ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
дело № 2а-1358/2020
№ 33а-18355/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Уфа 07 декабря 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Каримовой Ф.М.,
судей Искандарова А.Ф. и Куловой Г.Р.,
с участием прокурора Сафина И.Ф.,
при секретаре Нафикове А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Белорецкого межрайонного прокурора Республики Башкортостан, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации сельского поселения Инзерский сельсовет муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, Администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан о признании незаконным бездействий, встречному исковому заявлению Администрации сельского поселения Инзерский сельсовет муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан к ГУ МЧС России по Республике Башкортостан, Белорецкому межрайонному отделу надзорной деятельности и профилактической работы управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан о признании незаконным пунктов предписания №... от дата, по апелляционной жалобе Администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан на решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 03 сентября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Куловой Г.Р., возражения представителя ГУ МЧС России по Республике Башкортостан ФИО1 и прокурора Сафина И.Ф., судебная коллегия
установила:
Белорецкий межрайонный прокурор Республики Башкортостан, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Администрации СП Инзерский сельсовет МР Белорецкий район Республики Башкортостан о признании незаконным бездействий по устранению нарушений пожарной безопасности.
В обоснование иска указал, что проведенной прокуратурой проверкой исполнения федерального законодательства в сфере лесопользования установлено, что с дата по дата на основании поручения заместителя председателя Правительства Российской Федерации №... от дата Белорецким МО НД и ПР УНД и ПР ГУ МЧС РФ по РБ проведена внеплановая проверка Администрации Инзерского сельсовета МР Белорецкий район Республики Башкортостан, территория которого подвержена угрозе лесных пожаров. Главе администрации в дата выдано предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности в населенных пунктах со сроком исполнения до дата. Во исполнение протокола совещания под председательством заместителя Председателя Правительства Республики Башкортостан от дата№... Белорецким МО НД и ПР УНД и ПР ГУ МЧС РФ по РБ проведена внеплановая проверка вышеуказанной администрации, в ходе которой установлено, что ранее выявленные нарушения не устранены. Вопреки требованиям статьи 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности», пункта 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», части 4 статьи 6, пункта 7 статьи 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пункта 16 Постановления Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года №390 «О противопожарном режиме» населенные пункты Айгир, Александровка, Бердагулово, Верхняя Манява, Дубинино, Корпуста, Кумбино, Лапышта, Манышта, Нижняя Манява, Нижняя Тюльма, Новохасаново, реветь, Сафаргулово, Арышпарово, Аисово, Кулмас не обеспечены звуковой сигнализацией для оповещения людей при пожаре. В нарушение статьи 68 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пункта 80 Постановления Правительства Российской Федерации 25 апреля 2012 года №390 «О противопожарном режиме», пункта 9.2 СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности» в населенных пунктах Айгир, Александровка, Бердагулово, Верхняя Манява, Дубинино, Корпуста, Кумбино, Лапышта, Манышта, Нижняя Манява, Нижняя Тюльма, Новохасаново, Реветь, Сафаргулово, Усмангали, Арышпарово, Аисово, Кулмас водоемы, из которых производится забор воды для целей пожаротушения (река), не имеют подъездов с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Вопреки требованиям части 1 статьи 76 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» не обеспечено нормативное прибытие первого подразделения пожарной охраны к месту вызова в населенных пунктах Александровка, Бердагулово, Верхняя Манява, Корпуста, Лапышта, Нижняя Манява, Нижняя Тюдьма, Арышпарово, Аисово, Кулмас. В нарушение ст. 68 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пункта 55 Постановления Правительства Российской Федерации 25 апреля 2012 года №390 «О противопожарном режиме» в населенных пунктах Инзер, Усмангали не организовано проведение проверки работоспособности не реже 2 раз в год наружных источников противопожарного водоснабжения. Вопреки требованиям пункта 75 Постановления Правительства Российской Федерации 25 апреля 2012 года №390 «О противопожарном режиме» в населенных пунктах Верхняя Манява, Нижняя Манява, Айгир не обеспечивается исправное содержание дорог для беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара. При этом, 82% площади Белорецкого района занимают леса, запасы древесины составляют 139,6 млн.куб.м.
Белорецкий межрайонный прокурор Республики Башкортостан просил суд признать незаконным бездействие Администрации СП Инзерский сельсовет МР Белорецкий район Республики Башкортостан по устранению нарушений требований пожарной безопасности в виде: отсутствия в населенных пунктах Айгир, Александровка, Бердагулово, Верхняя Манява, Дубинино, Корпуста, Кумбино, Лапышта, Манышта, Нижняя Манява, Нижняя Тюльма, Новохасаново, Реветь, Сафаргулово, Арышпарово, Аисово, Кулмас звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре: отсутствия подъездов с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года на водоемах населенных пунктов Айгир, Александровка, Бердагулово, Верхняя Манява, Дубинино Корпуста, Кумбино, Лапышта, Манышта, Нижняя Манява, Нижняя Тюльма, Новохасаново, Реветь, Сафаргулово, Усмангали, Арышпарово, Аисово, Кулмас, из которых производится забор воды для целей пожаротушения; не принятие мер по обеспечению нормативного прибытия первого подразделения пожарной охраны к месту вызова в населенных пунктах Александровка, Бердагулово, Верхняя Манява, Корпуста, Лапышта, Нижняя Манява, Нижняя Тюльма, Арышпарово, Аисово, Кулмас; отсутствия в населенных пунктах Инзер, Усмангали проверки работоспособности не реже 2 раз в год наружных источников противопожарного водоснабжения; неисправности в населенных пунктах Верхняя Манява, Нижняя Манява, Айгир дорог для беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.
Обязать Администрацию СП Инзерский сельсовет МР Белорецкий район Республики Башкортостан устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно обеспечить: наличие в населенных пунктах Айгир, Александровка, Бердагулово, Верхняя Манява, Дубинино, Корпуста, Кумбино, Лапышта, Манышта, Нижняя Манява, Нижняя Тюльма, Новохасаново, Реветь, Сафаргулово, Арышпарово, Аисово, Кулмас звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре; наличие подъездов с площадками (пирсов) с твердым покрытием размерами не мене 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года на водоемах населенных пунктов Айгир, Александровка, Бердагулово, Верхняя Манява, Дубинино Корпуста, Кумбино, Лапышта, Манышта, Нижняя Манява, Нижняя Тюльма, Новохасаново, Реветь, Сафаргулово, Усмангали, Арышпарово, Аисово, Кулмас, из которых производится забор воды для целей пожаротушения; принятие мер по обеспечению нормативного прибытия первого подразделения пожарной охраны к месту вызова в населенных пунктах Александровка, Бердагулово, Верхняя Манява, Корпуста, Лапышта, Нижняя Манява, Нижняя Тюльма, Арышпарово, Аисово, Кулмас; провести в населенных пунктах верхняя Манява, Нижняя Манява, Айгир ремонт дорог для беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.
Обязать Администрацию МР Белорецкий район Республики Башкортостан устранить нарушение требований пожарной безопасности, а именно: обеспечить транспортное сообщение в населенных пунктах Александровка, Бердагулово, Верхняя Манява, Корпуста, Лапышта, Нижняя Манява, Нижняя Тюльма, Арышпарово, Аисово, Кулмас в целях обеспечения возможности прибытия в них подразделения пожарной охраны; проверку в населенных пунктах Инзер, Усмангали работоспособности не реже 2 раза в год наружных источников противопожарного водоснабжения.
Главой Администрации СП Инзерский сельсовет МР Белорецкий район Республики Башкортостан заявлены встречные административные требования к Белорецкому межрайонному отделу надзорной деятельности и профилактической работы Управления надзорной деятельности и работы Главного Управления Министерства чрезвычайных ситуаций РФ по Республике Башкортостан (далее Белорецкий МО НД и ПР УНД и ПР ГУ МЧС РФ по РБ) о признании незаконными (недействительными) пунктов Предписания №... от дата.
В обоснование требований указано, что дата исполняющим обязанности государственного инспектора Белорецкого и Бурзянского районов Республики Башкортостан по пожарному надзору ФИО2 было вынесено предписание №... по устранению нарушений требований пожарной безопасности в отношении Администрации СП Инзерский сельсовет МР Белорецкий район Республики Башкортостан. С некоторыми пунктами предписания Администрация СП Инзерский сельсовет не согласна, так как считает, что они вынесены не правомерно, необоснованно на Администрацию сельского поселения возлагаются дополнительные обязанности, не предусмотренные законом. В частности необоснованны пункты 2, 3 и 5 данного предписания по следующим основаниям. Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. В статье 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлены первичные меры пожарной безопасности. В пункте 2 предписания указано, что населенные пункты Александровка, Аисово, Верхняя Манява, Арышпарово, Кулмас, Лапышта, Бердагулово, Корпуста, Нижняя Манява в СП Инзерский сельсовет находятся за пределами нормативного времени прибытия первого подразделения к месту вызова. Основанием данного требования указана статья 76 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ. Согласно данной норме права, подразделения пожарной охраны должны дислоцироваться от населенных пунктов в соответствии с вышеуказанным нормативным временем пребывания, а не населенные пункты располагаться рядом с подразделение пожарной охраны. Между тем, администрация сельского поселения Инзерский сельсовет не обладает полномочиями по размещению и дислокации подразделения пожарной охраны. Данное обязательство должно обеспечиваться федеральными и региональными органами в чьем ведении находятся вопросы по размещению и дислокации подразделений пожарной охраны. Согласно статье 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов государственной власти в области пожарной безопасности относится создание, реорганизация и ликвидация органов управления и подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. В пункте 3 предписания указано, что в населенных пунктах Верхняя Манява, Нижняя Манява и Айгир не обеспечивается исправным содержанием (в любое время года) дорог для беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара. Основанием для данного требования указан пункт 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года №390 «О противопожарном режиме». Между тем, администрация сельского поселения Инзерский сельсовет не обладает полномочиями по строительству дорог на межселенной территории. До указанных населенных пунктов отсутствуют дороги с твердым (грунтовым) покрытием. В силу Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ осуществление дорожной деятельности является полномочиями муниципального района. Сельские поселения на основании соглашения и межбюджетных трансфертов осуществляют содержание и ремонт существующих дорог, которые переданы по соглашению и на содержание которых выделяются денежные средства. Считает, что дороги до вышеуказанных населенных пунктов должны обслуживаться Администрацией МР Белорецкий район Республики Башкортостан, так как полномочия и вопросы местного значения сельских поселений ограничиваются только границами этого поселения. В пункте 5 предписания установлено, что в с.Инзер и с.Усмангали руководителем организации не организовано проведение проверок работоспособности источников наружного противопожарного водоснабжения (гидрантов) не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов. При этом, на балансе и в ведении администрации сельского поселения Инзерский сельсовет не имеются пожарные гидранты и системы водоснабжения, поскольку Федеральным законом от 06 октября 2003 года №131-ФЗ и статьей 7 Закона Республики Башкортостан от 16 марта 2005 года №162-з «О местном самоуправлении в Республики Башкортостан» организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, исключены из вопросов местного значения поселения. Все сети водоснабжения, на которых установлены пожарные гидранты, переданы на баланс Администрации МР Белорецкий район Республики Башкортостан, отдельным соглашением дополнительные полномочия по сетям водоснабжения не закреплялись. Обслуживаются сети МУП Инзерский ПУЖКХ РБ, в связи с чем, считает, что данный пункт предписания должен быть вынесен в отношении руководителя обслуживающей организации для своевременного контроля и исполнения. Также частично не согласны с пунктом 4 предписания, которым указано, что в населенных пунктах Александровка, Айгирь, Аисово, Верхняя Манява, Арышпарово, Кулмас, Лапышта, Бердагулово, Корпуста, Нижняя Манява, реветь, дубинино, Сафаргулово, Усмангали водоемы, из которых производится забор водя для целей пожаротушения, не имеют подъезда с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей в любое время года. Основанием данного требования указан пункт 80 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года №390 «О противопожарном режиме», статья 67 Федерального закона от 02 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пункт 9.4 СП 8.13130.2009. При этом, статья 67 Федерального закона №123-ФЗ утратила силу на основании Федерального закона от 10 июля 2012 года №117-ФЗ. Согласно части 5 статьи 67 Федерального закона №123-ФЗ предусмотрено, что допускается не предусматривать наружное противопожарное водоснабжение населенных пунктов с числом жителей до 50 человек. Так, в с.Дубинино и в радиусе вблизи него 200 метров отсутствуют естественные или искусственные водоисточники. В с.Лапышта полностью отсутствуют объекты защиты, так как в данном населенном пункте никто не проживает, жилые дома отсутствуют, проезда до населенного пункта нет. также отсутствуют проживающие люди и проезд в с.Верхняя Манява, на регистрации состоит 3 человека. Отсутствует проезд до с.Нижняя Манява, где зарегистрировано 3 человека, проживают 8 человек, зимой никто не проживает. В с.Кулмас зарегистрировано 5 человек, проживает 15 человек. В с.Александровка зарегистрировано и проживает 26 человек. В с.Корпуста зарегистрировано и проживает 6 человек. В с.Аисово зарегистрировано и проживает 20 человек. В д.Айгирь зарегистрировано 6 человек, проживает 23 человека. Основанием для учета проживающих и зарегистрированных граждан являются записи в похозяйственных книгах Администрации сельского поселения Инзерский сельсовет и данных Всероссийской переписи населения 2010 года.
Глава Администрации СП Инзерский сельсовет МР Белорецкий район Республики Башкортостан ФИО3 просил суд признать незаконными (недействительными) пункты 2, 3, 5 предписания №... от дата, вынесенные в отношении Администрации СП Инзерский сельсовет МР Белорецкий район Республики Башкортостан, исполняющим обязанности заместителя государственного инспектора Белорецкого и Бурзянского районом Республики Башкортостан по пожарному надзору ФИО2
Признать частично незаконным (недействительным) пункт 4 предписания №... от дата, вынесенного в отношении Администрации СП Инзерский сельсовет МР Белорецкий район Республики Башкортостан, исполняющим обязанности заместителя государственного инспектора Белорецкого и Бурзянского районом Республики Башкортостан по пожарному надзору ФИО2
Исключить из пункта 4 предписания №... от дата населенные пункты Дубинино, Лапышта, Верхняя Манява, Нижняя Маняма, Кулмас, Александровна, Корпуста, Аисово, Айгирь.
Определением Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 30 июня 2020 года по административному иску прокурора в качестве заинтересованных лиц привлечены: Администрация МР Белорецкий район Республики Башкортостан, МУП «Водоканал», МУП Инзерский ПУЖКХ Республики Башкортостан.
Определением Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 30 июля 2020 года в качестве административного ответчика по встречным требованиям привлечено: Главное Управление Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации по Республике Башкортостан (далее ГУ МЧС РФ по РБ).
Определением Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 13 августа 2020 года судом приняты уточненные требования Белорецкого межрайонного прокурора Республики Башкортостан, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации СП Инзерский сельсовет МР Белорецкий район Республики Башкортостан, Администрации МР Белорецкий район Республики Башкортостан о признании незаконным бездействий.
Решением Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 03 сентября 2020 года постановлено:
Административное исковое заявление Белорецкого межрайонного прокурора Республики Башкортостан, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Инзерский сельсовет муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, Администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан о признании незаконным бездействий – удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Администрации сельского поселения Инзерский сельсовет муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан по устранению нарушений требований пожарной безопасности в виде: отсутствия в населенных пунктах Айгир, Александровка, ФИО4, Верхняя Манява, Дубинино, Корпуста, Кумбино, Лапышта, Манышта, Нижняя Манява, Нижняя Тюльма, Новохасаново, Реветь, Сафаргулово, Арышпарово, Аисово, Кулмас, звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре; отсутствия подъездов с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года на водоемах населенных пунктов: Бердагулово, Дубинино, Кумбино, Манышта, Нижняя Тюльма, Новохасаново, Реветь, Сафаргулово, Усмангали, Арышпарово, из которых производится забор воды для целей пожаротушения; отсутствия в населенных пунктах Инзер, Усмангали проверки работоспособности не реже 2 раз в год наружных источников противопожарного водоснабжения; неисправность в населенных пунктах Верхняя Манява, Нижняя Манява, Айгир дорог для беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.
Обязать Администрацию сельского поселения Инзерский сельсовет муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно обеспечить: наличие в населенных пунктах Айгир, Александровка, ФИО4, Верхняя Манява, Дубинино, Корпуста, Кумбино, Лапышта, Манышта, Нижняя Манява, Нижняя Тюльма, Новохасаново, Реветь, Сафаргулово, Арышпарово, Аисово, Кулмас, звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре; наличие подъездов с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года на водоемах населенных пунктов: Бердагулово, Дубинино, Кумбино, Манышта, Нижняя Тюльма, Новохасаново, Реветь, Сафаргулово, Усмангали, Арышпарово, из которых производится забор воды для целей пожаротушения; провести в населенных пунктах Верхняя Манява, Нижняя Манява, Айгир ремонт дорог для беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.
Обязать Администрацию муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан обеспечить проверку в населенных пунктах Инзер, Усмангали работоспособность не реже 2 раз в год наружных источников противопожарного водоснабжения.
Обязать Администрацию сельского поселения Инзерский сельсовет муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан обеспечить проверку в населенном пункте Усмангали работоспособность не реже 2 раз в год наружных источников противопожарного водоснабжения.
Встречные административные требования Администрации сельского поселения Инзерский сельсовет муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан к ГУ МЧС России по РБ, Белорецкому межрайонному отделу надзорной деятельности и профилактической работы управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан о признании незаконным пунктов предписания №... от дата, удовлетворить частично.
Признать незаконным пункт 2 Предписания №... от дата, вынесенного в отношении Администрации сельского поселения Инзерский сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан.
Признать частично незаконным пункт 4 Предписания №... от дата, вынесенного в отношении Администрации сельского поселения Инзерский сельсовет муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, в части отсутствия в населенных пунктах Айгир, Александровка, Верхняя Манява, Нижняя Манява, Лапышта, Аисово, Корпуста, Кулмас у водоемов, из которых производится забор воды для целей пожаротушения, подъездов с площадками (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей в любое время года.
В остальной части заявленных требований Белорецкого межрайонного прокурора Республики Башкортостан, действующего в интересах неопределенного круга лиц, и Администрации сельского поселения Инзерский сельсовет муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, отказать.
Решение суда обратить к исполнению по истечении двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
В апелляционной жалобе Администрация муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан просит решение отменить в части обязания Администрации обеспечить проверку в населенных пунктах Инзер, Усмангали работоспособности не реже 2 раз в год наружных источников противопожарного водоснабжения и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении указанных требований отказать. Указала, что проверка Белорецким МОНД и ПР УНД и ПР ГУ МЧС РФ по РБ проводилась в отношении Администрации Инзерский сельсовет; в отношении Администрации MP не проводились проверки и предписания об устранении нарушений не выдавались; доказательств нарушения требований пожарной безопасности Администрацией MP не представлено; обязанность по обеспечению надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения на территории сельского поселения лежит на органе местного самоуправления (в данном случае Администрации Инзерского сельсовета); пожарные гидранты не передавались Администрацией Инзерского сельсовета на баланс Администрации MP; не представлено доказательств наличия на переданном объекте водоснабжения пожарных гидрантов, их количество, местонахождение не установлены; судом установлено, что обязанность по проверке источников пожарного водоснабжения на территории населенного пункта Усмангали возложена на Администрацию Инзерского сельсовета.
В судебное заседание иные лица, участвующие по делу, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения надлежащим образом.
Учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в полном объеме согласно статье 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
Частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Порядок реализации данного права предусмотрен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению, либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Согласно части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
На основании части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Как следует из части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 данной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 данной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно пункту 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», к вопросам местного значения городского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии с положениями статьи 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности», к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;
принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Первичные меры пожарной безопасности предусмотрены статьей 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и включают в себя:
1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;
2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;
3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;
5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;
6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;
7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;
8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;
9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
Судом установлено, что на основании Распоряжения главного государственного инспектора Белорецкого и Бурзянского районов Российской Федерации по пожарному надзору о проведении внеплановой выездной проверки органа государственной части (местного самоуправления) от дата№... проведена проверка в отношении Администрации сельского поселения Инзерский сельсовет муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан.
Из пункта 6 указанного Распоряжения следует, что настоящая проверка проводится с целью соблюдения требований пожарной безопасности органами власти.
По результатам проверки Белорецким межрайонным отделом надзорной деятельности и профилактической работы УНДиПР Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан в отношении Администрации сельского поселения Инзерский сельсовет муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан составлен Акт проверки №... от дата, а также выдано Предписание №... от дата, где установлены четыре пункта нарушений.
Постановлением заместителя главного государственного инспектора Белорецкого и Бурзянского районов Российской Федерации по пожарному надзору №... от дата Глава Администрации СП Инзерский сельсовет ФИО3 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 6 000 рублей.
На основании Распоряжения главного государственного инспектора Белорецкого и Бурзянского районов Российской Федерации по пожарному надзору о проведении внеплановой выездной проверки органа государственной части (местного самоуправления) от дата№... также проведена проверка в отношении Администрации сельского поселения Инзерский сельсовет муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан по соблюдению требований пожарной безопасности органами власти.
По результатам проверки Белорецким межрайонным отделом надзорной деятельности и профилактической работы УНДиПР Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан в отношении Администрации сельского поселения Инзерский сельсовет муниципального района Белорецкий район РБ составлен Акт проверки №... от дата, а также выдано Предписание №... от дата, которые получены главой Администрации сельского поселения Инзерский сельсовет муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан ФИО3 дата, что не оспаривается сторонами.
Из указанного выше Предписания №... от дата следует, что Главе сельского поселения Инзерский сельсовет МР Белорецкий район Республики Башкортостан необходимо устранить следующие нарушения требований пожарной безопасности, выявленные в ходе проверки:
населенные пункты Айгир, Александровка, Бердагулово, Верхняя Манява, Дубинино, Корпуста, Кумбино, Лапышта, Манышта, Нижняя Манява, Нижняя Тюльма, Новохасаново, Реветь, Сафаргулово, Арышпарово, Аисово и Кулмас не обеспечена звуковой сигнализацией для оповещения людей при пожаре.
населенные пункты Александровка, Бердагулово, Верхняя Манява, Корпуста, Лапышта, Нижняя Манява, Нижняя Тюльма, Арышпарово, Аисово и Кулмас находятся за пределами нормативного времени прибытия первого подразделения к месту вызова (в сельских поселениях – 20 минут).
в населенных пунктах Верхняя Манява, Нижняя Манява и Айгир не обеспечивается исправное содержание (в любое время года) дорог для беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.
в населенных пунктах Айгир, Александровка, Бердагулово, Верхняя Манява, Дубинино, Корпуста, Кумбино, Лапышта, Манышта, Нижняя Манява, Нижняя Тюльма, Новохасаново, Реветь, Сафаргулово, Арышпарово, Аисово и Кулмас водоемы, из которых производится забор воды для целей пожаротушения (река), не имеют подъезда с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей в любое время года.
в с.Инзер и с.Усмангали руководителем организации не организовано проведение проверок работоспособности источников наружного противопожарного водоснабжения (гидрантов) не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов.
Постановлением и.о. заместителя главного государственного инспектора Белоркцкого и Бурзянского районов Республики Башкортостан №... от дата Глава Администрации СП Инзерский сельсовет ФИО3 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 7 000 рублей. Указанное постановление вступило в законную силу.
На основании пункта 16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года №390 «О противопожарном режиме» (далее Правил противопожарного режима в Российской Федерации) на территории поселений и городских округов, территории садоводства или огородничества обеспечивается наличие звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре, телефонной связи, а также запасов воды для целей пожаротушения в соответствии со статьями 6, 63 и 68 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Установив вышеуказанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении требований прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации сельского поселения Инзерский сельсовет муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, поскольку требование пожарной безопасности в части не обеспечения в населенных пунктах Айгир, Александровка, Бердагулово, Верхняя Манява, Дубинино, Корпуста, Кумбино, Лапышта, Манышта, Нижняя Манява, Нижняя Тюльма, Новохасаново, Реветь, Сафаргулово, Арышпарово, Аисово и Кулмас звуковой сигнализацией для оповещения людей при пожаре, Администрацией сельского поселения Инзерский сельсовет муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан не устранены.
Согласно частям 1, 3 статьи 76 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» дислокация подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов определяется исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях - 20 минут. Порядок и методика определения мест дислокации подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности.
Исходя из пункта 1.2. СП 11.13130.2009 «Свод правил. Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения», утвержденных Приказом МЧС Российской Федерации от 25 марта 2009 года №181 в редакции от 09 декабря 2010 года, настоящий свод правил является нормативным документом по пожарной безопасности добровольного применения и устанавливает требования пожарной безопасности к определению числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны на территории поселений, городских округов (далее - населенных пунктов) и производственных объектов.
Судом установлено, что ранее постановлением Администрации сельского поселения Инзерский сельсовет муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан №... от дата утверждено Положение об обеспечении первичных мер пожарной безопасности в пределах административных границ на территории Инзерского сельсовета Белорецкого района Республики Башкортостан.
Постановлением Администрации сельского поселения Инзерский сельсовет муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан №... от дата утверждено Положение об осуществлении деятельности по профилактике пожарной безопасности добровольной пожарной охраны в границах сельского поселения Инзерский сельсовет муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан.
Постановлением Администрации сельского поселения Инзерский сельсовет муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан №... от дата утверждено Положение о добровольной пожарной команде сельского поселения Инзерский сельсовет муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан.
Постановлением Администрации сельского поселения Инзерский сельсовет муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан №...-п от дата установлен ежегодный комплекс мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в весенне-летний период на территории сельского поселения Инзерский сельсовет в дата.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований прокурора о признании незаконным бездействия Администрации сельского поселения Инзерский сельсовет муниципального района Белорецкий район РБ о непринятии мер по обеспечению нормативного прибытия первого подразделения пожарной охраны к месту вызова в населенных пунктах: Александровка, Бердагулово, Верхняя Манява, Корпуста, Лапышта, Нижняя Манява, Нижняя Тюльма, Арышпарово, Аисово, Кулмас, так как Администрацией сельского поселения Инзерский сельсовет муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан приняты меры к обеспечению первичной пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов. Соответственно суд пришел к выводу, что пункт 2 Предписания №... от дата, вынесенного в отношении Администрации сельского поселения Инзерский сельсовет муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, является незаконным и необоснованным и подлежащим отмене, в связи с чем, встречные требования Администрации сельского поселения Инзерский сельсовет муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан в этой части подлежат удовлетворению.
Согласно пункту 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, руководитель организации обеспечивает исправное содержание (в любое время года) дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам. Запрещается использовать для стоянки автомобилей (частных автомобилей и автомобилей организаций) разворотные и специальные площадки, предназначенные для установки пожарно-спасательной техники.
Исходя из положений пункта 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из Акта проверки №... от дата пункт 3 следует, что в населенных пунктах Верхняя Манява, Нижняя Манява и Айгир Администрацией сельского поселения Инзерский сельсовет муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан не обеспечивается исправное содержание (в любое время года) дорог для беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.
Таким образом, доводы прокурора об устранении указанных выше нарушений по обеспечению в населенных пунктах Верхняя Манява, Нижняя Манява и Айгир ремонта дорог для беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара являются обоснованными, в связи с чем правомерно были удовлетворены судом первой инстанции.
Между тем, встречные требования Главы администрации сельского поселения Инзерский сельсовет муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан о признании незаконным пункта 3 Предписания №... от дата не нашли своего обоснованного подтверждения.
В силу пункта 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что в отношении Администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан каких-либо проверок по установлению нарушений пожарной безопасности либо дорожной деятельности не проводилось.
На основании муниципального контракта №... от дата, заключенного Администрацией муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан и АО «Башкиравтодор», подрядчик обязуется выполнить работы по содержанию автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан местного значения в муниципальном районе Белорецкий район Республики Башкортостан на 2020-2021 годы.
Доказательств, подтверждающих ненадлежащее обеспечение транспортного сообщения в населенные пункты: Александровка, ФИО4, Верхняя Манява, Корпуста, Лапышта, Нижняя Манява, Нижняя Тюльма, Арышпарово, Аисово, Кулмас, в целях обеспечения возможности прибытия в них подразделения пожарной охраны, суду не представлено, в связи с чем в удовлетворении административных исковых требований прокурора об обязании Администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан обеспечить транспортное сообщение в указанные населенные пункты в целях обеспечения возможности прибытия в них подразделения пожарной охраны, обоснованно было отказано.
На основании Федерального закона от 10 июля 2012 года №117-ФЗ статья 67 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» признана утратившей силу.
Как видно из пункта 4 Предписания №... от дата должностное лицо ссылается на нарушение статьи 67 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», утратившей силу.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции правомерно исключил из Предписания №... от дата данную статью из графы в качестве нарушений нормативного документа.
Согласно пункту 80 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, органами местного самоуправления поселений и городских округов для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности». При наличии на территории объекта защиты или вблизи него (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.
В силу положений части 5 статьи 68 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» допускается не предусматривать наружное противопожарное водоснабжение населенных пунктов с числом жителей до 50 человек.
Согласно справке №... от дата, данной Администрацией сельского поселения Инзерский сельсовет муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, в д.Айгир – 24 домовладения, постоянно проживают 3 человека, д.Верхняя Манява – 7 домовладений, постоянно проживают 2 человека, д.Нижняя Манява – 10 домовладений, постоянно проживают 3 человека, д. Лапышта – 0 домовладений, проживают 0 человек, д. Аисово – 12 домовладений, постоянно проживают 19 человек, с.Кулмас – 11 домовладений, постоянно проживают 5 человек, д.Александровка – 29 домовладений, постоянно проживают 4 человека, д.Корпуста – 48 домовладений, постоянно проживают 6 человек. Данные подтверждаются сведениями в похозяйственных книгах.
Таким образом, требования Администрации сельского поселения Инзерский сельсовет муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан о признании частично незаконным пункта 4 Предписания №... от дата являются обоснованными, в связи с чем, судом первой инстанции исключены из указанного пункта 4 Предписания населенные пункты: Айгир, Верхняя Манява, Нижняя Манява, Лапышта, Аисово, Кулмас, Александровка, Корпуста.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 68 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами.
В части 1 статьи 127 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» указано, что пожарные гидранты должны устанавливаться на сетях наружного водопровода и обеспечивать подачу воды для целей пожаротушения.
На основании пункта 4.3 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».
В пункте 3.2 СП 8.13130.2009. «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утвержденных Приказом МЧС России от 25 марта 2009 года №178, установлено, что гидрант – это техническое устройство, предназначенное для забора воды из водопровода передвижной пожарной техникой.
Пожарные гидранты, установленные на водопроводных сетях холодного водоснабжения, не могут функционировать сами по себе, так как являются частью системы водоснабжения, в связи с чем, представляют собой единое сооружение, поэтому не могут быть отдельными объектами недвижимости, подлежащими регистрации в установленном законом порядке.
Из представленного решения Совета сельского поселения Инзерский сельсовет муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан №... от дата следует, что объекты водоснабжения, находящиеся на балансе сельского поселения Инзерский сельсовет муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан переданы в муниципальную собственность муниципального района Белорецкий район РБ, что подтверждается Перечнем объектов, передаваемых в муниципальную собственность муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан и Актами №..., №... от дата.
В силу пункта 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, руководитель организации обеспечивает исправность, своевременное обслуживание и ремонт источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода и организует проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов.
Таким образом, поддержание находящихся на территории муниципального образования средств пожаротушения в исправном состоянии является публично-правовой обязанностью соответствующих органов местного самоуправления, то есть в силу решения Совета сельского поселения Инзерский сельсовет муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан №... от дата, о передаче в собственность объектов водоснабжения, данные обязанности по проверке в населенном пункте Инзер работоспособности не реже 2 раза в год наружных источников противопожарного водоснабжения возлагаются на Администрацию муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, в связи с чем имеются правовые основания для удовлетворения требования прокурора в данной части.
Между тем, доказательств, подтверждающих передачу в собственность Администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан объектов водоснабжения в населенном пункте Усмангали Белорецкого района, суду не представлено, в связи с чем, обязанность по проверке в населенном пункте Усмангали работоспособности не реже 2 раза в год наружных источников противопожарного водоснабжения возлагаются на Администрацию Инзерский сельсовет муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан.
При указанных обстоятельствах, нарушения, указанные в пункте 5 Предписания №... от дата в отношении Администрации сельского поселения Инзерский сельсовет муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, являются обоснованными.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
При указанных обстоятельствах, имеется основания для установления срока для исполнения решения суда с учетом конкретных обстоятельств дела, особенностью условий для проведения работ, и установить срок исполнения решения суда два месяца, со дня вступления решения суда в законную силу.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они согласуются с материалами дела и соответствуют действующему законодательству.
Вместе с тем, судебная коллегия пришла к выводу об изменении решения суда в части, поскольку обязанность проводить проверку работоспособности наружных источников противопожарного водоснабжения в населенном пункте Усмангали возложена как на Администрацию муниципального района Белорецкий район, так и на Администрацию сельского поселения Инзерский сельсовет, между тем, доказательств, подтверждающих передачу в собственность Администрации муниципального района Белорецкий район РБ объектов водоснабжения в населенном пункте Усмангали, суду не представлено.
При таких обстоятельствах, постановленное решение суда подлежит изменению в обозначенной части.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от дата изменить в части обязания Администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан обеспечить проверку в населенных пунктах Инзер, Усмангали работоспособность не реже 2 раз в год наружных источников противопожарного водоснабжения: Обязав Администрацию муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан обеспечить проверку в населенном пункте Инзер работоспособность не реже 2 раз в год наружных источников противопожарного водоснабжения.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий Ф.М. Каримова
Судьи А.Ф. Искандаров
Г.Р. Кулова
Справка: судья Ручушкина Г.В.