Дело № 33а -3878/2022 (II инстанция) Докладчик Самылов Ю.В.
Дело № 2а-1340/2023 ( I инстанция) Судья Баларченко П.С.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Владимирского областного суда в составе:
Председательствующего Астровко Е.П.,
и судей Самылова Ю.В., Емельяновой О.И.,
при секретаре Мусатовой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 19 сентября 2023 года административное дело по административному исковому заявлению Джураева Идибека Ибрагимовича к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Владимирской области, Управлению по вопросам миграции Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Владимирской области о признании незаконным решения заседания комиссии по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка от 18.01.2023, обязании устранить допущенные нарушения,
по апелляционной жалобе Джураева Идибека Ибрагимовича на решение Фрунзенского районного суда г. Владимира от 3 июля 2023 года, которым постановлено:
административные исковые требования Джураева Идибека Ибрагимовича к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Владимирской области, Управлению по вопросам миграции Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Владимирской области о признании незаконным решения заседания комиссии по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка от 18.01.2023, обязании устранить допущенные нарушения, оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Самылова Ю.В., объяснения административного истца – Джураева И.И. и его представителя по доверенности Шигалевой М.М., просивших решение суда отменить, объяснения представителя административного ответчика Управления министерства внутренних дел России по Владимирской области – Хрусталевой Д.С., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Джураев И.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к УВМ УМВД России по Владимирской области о признании незаконным решения заседания комиссии по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка от 18.01.2023, обязании присвоить ему статус носителя русского языка.
В обоснование административного искового заявления указал, что являясь гражданином Республики Таджикистан, 17.01.2023 обратился в УМВД России по Владимирской области с заявлением о признании его носителем русского языка.
18.01.2023 проведено заседание комиссии по признанию иностранного гражданина носителем русского языка, которым административному истцу отказано в признании носителем русского языка. Считал данное решение комиссии незаконным, нарушающим его права и законные интересы, указав, что комиссией не были всесторонне оценены его коммуникативные, речевые, письменные навыки; небольшой промежуток времени, в период которого проводилось собеседование с ним, не мог позволить членам комиссии полностью оценить уровень лексической и грамматической подготовки. Комиссией не учтены в полной мере его биографические сведения, изложенные в заявлении – не учтен факт, что административный истец длительное время проживает на территории Российской Федерации, занимается технически сложной трудовой деятельностью, в рамках которой без трудностей инициирует диалог, последовательно изъясняется на трудные темы, связанные с профессиональной деятельностью, что подтверждает достаточный уровень знания русского языка и является достаточным для признания носителем русского языка.
В порядке подготовки и в ходе рассмотрения дела определениями суда к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено УМВД России по Владимирской области, в качестве заинтересованного лица привлечена заместитель начальника УВМ УМВД России по Владимирской области Поддялова Э.З.
Административный истец Джураев И.И., его представитель по доверенности Шигалева М.М. заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика УМВД России по Владимирской области Савельева А.В., действующая на основании доверенности, полагая решение комиссии по признанию иностранного гражданина носителем русского языка, принятым законно, в рамках предоставленной компетенции, просила в удовлетворении требований отказать.
Представитель административного ответчика УВМ УМВД России по Владимирской области, заинтересованное лицо заместитель начальника УВМ УМВД России по Владимирской области Поддялова Э.З., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Суд принял вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Джураев Идибек Ибрагимович просит отменить решение, как незаконное и необоснованное ввиду неправильного определения судом обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанности установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела.
Апелляционное рассмотрение дела проведено без участия представителя административных ответчиков: ОВМ УМВД России по г. Владимиру, Управления по вопросам миграции УМВД России по Владимирской области, заинтересованного лица – заместителя начальника Управления по вопросам миграции УМВД России по Владимирской области Поддяловой Э.З.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В силу статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч.9 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа на принятие оспариваемого решения, порядок его принятия, основания для принятия оспариваемого решения; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
При этом, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 1 и 2 ч.9 ст. 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п.п. 3 и 4 ч.9 названной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия.
По смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия).
Совокупность таких условий при рассмотрении административного дела по административному исковому заявлению Джураева И.И. судом первой инстанции не установлена.
Как предусмотрено частью 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения с их участием урегулированы Федеральным законом №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации определены Федеральным законом от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».
Одним из условий приема в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке ч.2.1 ст. 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» определяет признание иностранного гражданина, постоянно проживающего на территории Российской Федерации носителем русского языка.
Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, признанные носителями русского языка в соответствии со статьей 33.1 настоящего Федерального закона, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами «а» и «в» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона.
Названной статьей Федерального закона № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» установлена процедура признания иностранного гражданина, постоянно проживающего на территории Российской Федерации носителем русского языка.
В соответствии с ч. 1 ст. 33.1 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» иностранный гражданин или лицо без гражданства по результатам собеседования, проведенного с ними комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка (далее - комиссия), могут быть признаны носителями русского языка, то есть лицами, владеющими русским языком и повседневно использующими его в семейно-бытовой и культурной сферах, в случае, если данные лица либо их родственники по прямой восходящей линии постоянно проживают или ранее постоянно проживали на территории Российской Федерации либо на территории, относившейся к Российской империи или СССР, в пределах Государственной границы Российской Федерации (часть 1).
Указанные комиссии формируются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальными органами.
Порядок формирования и работы комиссий, требования к специалистам, входящим в состав комиссии, правила проведения комиссией указанного в этой же статье собеседования с иностранным гражданином или лицом без гражданства, требования к форме заявления о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка и форме решения комиссии о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (часть 2).
В силу части 5 статьи 33.1 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», комиссия принимает решение о признании либо непризнании этого иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка по результатам собеседования с иностранным гражданином.
Во исполнение частей 1 и 2 статьи 33.1 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» в целях регламентирования порядка формирования и работы комиссий по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка был издан Приказ МВД России от 16 апреля 2020 года N 227 «Об организации работы комиссий по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка», которым были утверждены несколько документов, определяющих формирование и работу комиссий, в том числе:
порядок формирования и работы комиссий по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка;
требования к специалистам, входящим в состав комиссии по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка (Приложение № 2 к Приказу МВД России от 16.04.2020 № 127);
правила проведения комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка собеседования с иностранным гражданином или лицом без гражданства (Приложение № 3 к Приказу МВД России от 16.04.2020 № 127);
единые критерии признания иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка ( Приложение № 4 к Приказу МВД России от 16.04.2020 № 127).
В соответствии с пунктом 16.1 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации (далее - Положение), утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года N 1325, иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет, обладающие дееспособностью, временно пребывающие или проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться в комиссию по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка с заявлением о признании их носителями русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона N 62-ФЗ от 31 мая 2002 года.
Иностранные граждане и лица без гражданства, указанные в пункте 16.1 настоящего Положения, ранее постоянно проживавшие на территории Российской Федерации либо на территории, относившейся к Российской империи или СССР, в пределах государственной границы Российской Федерации, дополнительно представляют один из документов, подтверждающих факт их постоянного проживания на соответствующей территории (выписку из домовой книги, копию поквартирной карточки, документ, содержащий сведения о постановке на воинский учет, военный билет или иной документ) (пункт 16.3).
Иностранные граждане и лица без гражданства, указанные в пункте 16.1 настоящего Положения, имеющие (имевшие) родственников по прямой восходящей линии, постоянно проживающих или ранее постоянно проживавших на территории Российской Федерации либо на территории, относившейся к Российской империи или СССР, в пределах государственной границы Российской Федерации, дополнительно представляют один из документов (документы), подтверждающих (подтверждающие) наличие указанных родственников, а также факт их постоянного проживания на соответствующей территории (свидетельство о рождении, документ о заключении брака, свидетельство об усыновлении, свидетельство о смерти родственника, вид на жительство, выписку из домовой книги, копию поквартирной карточки, документ, содержащий сведения о постановке на воинский учет, военный билет или иной документ (документы) (пункт 16.4 Положения).
В случае отсутствия документов, указанных в пункте 16.4 настоящего Положения, заявители согласно пункту 16.5 Положения представляют архивные справки, выписки из архивных документов, копии документов Архивного фонда Российской Федерации и (или) иных архивных документов.
Из приведенных выше норм права следует, что вопрос о признании иностранного гражданина носителем русского языка разрешается в порядке особой административной процедуры специально созданной комиссией, которая уполномочена на принятие заявлений о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, а также проверку соответствия заявления и приложенных к нему документов требованиям законодательства.
