ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1356/20 от 16.12.2021 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

Судья Монгуш Р.С. Дело № 2а-1356/2020 (33а-1394/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Кызыл 16 декабря 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:

председательствующего Кунгаа Т.В.,

судей Баутдинова М.Т., Железняковой С.А.,

при секретаре Сат Ч.К.,

заслушав доклад судьи Кунгаа Т.В., пояснения прокурора Ооржак С.А., представителя административного истца Артына Д.К., представителя административного ответчика – Мэрии г. Кызыла Кудерек Ч.Д.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску М., Ч., Н., Б. к Мэрии г.Кызыла, Межведомственной комиссии Мэрии г. Кызыла, Департаменту архитектуры, градостроительства и земельных отношений Мэрии г. Кызыла о признании незаконными акта обследования и заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для проживания, признании недействующим постановление Мэрии г. Кызыла в части включения многоквартирного жилого дома в Перечень аварийных многоквартирных домов по апелляционной жалобе представителя административного ответчика – Мэрии г. Кызыла Кудерек Ч.Д., по апелляционному представлению прокурора, участвовавшего в деле, Ажи С.А. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 30 сентября 2020 года,

УСТАНОВИЛА:

административные истцы М.., Ч., Н., Б. обратились с суд с вышеуказанным административным иском к Мэрии г. Кызыла, Межведомственной комиссии Мэрии г. Кызыла, Департаменту архитектуры, градостроительства и земельных отношений Мэрии г. Кызыла о признании незаконными акта обследования и заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для проживания, признании недействующим постановление Мэрии г. Кызыла в части включения многоквартирного жилого дома в Перечень аварийных многоквартирных домов, в обоснование иска указав, что административные истцы являются собственниками квартир в многоквартирном доме по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ** Заключением межведомственной комиссии их дом признан непригодным для проживания и попал под программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы. В заключении о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания указано, что создана межведомственная комиссия постановлением мэра г. Кызыла № 1742 от 28 ноября 2008 года по приглашению собственника помещения или уполномоченного им лица О1., однако собственники квартир в данном многоквартирном жилом доме не уполномочивали лицо, указанное в акте и в заключении, обращаться от их имени с заявлением о признании дома аварийным, а также участвовать в обследовании многоквартирного жилого дома. Фактически обследование жилого дома не проводилось, жильцы не уведомлялись о каких-либо обследованиях и несоответствиях их жилых помещений, никто к ним не приходил в квартиры, не смотрел их изнутри и снаружи, и не проводил каких-либо исследований в данном многоквартирном доме снаружи и на крыше. Административные истцы не считают принадлежащий им дом ветхим, аварийным, подлежащим сносу, дом содержат в исправном состоянии, дом соответствует санитарным требованиям, техническое состояние жилого дома собственников полностью удовлетворяет, угрозы для проживания не представляет. Акт обследования от 9 декабря 2008 года составлен без фактического исследования и осмотра многоквартирного жилого дома по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. ** и является фиктивным документом, соответственно, принятое на его основании заключение о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания от 16 декабря 2008 года является недействительным, не соответствующим требованиям действующего законодательства, нарушающим права собственников жилых помещений – квартир в многоквартирном жилом доме, так как направлено на лишение их права собственности на принадлежащие им квартиры и земельные участки с целью освободить земельный участок, находящийся в центре города в экономически удобном и перспективном районе, для нового строительства в обход действующему законодательству с целью не выкупать по рыночной стоимости квартиры у собственников.

С учетом уточнений иска просили признать акт обследования от 9 декабря 2008 года и заключение межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания от 16 декабря 2008 года, назначенной Постановлением мэра г. Кызыла от 28 ноября 2008 года № 1742, о признании многоквартирного жилого дома по адресу: г. Кызыл, ул. ** аварийным и подлежащим сносу незаконными, признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление Мэрии г. Кызыла от 27 декабря 2013 года № 1802 «Об утверждении новой редакции муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, проживающих на территории г. Кызыла в 2013-2017 годах, с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства» в части включения многоквартирного жилого дома, находящегося по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. **, в перечень аварийных многоквартирных домов (Приложение № 1, пункт Перечня для переселения на 2016 год). Также обязать Мэрию г. Кызыла опубликовать сообщение о принятом решении в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу в периодическом печатном издании средства массовой информации «Кызыл неделя» или в газетах «Тувинская правда», «Шын» и разместить сообщение на официальном сайте городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» www.m.kyzyl.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 30 сентября 2020 года административное исковое заявление к Мэрии г. Кызыла, Межведомственной комиссии Мэрии г. Кызыла удовлетворено, признаны незаконными и нарушающими права и законные интересы М., Ч., Н., Б. акт обследования помещения от 9 декабря 2008 года межведомственной комиссии Мэрии г.Кызыла, назначенной постановлением мэра г. Кызыла от 28 ноября 2008 года № 1742, о признании многоквартирного жилого дома по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. **, аварийным и подлежащим сносу, заключение от 16 декабря 2008 года межведомственной комиссии, назначенной постановлением мэра г.Кызыла от 28 ноября 2008 года № 1742, о признании многоквартирного жилого дома по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. **, аварийным и подлежащим сносу, признано недействующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление Мэрии г. Кызыла от 27 декабря 2013 года № 1802 «Об утверждении новой редакции муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, проживающих на территории г. Кызыла, в 2013-2017 годах, с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства» в части включения многоквартирного жилого дома, находящегося по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. **, в Перечень аварийных многоквартирных домов. На Мэрию г.Кызыла возложена обязанность опубликовать сообщение о принятом решении в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу в периодическом печатном средстве массовой информации «Кызыл неделя» или в газетах «Тувинская правда», «Шын» и разместить сообщение на официальном сайте городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» www.mkyzyl.ru в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет».

Дополнительным решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 22 июня 2021 года в удовлетворении административного искового заявления М., Ч., Н., Б. к Департаменту архитектуры, градостроительства и земельных отношений Мэрии г.Кызыла отказано.

Не согласившись с решением, административный ответчик – Мэрия г. Кызыла подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска в полном объеме, обосновав тем, что в решении суда не дана оценка Постановлению Правительства Республики Тыва №667 от 30 ноября 2012 года «Об утверждении республиканской адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного строительства в Республике Тыва на 2013-2020 годы», которым утвержден Адресный перечень аварийных многоквартирных домов, а многоквартирный дом административных истцов по ул. ** г. Кызыла признан аварийным, включен в республиканскую программу переселения, находится на стадии завершения по переселению, однако из данного постановления многоквартирный дом судом не исключался. Даже если исключат данный многоквартирный дом по решению суда из постановления Мэрии г.Кызыла № 1802 от 27 декабря 2013 года, то этот дом подлежит реализации по программе переселения по постановлению Правительства Республики Тыва № 667. Указывает, что истцами пропущен срок исковой давности по оспариванию постановления Мэрии г. Кызыла № 1802, которое опубликовано в установленном порядке в газете «Кызыл неделя», № 2, 17-23 января, 2014, размещен на СПС Консультант Плюс, Гарант. С указанной даты опубликования истек общий срок исковой давности. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска. На 2008 год административные истцы Ч. и Н. не являлись собственниками жилых помещений, в связи с чем они не имеют право оспаривать акт обследования и заключение межведомственной комиссии 2008 года. Решение суда об обязании опубликовать сообщение о принятом решении в течение одного месяца в периодическом печатном издании средства массовой информации «Кызыл неделя» или в газетах «Тувинская правда», «Шын» и разместить сообщение на официальном сайте городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» www.m.kyzyl.ru не соответствуют положениям Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Решением Хурала представителей г. Кызыла от 26 декабря 2014 года №116 «Об официальном сайте органов местного самоуправления городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» создан официальный сайт органов местного самоуправления городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» и присвоен ему доменное имя http://mkyzyl.ru, согласно которому сообщения, нормативные, ненормативные акты размещаются только на официальном сайте. В данном решении не указано опубликовать постановления мэрии в газетах «Тувинская правда», «Шын». Газета «Кызыл неделя» в настоящее время не выпускается. Считает, что при вынесении решения суд должен был руководствоваться действующими нормативно-правовыми актами либо указать на необходимость опубликовать сообщение в издании, предназначенном для официального опубликования муниципальных правовых актов г. Кызыла. Кроме того, назначенная судом экспертиза подтвердила, что дом аварийный и не соответствует градостроительным и строительным нормам, оспариваемые акт обследования и заключение комиссии подтвердились заключением экспертизы, а суд в решении истолковал заключение эксперта ошибочно, признав многоквартирный дом не аварийным. Суд в решении сослался и откопировал решение суда 2016 года по дому № улицы ** города Кызыла, где совсем другие обстоятельства. Ссылки в возражениях мэрии на административный иск оставлены без внимания и оценки, в связи с чем судом неправильно применены нормы материального права.

В апелляционном представлении прокурор, участвовавший в деле, Ажи С.А. просит отменить решение суда и принять по делу новое решение, указывая, что в решении суда не указан прокурор, также в решении суда необоснованно указаны сведения об удовлетворении требований о взыскании с мэрии в счет возмещения судебных расходов в пользу К. – 42 215 рублей, С. – 47 125 рублей. Многоквартирный дом по ** включен в Адресный перечень аварийных многоквартирных домов, утвержденный постановлением Правительства Республики Тыва от 30 ноября 2012 года № 667 «Об утверждении республиканской адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного строительства в Республике Тыва на 2013-2017 годы», при принятии решения судом оценка данному постановлению не дана, многоквартирный дом из данного постановления не исключался.

В возражениях на апелляционную жалобу и апелляционное представление административный истец Ч. указывает, что в апелляционной жалобе мэрии отсутствуют доводы в опровержение выводов суда, и поясняет, что при покупке им квартиры в 2011 году предыдущий собственник не сообщал ни о каких комиссиях, признававших жилой дом аварийным, а Н. проживает в данном доме с давних времен. Согласно заключению экспертизы установлено, что дом частично ветхий, пригодный для проживания, но никак не аварийный. По поводу того, что в оспариваемом решении есть ссылки на другое решение Кызылского городского суда поясняет, что в этом деле рассматривались аналогичные требования, оспаривалось заключение межведомственной комиссии от 16 декабря 2008 года, а согласно ст. 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца Ч. - Артына Д.К. просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу и апелляционное представление – без удовлетворения.

Представитель административного ответчика - Мэрии г. Кызыла Кудерек Ч.Д. в судебном заседании апелляционную жалобу поддержала, прокурор Ооржак С.А. поддержала апелляционное представление.

Административные истцы административный истец Ч., М.., Н., Б.., представители административного ответчика – Межведомственной комиссии Мэрии г.Кызыла, заинтересованных лиц – Правительства Республики Тыва, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва не явились в судебное заседание апелляционной инстанции, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений, в числе прочих, относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 года N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Положение), которое, в числе прочего, регламентирует деятельность межведомственной комиссии, устанавливает порядок и требования к проведению оценки объектов.

Согласно п. 7 Положения, оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также в случае необходимости - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

Собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), за исключением органов и (или) организаций, указанных в абзацах втором, третьем и шестом настоящего пункта, привлекается к работе в комиссии с правом совещательного голоса.

В ранее действовавшей редакции данной нормы (от 08.04.2013 N 311) также предусматривалось, что к работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.

Как следует из материалов дела, постановлением мэра г. Кызыла от 28 ноября 2008 года № 1742 в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом городского округа - «Город Кызыл Республики Тыва» и Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» утверждена муниципальная межведомственная комиссия о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Согласно акту от 9 декабря 2008 года обследования помещения - жилого дома, расположенного по адресу: г. Кызыл, ул. **, межведомственная комиссия, назначенная Постановлением мэра г. Кызыла от 28 ноября 2008 года № 1742, в составе председателя Кар. - первого заместителя мэра г. Кызыла, заместителя председателя Кыз. - начальника Департамента земельных и имущественных отношений мэрии г.Кызыла, членов комиссии: Год. - начальника управления по жизнеобеспечению и реформе ЖКХ, Монг. - начальника отдела градостроительства мэрии г. Кызыла, Куул. - руководителя, главного инженера инспектора Службы по государственной жилищной инспекции РТ, Кач. - директора Департамента капитального строительства мэрии г. Кызыла, Саг. - начальника ПТО ООО УК «Жилсервис», Р. - генерального директора ОАО «Тувагражданпроект», Коч. - главного государственного инспектора Тувинского Территориального Отделения Енисейского межрегионального территориального управления Ростехнадзора, М1 - главного специалиста отдела надзора и контроля управления Роспотребнадзора по РТ, Уш. – главного государственного инспектора отдела по г. Кызылу по пожарному надзору УГПН ГУ МЧС России по РТ, при участии приглашенных экспертов Хунд. - главного инженера ОАО «Тувагражданпроект», собственника помещения и уполномоченного им лица О1. - заместителя начальника Департамента земельных и имущественных отношений Мэрии г. Кызыла произвела обследование помещения по заявлению О1. Краткое описание состояния дома: дом деревянный, одноэтажный, год постройки 1933 года, срок фактической эксплуатации – 75 лет, нормативный срок эксплуатации деревянных конструкций составляет – 50 лет, общая площадь – 309,8 кв.м., жилая площадь – 191,9 кв.м. Сведения о несоответствиях установленным требованиям с указанием фактических значений показателя или описанием конкретного несоответствия: фундаменты – ленточные, имеются трещины, местами – осадки; стены имеют массовые трещины, перекошены, повреждены гнилью; чердачное перекрытие имеет массовые недопустимые прогибы до 5,0 см; деформации фундамента, стен, несущих конструкций чердачного перекрытия свидетельствует об исчерпании их несущей способности вследствие старения и опасности обрушения здания дома в целом; кроме того, проект, по которому строился этот дом, не предусматривал антисейсмические мероприятия; инженерные системы дома (вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение, электроосвещение) не отвечают требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности, микроклимат жилых помещений (квартир) не соответствуют необходимым санитарно-эпидемиологическим требованиям и гигиеническим нормативам. Оценка результатов проведенного инструментального контроля и других видов контроля исследований согласно заключению ОАО «Тувагражданпроект» от 6 декабря 2008 года дом подлежит сносу. Заключение комиссии по результатам обследования: признать жилой дом, расположенный по адресу: г.Кызыл, ул. **, аварийным и подлежащим сносу.

Заключением от 16 декабря 2008 года межведомственная комиссия, назначенная постановлением мэра г.Кызыла от 28 ноября 2008 года №1742 в составе председателя Кар. - первого зам. мэра г.Кызыла, зам. председателя Кыз. - начальника Департамента земельных и имущественных отношений мэрии г.Кызыла, членов комиссии: Год., начальника управления по жизнеобеспечению и реформе ЖКХ, Монг. - начальника отдела градостроительства мэрии г. Кызыла, Куул. - руководителя, главного инженера инспектора Службы по государственной жилищной инспекции РТ, Кач. - директора Департамента капитального строительства мэрии г. Кызыла, Саг. – начальника ПТО ООО УК «Жилсервис», Р. - генерального директора ОАО «Тувагражданпроект», Коч. - главного государственного инспектора Тувинского Территориального Отделения Енисейского межрегионального территориального управления Ростехнадзора, М1 - главного специалиста отдела надзора и контроля управления Роспотребнадзора по РТ, Уш. – главного государственного инспектора отдела по г. Кызылу по пожарному надзору УГПН ГУ МЧС России по РТ, при участии приглашенных экспертов Хунд. - главного инженера ОАО «Тувагражданпроект», собственника помещения и уполномоченного им лица О1. произвела обследование помещения по заявлению О1. - заместителя начальника Департамента земельных и имущественных отношений Мэрии г. Кызыла от 6 декабря 2008 года с приложением к нему обосновывающих документов об аварийном состоянии многоквартирного дома по адресу: **; нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на указанный дом; планы помещений с техническим паспортом дома; заключение ОАО «Тувагражданпроект» от 6 февраля 2008 года об аварийном состоянии вышеуказанного дома, и приняла заключение о признании многоквартирного жилого дома по адресу: **, аварийным и подлежащим сносу в связи с большим износом в процессе его эксплуатации (износ 80 %).

На основании свидетельств о государственной регистрации права от 25 апреля 2008 года М. принадлежит квартира и земельный участок, расположенные по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. **

На основании свидетельства о государственной регистрации права от 16 ноября 2011 года Ч. принадлежит квартира, расположенная по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. **; свидетельства о государственной регистрации права от 9 июля 2015 года принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: Республика Тыва, г.Кызыл, ул. **

Н. принадлежит квартира ** 10, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на 3 октября 2019 года подтверждается, что квартира, расположенная по адресу: г.Кызыл, ул. ** принадлежит Б..

На запрос суда от 19 сентября 2019 года Департамент архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии г. Кызыла сообщил, что жилой дом по **, межведомственной комиссией признан аварийным и подлежащим сносу 9 декабря 2008 года.

Многоквартирный жилой дом № по ул. ** включен в программу переселения из ветхого аварийного жилья. Признан аварийным и подлежащим сносу 9 декабря 2008 года межведомственной комиссией мэрии г.Кызыла, назначенной постановлением мэра г. Кызыла № 1742 от 28 ноября 2008 года.

Заключением экспертов ООО «Независимая экспертиза» на вопрос «Является ли многоквартирный жилой дом, по адресу: **, ветхим и аварийным, подлежащий сносу, пригодным для проживания?» был дан ответ: Многоквартирный дом по адресу: **, является частично ветхим, пригодным для проживания, требующий проведения капитального ремонта. Физический износ дома составил 61,7 %.

Суд первой инстанции, принимая решение об удовлетворении административного иска, обоснованно исходил из пояснений генерального директора ОАО «Тувагражданпроект» Р., пояснений административных истцов, которые поясняли, что их не привлекали к работе комиссии, не уведомляли о времени и месте заседания комиссии, не осматривали помещения, чердачное помещение, подвалы, также лицо, указанное в акте обследования и заключении комиссии - О1., они не знают и не уполномочивали его представлять их интересы во время заседания комиссии, тем более обращаться с заявлением в мэрию г. Кызыла о признании их дома непригодным для проживания, а также учел факт непредставления доказательств, свидетельствующих обратное и подтверждающие правомерность и законность действия межведомственной комиссии, которая приняла решение о признании жилого дома по адресу: г. Кызыл, ул. ** в отсутствие собственников многоквартирного дома, не представлены уведомления собственников о предстоящем обследовании, заседании комиссии.

Акт обследования помещения и заключение межведомственной комиссии от 16 декабря 2008 года о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания в силу нарушения процедуры признания данного дома аварийным обоснованно признаны судом незаконными по основаниям, что к участию в комиссии не привлекались собственники жилых помещений, не было проведено его обследование специализированной организацией, были допущены существенные нарушения прав и законных интересов собственников многоквартирного жилого дома.

Постановлением Мэрии г. Кызыла от 27 декабря 2013 года № 1802 «Об утверждении новой редакции муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, проживающих на территории г. Кызыла, в 2013-2017 годах с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства» жилой дом, находящийся по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. **, включен в перечень аварийных многоквартирных домов, планируемых к сносу (приложение 1, пункт 53 перечня).

Суд первой инстанции также правомерно признал, что оспариваемое постановление мэрии в части включения спорного дома в программу нарушает права и законные интересы административных истцов, поскольку они являются собственниками помещений в спорном доме, который на основании этого постановления может быть снесён.

На основании частей 2 и 3 статьи 47 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019), муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании. Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание. В случае опубликования (размещения) полного текста муниципального правового акта в официальном сетевом издании объемные графические и табличные приложения к нему в печатном издании могут не приводиться.

Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Как установлено судом, оспариваемый нормативно-правовой акт опубликован в периодическом печатном средстве массовой информации «Кызыл неделя» от 17-23 января 2014 года № 2 и на официальном сайте городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» (www.mkyzyl.ru) 9 января 2014 года, вступил в силу с 3 февраля 2014 года.

Статьей 43.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ установлено, что муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, организация и ведение которого осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации (часть 1).

В Законе Республики Тыва от 26 декабря 2012 года № 1694-ВХ-1 «О регистре муниципальных нормативных правовых актов Республики Тыва» указано, что ведение Регистра осуществляется уполномоченным Правительством Республики Тыва органом исполнительной власти Республики Тыва.

В соответствии с пунктом 3 Положения об организации работы по ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов Республики Тыва, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 24 июля 2013 года № 452 «Об организации и Ведении регистра муниципальных нормативных правовых актов Республики Тыва», регистр ведется Министерством Республики Тыва по делам юстиции в документальном виде (на бумажных носителях) и в электронном виде на основе программного обеспечения в соответствии с едиными форматами и протоколами обмена, разработанными Министерством юстиции Российской Федерации.

Согласно пункту «к» части 1 статьи 72, а также частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы жилищного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.

В соответствии со статьей 5 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Основанием для разработки муниципальной адресной программы, утвержденной оспариваемым постановлением мэрии, как указано в ней, является Федеральный закон от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (с последующими изменениями), Жилищный Кодекс Российской Федерации, Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, Постановление Мэрии г. Кызыла о создании межведомственной комиссии от 28 ноября 2008 года №1742.

В Федеральном законе от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления мэрии, и в действующей редакции закона отсутствует указание на то, что органы местного самоуправления имеют право принимать муниципальные адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в этом законе указано только на то, что могут приниматься муниципальные адресные программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов (пункт 1 части 2 статьи 15 Федерального закона).

Полномочия органов местного самоуправления в области жилищных правоотношений перечислены в статье 14 Жилищного Кодекса Российской Федерации, в нём только указано на такое полномочие как признание в установленном порядке, жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, а также определено, что к полномочиям органов местного самоуправления относятся иные вопросы, отнесённые к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 48 и абзацем 2 пункта 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в редакции от 08.04.2013), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, по окончании работы комиссия составляет в 3 экземплярах заключение о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания по форме согласно приложению № 1.

На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издаёт распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, из буквального толкования вышеуказанных норм права следует, что после принятия межведомственной комиссией заключения о признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу, орган местного самоуправления обязан принимать решение в форме распоряжения, а не постановления, с указанием срока сноса данного жилого дома и срока отселения физических и юридических лиц, проживающих в этом доме. Распоряжение принимается органом местного самоуправления по каждому дому отдельно.

При таких обстоятельствах Мэрия г. Кызыла не наделена полномочиями по принятию муниципальных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, при этом в оспариваемом постановлении мэрии речь идет о финансировании этой программы из федерального бюджета и бюджета Республики Тыва, а не из местного бюджета.

В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Федеральный закон № 185-ФЗ) Российской Федерацией создается государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, который в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 14 данного Закона предоставляет финансовую поддержку субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям за счёт своих средств при условии наличия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

По смыслу части 2 статьи 16 поименованного Федерального закона № 185-ФЗ в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в специальный перечень, являющийся обязательной составляющей этой программы, включаются только те многоквартирные дома, которые признаны до 1 января 2012 года аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации в установленном порядке.

Такое же положение содержалось ранее и в утратившей силу с 26 декабря 2012 года статье 20.6 Федерального закона № 185-ФЗ, касающейся региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учётом необходимости развития малоэтажного строительства, а также содержится в оспариваемом постановлении мэрии (раздел «Цели и задачи Программы»),

Поскольку заключение межведомственной комиссии от 16 декабря 2008 года, послужившее основанием для включения многоквартирного дома по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. **, в муниципальную адресную программу, признано незаконным ввиду нарушения установленного законодательством порядка, поэтому постановление Мэрии г. Кызыла в части включения спорного дома в названную программу является незаконным.

Суд, принимая решение, указал, что сообщение о принятом решении должно быть опубликовано в печатных изданиях «Кызыл-неделя» или в газетах «Тувинская правда» и «Шын» и на официальном сайте органа местного самоуправления городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» - (http://www.mkyzyl.ru) - в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Согласно п. 2 ч. 4. ст. 215 КАС РФ, в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должны содержаться: указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения. Если опубликование решения суда или сообщения о его принятии невозможно в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, решение суда должно быть опубликовано по истечении установленного срока в ближайшем номере такого издания. Если официальное печатное издание прекратило свою деятельность, решение суда или сообщение о его принятии публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица.

Как было установлено судом, оспариваемый акт был опубликован в периодическом печатном издании «Кызыл-неделя» (прекратило деятельность в настоящее время) и на официальном сайте мэрии г. Кызыла.

Согласно статье 64.2 Устава городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободу и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает городской округ «Город Кызыл Республики Тыва», а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом на территории городского округа «Город Кызыл Республики Тыва».

Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание - официальный сайт органов местного самоуправления городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» - (http://www.mkyzyl.ru) - в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Исходя из п. 2 ч. 4. ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, сообщение должно быть опубликовано в том же печатном издании, в котором был опубликован оспариваемый нормативный акт, а если официальное печатное издание прекратило свою деятельность, решение суда или сообщение о его принятии публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты органа местного самоуправления.

При этом в соответствии с Уставом официально нормативные акты публикуются в периодическом печатном издании, распространяемом на территории городского округа, и на официальном сайте органа местного самоуправления городского округа.

Таким образом, решение суда об опубликовании сообщения о решении суда в печатном издании - в газетах «Тувинская правда» и «Шын», которые являются периодическими печатными изданиями, распространяемыми на территории городского округа г.Кызыл, не противоречит нормам законодательства.

Доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления о том, что судом не дана оценка Постановлению Правительства Республики Тыва № 667 от 30 ноября 2012 года «Об утверждении республиканской адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного строительства в Республике Тыва на 2013-2020 годы», которым утвержден Адресный перечень аварийных многоквартирных домов, не могут быть приняты судом, поскольку административными истцами вышеуказанное постановление Правительства Республики Тыва не оспаривалось, в связи с чем суд не мог выходить и рассматривать за пределами требований административного иска.

Иные доводы апелляционной жалобы Мэрии г. Кызыла повторяют ее позицию в суде первой инстанции, сводятся к переоценке выводов суда, проверялись им и получили правильную оценку в решении.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления не могут повлиять на законность, обоснованность оспариваемого решения суда, поскольку не опровергают выводы суда и не подтверждают неправильного применения судом правовых норм.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 30 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу и апелляционное представление – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Кассационная жалоба может быть подана в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Кызылский городской суд Республики Тыва в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 28 декабря 2021 года.

Председательствующий

Судьи