судья 1 инстанции: Ильичева Н.П. дело №33а-4237/2022
дело 1 инстанции: №2а-133/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
08 июня 2022 года город Симферополь
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего | Кучеренко Н.В., |
судей при секретаре | Кагитиной И.В., ФИО1, ФИО2, |
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО3 к Администрации Межводненского сельского поселения Черноморского района Республики Крым, заинтересованные лица ФИО4, ФИО5 о признании незаконным бездействия,
по апелляционной жалобе ФИО3 на решение Черноморского районного суда Республики Крым от 16 февраля 2022 года, которым в удовлетворении административного иска отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Кучеренко Н.В., объяснения представителя Администрации Межводненского сельского поселения Черноморского района Республики Крым - ФИО6, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
установила:
ФИО3 обратилась в Черноморский районный суд Республики Крым с административным иском к Администрации Межводненского сельского поселения Черноморского района Республики Крым, в котором просила: признать незаконным бездействие Администрации Межводненского сельского поселения Черноморского района Республики Крым; возложить на административного ответчика обязанность включить в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории с. Межводное нестационарный торговый объект (павильон) для торговли продовольственными товарами по адресу: <адрес>, согласно прилагаемой схеме размещения и эскиза НТО, площадью 24 кв.м. и заключить договор на его использование.
Исковые требования мотивированы тем, что административным истцом 14 октября 2021 года в Администрацию Межводненского сельского поселения Черноморского района Республики Крым подано заявление о включении в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории с. Межводное нестационарного торгового объекта (павильона) для торговли продовольственными товарами по адресу: <адрес>, согласно прилагаемой Схеме размещения и эскиза НТО, площадью 24 кв. м. и просьбой заключить договор на его использование. Из полученного ответа за исх.№1270/02-121 от 02 ноября 2021 года следует, что заявление рассмотрено Комиссией по размещению НТО на территории муниципального образования Межводненское сельское поселение Черноморского района Республики Крым и при внесении изменений в Схему размещения НТО в с. Межводное заявление ФИО3 будет учтено. Административный истец считает, что данный ответ не конкретизирован и по сути заявление не рассмотрено. Таким образом, бездействие Администрации Межводненского сельского поселения Черноморского района Республики Крым препятствует административному истцу в реализации права на оформление НТО в установленном законом порядке.
Определениями Черноморского районного суда Республики Крым от 27 декабря 2021 года, 26 января 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ФИО4, ФИО5 (соответственно).
Решением Черноморского районного суда Республики Крым от 16 февраля 2022 года в удовлетворении административного иска отказано.
Не согласившись с постановленным решением, ФИО3 подана апелляционная жалоба, в которой просит отменить состоявшийся по делу судебный акт, постановить новое решение об удовлетворении административного иска в полном объёме. В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам по делу, и приводит доводы, аналогичные доводам административного иска.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Администрации Межводненского сельского поселения Черноморского района Республики Крым по доверенности - ФИО6 возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом.
В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Судебная коллегия, руководствуясь указанным положением статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав мнение явившегося участника процесса, исследовав материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 14 октября 2021 года в Администрацию Межводненского сельского поселения Черноморского района Республики Крым поступило заявление административного истца от 13 октября 2021 года о включении в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории с. Межводное нестационарного торгового объекта (павильона) для торговли продовольственными товарами по адресу: <адрес>, согласно прилагаемой схеме размещения и эскиза НТО, площадью 24 кв. м. и заключении договора на его использование (л.д. 6). К данному заявлению приложены следующие документы: копия паспорта ФИО3; копия свидетельства ФИО3 о регистрации по месту пребывания; эскиз нестационарного торгового объекта; схема размещения нестационарного торгового объекта, по адресу: <адрес>.
02 ноября 2021 года за №1270/02-121 в адрес ФИО3 административным ответчиком направлен ответ, что заявление рассмотрено Комиссией по размещению НТО на территории муниципального образования Межводненское сельское поселение Черноморского района Республики Крым и при внесении изменений в схему размещения НТО в с. Межводное заявление будет учтено (л.д. 7).
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для его удовлетворения.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым с таким выводом суда первой инстанции не соглашается, исходя из следующего.
В соответствии с подпунктами «в» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
В силу части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации установлены Федеральным законом №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно пункту 3 части 1 статьи 16 которого, к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
В силу статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации определяются Федеральным законом от 28 декабря 2009 года №381-ФЗ, который также регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности (часть 1 и 3 статьи 1 Федерального закона от 28 декабря 2009 года №381-ФЗ).
Частью 2 статьи 1 Федерального закона от 28 декабря 2009 года №381-ФЗ установлено, что целями настоящего Федерального закона являются: обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации путем установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности; развитие торговой деятельности в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров; обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность (далее - хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность), юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи (далее - хозяйствующие субъекты, осуществляющие поставки товаров), баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения; разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности.
Государственное регулирование торговой деятельности осуществляется посредством государственного контроля (надзора), муниципального контроля в этой области (часть 1 пункт 4 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2009 года №381-ФЗ).
Частью 1 статьи 6 Федерального закона от 28 декабря 2009 года №381-ФЗ установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности осуществляют разработку и принятие законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности.
Органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли (часть 2 статьи 6 Федерального закона от 28 декабря 2009 года №381-ФЗ).
Статьёй 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года №381-ФЗ предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов в стационарном торговом объекте, в ином здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности, устанавливается собственником стационарного торгового объекта, иного здания, строения, сооружения или земельного участка с учетом требований, определенных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 17 указанного Федерального закона, органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Частью 4 статьи 19 Федерального закона от 28 декабря 2009 года №381-ФЗ предусмотрено, что утвержденные нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов не могут служить основанием для пересмотра размещения стационарных торговых объектов, нестационарных торговых объектов, строительство или реконструкция которых начаты либо завершены до утверждения указанных нормативов.
В свою очередь, основы государственной политики регулирования торговой деятельности на территории Республики Крым определены Законом Республики Крым от 05.05.2015 №92-ЗРК/2015 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Республике Крым», который регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 23 августа 2016 года №402 утверждён Порядок размещения и функционирования нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований в Республике Крым».
Нестационарный торговый объект (далее - НТО) - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком, вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Согласно пункту 1 раздела II Порядка, размещение НТО (за исключением разносной торговли) на земельных участках, находящихся в государственной собственности Республики Крым или муниципальной собственности (далее - соответственно государственная и муниципальная собственность), осуществляется в соответствии со Схемой, с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий, сохранения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, обеспечения наиболее полного удовлетворения потребительского спроса.
Утвержденные Схемы носят бессрочный характер (пункт 2 раздела II Порядка).
Хозяйствующие субъекты, желающие осуществлять торговую деятельность через НТО, подают заявки на включение выбранных ими мест размещения в Схему исходя из Требований к размещению (пункт 5 раздела II Порядка).
В целях создания равных условий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для получения возможности осуществлять мелкорозничную торговлю на территории муниципального образования Межводненское сельское поселение Черноморского района Республики Крым, пополнения бюджета поселения, создания оптимальных условий для развития предпринимательства, руководствуясь статьёй 10 Федерального закона от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 №772 «Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов», Законом Республики Крым от 14.08.2014 №51-ЗРК «О туристской деятельности в Республике Крым», Приказом Министерства промышленной политики Республики Крым от 26.12.2014 №129 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Крым схем размещения нестационарных торговых объектов», Администрацией Межводненского сельского поселения Черноморского района Республики Крым 24 марта 2021 года принято постановление №49 «О комиссии по размещению нестационарных торговых объектов, временных нестационарных аттракционов и другого развлекательного оборудования на территории муниципального образования Межводненское сельское поселение Черноморского района Республики Крым».
Согласно пункту 1 указанного Постановления, создана Комиссия по вопросам размещения нестационарных торговых объектов, временных нестационарных аттракционов и другого развлекательного оборудования на территории муниципального образования Межводненское сельское поселение Черноморского района Республики Крым (далее - Комиссия) и утверждён ее состав (приложение 1). Пунктом 2 указанного Постановления, утверждено Положение о Комиссии по вопросам размещения нестационарных торговых объектов, временных нестационарных аттракционов и другого развлекательного оборудования на территории муниципального образования Межводненское сельское поселение Черноморского района Республики Крым.
В соответствии с пунктами 1.1., 1.2, 1.3 названного Положения, Комиссия является постоянно действующим коллегиальным органом, образованным для осуществления работ по включению в схему и дислокацию мест размещения нестационарных торговых объектов (далее-НТО), временных нестационарных аттракционов и другого развлекательного оборудования (далее-ВНА) на территории муниципального образования Межводненское сельское поселение Черноморского района Республики Крым. Комиссия осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Конституции Республики Крым, законов и иных нормативных правовых актов Республики Крым, Устава муниципального образования Межводненского сельского совета Черноморского района Республики Крым и иных правовых актов Республики Крым, а так же настоящего Положения. Деятельность Комиссии основывается на принципах законности, гласности и открытости.
Руководство работой Комиссии осуществляет председатель Комиссии. В отсутствие председателя Комиссии его обязанности исполняет секретарь Комиссии (пункт 3.1 Положения).
Председатель Комиссии определяет дату и время проведения заседания Комиссии. Заседания Комиссии проводятся по мере необходимости (пункт 3.2 Положения).
Члены Комиссии имеют равные права при участии в заседаниях Комиссии (пункт 3.3 Положения).
Основной формой работы Комиссии является заседание. Заседание Комиссии правомочно, если на нем присутствует 2/3 от установленных членов Комиссии (пункт 3.4 Положения).
Согласно пункту 3.8 Положения, Комиссия рассматривает поступившие предложения на предмет их соответствия целям включения в схему размещения НТО или дислокацию мест размещения ВНА на территории муниципального образования Межводненское сельское поселение Черноморского района Республики Крым.
На основании рассмотрения заявлений Комиссия принимает одно из следующих решений:
1) внести изменения и (или) дополнения в схему размещения НТО или дислокацию мест размещения ВНА, если представленные предложения соответствуют целям включения ВНА в дислокацию;
2) отказать в принятии предложений в схему размещения НТО или в дислокацию мест размещения ВНА по внесению изменений и (или) дополнений в случае, если представленные предложения не соответствуют целям включения целям включения ВНА в дислокацию. О принятом решении заявителю сообщается в письменной форме.
02 июня 2022 года Администрацией Межводненского сельского поселения Черноморского района Республики Крым суду апелляционной инстанции письмом сообщено, что Комиссией не принималось решения по рассмотрению заявления ФИО3 от 13.10.2021.
Более того, и непосредственно в судебном заседании апелляционной инстанции представителем Администрации не предоставлено суду надлежащих и достоверных доказательств принятия предусмотренного вышеприведенным муниципальным актом решения по заявлению ФИО3
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что заявление административного истца до настоящего времени в установленном вышеуказанном порядке по существу не рассмотрено.
В связи с чем, оценив содержание предоставленного административному истцу Администрацией ответа 02 ноября 2021 года с точки зрения достоверности и ясности его содержания, учитывая не предоставление административным ответчиком надлежащих доказательств совершения конкретных и чётко предусмотренных вышеуказанным муниципальным актом действий по рассмотрению заявления административного истца по существу, оценивая длительность периода не осуществления таких действий с точки зрения его разумности, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для признания незаконным бездействия административного ответчика в оспариваемой части.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении административного иска, неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для административного дела, что привело к неправильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований в части оспариваемого бездействия, и что в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для отмены судебного акта в апелляционном порядке.
Одновременно, судебная коллегия отмечает, что при рассмотрении дел, возникающих из публичных правоотношений, судом осуществляется функция судебного контроля за законностью решений, действий (бездействия) органов власти, должностных лиц и служащих.
И содержанием судебного контроля в таком праве является проверка решений, действий (бездействия) субъекта властных полномочий на предмет соответствия их требованиям правовых норм.
В то же время, судебный контроль ограничен принципом разделения властей (статья 10 Конституции Российской Федерации), который препятствует вмешательству в сферу исключительной компетенции соответствующих органов и должностных лиц. В этой связи суд не полномочен принимать решения или возлагать на орган обязанности, напрямую вытекающие из исключительной компетенции данного субъекта.
В связи с указанным, заявленные исковые требования подлежат частичному удовлетворению путём признания незаконным бездействия Администрации Межводненского сельского поселения Черноморского района Республики Крым по нерассмотрению в установленном порядке поступившего 14 октября 2021 года заявления ФИО3 о включении в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории с. Межводное нестационарного торгового объекта для торговли продовольственными товарами по адресу: <адрес>, и возложения на административного ответчика в соответствии с требованиями части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанности в установленном порядке обеспечить рассмотрение заявления административного истца.
Таким образом, решение Черноморского районного суда Республики Крым от 16 февраля 2022 года подлежит отмене с принятием нового о частичном удовлетворении заявленных исковых требований.
Ввиду изложенного, судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Крым, руководствуясь статьями 177, 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Черноморского районного суда Республики Крым от 16 февраля 2022 года по административному делу №2а-133/2022 отменить.
Принять по делу новое решение.
Административный иск ФИО3 - удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Администрации Межводненского сельского поселения Черноморского района Республики Крым по не рассмотрению в установленном порядке поступившего 14 октября 2021 года за вх.№396/02-121 заявления ФИО3 о включении в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории с. Межводное нестационарного торгового объекта для торговли продовольственными товарами по адресу: <адрес>.
Возложить на Администрацию Межводненского сельского поселения Черноморского района Республики Крым обязанность рассмотреть в установленном порядке поступившее 14 октября 2021 года заявление ФИО3 о включении в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории с. Межводное нестационарного торгового объекта для торговли продовольственными товарами по адресу: <адрес>.
В удовлетворении остальной части административного иска ФИО3 - отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции, через суд первой инстанции, в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий судья: подпись Н.В. Кучеренко
Судьи: И.В. Кагитина
подпись
ФИО1