ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1318/2022 от 01.06.2022 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья: Лебедева Е.А. 33а-5168/2022

Докладчик: Тройнина С.С (№ 2а-1318/2022)

(42RS0009-01-2021-007696-08)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«01» июня 2022 года Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе

председательствующего Тройниной С.С.,

судей Пронченко И.Е., Решетняка А.М.,

при секретаре Климове И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Тройниной С.С. административное дело по иску Общества с ограниченной ответственностью «ЭкоТек» к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области, Министерству внутренних дел Российской Федерации о признании незаконным бездействия, возложении обязанности совершить действия,

по апелляционной жалобе представителя ООО «ЭкоТек» - Зевакова Д.Д. на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 10 марта 2022 года,

УСТАНОВИЛА:

ООО «ЭкоТек» обратилось в суд с административным иском к ГУ МВД РФ по Кемеровской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности совершить действия.

Требования мотивированы тем, что 27.10.2017 между департаментом жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области и ООО «ЭкоТек» заключено «Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны «ЮГ» Кемеровской области», согласно которого статус регионального оператора присвоен ООО «ЭкоТек» на 10 лет.

Согласно п.1.3. Соглашения региональный оператор обеспечивает осуществление деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение) в соответствии с территориальной схемой, комплексной региональной программой «Обращение с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Кемеровской области» на 2017 - 2026 годы», утвержденной постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 09.08.2017 № 419, нормативными правовыми актами Российской Федерации, Кемеровской области и настоящим соглашением. Дата начала выполнения региональным оператором обязанностей, предусмотренных соглашением - 01.07.2018.

Региональный оператор ООО «ЭкоТек» осуществляет деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории «Юг» Кемеровской области.

С целью корректного выставления счетов потребителям коммунальных услуг ООО «ЭкоТек» необходимо располагать данными о количестве проживающих (зарегистрированных) граждан в местах проживания и по месту пребывания. Такие данные должны быть в открытом доступе на сайте wmv.dom.gоsuslugi.ru. Однако, данные отсутствуют либо являются неактуальными.

ООО «ЭкоТек» направило 26.05.2021 в ГУ МВД России по Кемеровской области обращение, в котором просило предоставить сведения о количестве зарегистрированных в жилых помещениях по месту пребывания и по месту жительства граждан, в отношении жилых помещений в многоквартирных домах и в жилых домах, указанных в приложении к данному заявлению.

Посредством электронной почты от Главного Управления МВД РФ по Кемеровской области 31.05.2021 был получен ответ, которым было отказано в предоставлении запрашиваемых сведений; указано на то, что действующим законодательством предоставление МВД России адресно-справочной информации по объектам недвижимости не предусмотрено, а также, что в настоящее время в МВД России отсутствуют учеты по данным критериям.

В соответствии с Федеральным законом «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», Приказом Минкомсвязи России от 28.01.2016 "Об утверждении состава, порядка, способов, сроков и периодичности размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства информации о количестве зарегистрированных в жилых помещениях по месту пребывания и по месту жительства граждан", федеральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере миграции и осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, и его территориальные органы (далее - поставщик информации) размещают в государственной информационной системе информацию о количестве зарегистрированных в жилых помещениях по месту пребывания и по месту жительства граждан.

Отсутствие указанной информации препятствует административному истцу вести актуальные начисления по оплате за услуги по вывозу ТКО.

Просил суд признать бездействие Главного Управления МВД Российской Федерации по Кемеровской области незаконным; обязать Главное Управление МВД Российской Федерации по Кемеровской области разместить информацию по количеству зарегистрированных граждан в местах проживания и по месту пребывания.

Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 10.03.2022 в удовлетворении административных исковых требований ООО «ЭкоТек» отказано.

В апелляционной жалобе представитель ООО «ЭкоТек» Зеваков Д.Д. просит решение суда отменить, признать бездействия ГУ МВД России по Кемеровской области незаконным, обязать ГУ МВД России по Кемеровской области размесить информацию по количеству зарегистрированных граждан в местах проживания и по месту пребывания на сайте ГИС ЖКХ.

Считает, что судом была установлена прямая обязанность органа исполнительной власти, в лице ГУ МВД России по Кемеровской области, разместить сведения по количеству зарегистрированных граждан по месту пребывания и по месту жительства, установив отсутствие технической возможности, которое ничем не подтверждено, кроме как письменными уведомлениями.

Указывает, что судом первой инстанции не было принято во внимание установление факта оспариваемого бездействия ГУ МВД России по Кемеровской области прокуратурой Кемеровской области, однако не принято судом первой инстанции во внимание.

Считает, что ГУ МВД России по Кемеровской области обладало всеми необходимыми ресурсами для размещения вышеуказанной информации в системе ГИС ЖКХ.

Кроме того, в материалы дела административным ответчиком не представлено доказательств принятия мер по прекращению незаконного бездействия. Не представлено, также, доказательств о размещении информации ГУ МВД России по Кемеровской области в системе ГИС ЖКХ.

Отмечает, что некоторые нормы права судом первой инстанции были применены неверно.

Считает, что ГУ МВД России по Кемеровской области не представлено доказательств, подтверждающих соблюдение требований ФЗ №209 от 21.07.2014 «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», а административным истцом представлено достаточное количество доказательств, для удовлетворения заявленных требований, однако судом первой инстанции это было проигнорировано.

На апелляционную жалобу представителем ГУ МВД России по Кемеровской области - Кудряшовой А.В. принесены возражения.

В судебном заседании при апелляционном рассмотрении дела представитель административного истца ООО «ЭкоТек» Журавлев И.В. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.

Представитель административного ответчика ГУ МВФ России по Кемеровской области Кудряшова А.В. в судебном заседании возражала против апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание, не явились, извещены надлежаще. Учитывая, что указанные лица, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, судебная коллегия, руководствуясь статьей 150, частью 6 статьи 226, статьей 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, рассмотрела дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) могут быть признаны незаконными только при одновременном нарушении ими законных прав и охраняемых законом интересов административного истца и несоответствии их закону или иному нормативному правовому акту.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 26.05.2021 ООО «ЭкоТек», являющийся региональным оператором по обращению с твердыми бытовыми отходами, обратилось к начальнику ГУ МВД России по Кемеровской области с заявлением №42194, в котором просило в связи с отсутствием сведений о количестве зарегистрированных в жилых помещениях по месту пребывания и по месту жительства граждан на сайте www.dom.gosuslugi.ru, предоставить сведения о количестве зарегистрированных в жилых помещениях по месту пребывания и по месту жительства граждан, в отношении жилых помещений в многоквартирных домах и в жилых домах, указанных в приложении к настоящему заявлению.

Рассмотрев обращение ООО «ЭкоТек» от 26.05.2021, ГУ МВД России по Кемеровской области 31.05.2021 направил в адрес ООО «ЭкоТек» ответ №3/215405405668 (исходящая дата указана 31.03.2021), в котором указал, что действующим законодательством предоставление МВД России адресно-справочной информации по объектам недвижимости не предусмотрено, в настоящее время в МВД России отсутствуют учеты по данным критериям.

Не оспаривая указанный ответ ГУ МВД России по Кемеровской области об отказе в предоставлении информации, административный истец обратился с настоящим административным иском, указав на нарушение его прав в результате нарушения административным ответчиком обязанности по размещению достоверной информации о количестве зарегистрированных граждан, так как отсутствует возможности вести актуальные начисления по оплате услуги по вывозу ТКО.

Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии со стороны ГУ МВД России по Кемеровской области оспариваемого бездействия по неразмещению в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства информации о количестве зарегистрированных в жилых помещениях по месту пребывания и по месту жительства граждан.

Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции соглашается.

На основании Федерального закона от 21 июля 2014 года № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» в Российской Федерации создана информационная система, в которой в соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 6 названного Закона должны размещаться сведения о количестве зарегистрированных по месту пребывания и по месту жительства граждан.

Согласно пункту 8 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ Федеральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере миграции и осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, и его территориальные органы размещают в системе информацию, предусмотренную пунктом 8 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 3 Приказа Минкомсвязи России N 18, Минстроя России N 34/пр от 28.01.2016 "Об утверждении состава, порядка, способов, сроков и периодичности размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства информации о количестве зарегистрированных в жилых помещениях по месту пребывания и по месту жительства граждан", информация формируется поставщиком информации на основе обработки сведений, содержащихся в базовом государственном информационном ресурсе регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и государственной информационной системе миграционного учета (далее - информационные системы поставщика информации), и размещается в системе посредством Единой системы межведомственного электронного взаимодействия в соответствии с приказом Минкомсвязи России и Минстроя России от 23 марта 2015 г. N 89/204/пр "Об утверждении Порядка взаимодействия государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства с инфраструктурой, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, с иными информационными системами, а также единых форматов для информационного взаимодействия иных информационных систем с государственной информационной системой жилищно-коммунального хозяйства"

В соответствии с Порядком взаимодействия государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства с инфраструктурой, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, с иными информационными системами, а также единых форматов для информационного взаимодействия иных информационных систем с государственной информационной системой жилищно-коммунального хозяйства", утвержденным Приказом Минкомсвязи России N 89, Минстроя России N 204/пр от 23.03.2015 взаимодействие системы и иных информационных систем осуществляется с использованием совокупности информационных технологий, применяемых в целях размещения (предоставления) информации в системе поставщиками информации и направленных на получение системой информации, содержащейся в иных информационных системах, последующую обработку системой и размещение в системе полученной информации. Взаимодействие системы и иных информационных систем осуществляется в автоматизированном и (или) автоматическом режиме (пункты 2, 3).

