотрении данного спора, в связи с чем основания для признания незаконным спорных решений ответчика отсутствуют.

Также следует отметить, что факт возбуждения уголовного дела в отношении должностных лиц АМО г. Краснодар, в связи с неправомерной выдачей разрешительной документации на выполнение строительных работ по перепланировке внутренних помещений в многоквартирном доме по ул. <Адрес...>, не может являться основанием для удовлетворения данного административного иска, поскольку в настоящее время уголовное дело находится на стадии предварительного расследования, по которому окончательного решения не принято.

В силу части 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Судом первой инстанции принято во внимание заявление административного ответчика о пропуске административным истцом срока обращения в суд и считает его обоснованным, поскольку о нарушении своего права Кастрикина Н.И. узнала в <Дата ...>, о чем свидетельствует ее неоднократные обращения в Управление по жилищным вопросам администрации МО г.Краснодар, на которое даны ответы от <Дата ...>, при этом административный иск направила в суд лишь <Дата ...> то есть с пропуском трехмесячного срока обращения в суд. Ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока административным истцом не заявлено, а так же не представлено доказательств того, что имелись обстоятельства, объективно препятствующие своевременно обратиться в суд с административным иском.

При указанных обстоятельствах, судебная коллегия не находит законных оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Оснований согласиться с доводами апелляционной жалобы не имеется, поскольку они направлены на переоценку доказательств, установленных по делу фактических обстоятельств, и не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.

Положенные в обоснование выводов судьи доказательства являются допустимыми и получили надлежащую правовую оценку.

Нарушений норм материального и процессуального права судом при принятии решения не допущено, юридически значимые обстоятельства по административному делу определены верно.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно определены судом, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 308 - 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Октябрьского районного суда г. Краснодара от 21 июня 2021г. -оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения, через суд первой инстанции.

Председательствующий Ю.В. Онохов

Судьи: А.В. Леганов

К.К. Суслов