Во исполнение вышеуказанных норм приказом начальника УМВД России по Владимирской области №**** от 22.07.2020 создана комиссия УМВД России по Владимирской области по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка. Приложением к приказу утвержден персональный состав комиссии (л.д.91,92).
Как установлено судом, Джураев Идибек Ибрагимович, 25.08.1979 года рождения, является гражданином Республики Таджикистан.
Имея намерение получить гражданство Российской Федерации, **** Джураев И.И. обратился в УМВД России по Владимирской области с заявлением о признании носителем русского языка на основании ч.1 ст. 33.1 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», в заявлении указал, что с 21.09.2022 постоянно проживает и зарегистрирован на территории Российской Федерации, имеет вид на жительство ****, выдан ****, зарегистрирован и проживает по адресу: **** (л.д.63-64).
Заявление Джураева И.И. было принято к рассмотрению УМВД России по Владимирской области.
18.01.2023 состоялось заседание комиссии по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, по результатам собеседования, проведенного с Джураевым И.И., наличие требований и условий для признания его носителем русского языка комиссией установлено не было (протокол №1 от 18.01.2023 (л.д.65-67).
Как усматривается из протокола заседания комиссии, вопрос о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка решался комиссией в отношении 26 иностранных граждан, по результатам собеседования с которыми в отношении 11 человек комиссией принято решение о признании их носителями русского языка (список №1), а в отношении 15 человек (в том числе в отношении Джураева И.И.) наличие требований и условий для признания их носителями русского языка не установлено (список №2).
Проверяя порядок и процедуру принятия оспариваемого решения комиссии в отношении Джураева И.И., суд пришел к выводу, что порядок и процедура принятия оспариваемого решения соответствует требованиям Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.11.2002 № 1325, ст. 33.1 Федерального закона №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», поскольку заседание комиссии проходило в составе определенном приказом начальника УМВД России по Владимирской области №303 от 20.07.2020 с участием иностранных граждан, в том числе Джураева И.И., по результатам собеседования комиссией единогласно принято решение о несоответствии кандидата требованиям и условиям для признания его носителем русского языка, поскольку Джураевым И.И. не доказано умение инициировать диалог в бытовых ситуациях, умение достигать поставленных целей коммуникации в ситуациях подготовленного и неподготовленного монологического и диалогического общения, а также умение поддерживать беседу.
Как пояснила допрошенная в судебном заседании в качестве специалиста член комиссии Чабристова Е.В., Джураев И.И. не владеет русским языком как носитель, т.е. допускает грамматические и орфоэпические ошибки. Джураев И.И. может понимать, изъясняться, задавать и отвечать на вопросы на русском языке, однако, его знаний русского языка недостаточно для признания его носителем русского языка, в связи с чем, комиссией было принято решение о несоответствии данного кандидата требованиям и условиям для признания его носителем русского языка.
Оценив в совокупности собранные по делу доказательства, суд пришел к однозначно правильному выводу, что оспариваемое решение комиссии принято в пределах предоставленных полномочий, соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов административного истца, в связи с чем не усмотрел оснований для удовлетворения заявленных требований.
При этом, суд обоснованно отметил, что Джураев И.И. не лишен права вновь обратиться с заявлением о признании его носителем русского языка по истечении срока установленного ч.9 ст. 33.1 Федерального закона №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, сделаны на основании всестороннего исследования представленных сторонами доказательств в совокупности с обстоятельствами настоящего административного дела по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Применительно к положениям частей 8, 9, 11 статьи 226 КАС РФ и предписаниям статьи 62 КАС РФ, суд верно распределил бремя доказывания между сторонами и установил обстоятельства, имеющие значение для дела.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Несогласие административного истца с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела и неверное толкование законодательства не означают, что при рассмотрении настоящего административного спора допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм права. Правовые основания для переоценки доказательств в настоящем случае согласно закону отсутствуют.
Поскольку решение принято судом при правильном применении норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оно является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Фрунзенского районного суда г. Владимира от 3 июля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Джураева Идибека Ибрагимовича – без удовлетворения.
На данное апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий Е.П. Астровко
Судьи: Ю.В. Самылов
О.И. Емельянова