Взаимодействие иных информационных систем с системой должно осуществляться путем обеспечения информационной и технологической совместимости иных информационных систем с системой или с использованием инфраструктуры посредством взаимодействия единой системой межведомственного электронного взаимодействия - для информационного взаимодействия с электронными сервисами федеральных органов исполнительной власти с целью размещения в системе сведений, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 30, ст. 4210), в случае если такое взаимодействие обеспечивает размещение в системе сведений в режиме онлайн (подпункт 2 пункта 4).

В соответствии с Указом Президента РФ от 21.12.2016 № 699 «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации», МВД Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере миграции и осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции.

Главное управление МВД России по Кемеровской области является территориальным органом МВД России.

ГУ МВД России по Кемеровской области, являясь территориальным органом Федерального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере миграции, в пределах своих полномочий, предусмотренных Правилами формирования, ведения и использования базового государственного информационного ресурса регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.2015, Законом Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по предоставлению адресно-справочной информации, утвержденного приказом МВД России от 30.09.2017 № 752 осуществляет внесение сведений в базовый государственный информационный ресурс регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и государственную информационную систему миграционного учета.

Согласно вышеперечисленным нормам, размещенные территориальным органом в базовом государственном информационном ресурсе сведения о регистрации граждан Российской Федерации по иностранных граждан по месту жительства и месту пребывания подлежат обработке и в автоматизированном и (или) автоматическом режиме должна размещаться в информационной системе жилищно-коммунального хозяйства посредством Единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).

В свою очередь обеспечение информационной и технологической совместимости информационных систем регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и миграционного учета с информационной системой жилищно-коммунального хозяйства, создание соответствующей инфраструктуры для размещения в системе сведений в режиме онлайн не относится к компетенции ГУ МВД России по Кемеровской области, поскольку вопрос обеспечения МВД России информационной системой в сфере миграции федерального уровня, предусматривающей в том числе, и межведомственное электронное взаимодействие в части предоставления сведений из централизованного хранилища данных, для взаимодействия с ГИВ ЖКХ с целью размещения необходимых сведений разрешается в рамках полномочий МВД России.

При таких обстоятельствах верным является вывод суда первой инстанции об отсутствии незаконного бездействия со стороны административного ответчика ГУ МВД России по Кемеровской области, поскольку ГУ МВД России по Кемеровской области не была обеспечена информационной системой для взаимодействия с ГИС ЖКХ и не имела технической возможности для размещения в системе актуальной информации, предусмотренной Федеральным законом № 209-ФЗ.

МВД России также принимались меры для обеспечения информационной и технологической совместимости информационных систем МВД России и системы ГИС ЖКХ, возможности размещения сведений, предусмотренных Федеральным законом № 209-ФЗ.

Из письма начальника Главного управления по вопросам миграции МВД России генерал-лейтенанта полиции В.Л. Казаковой следует, что с 14.09.2021 в установленном порядке осуществляется размещение в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства информации о количестве зарегистрированных в жилых помещениях по месту пребывания и по месту жительства граждан.

Кроме того, административным истцом не представлено доказательств нарушения его прав результате отсутствия в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства сведений о количестве зарегистрированных в каждом жилом помещении лиц, в то время как полная информация, необходимая для выставления счетов на оплату услуг может быть получена иным способом, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, пунктами 6, 148(1), 148 (1-1) "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 обязанность по предоставлению сведений, необходимых для начисления платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору возложена на управляющую организацию, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом.

При изложенных обстоятельствах у суда отсутствовали основания для признания незаконным оспариваемого административным истцом бездействия административного ответчика.

Апелляционная коллегия считает ошибочным вывод суда о том, что на МВД России не возложена обязанность по ведению поквартирного и подомового учета граждан, предоставлению информации о лицах и количестве лиц, зарегистрированных по одному адресу ответчика не возложено, а предоставление адресно-справочной информации физическим и юридическим лицам по их запросам возможно в виде соответствующей адресной справки в отношении конкретного гражданина.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 6, а также пунктом 8 статьи 7 Закона N 209-ФЗ в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства должна размещаться информация о количестве зарегистрированных в жилых помещениях по месту пребывания и по месту жительства граждан. Обязанность по размещению информации в указанной системе возлагается Федеральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере миграции и осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции и его территориальные органы.

Исходя из вышеизложенного, указанные административным истцом сведения носят открытый характер, право на их получение которых у регионального оператора имеются, а обязанность по их внесению в государственную информационную систему, равно как и по предоставлению указанных сведений, возложена на органы миграционного учета.

Вместе с тем такие выводы суда первой инстанции не привели к вынесению неправильного решения с учетом заявленных административным истцом требований.

Нарушений норм процессуального права, которые могут являться основанием для отмены судебного решения, судом первой инстанции не допущено.

Оспариваемое решение является законным и обоснованным, предусмотренные ст.310 Кодекса административного судопроизводства РФ основания для отмены решения суда отсутствуют.

Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г. Кемерово от 10 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение 6 месяцев со дня вынесения определения в 8 кассационный суд общей юрисдикции.

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 9 июня 2022 года.

Председательствующий:

Судьи: