ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1354/2021 от 08.12.2021 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

В суде первой инстанции дело № 2а-1354/2021

Дело № 33а-7669/2021

УИД 27RS0006-01-2019-002640-61

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 8 декабря 2021 года.

Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего: Унтевской Е.Л.,

судей: Савченко Е.А., Чуешковой В.В.

при секретаре: Джибе С.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Хабаровске 1 декабря 2021 года административное дело по административному исковому заявлению Иванковой С.Н., Анохиной А.В., Ращинской Е.П. к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области, администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края, Министерству обороны Российской Федерации об оспаривании действий (бездействия), возложении обязанности образовать земельный участок под многоквартирным домом для постановки на кадастровый учет,

по апелляционным жалобам административного ответчика Министерства обороны Российской Федерации, заинтересованного лица ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» Минобороны России на решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 7 июля 2021 года.

Заслушав доклад судьи Савченко Е.А., пояснения представителя заинтересованного лица ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» Минобороны России Ли В.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Иванкова С.Н., Анохина А.В., Ращинская Е.П. обратились с указанным административным исковым заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области (далее - МТУ Росимущества в Хабаровском крае и Еврейской автономной области), администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края (далее также – Администрация) об оспаривании действий (бездействия), выразившихся в непринятии решения по обращению административных истцов от 15 мая 2019 года об образовании (формировании) земельного участка под многоквартирным жилым домом <адрес>, о согласовании (утверждении) схемы расположения земельного участка; о возложении на административных ответчиков обязанности образовать путем раздела земельного участка с кадастровым номером , площадью 1 092 090 кв. м, земельный участок, занимаемый указанным многоквартирным домом, площадью 2 763 кв. м, для постановки на кадастровый учет, с сохранением исходного земельного участка в измененных границах согласно схеме.

В обоснование административного иска указали, что 15 мая 2019 года административные истцы, являющиеся собственниками жилых помещений в многоквартирном доме <адрес>, расположенном на земельном участке с кадастровым номером , общей площадью 1 092 090 кв. м, обратились в Администрацию с заявлением о согласовании (утверждении) схемы расположения земельного участка под многоквартирным домом и прилегающей придомовой территории (площадью 2 763 кв. м), образующегося путем раздела земельного участка с кадастровым номером .

Из ответа Администрации от 21 мая 2019 года, адресованного представителю административных истцов, следует, что обращение перенаправлено в МТУ Росимущества в Хабаровском крае и Еврейской автономной области, поскольку согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости (далее также - ЕГРН) исходный земельный участок является собственностью Российской Федерации.

В июне 2019 года МТУ Росимущества в Хабаровском крае и Еврейской автономной области сообщило административным истцам, что согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 27:17:0402501:415 предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования Федеральному государственному казенному учреждению "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" Минобороны России); уполномоченным органом по управлению земельными участками, находящимися в пользовании Вооруженных Сил Российской Федерации, является Министерство обороны Российской Федерации (далее также - Минобороны России).

Согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, относится к категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; вид разрешенного использования - для специального назначения; правообладателем земельного участка является Российская Федерация; указанный земельный участок передан в постоянное (бессрочное) пользование ФГКУ " Дальневосточное ТУИО " Минобороны России.

Поскольку земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, а земельный участок под этим многоквартирным домом не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), собственники помещений в многоквартирном доме имеют право требовать об установлении границ земельного участка. Распоряжение земельным участком, в том числе принятие решения о формировании земельного участка путем раздела, а, следовательно, изменение индивидуальных характеристик земельного участка не входит в круг правомочий обладателя права постоянного (бессрочного) пользования, и относится к исключительной компетенции собственника земельного участка. Следовательно, органом государственной власти, полномочным к формированию земельного участка, на котором расположен МКД является МТУ Росимущество в Хабаровском крае и Еврейской автономной области. Вопрос по утверждению схемы расположения земельного участка по существу не рассмотрен, действия по формированию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, не осуществлены. Оснований для отказа в установлении границ земельного участка у административных ответчиков отсутствовали.

