ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1360/2021 от 19.07.2021 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья Дульцева Л.Ю.

Дело № 33а-6907/2021; 2а-1360/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:

Председательствующего судьи Чулатаевой С.Г.,

судей Овчинниковой Н.А., Титовца А.А.,

при секретаре Греховой Е.В.,

рассмотрела 19 июля 2021 г. в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю на решение Ленинского городского суда г. Перми от 25 марта 2021 года, которым постановлено:

признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю от 06.11.2020. №КУВД-001/2020-9143336/3 об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

Заслушав доклад судьи Овчинниковой Н.А., объяснения явившихся лиц, изучив материалы дела судебная коллегия,

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, просит признать незаконным уведомление об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 06.11.2020 №КУВД-001/202-9143 33 6/3.

В обоснование своих требований указала, что на основании договора купли-продажи от 14.05.2018 является собственником земельного участка с кадастровым номером **, расположенного по адресу: ****. На указанном земельном участке до его приобретения был построен садовый домик. В рамках процедуры «дачной амнистии» обратилась в Управление Росреестра по Пермскому краю» с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав. 06.11.2020 вынесено уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав, поскольку земельный участок с кадастровым номером ** отнесен к землям сельхозназначения и образован путем изъятия у ООО «Совхоз Всходы» пашни общей площадью 26,47 га. Считает данный отказ незаконным, поскольку садовый дом был построен в 2012г., а п.6 ст.79 ЗК РФ, запрещающий строительство садовых домов на землях сельскохозяйственного назначения был введен с 01.01.2019г.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит Управление Росреестра по Пермскому краю, считает его незаконным и необоснованным. В обоснование жалобы указывает, что земельный участок с кадастровым номером ** категории земли сельскохозяйственного назначения имеет вид разрешенного использования «для ведения садоводства». Однако невозможность размещения на данном земельном участке объектов капитального строительства обусловлена тем, что земельный участок образован из исходного земельного участка, относящегося к сельскохозяйственным угодьям. Для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие чего они не могут быть изменены. Правила землепользования и застройки, предусматривающие возведение жилых домов на сельскохозяйственных угодьях, противоречат целевому назначению земельного участка. Установленный органом местного самоуправления вид разрешенного использования земельного участка без соблюдения необходимых процедур (предшествующего изменения категории) не должен влечь за собой последующие нарушения законодательства при осуществлении учетно-регистрационных действий. В рамках правовой экспертизы документов государственный регистратор вправе установить несоответствие сведений об объекте недвижимости сведениям ЕГРН об образовании земельного участка.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Пермскому краю ФИО2 в судебном заседании настаивала на доводах апелляционной жалобы, просила отменить решение суда.

Административный истец ФИО1, её представитель ФИО3 в судебном заседании возражали против доводов апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения.

Выслушав объяснения явившихся лиц, изучив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером **, расположенного по адресу: ****, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения садоводства (л.д. 21-23).

21.07.2020 ФИО1 обратилась к административному ответчику с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав на объект недвижимости: здание (садовый дом), назначение здания: нежилое, расположенный в пределах земельного участка с кадастровым номером **, приложив технический план от 17.07.2020.

Уведомлением от 06.09.2020 № КУВД-001/2020-9143336/1 административному истцу сообщено, что принято решение о приостановлении постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права на основании п.п. 7,22 ч.1 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" поскольку земельный участок с кадастровым номером ** имеет категорию – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для садоводства и возведение на таких землях объектов недвижимости законом не предусмотрено. Кроме того, технический план, представленный с заявлением, выполнен с нарушением п.34 Требований к подготовке технического плана. Предложено кадастровому инженеру доработать технический план, заявителю представить дополнительные документы, необходимые для осуществления регистрационных действий.

В соответствии с уведомлением от 06.11.2020 № КУВД-001/2020-9143336/3 ФИО1 отказано в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в связи с не устранением причин, послуживших основанием для приостановления в части отсутствия документов о переводе земельного участка с кадастровым номером 59:18:3630203:23 из категории «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию «земли населенных пунктов» и истечением срока приостановления, указанного в уведомлении (л.д. 24-26).

Разрешая административные исковые требования, суд первой инстанции руководствовался положениями ч. 1 ст. 218 КАС РФ, п. 22 ч. 1 ст. 26, ст. 27, ч. 10 ст. 40, ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", п. 1 ст. 263 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 7, п.п. 2 п. 1 ст. 40, ч. 1, ч. 6 ст. 79, ч. 1 ст. 71 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 1 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 3, ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Сводом правил «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения» СП 53.13330.2011, утвержденным Приказом Минрегиона России от 30.12.2020 № 849, Правилами землепользования и застройки Краснослудского сельского поселения, утвержденными решением Совета депутатов Краснослудского сельского поселения от 19.06.2014 №39, с изменениями, внесенными Решением Земского Собрания Добрянского муниципального района от 19.08.2019 №550, Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 1.9.2014 г. № 540, Приказом Росреестра от 31.12.2020 № П/0528.

Суд исходил из того, что земельный участок с кадастровым номером ** расположен в зоне, занятой объектами сельскохозяйственного назначения Сх2 и имеет вид разрешенного использования – ведение садоводства, код 13.2, то есть земельный участок может быть использован для размещения садового дома.

Оснований не согласиться с выводом суда первой инстанции, судебная коллегия не усматривает.

Статьей 29 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В соответствии с п.22 ч.1 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если созданный (создаваемый) объект недвижимости, при строительстве (реконструкции) которого в соответствии с законодательством не требуется выдача разрешения на строительство, разрешения на ввод в эксплуатацию, не соответствует виду разрешенного использования земельного участка, на котором он создан (создается), или не соответствует градостроительному регламенту в случае, если правообладатель такого земельного участка вправе выбрать вид разрешенного использования этого земельного участка без согласований и разрешений.

В соответствии с п.1 ст. 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 указанного Кодекса).

Согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов.

В силу п. 1 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства, реконструкции на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, определенных в соответствии с законодательством в сфере садоводства и огородничества.

На основании ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках допускается только в случае, если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства.

Сводом правил «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения» СП 53.13330.2011, утвержденным Приказом Минрегиона России от 30.12.2020 № 849 (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений и возведения объекта), определено, что на садовом, дачном участке могут возводиться жилое строение или жилой дом, хозяйственные постройки и сооружения, в том числе – теплицы, летняя кухня, баня (сауна), душ, навес или гараж для автомобилей (пункт 6.4). При этом в приложении Б «Термины и определения» к указанному Своду правил, жилое строение определено как здание, возводимое на садовом, дачном земельном участке для временного проживания без права регистрации, жилой дом – здание, возводимое на дачном земельном участке для временного или постоянного проживания с правом регистрации.

Действующим в настоящее время "СП 53.13330.2019. Свод правил. Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения (СНиП 30-02-97* Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения)" (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 14.10.2019 N 618/пр), также определено, что садовый земельный участок может использоваться для размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей (п. 3.10).

Из приведенных норм следует, что не требуется получение разрешения на строительство (реконструкцию) садового дома на садовом земельном участке.

Согласно ч.10 ст.40 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.

Учитывая изложенное, судебная коллегия находит правомерным вывод суда о незаконности оспариваемого решения Управления Росреестра по Пермскому краю.

Ссылки в апелляционной жалобе на невозможность размещения на данном земельном участке объектов капитального строительства, поскольку ранее земельный участок относился к сельскохозяйственным угодьям, не влияют на законность обжалуемого решения.

Согласно ч.1, ч.6 ст.79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Сельскохозяйственные угодья не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке.

Приказом Росреестра от 07.06.2019 № П/0225 (в редакции на момент вынесения органом оспариваемого решения) утвержден Перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по государственному земельному надзору, согласно которому в числе указанных нормативных правовых актов указана ч.6 ст.79 ЗК РФ.

В силу ч.1 ст.71 ЗК РФ под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели), гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.

Таким образом, проверка соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, использующими земельные участки, положений ч.6 ст.79 ЗК РФ осуществляется при проведении мероприятий по государственному земельному надзору, а не в при осуществлении органом регистрации государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, соответственно, выводы административного ответчика о нарушении административным истцом положений ч.6 ст.79 ЗК РФ, выразившемся в возведении жилого дома на земельном участке, относящемся к категории «земли сельскохозяйственного назначения», не могли послужить основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

Кроме того, ч.3 ст.3 Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся:

1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;

2) проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти;

3) проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав;

4) государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав;

5) выдача документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

6) ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем;

7) принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей;

8) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.

Таким образом, проверка законности возведения на земельном участке объекта недвижимости не входит в компетенцию органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

Доводы апелляционной жалобы о том, что Правила землепользования и застройки, предусматривающие возведение жилых домов на сельскохозяйственных угодьях, противоречат целевому назначению земельного участка; установленный органом местного самоуправления вид разрешенного использования земельного участка без соблюдения необходимых процедур (предшествующего изменения категории) влечет за собой нарушения законодательства, не могут повлиять на законность решения суда, поскольку направлены на оспаривание нормативного правового акта органа местного самоуправления и не могут быть предметом рассмотрения настоящего административного дела.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают обстоятельств, установленные судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, не свидетельствуют о неправильном применении им норм материального права и, соответственно, не влияют на законность обжалуемого решения.

Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

На основании вышеизложенного обжалуемое решение суда первой инстанции отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ч. 2 ст. 177, ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия,

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ленинского городского суда г. Перми от 25 марта 2021 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (г.Челябинск) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи