ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-13298/19 от 26.02.2020 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Дело №2а-13298/19 Дело № 33а-783/20

Судья Кочкина А.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Якутск 26 февраля 2020г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Ноевой В.В., судей Оконешниковой М.М., Протодьяконова В.С.,

при секретаре Архиповой Ю.А.,

с участием представителя административного истца Матвеевой С.К., представителя Окружной администрации г.Якутска Кривошапкина Е.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Якутского городского суда от 26 декабря 2019 года по делу по административному иску Барашковой И.Н. к Окружной администрации г.Якутска об оспаривании решения, которым

постановлено:

В удовлетворении административного иска отказать.

Заслушав доклад судьи Ноевой В.В., пояснения представителей сторон, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Барашкова И.Н. обратилась в суд с административным иском о признании незаконным отказ Окружной администрации г.Якутска в предоставлении земельного участка. В обоснование требований указала, что обратились с заявлением в Окружную администрацию г.Якутска о предоставлении ей земельного участка по адресу: .........., площадью *** кв.м., с кадастровым номером № ..., для использования под индивидуальное жилищное строительство, как многодетной семье. Письмом от 03 сентября 2019г. отказано в связи с тем, что испрашиваемый участок расположен в двух территориальных зонах, имеется древесно-кустарниковая растительность, также проектом межевания территории квартала «..........» учтен под ведение огородничества, в связи с чем не пригоден для использования под ИЖС. Считает, что законных оснований для отказа в предоставлении участка истцу не имелось, спорный участок свободен от прав третьих лиц, СОТ «********» прекратило свою деятельность. Полагая отказ незаконным и нарушающим ее права, истец просила суд обязать Окружную администрацию г.Якутска устранить допущенное нарушение прав.

Судом принято вышеуказанное решение, которое обжаловано административным истцом. В апелляционной жалобе просит отменить решение суда в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела. Настаивает на заявленных требованиях, считает, что отказ в предоставлении испрашиваемого участка в связи с расположением на двух территориальных зонах неверен, поскольку данный участок свободен от прав третьих лиц, был поставлен на кадастровый учет в 2005г. с разрешенным видом использования для ведения садоводства и огородничества. Соответственно, при принятии или изменении правил землепользования и застройки владелец вправе продолжить использование участка без какого-либо ограничения.

На судебное заседание апелляционной инстанции административный истец Барашкова И.Н. не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия на основании ч.2 ст.306, ст.150 Кодекса административного судопроизводства РФ считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу п.2 ст.15 ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В силу пп.6 ст.39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Такое право закреплено также в ст.24.1 ЗК РС(Я).

Как следует из материалов дела и установлено судом, семья Барашковой И.Н., как многодетная семья, относится к категории граждан, имеющих право на однократное и бесплатное предоставление земельного участка в собственность или в аренду по месту жительства.

При обращении в Окружную администрацию г.Якутска о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: .........., с кадастровым номером № ..., для использования под индивидуальное жилищное строительство, письмом МКУ «Агентство земельных отношений» ГО «г.Якутск» от 03 сентября 2019г. отказано по причине несоответствия градостроительному зонированию: спорный участок расположен в двух территориальных зонах – зона «Ж-2А» и зона «Л-1», в которой градостроительные регламенты не подлежат установлению. Также проектом межевания территории квартала «..........» участок учтен под ведение огородничества.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый отказ о предоставлении земельного участка соответствует законодательству и не нарушает права административного истца. Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда.

В соответствии с п.2 ст.7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.

Согласно пп.14 ст.39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки и межевания территории.

Как следует из положений пунктов 6, 7 ст.11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон.

Аналогичные ограничения содержат положения ч.2 ст.85 ЗК РФ, согласно которой границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только одной зоне.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент.

В соответствии с ч.4 ст.30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.

В силу ч.1 ст.56 ГрК РФ информационные системы обеспечения градостроительной деятельности - организованный в соответствии с требованиями настоящего Кодекса систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений.

Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от 02 июля 2019г. испрашиваемый земельный участок расположен в двух территориальных зонах: Ж-2А – для индивидуального жилищного строительства на территории г.Якутска и Л-1 - зона территорий, занятых компактно произрастающей растительностью, естественных ландшафтов и водоемов, заниженных участков, служащих для сбора поверхностных вод. По проекту планировки территории предусмотрены объекты сельскохозяйственного использования, по проекту межевания территории – ведение огородничества. Также земельный участок находится в зоне экологического ограничения – лесохозяйственный регламент лесных насаждений.

Из акта обследования земельного участка от 21 августа 2019г., составленного Управлением муниципального контроля Окружной администрации г.Якутска, следует, что целевое назначение участка – под ведение гражданами садоводства и огородничества, имеется древесно-кустарниковая растительность, участок не огорожен, не освоен, объекты капитального строительства отсутствуют.

Судом установлено, что земельный участок располагается на территории, ранее предоставленной СОТ «********», прекратившей свою деятельность 12 сентября 2019г.

Из выписки ЕГРН следует, что земельный участок является ранее учтенным, его границы не определены, являются условными, имеются сведения о том, что земельный участок предоставлен в пожизненное наследуемое владение члену СОТ «********» С. с разрешенным видом использования под садоводство и огородничество.

Согласно Правилам землепользования и застройки ГО "г.Якутск", принятым решением Якутской городской Думы от 25 декабря 2013 г. N 169-НПА, зона «Л-1» – зона городских лесов; территорий, занятых компактно произрастающей высокорастущей растительностью; естественных ландшафтов; естественных водоемов; сложившихся заниженных участков рельефа, служащих для сбора поверхностных вод с прилегающих территорий и предотвращающих затопление и подтопление прилегающих земельных участков.

Территориальная зона Л-1 выделена в целях обеспечения правовых условий сохранения естественных ландшафтов на территории ГО «г.Якутск».

В зоне Л-1 допускается размещение в качестве видов разрешенного использования земельных участков (основного, условного, вспомогательного) видов деятельности и объектов в соответствии с классификатором, приведенным в приложении к приказу Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 г. N 540.

Согласно указанному классификатору зоны городских лесов относятся к охраняемым природным территориям, хозяйственная деятельность на которых ограничена.

Таким образом, испрашиваемый истцом земельный участок не отвечает установленным законом требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне, разрешенное использование земельного участка, располагающегося в границах перечисленных выше зон, не соответствует цели использования такого участка для индивидуального жилищного строительства.

При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о правомерности отказа органа местного самоуправления в предоставлении истцу земельного участка на праве собственности и отсутствии нарушений прав и законных интересов административного истца является законным и обоснованным.

Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, все представленные доказательства оценены по правилам ст.84 КАС РФ. Выводы суда правильные и соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.

Доводы о том, что спорный участок свободен от прав третьих лиц, так как распоряжением заместителя главы ГО «г.Якутск» от 03 мая 2018г. № ... право пожизненного наследуемого владения земельным участком С. прекращено, не являются основанием для отмены решения, Расположение земельного участка в более чем одной территориальной зоне действующим законодательством не допускается, в связи с чем у органа местного самоуправления имелись правовые основания для отказа в заявлении административного истца.

Иные доводы, приведенные в апелляционной жалобе, на правильность вывода суда не влияют и отмену или изменение судебного решения, которое вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права, не влекут.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Якутского городского суда от 26 декабря 2019 года по делу по административному иску Барашковой И.Н. к Окружной администрации г.Якутска об оспаривании решения оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий: Ноева В.В.

Судьи: Оконешникова М.М.

Протодьяконов В.С.