Определением Хабаровского районного суда Хабаровского края от 6 ноября 2019 года администрация Хабаровского муниципального района Хабаровского края привлечена к участию в деле в качестве административного ответчика.

Решением Хабаровского районного суда Хабаровского края от 5 декабря 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 26 февраля 2020 года и кассационным определением судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 22 июля 2020 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.

Кассационным определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 10 марта 2021 года решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 5 декабря 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 26 февраля 2020 года и кассационное определение судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 22 июля 2020 года, отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Протокольным определением судьи Хабаровского районного суда Хабаровского края от 22 июня 2021 года Минобороны России привлечено к участию в деле в качестве административного ответчика.

После кассационного обжалования в новом рассмотрении дела административные истцы изменили административные исковые требования, принятые судом в порядке ст.46 КАС РФ. Административные истцы просили признать незаконным бездействие МТУ Росимущества в Хабаровском крае и Еврейской автономной области, выразившегося в неорганизации взаимодействия между органами государственной власти местного самоуправления, действий МТУ Росимущества в Хабаровском крае и Еврейской автономной области, Минобороны России, выразившиеся в непринятии решения об согласовании (утверждении) схемы земельного участка, обязать Минобороны России образовать путем раздела земельного участка с кадастровым номером , земельный участок, занимаемый многоквартирным жилым домом по <адрес>, площадью 2 763 кв. м., для постановки на кадастровый учет с сохранением земельного участка с кадастровым номером в измененных границах согласно схеме.

Определением Хабаровского районного суда Хабаровского края от 7 июля 2021 года производство по делу к административному ответчику администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края прекращено ввиду отказа административных истцов от требований к данному административному ответчику в полном объеме.

Решением Хабаровского районного суда Хабаровского края от 7 июля 2021 года административное исковое заявление Иванковой С.И., Анохиной А.В., Ращинской Е.П. удовлетворено частично. Постановлено признать незаконным бездействия МТУ Росимущества в Хабаровском крае и Еврейской автономной области, выразившиеся в неорганизации взаимодействия между органами государственной власти и местного самоуправления. Постановлено признать незаконными действий МТУ Росимущества в Хабаровском крае и Еврейской автономной области, Минобороны России, выразившиеся в непринятии решения о согласовании (утверждении) схемы земельного участка. На Минобороны России возложена обязанность образовать путем раздела земельного участка с кадастровым номером , земельный участок, занимаемый многоквартирным жилым домом <адрес>, площадью 2 763 кв.м., для постановки на кадастровый учет, с сохранением земельного участка с кадастровым номером в измененных границах, имеющий описание местоположения границ согласно схеме. В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе Минобороны России просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований, указав, что в целях безопасности хранения вооружения и военной техники, земельные участки, расположенные на территории запретного района, относятся к землям, ограниченным в обороте и не могут быть предоставлены в частную собственность, так как такая возможность не установлена федеральным законом. Спорный земельный участок имеет вид разрешенного использования специального назначения, находится в собственности Российской Федерации и передан в оперативное управление ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» Минобороны России в постоянное бессрочное пользование. Решение об отчуждении квартир, находящихся в МКД по <адрес>, в пользу граждан, Минобороны России не принимало. Указанный дом находится на территории военного городка и действующей воинской части, что означает, что только Минобороны России правомочно распоряжаться принадлежащим ему имуществом.

В апелляционной жалобе заинтересованное лицо ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» Минобороны России также просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований, указав, что спорный земельный участок является собственностью Российской Федерации, предоставлен на праве постоянного бессрочного пользования ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» Минобороны России, и не может быть образован на основании утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Кроме того, указал, что в нарушение Федерального закона от 2 мая 2006 года №59-ФЗ обращение административных истцов от 15 мая 2019 года не было перенаправлено в Минобороны России и ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» Минобороны России, чем Минобороны России было лишено возможности принять по нему соответствующее решение. Также указало, что суд первой инстанции признало незаконным действия МТУ Росимущества в Хабаровском крае и Еврейской автономной области, а обязанности по восстановлению нарушенных прав административных истцов возложил на Минобороны России, чем нарушил положения п.9 ст. 227 КАС РФ.

Представитель заинтересованного лица ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» Минобороны России Ли В.А. в суде апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований. Указал, что военный городок Хабаровск–43 является открытым, используется в интересах вооруженных сил. На земельном участке с кадастровым номером расположен только многоквартирный дом <адрес>, иных объектов нет.

Административные истцы, административные ответчики, будучи заблаговременно и надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции не явились, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, о намерении лично участвовать в судебном разбирательстве не заявили, в связи с чем, в соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.

В силу части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Выслушав участника процесса, изучив материалы административного дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

В суде первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, в частности выписками из ЕГРПН, свидетельствами о государственной регистрации права, что в собственности Иванковой С.Н. находится жилое помещение – квартира 25 в многоквартирном доме <адрес>, расположенном на земельном участке с кадастровым номером , общей площадью 1 092 090 кв. м, в собственности Ращинской (Анохиной) А.В. и Ращинской Е.П. находится квартира 28 в указанном доме.

Из пунктов 1.1, 1.4, 7.2 Положения об администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края, утвержденного решением Собрания депутатов Хабаровского муниципального района от 20 марта 2018 г. N 81-395 (далее - Положение), следует, что Администрация, являясь исполнительно-распорядительным органом Хабаровского муниципального района, выполняет исполнительно-распорядительные функции по эффективному решению вопросов местного значения в интересах населения района, обеспечивает права, свободы и законные интересы человека и гражданина, осуществление задач социально-экономического развития района, исполнение законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Хабаровского края, принятых в пределах их компетенции, муниципальных правовых актов, организует взаимодействие между органами государственной власти и местного самоуправления на территории района; взаимоотношения Администрации с органами государственной власти регулируются федеральным и краевым законодательством, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

15 мая 2019 года административные истцы обратились в администрацию Хабаровского муниципального района Хабаровского края с заявлением № 7181-2.1-35 о согласовании (утверждении) схемы расположения земельного участка под многоквартирным домом и прилегающей придомовой территории (площадью 2 763 кв. м), образующегося путем раздела земельного участка с кадастровым номером , приложив схему, пояснительную записку, копии свидетельств о праве собственности.

Как усматривается из материалов дела, перенаправляя 21 мая 2019 года в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ) заявление административных истцов от 15 мая 2019 года об утверждении схемы расположения земельного участка в МТУ Росимущества в Хабаровском крае и Еврейской автономной области, в сопроводительном письме от 21 мая 2019 года Администрация ссылалась на то, что согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером принадлежит на праве собственности Российской Федерации и предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" Минобороны России.

МТУ Росимущества в Хабаровском крае и Еврейской автономной области в июне 2019 года сообщило административным истцам, что земельный участок с кадастровым номером предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" Минобороны России; уполномоченным органом по управлению земельными участками, находящимися в пользовании Вооруженных Сил Российской Федерации, является Минобороны России.

Указанное подтверждается представленными свидетельствами о государственной регистрации права.

Ответом Минобороны России № 141/УГ-28665/2576 от 26 июня 2019 года административным истцам сообщено, что формирование земельного участка под многоквартирным домом возможно после подготовки документации по планировке территории. Таким образом, довод ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» Минобороны России о том, что обращение административных истцов от 15 мая 2019 года не было перенаправлено в Минобороны России и ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» Минобороны России, в связи с чем Минобороны России было лишено возможности принять по нему соответствующее решение, не нашло своего подтверждения, поскольку указанный вопрос формирования земельного участка под многоквартирным домом путем раздела земельного участка с кадастровым номером Минобороны России рассмотрен в Департаменте имущественных отношений Минобороны России.

При этом, в соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности (далее - имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций).

Согласно подпункту 1 пункта 2, подпункту 4 пункта 11 действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений Положения о Департаменте имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации (далее также - Департамент), утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 17 мая 2019 года N 280, Департамент предназначен для реализации полномочий Минобороны России по управлению и распоряжению имуществом Вооруженных Сил (кроме вооружения и боеприпасов), имуществом, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также высвобождаемым движимым военным имуществом (кроме вооружения и боеприпасов); директор Департамента утверждает схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории.

Ссылка административного истца на Приказ Министра обороны Российской Федерации от 3 сентября 2020 года N 444 «Об утверждении Положения о Департаменте военного имущества Министерства обороны Российской Федерации» является преждевременной, поскольку на момент спорных отношений подлежал применению приказ Министра обороны Российской Федерации от 17 мая 2019 года N 280 "Об утверждении Положения о Департаменте имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации".

Как следует из выписки из реестра федерального имущества от 14 октября 2019 года № 951/1 многоквартирный дом <адрес> на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 и приказа Министерства обороны Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1871 передан на праве оперативного управления ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» Минобороны России, что не оспаривается сторонами и подтверждается выпиской из ЕГРПН

Согласно выписке из ЕГРПН по состоянию на 9 октября 2019 года, спорный земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, относится к категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; вид разрешенного использования - для специального назначения; правообладателем земельного участка является Российская Федерация; указанный земельный участок передан в постоянное (бессрочное) пользование ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" Минобороны России.

Удовлетворяя требования административных истцов, суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку доказательств того, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом <адрес>, относится к земельным участкам, изъятым или ограниченным в обороте, суду не представлены, а формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания, указав, что обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном, всестороннем и полном исследовании материалов дела, которым в полном объеме дана надлежащая правовая оценка.

В соответствии с частью 3 статьи 8 Закона N 59-ФЗ письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 данного Федерального закона.

МТУ Росимущества в Хабаровском крае и Еврейской автономной области, возвращая пакет документов заявителям, ограничилось предоставлением информации последним со ссылкой на сведения ЕГРН о принадлежности земельного участка на праве собственности Российской Федерации и его предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" Минобороны России, указав также, что данное учреждение является уполномоченным территориальным органом Минобороны России. При этом положения Закона N 59-ФЗ запрета на перенаправление запроса в соответствующий орган, в компетенцию которого входит решение поставленных в обращении вопросов, не содержат.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли, в том числе земли населенных пунктов, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного вида использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Согласно п. 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Земельные участки, изъятые из оборота, перечислены в пункте 4 статьи 27 ЗК РФ; перечень ограниченных в обороте находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков установлен пунктом 5 статьи 27 ЗК РФ.

Из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами: зданиями, сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы (за исключением случаев, установленных федеральными законами).

Согласно п. 5 ч. 5 указанной статьи ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки: предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 1 статьи 93 ЗК РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Кодексом, федеральными законами.

Из анализа приведенных выше норм следует, что при определении ограничения оборотоспособности земельных участков необходимо учитывать категорию земель, вид разрешенного использования, фактическое использование земельного участка в целях обеспечения деятельности государства в области обороны и безопасности, т.е. к ограниченным в обороте отнесены те земельные участки, которые предоставлены для обеспечения обороны и безопасности.

Расположение земельного участка в пределах границ запретной зоны само по себе не является достаточным основанием для вывода о том, что данный земельный участок отнесен к ограниченным в обороте.

Вместе с тем, как установлено судом, на земельном участке располагается многоквартирный дом, предназначенный для проживания граждан, в том числе военнослужащих и их семей. Однако указанное не означает, что данный многоквартирный дом является объектом, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, а также зданием, предназначенным для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, поскольку как следует из материалов дела, квартиры, входящие в состав данного дома, в частности квартиры административных истцов, переданы гражданам в частную собственность.

При таких обстоятельствах, довод административных ответчиков о том, что на указанном земельном участке располагаются объекты хранения вооружения, военной техники и другого военного имущества и в связи с этим земельный участок, на котором располагается жилой дом, также относится к землям ограниченного пользования, суд находит несостоятельным для целей осуществления прав собственников жилых помещений, находящихся в жилом доме на этом участке.

В соответствии с пунктом 13 статьи 39.20 ЗК РФ особенности приобретения прав на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав общего имущества многоквартирного дома объекты недвижимого имущества, устанавливаются федеральными законами.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 названной статьи.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 г. N 12-П, в отличие от порядка приобретения гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, который установлен Земельным кодексом Российской Федерации, - для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведения его государственного кадастрового учета, при том что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении земельного участка, ни государственной регистрации права общей долевой собственности на данный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не требуется.

Осуществляя свои дискреционные полномочия в области правовой регламентации отношений, объектом которых являются земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома, федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах - исходя из правовой природы общего имущества многоквартирных домов как имущества, не имеющего самостоятельной потребительской ценности и предназначенного в первую очередь для обеспечения возможности пользования указанными помещениями, - установил в ЖК РФ общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме (части 1 и 2 статьи 36), а в Законе N 189-ФЗ - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен (статья 16).

Право общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме на земельный участок, на котором расположен данный дом, возникает в силу положений ЖК РФ и Закона N 189-ФЗ, следовательно, административные истцы как собственники помещений в многоквартирном доме вправе требовать формирования границ земельного участка в целях надлежащей эксплуатации такого дома даже в случае, если многоквартирный дом расположен на земельном участке, отнесенном к землям, ограниченным в обороте.

Заключением кадастрового инженера Рыбакова А.С. от 31 октября 2019 года установлено, что образуемый земельный участок под многоквартирным домом <адрес> соответствует градостроительным нормам.

Согласно п. 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 года N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" (далее Положение) Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг, функции по обособленному учету имущества, созданного и (или) приобретенного в результате реализации программ, подпрограмм, проектов и мероприятий Союзного государства, находящегося на территории Российской Федерации, права на которое переданы после их завершения государственным заказчикам - координаторам, государственным заказчикам либо исполнителям таких программ, подпрограмм, проектов и мероприятий от Российской Федерации, и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.

Одним из полномочий Росимущества является принятие в установленном порядке решений об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности (п. 5.35(3) указанного Положения).

Так, согласно п. 5.35(3) Положения Росимущество принимает в установленном порядке решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности, если иное не установлено федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Поскольку образование земельного участка является актом распоряжения государственным имуществом, принятие органом исполнительной власти решения об образовании земельного участка является обязательным.

Основываясь на указанных доводах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что права административных истцов нарушенные в результате незаконного бездействия органа, осуществляющего публичные полномочия, в данном случае подлежат защите.

Согласно п. 1ч. 6 ст. 11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков с сохранением земельного участка, раздел которого осуществлен, в измененных границах: в случае, если такой земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности;

В соответствие с ч. 7 указанной статьи ЗК РФ в целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа. К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются: 1) подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить; 2) копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.

Из представленных материалов дела следует, что весь необходимый пакет документов был предоставлен административными истцами, обращение собственников МКД рассматривалось как в МТУ Росимущества в Хабаровском крае и Еврейской автономной области, так и в Минобороны России.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно указал о возложении на Минобороны России обязанность образовать путем раздела земельного участка с кадастровым номером , земельный участок, занимаемый многоквартирным жилым домом <адрес>, площадью 2 763 кв.м., для постановки на кадастровый учет, с сохранением земельного участка с кадастровым номером в измененных границах, имеющий описание местоположения границ согласно схеме.

В целом доводы апелляционных жалоб сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

По своей сути доводы апелляционной жалобы сводятся к изложению и повторению правовой позиции административного ответчика и заинтересованного лица, выраженной в ходе рассмотрения дела. Эти доводы не ставят под сомнение сделанные судом первой инстанции выводы, а потому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке.

Апелляционные жалобы не содержат обоснованных доводов о допущенных судом нарушениях норм процессуального права, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, являющихся основанием для отмены или изменения решения суда, которые судебной коллегией также не установлены, в связи с чем решение суда следует признать законным и обоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 7 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционные жалобы административного ответчика Минобороны России, заинтересованного лица ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» Минобороны России - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи: